Московский Открытый Социальный Университет Финансово-экономический факультет Заочного образования Менеджмент организации Контрольная работа По дисциплине Документационное обеспечение управления На тему Федеральный закон Об архивном деле в Российской Федерации и его основные отличия от законодательных актов, ранее регулировавших правоотношения в сфере
архивной деятельности Выполнила Студентка 5-го курса Группы Фэ-02- 6 Иванова Ирина Николаевна Москва 2006г. План 1. Выдержка из ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА Об архивном деле в РФ 3 a. Глава 1. Общие положения 3 b. Глава 2. Архивный фонд Российской Федерации 5 c. Глава 3. Управление архивным делом в
Российской Федерации 9 d. Глава 6. Доступ к архивным документам и их использование 12 e. Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации .2. Интервью с Заместителем руководителя Федерального архивного агентства Андреем Николаевичем Артизовым. Обсуждение основных отличий от законодательных актов, ранее регулировавших правоотношения
в сфере архивной деятельности, проблем, связанных с осуществлением контроля за исполнением архивного законодательства, первоочередных задач Росархива в связи с принятием данного закона, основных новации в сфере регулирования архивного дела, содержащиеся в принятом законе, и другие актуальные вопросы, затронутые принятым законом. .3. Вывод 4. Список Литературы .1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об архивном деле в Российской Федерации Опубликовано 27 октября 2004 г.
Вступает в силу с момента публикации Принят Государственной Думой 1 октября 2004 года Одобрен Советом Федерации 13 октября 2004 год Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской
Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Статья 2. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации 1. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых
в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему
Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона. Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия 1 архивное дело в Российской Федерации далее также - архивное дело - деятельность государственных органов, органов
местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов 2 архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства 3 документы по личному
составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем 4 документ Архивного фонда Российской Федерации - архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению 5 особо ценный документ - документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения
и использования 6 уникальный документ - особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и или его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и или автографичности 7 архивный фонд - совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой 8 Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое,
научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению 9 архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов 10 государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством
Российской Федерации далее - федеральный государственный архив , или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации далее - государственный архив субъекта Российской Федерации , которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов 11 муниципальный архив - структурное
подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов 12 постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации без определения срока бессрочное 13 временное хранение архивных
документов - хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами 14 временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона 15 депозитарное хранение документов
Архивного фонда Российской Федерации - хранение документов Архивного фонда Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями в том числе академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и специально уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти 16 экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации 17 упорядочение архивных документов - комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения дела , описанию и оформлению таких единиц хранения дел в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти 18 владелец архивных документов - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором 19 пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях
к архивным документам для получения и использования необходимой информации. Глава 2. Архивный фонд Российской Федерации Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа
создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино фото видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Статья 6. Включение архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации 1. Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов. 2. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных документов,
в том числе уникальных документов, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. 3. Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения. 4. Решение вопросов о включении в состав
Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции. 5. ЭЭкспертиза ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником
или владельцем архивных документов. 6. Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается. 7. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав
Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом органом местного самоуправления муниципального района, городского округа , музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов
Архивного фонда Российской Федерации. Статья 7. Архивные документы, относящиеся к государственной собственности 1. К федеральной собственности относятся архивные документы 1 хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность 2
государственных органов и организаций, указанных в подпункте б пункта 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона 3 бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях 4 отнесенные к федеральной собственности федеральными
законами. 2. К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы 1 хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность 2 государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации. Статья 8. Архивные документы, относящиеся к муниципальной собственности 1.
К муниципальной собственности относятся архивные документы 1 органов местного самоуправления и муниципальных организаций 2 хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность . 2. Разграничение собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения
статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Статья 9. Архивные документы, относящиеся к частной собственности К частной собственности относятся архивные документы 1 организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений
со дня их регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства далее - негосударственные организации 2 созданные гражданами или законно приобретенные ими. Статья 11. Особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности 1.
Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При этом правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственника соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, организацию Российской академии наук, с которыми прежний собственник заключил договор.
2. При переходе прав собственника на документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, к другому лицу к этому лицу переходят обязанности, указанные в договоре, предусмотренном частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона. 3. Если собственник особо ценных документов и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести
к утрате ими своего значения, такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса Российской Федерации. 4. В случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны не позднее чем за 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченный
Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения у специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и соответствующего уполномоченного органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела права требовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством перевода на них прав и обязанностей покупателя. Статья 12. Защита права собственности на архивные документы 1. Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается.
2. Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежат передаче собственникам или законным владельцам в соответствии с международным договором Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Глава 3. Управление архивным делом в Российской Федерации Статья 13. Создание архивов 1. Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального
района и городского округа обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. 2. Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
Статья 14. Организация управления архивным делом в Российской Федерации 1. Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики. 2. Государственное управление архивным делом в
Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти. 3. Государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области архивного дела. 4. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления. 5. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации в том числе правилами, установленными специально уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти , законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Статья 16. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально
уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 18. Хранение документов
Архивного фонда Российской Федерации 1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся 1 постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук 2 временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или
городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования. 2. Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и организации в том числе академии наук Российской
Федерации, имеющие государственный статус, за исключением Российской академии наук , перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Сроки и условия депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и использования указанных документов устанавливаются в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти или организациями в том числе академиями наук
Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 3. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся 1 постоянно - в муниципальных архивах, музеях и библиотеках 2 временно - в органах местного самоуправления,
муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков. 4. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук. При этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или
владельцами с соблюдением норм настоящего Федерального закона. Статья 19. Государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации 1. Документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда
Российской Федерации определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение которого осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в состав имущества этих архивов, музеев, библиотек и организаций Российской академии наук. Статья 22. Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение
Устанавливаются следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их поступления в государственные и муниципальные архивы 1 для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации в том числе органов прокуратуры
Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации Банка России , а также для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций - 15 лет 2 для включенных в установленном порядке в состав
Архивного фонда Российской Федерации документов органов государственной власти, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и организаций субъектов Российской Федерации - 10 лет 3 для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций - 5 лет 4 для включенных в установленном порядке в состав
Архивного фонда Российской Федерации отдельных видов архивных документов а записей актов гражданского состояния - 100 лет б документов по личному составу, записей нотариальных действий, похозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов - 75 лет в проектной документации по капитальному строительству - 20 лет г технологической и конструкторской документации -
20 лет д патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец - 20 лет е научной документации - 15 лет ж кино- и фотодокументов - 5 лет з видео- и фонодокументов - 3 года. Глава 6. Доступ к архивным документам и их использование Статья 24. Доступ к архивным документам 1. Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать
для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и или копий необходимых ему документов. 2. Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов.
Статья 25. Ограничение на доступ к архивным документам 1. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности. 2. Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности,
содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие
государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов.
С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов. Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в
Российской Федерации Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации Юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 2.Интервью с Заместителем руководителя Федерального архивного агентства
Андреем Николаевичем Артизовым. Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая аудитория! Мы начинаем интервью с Заместителем руководителя Федерального архивного агентства Андреем Николаевичем Артизовым. 22.10.2004 года был принят Федеральный закон Об архивном деле в Российской Федерации . Разработка проекта данного федерального закона была предусмотрена
Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2002-2004 гг а также Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Принятый закон последовательно укладывается в общий процесс обновления правового фундамента
российского общества на базе закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов. Уважаемый Андрей Николаевич, позвольте Вас поприветствовать в компании Гарант . Сегодня мы планируем обсудить проблемы, связанные с осуществлением контроля за исполнением архивного законодательства, первоочередные задачи Росархива в связи с принятием данного закона, основные новации в сфере регулирования архивного дела,
содержащиеся в принятом законе, и другие актуальные вопросы, затронутые принятым законом. Стенограмма интервью будет размещена на интернет-сайте компании Гарант Андрей Николаевич! В чем важнейшие отличия принятого Федерального закона Об архивном деле в Российской Федерации от законодательных актов, ранее регулировавших правоотношения в сфере архивной деятельности? Законодательными актами, ранее регулировавшими правоотношения
в сфере архивного дела в новой России, являлись Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-I, которые были приняты еще Верховным Советом России. В 1994 году Указом Президента было утверждено положение об Архивном фонде. Вот два основополагающих документа.
В советское время законов, посвященных архивному делу, не было. Не было их и в дореволюционной России. Так что первым законодательным актом в этой сфере стали Основы законодательства об Архивном фонде и архивах, которые с принятием Федерального закона от 22.10.2004 года N125-ФЗ Об архивном деле в Российской Федерации утратили силу. Первой особенностью нового
Федерального закона является форма документа. Ранее были Основы законодательства, теперь - Федеральный закон. Исходя из этого, в законе более детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. В Основах законодательства работе с архивными документами посвящен всего один раздел - Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов .
Он включал пять статей. В законе этому посвящено три самостоятельных раздела Хранение и учет архивных документов , Комплектование архивов архивных документов , Доступ к архивным документам и их использование . Таким образом, с точки зрения объема содержащейся информации новый закон более чем в два раза расширяет вопросы, содержание, определение, термины и характеристики тех или иных вопросов работы с архивными
документами по сравнению с Основами законодательства. Вторая отличительная особенность - это сфера применения нового закона. Ранее действовали Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, название нового Федерального закона - Об архивном деле . Изменение названия не является простой заменой слов.
