1. Бюджет как эк категория выражает планомерные отношеня между эк субъектами по поводу форм, расп и исп фдс. По соц-эк сущности представл собой ден отн склад у органов гос власти с юр и физ лицами по повоу расп НД, и частисно в связи с необходимостью удовл эк, соц интересов общества и граждан. По мат-вещ содержанию представл собойцентрализов фдс, форм для обеспеч мероприятий связ с вып функций, возлож на гос органы влати и МСУ. По форме функционирования бюджет – плановый фин докт, составленный в виде баланса доходов и расходов. Бюджет имеет различ организационно правовые формы проявления. Федеральный, субъектов(краевые, областные, городов фед значения, авт обл, округов) мечтные Функции бюджета: Распределительная(перерасп ден док между сферами, отраслями экки, уровнями ГУ, соц слоями) Контрольная(сигнализация об всех отклонениях в движении ден средств) Объект бюд расп – НД, ВВп – издержки Лечение в бюджет перерасп нац богатства(золотой запас, вал резервы, накоплен страх резервы) сопряжено как правило с чрезвычай обстоятельствами.^ 4. Бюджетная система РФ – основанная на эк отн и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность ФБ, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также гос внебюд фондов. Различают бюджетные системы 1. Унитарного госва(бюджет центрального правительства и местн бюджеты) 2. Федератив госва - кооперативная модель(германия 80% центра), децентрализов модель классич бюджет федерализма(США), симметрич(все субъекты федерации равноправны в отн с фед цетром), ассиметрич(Россия, доноры), американского, западноевропейского типа^ 2. Бюджетное устройство – организационно – правовое построение бс, позволяющее выделить в ее структуре подразделения, определить формы взаимосвязи между ними. БУ базирутеся на гос устройстве, отражая взаимосвязи характер для гос устройства. Элементы БУ: 1. БС РФ – основанная на эк отн и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность ФБ, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также гос внебюд фондов. 2. Бюджетные права, крыми наделяются органы публич власти соотв уровня 3. Принципы разграничения, распределения, переасп доходов и расх между звеньями БС Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. 4. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. ^ 3. Бюджетное устройство РФ. – организационно – правовое построение бс, позволяющее выделить в ее структуре подразделения, определить формы взаимосвязи между ними. БУ базирутеся на гос устройстве, отражая взаимосвязи характер для гос устройства. Элементы БУ: 1. БС РФ – основанная на эк отн и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность ФБ, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также гос внебюд фондов. 2. Бюджетные права, крыми наделяются органы публич власти соотв уровня 3. Принципы разграничения, распределения, переасп доходов и расх между звеньями БС Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. 4. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. ^ 6. Бюджетная система РФ – основанная на эк отн и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность ФБ, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также гос внебюд фондов. Уровни - ФБ и гос внебюд фонды - БС и тер внебюд фонды - Бюджеты мниципальных раонов, городских округов, внутригородских муницип образований, городов фед значения. - бюджеты городских и сельских поселений 89 субъектов – 5 видов региональных бюджетов: республиканские21, краевые6, обл49, автомном окр10, автоном обл1, городов фед значения2. Численностью выделяют след бюджеты муницип образований: районные, городские, сельские, поселковые, ЗАТО. Принципы посторения бюджетной системы: единство, учет, отчетность, методология.; разграничение доходов и расходов между бюджетами различ уровней, самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ и муницип образований^ 5. Бюджетная система зарубежных стран обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное. США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды. Собственного- общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды-целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов. Обычный - затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда - платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти. Франции, центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы. Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона. Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства. В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу. Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти. Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.^ 7. Гос фин политика – часть соц-эк политики госва по обеспеч сбалансир роста фин ресурсов во всех звеньях фин системы страны. Общие принципы форм фин политик госа 1. Выработка научно- обоснованной концепции развития финансов. Ее целью явл полная мобилизация фин ресурсов, необходимых для удовл постребностей общества 2. Концентрация части фин рес в централизованных фондах госва. 3. Опр осн направлений исп фин рес госва. 4. Осущ практич действий направл на достижение поставленных целей опр фин воздействий на развитие экки. Для этого необх систематически совершенствовать способы организации фин. Отн: - методы расп НД(налоги, нал льготы, ставки) - способы образования гос бюд фондов - методы образов гос внебюд фондов - виды платежей в бюджет и внебюджет фонды - фин планирование и прогние - фин контроль Важнейш направления гос фин политики: - бюджетная - налоговая - инвестиционная - соц - таможенная^ 8. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы БФ это способ построения бюджетных отношений между 3мя уровнями бюджетной системы, обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориального бюджета. К основным принципам бюджетного федерализма относятся:Единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований по бюджетным вопросам.Сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства.Сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, а также распределения и перераспределения доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы.Высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджета и их ответственности за сбалансированность своего бюджета. РФ входит в число асимметричных федераций. Принцип равенства прав субъектов РФ зафиксирован в Конституции РФ (ст.5, п.4) не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся исторически социально-экономическим и политическим условиям функционирования субъектов РФ, поэтому необходимо учитывать эти обстоятельства при формировании межбюджетных отношений. Программа развития бюджетного федерализма 2001-2005 Цель- совершенствование бюд устройства, которое позволит органам гос валсти и МСУ проводить самостоят бюд нал политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти любого уровня. Задачи. 1. Упорядочение бюд устройства субъектов РФ 2. Четкое разграничение расходных полномочий между органами власти любого уровня и сокращение нефинансируемых мандатов. 3. Четкое стабильное разгранич налоговых полномочий и закрепл доходных источников за бюджетами любого уровня 4. Формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов фин поддержки субъектов регионал и местных бюд 5. Повышение качества управления гос и муницип финансамина региональном и местном уровне.^ 10. Бюджетная классификация РФ: понятие, задачи, состав (гл.4 БК РФ) Согласно БК РФ БКЛ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Исп для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. БКл ориент на решение таких задач как:контроль за составом и структурой расходов и доходов фед.бюджета и бюджетной системой в целомформирование механизма реализации принципа единства бюджетной системы страныполучение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы. БКл включает (ст.19 БК):Классификацию доходов бюджетов РФФунк классификацию расходов бюджетов РФЭк классификацию расходов бюджетов РФКлассификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФКлассификацию источников внешнего финансирования дефицита фед.бюджета РФКлассификация видов гос-ных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образованийКлассификацию видов гос. внешнего долга и гос. внешних активов РФВедомственную классификацию расходов фед.бюджета. БКл части 1,2,3,4 и 6 является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утвержденная фед.законом. Она применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также составлении консолидированного бюджета. 5,7 и 8 используются только на фед.уровне. Основными разделами БКл являются доходыи расходы бюджета, и также источники финансирования дефицитов бюджетов. ^ 9. Межбюджетные отношения: понятие, функции, механизм реализации в РФ, концепция их реформирования. МО это денежные отношения между органами власти в основном разных уровней по поводу разграничения на постоянной основе видов расходов и доходов, поступающих в бюджетную систему страны и распределения средств между бюджетами разных уровней в порядке бюджетного регулирования. Основные функции межбюджетных отношений:Выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, достаточного для соблюдения конституционных гарантий населения по всей территории страны.Стимулирование самозарабатывания бюджетных средств, наращивание налогового потенциала, а также рационального и эффективного расходования. Действующие в России межбюджетные отношения можно представить в виде двух блоков и 2х подблоков проблем. 1 блок охватывает отношения по разграничению видов расходов и доходов полностью или частично на постоянной основе между уровнями бюджетной системы. 2 блок – ежегодное бюджетное регулирование. В свою очередь блок 2 включает: 1 подблок. Из отношений распределения между бюджетами разных уровней регулирующих доходов (налогов) по нормативам, утвержденным на каждый год. 2 подблок. Из отношений по перераспределению средств в различных формах между бюджетами разных уровней ( в основном в виде дотаций, субвенций, субсидий). Дотации бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования. Бюджетный кредит – форма финния бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр или др бюджетам на возвратной и возмездной основе. В РФ с 1994 г. основная часть дотаций была заменена трансфертами, т.е. дотации, исчисляемые на формализованной основе. В составе фед. Бюджета на нормативной основе был образован Фонд финансовой поддержки регионов, предназначенный для бюджетного выравнивания наименее обеспеченных необходимыми финансовыми ресурсами регионов. С 2001 г. в фед. Бюджете создан Фонд компенсаций, предназначенный для восполнения регионам недополученных ими средств на финансирование дополнительных расходов, вызванных возложением на органы госвласти субъектов РФ федеральными законами новых расходных полномочий. Кроме того, созданы Фонд регионального развития для поддержки инвестиций в региональную инфраструктуру и Фонд развития региональных финансов. Разграничение налогов и др. платежей означает закрепление их в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами. Цель такого разграничения – создание максимально возможных исходных условий для сбалансированности бюджетов пр соблюдении гос. мин. соц.