1. Исполнительная власть и административное право. Исполнительную власть можно трактовать как такое проявление государственной власти, с которым связываются, во-первых, функционирование специальных звеньев государственного аппарата, так называемых органов государственного управления, и, во-вторых, деятельность этих субъектов управления по обеспечению практической реализации общих норм, устанавливаемых органами представительной, президентской и правительственной власти для урегулирования различных сфер общественной жизни. Для сущностной характеристики государственной исполнительной власти нужно отметить следующие моменты: исполнительная государственная власть имеет социальное предназначение; исполнительная государственная власть реализует систему специальных исполнительных органов власти; исполнительная государственная власть выражает волевые импульсы в принятии управленческих решений и организует их исполнение в процессе и результате осуществления управленческой власти.Управление является не чем иным, как родовым знаком исполнительной власти, которая осуществляется прежде всего в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление — это исполнительная власть в действии.^ Государственное управление в качестве основной определяющей формы реализации исполнительной власти и вида государственной деятельности имеет ряд признаков. Во-первых, главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления заключается в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовывать исполнение общих предписаний и норм на практике. Следующий, не менее важный признак государственного управления — это его непрерывный циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и общественного потребления в широком смысле этого слова. И наконец, третий признак государственного управления — исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак включает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов власти Правительства и Президента. Органы государственного управления обеспечивают исполнение требований законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти.^ Административное право — это имеющая системный характер совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления вышеуказанной власти.2. метод АП К административно-правовым методам регулирования можно отнести следующие методы:метод «Власть-подчинение» — административно-правовые отношения в рамках этого метода строятся на подчинении одного участника другому. На всех ступенях этих отношений осуществляется императивное регулирование — регулирование сверху донизу на властно-императивных началах; законодательная( энергия поступает на данный сегмент правовой действительности только сверху — от государственных органов, и сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями субординации, т.е. прямого подчинения;метод рекомендаций—рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником административно-правового управления. В условиях рынка и осуществляющегося в современной действительности перехода к многообразию форм собственности, а также расширения прав предприятий и учреждений сфера применения таких рекомендаций становится все обширнее; метод согласования — с его помощью регулируются отношения между участниками, не состоящими между собой в подчинении; в качестве примера можно привести взаимоотношения областной администрации и органа местного самоуправления по вопросам работы различных предприятий и учреждений, городского транспорта и проч.;метод равенства — субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, осуществляют совместные действия в форме, например, административного договора. Это можно охарактеризовать также и как диспозитивное регулирование, при котором правовое регулирование определяется также снизу. На ход и процесс такого регулирования влияет активность участников регулируемых общественных отношений; их правоохранные действия здесь являются также индивидуальным, автономным источником законодательной энергии, и в соответствии с этим положение субъектов характеризуется отношениями координации.^ Административный метод — это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).3. функции АП ^ Функции административного права понимаются как основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают значение такого воздействия и его роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти. Функционирование административного права можно охарактеризовать как реализацию запрограммированных потенциальных возможностей правовой системы. С учетом основной структуры Общего административного права выделяются две функции административного права.^ Регулятивная функция находит выражение в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется в сфере установления материально-правовых отношений, а также в области процессуального регулирования отношений, возникающих по поводу управления и его главнейших элементов. Например, понятие и виды государственных должностей, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих и т.д. устанавливаются правовыми нормами.^ Охранительная функция находит выражение в воз-2 Ш действии административного права на субъекты об-щественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации этой функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также могут применяться меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т.п. Охранительная функция административного права реализуется с помощью соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий имеет право, к примеру, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной муниципальной службой, в том числе по таким вопросам, как аттестация, дисциплинарная ответственность служащего, несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты государственного муниципального служащего, увольнение с государственной муниципальной службы и т.п. В административно-правовой литературе распространена следующая точка зрения, выделяющая и другие функции, как-то: организация и осуществление государственного управления; государственное регулирование; 0 защита публичных интересов; самореализация прав граждан в сфере государственного управления.5. субъекты АПСубъекты административного права определяются в нормах права общим или родовым понятием, как физические и юридические лица. Они могут в течение длительного времени не вступать в административные правоотношения. Субъект правоотношения всегда определен. ^ Субъекты административных правоотношений — конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения.^ Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются: 1) административно-правовая норма, предусматривающая реализацию прав и обязанностей сторон (субъектов правоотношений); 2) юридический факт (правомерное или неправомерное действие, бездействие), юридическое событие; 3) административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений. Государственные учреждения как субъекты административного права осуществляют оперативную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения и в объеме полномочий, определяемых для них прежде всего органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.7. система АП ^ Система отрасли административного права — это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой де- ятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.^ Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы — Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.^ Общая часть: 1) государственное управление, исполнительные органы власти; 2) административное право как отрасль правд, научная отрасль знаний и учебная дисциплина; 3) субъекты административного права; 4) формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 5) административное правонарушение и административная ответственность; 6) административная юрисдикция; 7) административный процесс и виды административного производства; 8) законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Особенная часть: 1) административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений; 2) административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере; 3) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере; 4) административно-правовое регулирование в иных сферах. Главным связующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности. Основная задача дисциплины — оказать помощь в изучении отрасли и науки административного права, освоении законотворческой и правоприменительной практики, а также усвоить основные термины, категории, понятия, положения и институты административного права, основные задачи науки, цель которых сводится к познанию объективных законов и закономерностей в управленческой деятельности с целью ее совершенствования.6. место АП в правовой системе РФ Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено прежде всего для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (далее — государственной и местного самоуправления).^ Отрасль административного права имеет тесную взаимосвязь со всеми другими отраслями права, но при этом обладает специфическими признаками, обусловленными своим предметом регулирования, методом воздействия, источниками права и иными признаками. Наиболее тесная связь административного права с конституционным правом, которое определяет принципы организации и деятельности всех других отраслей права. Конституционное право и его нормы регулируют основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, ее осуществления на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, взаимоотношения личности, общества и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов исполнительной власти РФ. Имеется тесная связь с наукой государственного и муниципального управления, так как административно-правовыми нормами регламентируются и охраняются управленческие отношения, возникающие в сфере реализации государственных функций и задач, а также закрепляется правовой статус органов государственного управления и администраций органов МСУ. Тесная связь административного права с муниципальным правом, так как в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Деятельность органов местного самоуправления может быть объектом административного права в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями. При органах МСУ существует множество различных административных комиссий, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях и налагать административные наказания на виновных. Тесная связь с дисциплиной «Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы». Так, многие органы исполнительной власти, государственного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоохранительных органов определен административными нормами, правоохранительная деятельность также регламентирована в основном административно-правовыми нормами. Правоохранительные органы, должностные лица осуществляют свои функции и задачи, используют административно юрисдикционные полномочия. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, осуществление судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц также осуществляется на основе и в порядке, определяемых административно-процессуальными нормами. Тесная связь с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию этих органов, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности правонарушителей в этих отраслях права. Здесь роль норм административного права является правоохранительной. Имеется связь с земельным правом, нормы которого регулируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административного права.^ С трудовым правом также имеется связь в сфере регулирования нормами административного права служебных обязанностей и прав должностных лиц, прохождения специальной го- сударственной службы (оборона, внутренние дела, служба безопасности и др.).^ Связь с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений со стороны органов исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц осуществляется также методом власти-подчинения. Например, распоряжением органа исполнительной власти передается имущество и оборудование от одной государственной организации другой — муниципальной.^ Связь с уголовным правом осуществляется по мере квалификации состава административного правонарушения, по степени общественной опасности деяния; если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решается вопрос о привлечении правонарушителя к административному наказанию. Границы между административным проступком и преступлением иногда очень трудно различимы. Также связь административного права имеется с уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным правом и судебным законодательством. Основное отличие состоит в порядке использования функций административной власти, т.е. имеет место внесудебный характер реализации их органами исполнительными власти, их должностными лицами (юрисдик-ционные полномочия) по рассмотрению и разрешению управленческих споров и дел об административных правонарушениях.