Дело в том, что в нашей стране специальных научных исследований давно не проводилось. Существуют маркетинговые исследования Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела. В процессе деятельности всех юридических лиц разных форм собственности в год образуется примерно 400 млрд. листов документов. Из этих 400 млрд. листов документов порядка 3 поступает на хранение в архивы. Документы, поступающие на вечное хранение в архивы, это документы
Архивного фонда РФ. Документы, имеющие определенную значимость для самого собственника этих документов, являются архивными документами и имеют срок хранения - три года, пять лет, 10 лет, 75 лет. Бухгалтерский отчет хранится пять лет, налоговая документация - 10 лет. Есть еще большая масса документов, так называемые однодневки у них нет никакого срока хранения. Основы законодательства регулировали вопросы хранения, комплектования, учета использования документов
архивного фонда, то есть речь идет о тех 3 документов, которые подлежат постоянному хранению. И фактически за пределами его действия оставались вопросы сохранности других архивных документов, которые имеют другие сроки хранения, но не являются документами Архивного фонда РФ. Новый закон затрагивает вопросы сохранности, учета, использования и документов Архивного фонда, и других архивных документов. Например, документы, которые отражают отношение работника
и работодателя - трудовые книжки, кадровые дела. Справки для личного состава выдаются именно по ним. Для них и других документов в новом законе установлены сроки хранения. Эти несоответствия и повлекли принятие данного закона? Безусловно. Есть еще одна отличительная особенность нового закона. Основы законодательства появились до принятия новой
Конституции России. Они были приняты в июле 1993 года. Далее последовали события осени 1993 года, принятие новой Конституции. Вслед за новой Конституцией был принят новый ГК. Поменялась вся схема гражданского законодательства. В 1995 году в рамках реализации новой Конституции
России появился Федеральный закон N 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации . Согласно Конституции муниципальная власть не входит в систему органов государственной власти. Эти вопросы оказались за бортом Основ законодательства по вполне понятным причинам. Эти моменты, связанные с вопросами собственности, системой государственного устройства, необходимо было отразить в новом законе. Архивное дело - это сфера совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов. Муниципальные образования тоже имеют свои архивы, и необходимо было урегулировать вопросы хранения ими документов. В Основах законодательства этот вопрос не был урегулирован. Архивные документы - это специфический вид имущества. Объект собственности, если быть точнее, который может покупаться и продаваться.
Архивные документы чем старше, тем дороже. И в этом смысле у такого объекта собственности, как архивные документы, обязательно должны быть собственники. Если это документ РФ, то это федеральная собственность, документ субъекта РФ - собственность субъекта РФ. Если это документ муниципального архива, то это собственность муниципального образования. Если документ находится в частной собственности, а это специфический вид собственности,
то должны быть соответствующие ограничения гражданского оборота на те или иные архивные документы. Все эти позиции в ФЗ Об архивном деле в Российской Федерации отражены и прописаны. Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, почему тогда так долго принимался закон? Если Основы были приняты в 1993 году, то почему закон Об архивном деле в РФ был принят только сейчас? Если говорить о непосредственно нынешнем законодательном
процессе, то внесение законопроекта в Госдуму в прошлом году и принятие его немногим спустя 10 месяцев - это довольно быстрый срок. В Госдуме сегодня находится масса законопроектов, которые по три-пять лет прорабатываются, возвращаются на доработку, потом вновь вносятся в Парламент субъектами законодательной инициативы. Это небольшой срок. Что касается одиннадцатилетнего разрыва между прежними
Основами законодательства 1993 года и новым законом N125-ФЗ 2004 года, то это, конечно, объективные вещи. Не имело смысла в 1993 году принимать закон, чтобы через три года его переписывать. Надо было, во-первых, посмотреть, как в стране закон должен сам по себе поработать. Любой нормальный закон должен поработать какое-то количество лет, чтобы увидеть его достоинства и недостатки.
Если мы приняли закон и сразу же начинаем вносить в него поправки или переписывать, значит это плохой закон. И в этом смысле нужно было какое-то количество лет, чтобы состоялась реформа государственного устройства. С точки зрения реформы государственного устройства в нашей стране только в прошлом году были приняты два таких основополагающих документа, нормы которых нашли отражение в ФЗ Об архивном деле в РФ это ФЗ N131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации , переписавший закон от 1995 года. Мы должны были учесть его нормы уже при подготовке ФЗ Об архивном деле в РФ и ФЗ О внесении изменений, дополнений в закон Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации . То есть это два основополагающих закона, подготовленные комиссией
по разграничению предметов ведения полномочий между РФ и субъектами РФ при Президенте России, возглавляемой Козаком Д.Н чтобы провести реформу государственного устройства. Архивы отражают систему государственной власти и государственного устройства в стране, и мы должны были тоже это учесть. И, наконец, нужна была практика работы, которая бы показала, что существуют проблемы
по определенным вопросам архивной работы. Андрей Николаевич, могли бы Вы охарактеризовать основные направления государственной политики в области архивного дела? Нашли ли они свое отражение в новом законе? Архивы во всем цивилизованном мире - это государственное дело. В любой стране есть национальная архивная служба. Во всем мире архивы призваны осуществлять, в сущности, одни и те же главные функции.
Первая функция - сохранить документы, то есть сохранить национальную историю, национальную память. Вторая функция - обновлять эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Эти три или два процента от общего объема документов должны быть репрезентативны, отражать все основные события, которые происходят в стране, чтобы потом можно было судить о главных событиях, которые происходят сейчас. Третья функция - документы должны быть объединены в справочно-поисковые
системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию. Наконец, четвертая функция, самая близкая всем гражданам нашей страны это иметь доступ к ним и использовать при необходимости. С этой точки зрения российские архивы ничем не отличаются от зарубежных, и главное направление государственной политики заключается в создании условий для того, чтобы можно было хранить эти документы в нормальных условиях в соответствии с установленными требованиями.