стандартов, исходя из имеющегося на соответствующей территории потенциала. Мин госстандарты это гос.услуги, предоставление которых гражданам гарантируется гос-вом на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. Мин бюджетное обеспечение это минимально допустимая стоимость гос. или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами власти в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. ^ !11. Классификация доходов бюджетов Это группировка доходов бюджетов всех уровней, основанная на законодательстве РФ, определяющая источники поступления бюджета. Она складывается из групп, статей и подстатей. Действующая с 1997 г., БКл доходов содержит группы доходов:Налоговые доходы (1000000)Неналоговые доходы (2000000)Безвозмездные перечисления (3000000)Доходы целевых бюджетных фондов (4000000)Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности (5000000) Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющие конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Вторая группа подразделяется на 8 подгрупп. Статья 20. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.^ !13. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов. Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.^ 15. Бюджетное планирование: понятие, задачи, этапы, методы БП это составляющее финансового планирования, позволяющее определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом уровне управления. БП включает:Определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровняхФормирование расходов бюджета на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услугУстановление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов соц-эк-го развития страны и приводящих к росту эффективности общественного производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:Составление проектов бюджета финансовыми органами разных уровнейРассмотрение проектов бюджета в исполнительных органах властиРассмотрение проектов бюджета и утверждение в законодательных органах власти разных уровней и органов местного самоуправленияПоквартальное распределение финансовыми органами доходов и расходов бюджетов, а также составление сводных бюджетных росписей(подготовительная по нормативам, адресная стадия планирование)Методы БП:Методы ЭАМетоды экстраполяцииМетоды математического моделирования^ !12. Классификация расходов бюджетов РФ Позволяет определить направления, цели расходования гос-ных средств, увязать расходы с выполнением задач и ответственностью каждого министерства и ведомства. Расходы бюджета представлены следующей классификацией:функциональнойэкономическойведомственной. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой четырехступенчатую группировку расходов бюджетов по звеньям управления и отраслям деятельности и отражает направления бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем функциональной классификации являются разделы, определяющие расходы бюджетных средств на выполнение функций государства:гос.управление и местное управление судебная властьмеждународная деятельностьнациональная оборонаправоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Статья 21. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации Функ классификация расходов бюджетов РФ явл группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. ^ 14. Бюджетное прогнозирование БП это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных объема и структуры его расхода и дохода в будущем, путях достижения этих характеристик бюджета. Прогнозирование основывается на Тщательном изучении и выявл складывающхся тенденцийОпр варианта достижения предполагаемых резтовНахождение в рез анализа оптимал варианта развития бюд отн на прогнозир период Базой для бюд прогнозирования явл:Прогноз соц эк развития страны регионов мун обр на опр период времениСтат информация по основным макроэк показателям: объем и динамика ВВП, темпы инфляции, объемы прва и продажи продукции, размеры инвестиций в уставной капитал, величина фот, объем и рост прибылиПрогнозы развития гос и мун секторов эккиПриоритеты соц эк политикиПредполагаемые дох и расх хоз субъктовОбъем доходов населенияДанные о бюджетах различ уровней Для составления прогноза используются два подхода:Генетический, где прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установленных причинно-следственных связейНормативно-целевой, при котором определяется будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения заданного результата Базой для бюджетного прогноза является: прогноз соц-эк-го развития страны, статистическая информация по основным макроэкономическим показателям, объем доходов населения, наиболее крупные из намеченных стабилизационных мер. Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах:При наиболее благоприятных условияхСредних условияхНаихудших условиях В процессе бюджетного прогнозирования используются следующие методы:Метод математического моделирования (оптимизация) эк мат модели учитывающие влияние факторовИндексный метод (дефлятор) уровень жизни динамика ценНормативный метод (на основе нормативов)Метод экспертных оценокБалансовый метод (потребность в ресурсах) активы пассивы В ходе прогнозирования бюджетных доходов решаются следующие задачи:Рассчитывается объем фин ресурсов по странеОпределяется уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и органов местного самоуправленияВыявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджетИспользуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрения новых технологийОпределяются оптимальные пропорции распределения дохода между бюджетами разных уровней При разраб прогнозов бюдж расходов определяются:Основные показатели развития отраслей экономики регионов и муниципальных образованийНаправления развития государственного и муниципального секторов экономикиНаправление проведения структурных преобразований с учетом возможностей бюджета. Затем на их основе устанавливают:Перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджетных средствПредельные объемы бюджетного финансирования целевых программРаспределение объемов финансирования по получателям бюджетных средств в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают:Основные принципы разграничения полномочий в области бюджетных доходов и расходов между звеньями бюджетной системыРазмер и формы оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам^ 16. Бюджетное регулирование: понятие, формы перераспределения средств между бюджетами разных уровней БР распределение регулируемых доходов и перераспределение средств между бюджетами разных уровней при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях. БР осуществляется в целях бюджетного выравнивания доходов соответствующих бюджетов территориальных образований, отстающих по объективным причинам в своем соц-эк-ком развитии. При БР вышестоящие органы власти исходят из задач и функций, возлагаемых на органы власти соответствующих территориальных образований, руководствуются принципом соблюдения минимальных соцстандартов, а также учитывают стимулирующее воздействие методов бюджетного регулирования на проводимую ими налоговую политику. Формы федеральной помощи из федерального бюджета субъектам РФ: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (создан в 1994 г.). Цель – выравнивание бюджетной обеспеченности регионов по текущим расходам. Форма предоставления помощи - дотации. С 2001 г. в бюджете создан Фонд компенсации, его цель – финансирование федеральных законов (соцпособий и льгот населению). Тип финансовой помощи – субвенции. В 2003-2004 г. создан Фонд софинансирования соц. Расходов, его цель – стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере. Тип помощи – субсидия (долевая). С 2000 г. был введен Фонд регионального развития , цель – развитие региональной инфрастуктуры. Принцип распределения – конкурсный отбор инвестиционных проектов. Тип финансовой помощи – субсидия (долевая). В 2001-2004 г. создан Фонд реформирования региональных финансов. Цель – поддержка и стимулирование бюджетных реформ. Тип помощи – субсидия (субвенция) на определенный вид расходов. Все эти фонды пересматриваются.^ 17. Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия БП является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. БП охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:Составление проектов бюджетаРассмотрение и утверждение бюджетовИсполнение бюджетовСоставление отчета об исполнении бюджета и их утверждение. Участниками БП являются:Президент РФОрганы законодательной власти расматр и утверджОрганы исполнительной власти составл проект исполняют отчетГлавы местного самоуправленияОрганы денежно-кредитного регулирования (ЦБ) разраб ден кред политики обслуж счетов бюджетаОрганы государственного и муниципального контроля счет палатаГосударственные внебюджетные фондыГлавные распорядители и распорядители бюджетных средств. Министерства ведомства Законодательные органы, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за исполнением бюджета, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета. Функции исполнительных органов власти:Составление проекта бюджета и его исполнениеПредоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательным органам. Вся организационная, методологическая и практическая работа по составлению и исполнению бюджета возложена на МФ РФ, МНС, ГТК. Бюджетные полномочия Банка России:ЦБ совместно с Правительством разрабатывает и предоставляет на рассмотрение Гос. Думы основные направления ЕГДКПОбслуживает счета бюджета. ^ 18. Основы составления проектов бюджетов РФ и порядок составления проекта федерального бюджета Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Составление проектов бюджета осуществляется не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.Составление проекта бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается в феврале. Оставление проекта осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, заявленной в бюджетном послании Президента РФ.Одновременно с проектом бюджета составляются: - прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; - основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; - прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; - адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; - план развития государственного или муниципального сектора экономики; - структура государственного или муниципального долга - оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; - оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год. Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-