^ 8. понятие и особенности административно- правовых норм Административно-правовая норма является установленным и санкционированным государством правилом поведения, распространяющимся на неопределенный круг субъектов и рассчитанным на многократное применение.^ Норма административного права, как и норма другой отрасли права, — это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.^ Особенностью норм административного права является то, что они являются регулятором управленческих отношений, складывающихся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Нормами административного права может быть предусмотрена не только юридическая ответственность, но и поощрение за образцовое выполнение своих служебных обязанностей. Первая, определяющая особенность норм административного права заключается в их материальном содержании: в этих нормах закрепляются отношения по управлению, общегосударственному контролю и внутриор-ганизационной деятельности. Другая, не менее важная особенность норм административного права заключается в методах воздействия одного субъекта отношений на другой.^ 9. виды административно- правовых норм. обязывающие; уполномочивающие; запрещающие; поощрительные.Обязывающие нормы — это нормы, требующие от государственных органов, их структурных частей, должностных лиц, граждан и других субъектов административного права совершения определенных действий. Обязанности на граждан могут возлагаться основным законом государства — Конституцией, а также актами представительных органов.^ Предназначением уполномочивающих норм является предоставление субъектам права совершать определенные действия или воздерживаться от них по своему желанию; они дают субъектам права возможность самим выбирать наилучший вариант поведения в данных конкретных условиях, в рамках нормы.^ Запрещающие нормы, как можно понять, устанавливают запрет на совершение определенных действий. Так, КоАП РФ в большинстве своих статей содержит именно запрет: не хулиганить, не расхищать имущество, не нарушать правила дорожного движения и т.п.^ Поощрительные нормы своим предметом имеют меры поощрения субъектов административного права за выполнение своих полномочий, конкретных заданий и т.д. с превышением обычных показателей.^ 10. Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение. Наиболее широко используемая форма реализации — это соблюдение права, т.е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное пове- дение субъекта управление может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления. Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.^ По способу действия (в пространстве, по времени и субъектам регулирования): 1) в пространстве — общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.; 2) по времени — с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия; 3) по субъектам регулирования — в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.11. Источники АП К источникам административного права можно отнести правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, содержащие нормы административного права (например, КоАП РФ или положение о конкретном министерстве). Особенность предмета административно-правового регулирования заключается в том, что он определяется большим количеством нормативных актов, причем правовые свойства этих актов неодинаковы. Законы среди всех источников административного права обладают наивысшими юридическими свойствами. В законодательной системе РФ различаются следующие законы: Конституция РФ (Основной Закон); федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы РФ;основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ; законы субъектов РФ. Указы Президента РФ также имеют своей целью урегулирование важных вопросов организации государственного управления; по всем областям государственного руководства принято большое число указов. По вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам, определенным законодательством, издаются решения местных представительных органов. Следующую группу источников административного права составляют акты управления. Их принимают на высшем законодательном уровне высшими органами (Правительством), центральными органами, органами управления субъектов РФ и муниципальными органами.^ Форма источников административного права не находится в прямой зависимости от их юридических свойств. Она определяется исключительно структурой нормативного акта и особенностями входящих в него норм, точнее, их технико-юридическими качествами.^ Положение как источник административного права — это самая распространенная и многочисленная форма нормативов. Их можно подразделить в свою очередь всего на два вида с условными теоретическими названиями — положения предметные и положения органические.Уставы по своему удельному весу занимают второе место среди источников административного права. Их действие регулирует многие отрасли государственного управления.Кодексы как источники административного права характеризуются определенными особенностями. Кодексы можно подразделить на две группы.^ Одна группа — это кодексы о том или ином виде юридической ответственности, например Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).Вторая группа — кодексы, регулирующие организацию отрасли, например: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и пр. Предметом инструкций являются общие разъяснения о порядке проведения вжизньтого или иного акта, а также установление дополнительных правил к ним.Правила как нормативные правовые акты имеют своей целью урегулирование тех вопросов, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.^ Источники административного права — различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.^ К источникам административного права относятся: 1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ; 2) постановления палат Федерального Собрания, постановления органов представительной власти субъектов РФ; 3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ; 4) правовые акты уполномоченных ФОИВ, аналогичных органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ; 5) решения администраций органов местного самоуправления.^ 12.понятие и основные черты административно-правовых отношенийАдминистративные правовые отношения — регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (властной и подвластной), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением (законным) этими субъектами функций и задач государственного управления.