Кроме бумажных у нас уже есть и другие носители - кино- и фотопленки. В этом году мы начали впервые принимать материалы последней всероссийской переписи населения, состоявшейся два года назад, на электронных носителях, и будем хранить эти материалы на компакт-дисках. Это совершенно новый для нас носитель, который будет иметь все большее распространение в мире, и у нас в том числе. Для этого нужна соответствующая материально-техническая база.
Для оперативного поиска документа необходима компьютерная система поиска информации, что также требует соответствующего материально-технического обеспечения и обучения кадров, работы персонала, программного обеспечения. Ну, и, конечно, не надо забывать, что реализует государственную политику наше государство через нормативные акты. Принятие федерального закона - это важнейшая часть государственной политики в сфере архивного дела. После принятия закона решение каких первоочередных задач становится необходимым
в настоящее время для развития архивного дела в Российской Федерации? Ближайшая задача для нас - это приведения нормативно-правовой базы, имеющейся сегодня в архивном деле, в соответствие с ФЗ Об архивном деле в РФ . Субъекты РФ имеют собственные законы. Законы Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Новосибирской области, Московской области, г.
Москвы и другие должны быть приведены в строгое соответствие с нормами принятого закона. Это работа требует внимания, профессионализма и содружества архивистов и юристов. Вторая задача тоже связана с совершенствованием нормативно-правовой базы. ФЗ Об архивном деле в РФ требует, чтобы все публичные архивы нашей страны - государственные архивы, федеральные, архивы субъектов РФ и муниципальные архивы - жили по единым правилам работы.
Это советское наследие, от которого мы не собираемся отказываться. Потому что это наследие абсолютно необходимо нам с точки зрения, во-первых, глобализации. Единые правила учета, единые стандарты поиска обеспечивают легкую стыковку информационных систем и, соответственно, дешевле обходится поиск информации. Единые стандарты доступа - это прямое требование Конституции
РФ. В какой бы публичный архив нашей страны ни пришел наш гражданин, он вправе требовать единого порядка доступа к документам. Не может быть, чтобы в одном архиве тебя к таким документам пускали, а в другом - нет. Единые правила работы государственных муниципальных архивов - это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, но с участием, конечно, Федерального архивного агентства.
Правила должны быть подготовлены в ближайшие один-два года, утверждены министром, зарегистрированы Министерством юстиции РФ и стать нормативным актом, по которому уже непосредственно будут жить государственные муниципальные архивы нашей страны. Потребует ли принятый закон дополнительных расходов бюджетов различных уровней, включая федеральный бюджет? В течение 2005 года, наверное, нет. Одна из новаций ФЗ Об архивном деле в РФ связана с разграничением собственности на архивные документы
среди самого государства. Новый ФЗ Об архивном деле четко определяет, какие документы являются федеральной собственностью документы Архивного фонда РФ , а какие - собственностью субъектов РФ. Раньше в рамках этого разграничения территориальные органы федеральных органов государственной власти, например органы казначейства, налоговые органы, прокуратура, суд и так далее, сдавали федеральные документы на хранение по территориальному принципу в тот или иной район, область, республику, не платя за это
деньги. Теперь они вправе сдавать такие документы только после заключения соответствующего договора. Договор может быть платным и бесплатным. Так что если встает вопрос о сохранности или об обеспечении сохранности документов прокуратуры, суда, расположенных на территории, например, Кировской или Пензенской области, нужно будет предусматривать в расходах бюджетных территориальных органов государственной власти соответствующие расходы.
В перспективе, вполне вероятно, будет происходить определенное увеличение расходов именно федерального бюджета на содержание таких архивных документов. Каким образом в новом законе сформулированы принципы взаимодействия и сотрудничества государственных органов с органами местного самоуправления в области архивного дела? В отличие от Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации здесь никаких дополнительных принципов не сформулировано. Принцип один если вы передаете государственные полномочия органов государственной власти органам местного самоуправления в архивном деле, то вы обязаны передать вместе с этими государственными полномочиями финансовые и материальные ресурсы, которые необходимы для выполнения этих полномочий. Решение большинства вопросов функционирования и развития архивов возлагается на сами архивы.
Возможно ли будет в дальнейшем государству эффективно руководить их деятельностью? Конечно. В нашей стране фактически весь основной объем архивных документов предшествующей истории хранится в государственных муниципальных архивах. Это та часть историко-культурного наследия, которая не подлежит приватизации, не может быть объектом купли-продажи и иных сделок, могущих привести к отчуждению этих документов из государственной муниципальной собственности.
Из приватизационного процесса все эти документы, являющиеся государственной муниципальной собственностью, изъяты. Нынешний закон Об архивном деле в РФ подтвердил норму, зафиксированную еще в прежних законодательных актах об архивном деле 1993-1994 годов, распространив ее, в том числе, и на муниципальные архивы. Государство не вправе снимать с себя обязанности по содержанию, закон так и гласит комплексов документов . Что касается частных архивов, то их появляется все больше и больше.
Это дело каждого частного собственника. Как он обеспечивает условия хранения своих документов? Требования закона одно частный собственник обязан обеспечить сохранность этих документов в сроки, установленные нормативными правовыми актами РФ. Если он их не обеспечивает, то может быть за это наказан. Но выполнять требования закона он должен самостоятельно. В этом смысле наш закон вполне либерален. Это тоже его отличительная черта, которая соответствует подходам,
связанным с организацией архивного дела во многих западноевропейских государствах. Какие услуги собственники или владельцы архивных документов обязаны будут оказывать бесплатно пользователям архивных документов в соответствии с новым Федеральным законом Об архивном деле в Российской Федерации ? Часть 3 ст. 26 Федерального закона Об архивном деле в Российской
Федерации гласит Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии
с законодательством Российской Федерации . Вот все, что связано с пенсионным обеспечением, льготами и компенсациями жертвам репрессий, узникам нацистских лагерей. Когда эти люди ищут защиты своих имущественных прав, такие справки им выдаются бесплатно. Традиционно у нас есть правила работы читателей в государственных архивах, работы пользователя в читальном зале, ознакомления с архивными документами. Эти услуги являются бесплатными, и никто не собирается подвергать
их сомнению и упразднять. Андрей Николаевич, устранены ли новым законом нестыковки, существовавшие ранее в архивном законодательстве, по вопросам регулирования порядка использования документов Архивного фонда РФ и вопросов международного сотрудничества? Я не знаю, кто задал этот вопрос, но он содержит много всяких подводных камней. Поэтому я в общей форме отвечу. Чем обусловлено беспокойство человека, задавшего этот вопрос?
Понимаете, для нас необходимо было сделать так, чтобы наш закон четко соответствовал другим международным договорным обязательствам России и нашим федеральным законам, в частности это все, что касается вывоза и ввоза архивных документов за пределы государства. Новый закон приведен в строгое соответствие с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-I О вывозе и ввозе культурных ценностей .
Все, что касается вопросов перемещенных культурных ценностей, в том числе перемещенных архивов, здесь новый закон приведен в строгое соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 N 64-ФЗ О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации , потому что ранее так называемые трофейные ценности, которых у нас немало в архивах,
просто выпадали из правового регулирования в прежнем архивном законодательстве. Здесь эти моменты приведены в строгое соответствие с действующим законом. Отразится ли принятие нового закона на качестве комплектования и использования Архивного фонда РФ, а также на уровне его защищенности? Нам бы хотелось надеяться, что отразится положительно.
Но мы предполагаем, а жизнь располагает. Вы знаете, в 1992 или в 1993 году в Германии на семинаре, связанном с архивным законодательством, речь шла о перемещенных архивах. Выступали немцы и говорили, что у них тоже есть законодательство, которое защищает национальные интересы и запрещает вывозить архивы, имеющие национальное достояние, без соответствующей процедуры в другие государства. Тогда я задал вопрос о том, как контролировать вывоз и перевоз культурных ценностей, когда
в Европе границ фактически не существует. На это немец мне ответил, что они рассчитывают на правовое сознание населения. Я эту историю привожу к следующему. Закон принят, в нем очень много четких, ясных вещей. Конечно, могут быть какие-то неясности, что выявится в процессе его работы, могут быть какие-то недостатки, которые надо будет в дальнейшем устранять. Но закон принят.
А дальше возникают вопросы его работы. А эти вопросы работы связаны с очень многими факторами правовым сознанием нашего населения, наших руководителей юридических лиц, с тем, как они выполняют законы, то есть эти вопросы связаны со всеми нами. Закон - это акт, акт юридический, но есть еще реальная жизнь. Мы не сомневаемся, что сами архивисты будут делать все необходимое для того, чтобы архивы работали лучше, чтобы обеспечить и более качественное комплектование, и более качественное хранение, учет, использование
архивных документов. Нормы закона позволяют улучшить работу архивов по всем направлениям их деятельности. Вопрос по поводу неопределенности в законе, который задает один наш пользователь Определение особо ценных и уникальных документов в законе очень неопределенно. Не считаете ли Вы, что особо ценным или уникальным документом теперь может быть признан практически любой архивный документ? Нет. Я так не считаю. Вы знаете, любая дефиниция, любое определение, это предмет
особого рода искусства. И пределов его совершенства для улучшения качественного содержания нет. Принципиально одно порядок отнесения к уникальным и особо ценным документам в законе обозначен. Там сказано, что подобные функции выполняют экспертные и экспертно-проверочные комиссии. Понимаете, сам вопрос, что является уникальным, а что нет, должен рассматриваться в исторической плоскости. В исторической ретроспективе эти критерии часто меняются.
20-30 лет назад в рамках советских архивов мы считали особо ценными документами все документы исполкомов Советов народных депутатов. И мы тратили большие деньги на то, чтобы микрофильмировать эти комплексы документов. Вплоть до документов городского Совета исполкома народных депутатов. Считали их особо ценными документами. И абсолютно не обращали никакого внимания на документы, например, дворянских собраний или документы частных юридических лиц
Российской империи, каких-то крупных корпораций, банков. Их даже уничтожали, считая, что это все ненужное, хлам, наследие. Уничтожали, конечно, не в 60-70-е годы, а в 20-30-е, в период макулатурных кампаний. Эти документы очень сильно пострадали. Они считались фондами третьей категории. В советском архивоведении были особо ценные документы, потом документы первой категории важности, второй
категории и третьей, самые неважные. А что сейчас? Сейчас все наоборот. То есть категории поменялись, отношение поменялось. Поэтому решить, что уникально, а что особо ценно, это очень сложно. Например, при отнесении документов к особо ценным и уникальным в каждом случае должна быть профессиональная экспертиза, экспертная комиссия с участием компетентных профессионалов.