^ Основные признаки административно-правовых отношений: 1) в отличие от гражданско-правовых административно-правовые отношения имеют односторонний, публичный, государственно-властный характер; 2) административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства. Например, ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности; 3) общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, например объект авторского права, а также нематериальный объект — честь и достоинство человека и гражданина; 4) административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-экономической защиты или осуществлении эффективной правоохранительной деятельности; 5) административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управления и правового регулирования, а также по инициативе подвластных субъектов управления в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц); 6) административно-правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Например, при заключении административных договоров между ФОИВ и ОИВ субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.; 7) административно-правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно-правовыми, т.е. с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления. Основные элементы административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты.^ Субъектами административно-правовых отношений являются стороны; по инициативе одной из них на основании нормы права и юридического факта возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения. Субъектами административно-правовых отношений являются как юридические, так и физические лица.Объект — это то, по поводу чего возникают правоотношения.^ 13. Юридические факты в АП Ю. ф являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Юридические факты имеют осознанный, волевой характер. Это правомерные и неправомерные действия (бездействие) людей. Юридические факты имеют простой и сложный состав.^ Основания возникновения, изменения и прекращения юридических фактов. Существуют акты объективного характера, с появлением которых административно-правовое отношение возникает, изменяется или прекращается. Поскольку эти акты предусмотрены законодательством именно в качестве оснований возникновения (изменения, прекращения) административно-правовых отношений, они называются юридическими фактами. Юридические факты играют важную роль в правовой системе в силу того, что они связывают нормы права с реальными общественными отношениями. Признаки юридического факта следующие: какое-либо конкретное жизненное обстоятельство, выраженное во вне; обстоятельство, предусмотренное соответствующей нормой права; информация об определенном состоянии общественных отношений; наличие некоторых обстоятельств, вызывающих определенные последствия. В сфере административно-правового регулирования юридические факты можно подразделить, как и в других отраслях права, на действия и события.Действия — это юридические факты, являющиеся во- левыми по своему происхождению и в процессе своего осуществления. Б качестве примера можно привести назначение лица на должность, поощрение, отправку корреспонденции с соответствующим оформлением и пр. Действия по их характеру условно делятся на две группы: правомерные и неправомерные.Правомерными называются действия, всегда соответствующие закону или требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов могут выступать правомерные действия граждан и других возможных участников (органов, объединений и т.п.) административно-правовых отношений. К примеру, такое действие, как подача гражданином жалобы, влечет за собой возникновение конкретного административно-правового отношения между ним и исполнительным органом — должностным лицом, которому жалоба адресуется. В юридической литературе также отмечается следующая особенность юридических фактов в административном праве: основным видом правомерных действий являются правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, относящиеся к конкретному адресу или делу. К числу неправомерных действий относятся такие действия, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм и нарушают их. Это различного рода дисциплинарные и административные правоотношения, характерные для сферы исполнительной власти. Их следствием является возникновение юрисдикционных правоотношений. К числу неправомерных действий можно отнести и бездействие органов, должностных лиц (например, факты непринятия органами внутренних дел предусмотренных законодательством мер по обеспечению общественного порядка). События — юридические факты, не зависчасть: 1) административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений; 2) административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере; 3) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере; 4) административно-правовое регулирование в иных сферах. Главным связующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности. Основная задача дисциплины — оказать помощь в изучении отрасли и науки административного права, освоении законотворческой и правоприменительной практики, а также усвоить основные термины, категории, понятия, положения и институты административного права, основные задачи науки, цель которых сводится к познанию объективных законов и закономерностей в управленческой деятельности с целью ее совершенствования.^ 19. основы административно- правового статуса гражданина РФ Административно-правовой статус гражданина — комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты. Административно-правовой статус — это совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемых в сфере государственного управления и урегулированных административно-правовыми нормами. Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами; ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ4, Указом ПрезидентаРФ от 14.11.2002 г. № 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др. Административно-правовой статус физических лиц определяется объемом и характером их административной правосубъектности. В законодательстве нет однозначного возраста для осуществления административной дееспособности: например, хотя субъектом административной ответственности он может стать с 16 лет. Структура административно-правового статуса может быть представлена в следующем виде: административной правоспособностью, под которой понимается возможность обладать определенными правами и нести обязанности. Правоспособность, согласно общему правилу, для российских граждан возникает в момент рождения и прекращается в момент смерти; административной дееспособностью, под кото