Комиссия должна определять это важно или это не важно, это уникально или это особо ценно. И иной процедуры не придумать. Эта процедура в законе прописана. Мы считаем, что для того, чтобы относить документы к уникальным и особо ценным, этой процедуры вполне достаточно. Во всяком случае, практика подтверждает, что, кроме экспертизы ценности документов, иного варианта решения вопроса нет. Почему в Федеральном законе
Об архивном деле в Российской Федерации в ст. 6 определено, какие органы осуществляют экспертизу ценности документов, а критерии, по которым экспертиза будет проводиться, не указаны. Ведь именно в этих критериях должна выражаться государственная политика? Мне кажется, что я уже ответил на этот вопрос. Критерий - это вещь текущая, это дело науки определять его, а не юриспруденции, мне так кажется. У нас были критерии объективности и партийности в исторической
науке. Сейчас критерия партийности нет, а объективности остался. Мы прописали порядок работы комиссии, который заключается в том, что она работает с участием профессионалов. Состав этой комиссии должен быть высокопрофессиональный. Чем более профессиональный состав комиссии, тем более квалифицированным может быть решение. В статье 3 закона дается следующее определение Архивный фонд
Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению . Не считаете ли Вы, что в эту формулировку следовало бы после слов подлежащих постоянному хранению добавить
и доступных для использования юридическими и физическими лицами , поскольку без этого дополнения основной функцией архивов делается хранение документов, а ограничения на их использование путем выпуска внутриведомственных инструкций - не противоречащими их функции? А у меня встречный вопрос к человеку, который задавал этот вопрос. А как быть с секретными документами? Ведь у нас их в прежние годы вообще очень много было, сейчас, конечно, значительно меньше, но они есть. Они - не часть
Архивного фонда РФ? Конечно, эти документы - часть Архивного фонда РФ, но они недоступны, у них особый режим доступа. Очень узкий круг людей, кто прошел соответствующую процедуру и имеет оформленный документ, имеет право знакомиться с секретными, совершенно секретными документами или документами особой важности. А ведь без этих документов невозможно, после того как они пройдут процедуру рассекречивания, в установленные
сроки понять ни историю внешней политики, ни развитие государственной политики и в Советском Союзе, и в нынешней Российской Федерации. Поэтому критерии доступности в данной ситуации - не самое главное. Главное, чтобы документы эти были обеспечены сохранностью. Даже если через 20, 30 лет они станут доступны гражданам, то обязательно должны сохраниться и быть
частью Архивного фонда РФ. А может быть, имеет смысл добавить еще оговорку кроме установленных законодательством РФ документов , что позволит правильнее сформулировать определение Ну, может быть. Мы будем думать над этим после того, как закон поработает минимум год, два. В полном объеме новый закон в части, касающейся муниципальных архивов, вступает в силу с 1 января 2006 года. Кроме того, для муниципальных образований есть нормы, связанные с переходным периодом.
Обеспокоенность пользователя понятна - это вечный конфликт между пользователем и архивистом. Но я образно говорю конфликт , потому что гораздо чаще это содружество, чем конфликт. Все хотят знать много, а мы должны строго руководствоваться законодательством. Между прочим, больше спекуляций по поводу того, что у нас архивы закрыты. Примерно 97 всего того, что сегодня хранится в государственных, муниципальных архивах это открытые
документы. Колоссальный прорыв был сделан в части открытости архивных документов после 1991 года. Это первое. Второе - не надо испытывать иллюзий и думать, что везде все открыто на Западе. Я два примера только приведу. Мы хранили в свое время в закрытом режиме Французской Республики до Второй мировой войны. Эти документы нацисты вывезли, когда оккупировали Францию. Потом, когда советские войска вошли в Германию, они оказались перемещены в
Москву. После 1991 года мы открыли эти документы, и иностранные, и наши пользователи стали иметь доступ к ним. Это документы французского Министерства внутренних дел, французской разведки, полиции, многих правительственных учреждений. Потом по межправительственному соглашению мы вернули эти документы Франции, потому что, естественно, это французская собственность. Советский Союз с Францией не воевал, и по закону они могут быть возвращены стране, с которой мы не
воевали. Под понятие трофейная ценность они не попадают. Но как только эти документы привезли во Францию, их сразу закрыли. И до сих пор они закрыты. Год назад, если не ошибаюсь, администрация Президента Буша приняла решение, по которому резко ужесточен порядок доступа и рассекречивания к документам предшествующих администраций в связи с событиями в
Ираке. И это нормальный процесс. Должны быть ясные и понятные правовые процедуры этого процесса, вот и все. В соответствии с п.2 ст. 25 закона Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии . Практика показывает, что под формулировкой находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии отдельные архивы просто необоснованно закрывают для пользователей целые фонды. Каким образом можно будет избежать подобных решений? Очень хороший вопрос. Спасибо. Если кто-то из пользователей в наших российских архивах сталкивается
с подобной практикой, когда под видом того, что целый фонд находится в неудовлетворительном физическом состоянии Архивный фонд - это совокупность архивных дел, архивных документов , то обязательно информируйте наше Федеральное архивное агентство. Это недопустимо. Мы будем жесточайшим образом подобные факты пресекать. А что касается уже правовой процедуры, то пока такой порядок не разработан.
Вот в новых Правилах работы государственных и муниципальных архивов мы постараемся максимально четко прописать, что такое неудовлетворительное физическое состояние . Это делается только ради того, чтобы сохранить подлинники. И на эти подлинники, как минимум, необходимо создать страховой фонд и фонд пользования, чтобы, пока к подлиннику не допускают пользователя, он мог бы работать с микрофильмом этого документа, то есть с
его копией, и читать этот документ. Еще хотелось бы обратить внимание на то, что любой пользователь архивами вправе подать в суд, если его законное требование не выполнено и ему отказывают в доступе к открытым документам. Андрей Николаевич! В последние годы в связи с ростом гражданского самосознания россиян резко увеличился интерес рядовых граждан к поиску генеалогической информации в государственных архивах различного уровня. Что делает или планирует сделать
Росархив для улучшения информирования граждан России о возможностях и порядке получения подобной информации? По своему опыту знаю, что найти подробную информацию по оформлению допуска в читальный зал ГА РФ и по поиску генеалогических сведений в фондах ГА РФ не представляется возможным, особенно не жителю Москвы на письменные и электронные запросы сотрудники архива просто не отвечают, сайт
ГА РФ содержит крайне мало справочной информации для гражданина, желающего реализовать свое конституционное право на информацию . Да, такая проблема существует. Проблема упирается в материально-техническую базу наших архивов. Понимаете, архивы содержат огромный информационный массив материалов. Чтобы были созданы информационно-поисковые средства, нужны деньги.
В последние годы мы усиленно развиваем это направление. Стараемся сделать так, чтобы практически все наши архивы, во-первых, имели официально опубликованные путеводители. Во-вторых, чтобы максимальное количество архивов имели сайты в Интернете. Если сравнивать с тем, что было пять-семь лет назад, прогресс очевиден. Но этого прогресса недостаточно. И, конечно, пользователи высказывают обоснованные претензии на этот
счет. Я могу сказать, что для того, чтобы как-то улучшить эту ситуацию, мы прорабатываем проект создания справочной федеральных архивов, которая могла бы работать в онлайновом режиме, располагала бы информационными средствами, связанными с поиском необходимой информации по запросам пользователей. Но, еще раз подчеркиваю, нужны деньги. Соответствующая заявка, поддержанная Министерством культуры и массовых коммуникаций, была направлена нами одному из государственных заказчиков
программы Электронная Россия . Но все это требует миллионные средства. Могу порекомендовать обращаться в Российское общество историков-архивистов 117393, Москва, ул. Профсоюзная, дом 82, телефон 334-82-97. При этом обществе есть специальная генеалогическая ассоциация, которая оказывает содействие в поиске генеалогической информации пользователям самых разных стран.
Эта услуга не бесплатная. В новом законе сказано, что справки, необходимые для решения вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, социальной защитой, выдаются бесплатно. Что касается поиска иной информации, то за это придется заплатить. В следующем году мы заканчиваем крупный проект, связанный с оцифровкой описи. Опись - это справочник к документам Государственного архива
РФ, который хранит все основные фонды по истории Советского Союза и Российской Федерации. Этот огромный массив записей уже сейчас выставлен, но только в читальном зале. Мы думаем и о том, как эту базу данных выставить в онлайновом режиме. Это наша перспектива. Какой объем данных и за какой срок содержится в Архивном фонде РФ? Основной учетной единицей Архивного фонда
РФ является дело, или единица хранения. Дело - это папка, в которой может быть от пяти до 300 и более листов. Они могут быть разными по объему. По данным последней паспортизации государственных и муниципальных государственных архивов, в них содержится 213 млн. дел. Помимо этого еще более 100 млн. дел содержится в ведомственных архивах, то есть в архивах министерств, ведомств и организаций, которые потом могут сдавать эти документы.
Объем документов постоянно растет и требует, соответственно, больших расходов. И последний вопрос. Андрей Николаевич, какая ответственность установлена за нарушение законодательства об архивном деле? Вопросы ответственности за несоблюдение архивного законодательства не входят в компетенцию ФЗ Об архивном деле в РФ . Компетенцией закона является хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ и других архивных документов.
Вопросы ответственности - это компетенция уголовного, гражданского и административного законодательства. В уголовном законодательстве есть соответствующие статьи. Поэтому в федеральном законе об архивном деле есть только ссылка на то, что ответственность за несоблюдение законодательства об архивах устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством РФ. В уголовном законодательстве есть соответствующая статья, которой установлена ответственность за
контрабанду и порчу документов. В новой редакции КоАП есть специальная статья 13.20, которой установлена ответственность. К сожалению, ответственность небольшая, и нам бы хотелось, чтобы она была больше. Это совершенно новая статья. Она устанавливает, что граждане, виновные в несоблюдении законодательства, правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа на сумму от 1 до 3 МРОТ, должностные лица - от 3 до 5
МРОТ. Пока установлена такая ответственность. Конечно, хотелось бы, чтобы она была более суровой, потому что мы можем, например, сравнить, если ты самовольно порубишь лес или кустарник, то предусмотрена ответственность для должностного лица в размере 60 или 70 МРОТ. Получается, что кустарник важнее, чем архивный документ? Вопрос риторический, но имеет право на существование. В КоАП не установлена ответственность юридических лиц, а только граждан и должностных лиц.
А почему юридическое лицо не может нести ответственность, если принято коллективное решение, например советом директоров? К сожалению, такая практика существует в правовом сознании не только граждан, но и многих руководителей в нашей стране. Спасибо Вам, Андрей Николаевич, что согласились принять участие в нашем интервью. Надеемся, что нашим пользователям были интересны Ваши ответы.
Спасибо за интересные вопросы. Еще раз подтверждаю, что мы внимательно изучим все предложения и замечания, связанные с законом и его реализацией, которые будут поступать на сайт Федерального архивного агентства . Вывод Вопросы хранения документов организаций в настоящее время регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 года 125-ФЗ Об архивном деле в Российской Федерации принят взамен действовавших ранее
Основ законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 1993 года . Новый Закон более детально регламентирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от их форм собственности. Серьезно расширено поле действия Закона. Если прежние Основы регулировали главным образом работу с архивными документами, подлежащими постоянному хранению,
то новый Закон уделяет значительное внимание и вопросам организации, хранения, комплектования и использования документов с временными сроками хранения. В частности, в Закон теперь включены положения о порядке работы с так называемыми документами по личному составу - архивными документами, отражающими трудовые отношения работника с работодателем. Это комплекс документов, по которым архивы готовят и предоставляют гражданам по их запросам различного
рода справки о подтверждении трудового стажа, размере заработка, награждениях и т.д. Представляется важной также специальная статья, которая посвящена одной из самых болезненных проблем архивного дела последнего десятилетия как поступать с архивными документами в случае ликвидации или реорганизации предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Отсутствие этих норм привело к тому, что очень часто архивные документы оказывались бесхозными или
просто утрачивались. Теперь установлены четкие нормы по данному вопросу. Предусмотрено, что при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы передаются правопреемникам этих организаций, а при ликвидации их передаются на хранение в государственный или муниципальный архив. При реорганизации негосударственных организаций места дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций.
При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив. Отдельная глава Закона посвящена вопросам хранения и учета архивных документов. В ней сказано, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения. Сроки эти могут быть установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Предусмотрено, что архивные документы, находящиеся в государственной собственности, хранятся
постоянно - в государственных архивах, временно - в государственных органах, организациях и создаваемых ими архивах. Законом установлены сроки временного хранения документов до передачи их на постоянное хранение. Так, например, для документов организаций субъектов РФ этот срок составляет 10 лет, для документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций - 5 лет, для записей актов гражданского состояния -
100 лет, для документов по личному составу - 75 лет, проектной документации по капитальному строительству - 20 лет, кино- и фотодокументов - 5 лет. Наряду с названным Федеральным законом в практической работе с документами можно руководствоваться и другими нормативными актами по данному вопросу. В их ряду - Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года, а также
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Федеральной архивной службой РФ ныне - Федеральное архивное агентство 6 октября 2000 года в редакции от 27 октября 2003 года . Эти документы действуют до выхода новых актов в части, не противоречащей названному выше Закону. Названный выше Перечень предназначен для использования в качестве основного нормативного документа
при определении срока хранения и отборе на хранение и уничтожение управленческих типовых документов. Документ содержит также Указания по применению Перечня. Согласно Указаниям сроки хранения документов, указанные в Перечне, распространяются на все организации. В графе Перечня Срок хранения документов содержатся отметки
Постоянно , До замены новыми , До минования надобности , а также цифровые обозначения 75, 10, 5 лет и т.д Отметка До минования надобности означает, что документ имеет только практическое значение. Срок его хранения определяется самой организацией, но не может быть менее года. Назовем также сроки хранения, установленные Перечнем для некоторых видов документов. Так, например, приказы по личному составу, личные дела работников заявления, автобиографии и пр трудовые
договоры контракты , личные карточки работников должны храниться 75 лет. Уставы организации, штатные расписания, документы о реорганизации подлежат постоянному хранению. Тарификационные ведомости хранятся 25 лет, листки нетрудоспособности, командировочные удостоверения, объяснительные записки - 5 лет. Подлинные трудовые книжки, дипломы - до востребования невостребованные хранятся не менее 50 лет . Список Литературы 1. Выдержка из
Федерального закона Об архивном деле в Российской Федерации от 22.10.2004 года 2. Интервью с Заместителем руководителя Федерального архивного агентства Андреем Николаевичем Артизовым. Источник ИА Гарант размешено 2004-12-01 09 59 52
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |