ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТАКафедра государственного и муниципального управленияНаправление (специальность): «Государственное и муниципальное управление»Дисциплина: Территориальное общественное самоуправлениеСтатус дисциплины: дисциплина относится к циклу дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Общая трудоемкость дисциплины: 136 часов, из них: лекции-44, семинары-10, практические занятия – 6; самостоятельная работа- 76Семестр: VКредит – 100 баллов Преподаватель: кандидат экономических наук, доцент Валеева Елена ОлеговнаКонсультации: I-я неделя: пятница 15.30. – 16.30; II-я неделя: среда 15.30. – 16.30. Аудитория 413б (Лермонтовский проспект, д. 44а)Телефон: 575 02 71E-mail: gmuime@mail.ru^ ОПИСАНИЕ КУРСАЦель курса: Целью изучения дисциплины “Территориальное общественное самоуправление” является овладение знаниями о функционировании территориального общественного самоуправления (ТОС): место ТОС в системе местного самоуправления РФ; организационно-правовые основы деятельности ТОС; особенности взаимодействия территориального общественного самоуправления с местным сообществом, органами местного самоуправления и органами государственной власти; финансово-экономические основы существования.2. Организационно-методическое построение курса:Структурно курс состоит из 10 тем.Тема 1. Основные принципы организации местного самоуправления. Тема 2. Участие населения дореволюционной России в решении вопросов местного значения Тема 3. Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ. Тема 4. Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Тема 5. Нормативно-правовые основы деятельности ТОС Тема 6. Система территориального общественного самоуправления Тема 7. Органы территориального общественного самоуправления Тема 8. Полномочия органов территориального общественного самоуправления Тема 9. Формы и методы деятельности органов территориального общественного самоуправления Тема 10. Хозяйственно-экономическая и финансовая деятельность ТОС.Виды занятий: лекции, семинарские и практические занятия, курсовая работа, самостоятельная работа. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей по учебной дисциплине включает текущий контроль, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, тестирования, выполнения практических заданий. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по темам учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.3. Литература3.1. Основная литература Конституция РФ ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003; ФЗ-131 Закон РФ «Об общественных объединениях». Закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге (с изменениями на 12 января 2005 года). Европейская Хартия о Местном Самоуправлении. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Спб.: 2010 Валеева Е.О. Территориальное общественное самоуправление. –электронное учебно-методическое пособие. СПбАУЭ, 2006 Мерсиянова И.В. Институализация общественных объединений в местном самоуправлении. Новосибирск. 2003. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2005 Тимлфеев Н.С. Территориальные пределы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2007 Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное управление. М., 2010 Широков А.Н., Юркова С.Н. Территориальные и организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004. Шомина Е.С. Квартиросъемщики - наше "Жилищное меньшинство". Российский и зарубежный опыт развития арендного жилья. М., 2010 Шомина Е.С. Жители и дома. М.:2000^ 3.2. Дополнительная литература Журнал «Муниципальная власть»Залятов М.М. Территориальное общественное самоуправление как эффективная форма возрождения гражданской активности населения городских микрорайонов (на примере Альметьевска) (Проблемы современной экономики, N 2(6) 2004)К гражданскому обществу – через самоуправление в микрорайоне. Школа управления для актива сообществ. Омск. 2002Кокарев И.Е. На пути к гражданскому обществу. М.: Мир. 2005Кокарев И.Е. Соседские сообщества: Путь к будущему России., Народный Фонд..2001Корсакова С. В., Малько А. В. Муниципальное право в России. М., 2011Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. М.. 2006Органы местного самоуправления и объединения граждан по месту жительства: сверяя интересы. Новосибирск, Институт неправительственного сектора, 2001 Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. М., 2008Территориальное общественное самоуправление: от энтузиазма к профессии (четыре сюжета на одну тему)/ Научн. ред. и предисл. И.Е. Кокарев. – М.:»Прометей», 2001.Территориальное общественное самоуправление: демократия, политика, власть. Сборник трудов Третьей ежегодной Всероссиской конференции. – М.: Международный университет (в Москве), 2002Шомина Е.С. Уроки демократии по месту жительства, М., Народный фонд, 2001Адреса интернет-сайтов: http: // spb.municip.ru; http : // rels.obninbsk.com; http : // rusteros.ru; http : // msu.spb.ru; http : // gov.spb.ru; http : // emsu.ru^ 4. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости4.1. Условия и показатели оценки успеваемости Успешность изучения курса оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в международные буквенные оценки и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания. При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу слушателя в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам экзамена (до 30 баллов). Элементами оценивания работы слушателя в ходе семестра являются: посещаемость аудиторных занятий; активность слушателя и качество его ответов (выступлений); результаты текущего контроля; результаты итогового контроля; количество и качество выполняемых дополнительных заданий преподавателя.Кроме того, слушателю могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы (до 10 баллов) за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой оценки. При этом итоговая сумма баллов, набранная конкретным слушателем при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100. Если результат на зачёте не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются. Если к моменту проведения промежуточной аттестации, а также с учетом дополнительных (премиальных) баллов, слушатель набирает количество баллов, достаточное для получения оценки «зачтено», она может быть поставлена ему без данной аттестации. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до слушателей заблаговременно. Слушатели имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.^ 4.2. Балльная структура оценки Баллы, начисляемые за работу студента в ходе 5 семестра: 1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 22 балла из расчета 44 часа лекций. 2. Посещение семинарских занятий с выполнением домашнего задания - 2 балла за одно занятие, максимально 10 баллов из расчета 10 часов семинаров. 3. Посещение практических занятий и выполнение соответствующих заданий – 2 балла за одно занятие, максимально 6 баллов из расчёта 6 часов практических занятий. 4. Прохождение рубежного контроля (проводится в форме тестирования) - максимально 10 баллов. 5. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) – 1 балл за занятие, максимально 8 баллов, из расчёта 5 семинарских занятий и 3 практических занятия. 6. Самостоятельная работа – 14 балловИтого максимально 70 баллов. Прохождение итоговой аттестации (экзамен) – максимально 30 баллов.Всего - 100 баллов.^ 4.3. Шкала оценок по дисциплине Шкала итоговых оценок успеваемости по дисциплине (завершается экзаменом) Таблица 1 Оценка ECTS Название Сумма баллов Числовойэквивалент Буквенноеобозначение Отлично 91-100 5 А Очень хорошо 84-90 4 В Хорошо 74-83 4 С Удовлетворительно 68-73 3 D Посредственно 61-67 3 E Неудовлетворительно 0-60 2 Fx 2 F Оценка за курсовую работу выставляется по таблице 1.^ 5. Лекционные занятия. Тема 1. Основные принципы организации местного самоуправления.Лекция 1 (2 часа)Предмет и задачи курса. Система и структура курса. Методологическая основа дисциплины «Территориальное общественное самоуправление». Научная база дисциплины.Взаимосвязь дисциплины «Территориальное общественное самоуправление» со смежными дисциплинами. Основные понятия и термины, используемые при изучении дисциплины. Лекция 2 (2 часа) Понятие и сущность МСУ. Местное самоуправление в России. Цели и задачи. Предметы ведения местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления: Европейская Хартия, Конституция РФ, ФЗ «Об основах организации местного самоуправления в РФ». Лекция 3 (2 часа) Территориальная основа МСУ. Муниципальные образования.Основные положения Устава муниципального образования.Тема 2. Участие населения дореволюционной России в решении вопросов местного значения.Лекция 4 (2часа) Самоуправляющиеся местные коллективы в средневековом Пскове и Новгороде. Вече как орган непосредственной демократии. Крестьянское самоуправление в России. Структура волостного самоуправления: волостной сход, волостной старшина, волостное управление, волостной крестьянский суд. Сельское общественное управление: понятие, структура. Лекция 5 (2часа) Органы городского всесословного самоуправления: структура, функции и степень эффективности функционирования. Земство как система представительных учреждений. Тема 3. Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ.Лекция 6 (2 часа)Основные особенности структуры МСУ в странах Западной Европы и США. «Жилищное движение» в странах Западной Европы. Лекция 7 (2 часа)Объединения жителей Швеции. Традиции соседских сообществ в Великобритании: группы взаимопомощи, благотворительные группы, группы интересов меньшинства, согласительные группы, специальные группы для проведения разовых социально-культурных мероприятий.Организации жителей и местного общественного самоуправления в США. Тема 4. Участие населения в осуществлении местного самоуправления.Лекция 8 (2 часа)Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан. Местный референдум, собрание (сход) граждан, иные формы непосредственного волеизъявления. Муниципальные выборы.Лекция 9 (2 часа)Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив.Защита прав и законных интересов населения, свободное волеизъявление граждан через обращения, сходы, конференции, опросы населения, выборность и подконтрольность населению МСУ, участие граждан в выработке и принятии решений, гласность и учёт общественного мнения.^ Тема 5. Нормативно-правовые основы деятельности ТОС.Лекция 10 (2 часа)Федеральная законодательная база. Законодательство субъектов РФ. Закон Ленинградской области «О территориальном общественном самоуправлении в Ленинградской области». Уставы (Положения) ТОС. Порядок регистрации ТОС. Лекция 11 (2 часа) Возможность и необходимость приобретения ТОС прав юридического лица.Гарантии прав и защита законных интересов ТОС. Правовая ответственность ТОС.Тема 6. Система территориального общественного самоуправленияЛекция 12 (2 часа) Понятие системы территориального общественного самоуправления: общая характеристика. Формы непосредственной демократии в системе территориального общественного самоуправления. Лекция 13 (2 часа) Ассоциации территориального общественного самоуправления: понятие, общая характеристика. Взаимосвязь элементов системы территориального общественного самоуправления.Тема 7. Органы территориального общественного самоуправления.Лекция 14 (2 часа)Органы территориального общественного самоуправления: виды, способы классификации. Способы формирования органов территориального общественного самоуправления.Лекция 15 (2 часа) Собрания (сходы) территориального общественного самоуправления. Комитеты территориального общественного самоуправления. Председатель органов территориального общественного самоуправления. Тема 8. Полномочия органов территориального общественного самоуправления.Лекция 16 (2 часа)Полномочия органов территориального общественного самоуправления: понятие и общая характеристика. Виды полномочий органов территориального общественного самоуправления. Лекция 17 (2 часа)Права и обязанности органов территориального общественного самоуправления. Полномочия органов территориального общественного самоуправления в различных сферах. Лекция 18 (2 часа)Ответственность органов территориального общественного самоуправления за реализацию полномочий. Тема 9. Формы и методы деятельности органов территориального общественного самоуправления.Лекция 19 (2 часа) Понятие форм деятельности органов территориального общественного самоуправления. Виды форм Понятие организационных методов деятельности органов территориального общественного самоуправления. Виды организационных методов.Лекция 20 (2 часа) Роль организационных форм и методов деятельности органов территориального общественного самоуправления Методика подготовки и проведения первого организационного собрания (конференции).Тема 10. Хозяйственно-экономическая и финансовая деятельность ТОС.Лекция 21 (2 часа) Участие органов ТОС в решении хозяйственно-экономических проблем территории: сохранении жилого фонда; поддержка чистоты и порядка на своей территории; контроле за использование земель; поддержании в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства; благоустройстве и озеленении территории; сохранении памятников культуры; обеспечении противопожарной безопасности и т.д. ^ Лекция 22 (2 часа) Передача органам ТОС функции заказчика на выполнение некоторых работ по благоустройству, коммунальному обслуживанию и ряда других общественно значимых работ. Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. ^ 6. Семинарские занятия. Семинарские занятия по некоторым темам дисциплины «Территориальное общественное самоуправление» проходят в форме докладов. Работа слушателя по подготовке доклада состоит из следующих этапов: - выбор темы доклада (производится на основе предложенной тематики в рамках изучаемой дисциплины и с учётом круга интересов студента); - разработка предварительной структуры доклада (на этом этапе устанавливаются логические и исторические границы темы доклада, формулируются основные вопросы, которые должны быть освещены в докладе, т. е. составляется его план). Такая подготовка существенно облегчит ориентацию в общем объеме информации и выбор нужных источников для подробного изучения; - подбор литературы (на этом этапе осуществляется поиск, ознакомление и подбор подходящих источников литературы и фактических данных для наиболее полного раскрытия темы. В качестве базы может быть использован список рекомендованной литературы по учебному курсу, приведенный в данном методическом комплексе). Подбор литературы в процессе подготовки доклада является наиболее значимым и определяет ее качество; - составление окончательного плана доклада (в нем перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности их изложения); - изучение выбранной литературы (необходимо проанализировать различные направления исследования выбранной темы, определиться свое отношение к различным подходам изучения данной проблемы и остановиться на анализе текущих и перспективных способов ее решения); - написание текста доклада (на этом этапе следует систематизировать полученные знания в соответствии с изученной литературой, расположить материал в той последовательности, которая кажется наиболее стройной, логической, целесообразной и соответствующей плану работы. Одновременно необходимо фиксировать собственные оценки, которые целесообразно изложить в работе, а также связать между собой отдельные части текста).^ Планы проведения семинарских занятийСеминарское занятие по теме 1: «Основные принципы организации местного самоуправления» Обсуждаемые вопросы: Принципиальные отличия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 г. от аналогичного закона от 06.10.2003; Мнения зарубежных экспертов по поводу нового Федерального Закона Основные положения ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003; Основные положения Европейской Хартии о местном самоуправлении; Конституция РФ и Европейская Хартия.Семинарское занятие по теме 3: «Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ»Обсуждаемые вопросы:Общественное самоуправление в Японии: планирование социально-экономического развития; содействие экономическому развитию; создание, содержание и контроль за производственной и социальной инфраструктуройОбщественное самоуправление в США: единое правительство; специальные округа;Общественное самоуправление во Франции: региональный совет; коммуна; дистрикты; городские объединения;«Жилищные движения». Семинарское занятие по теме 10: «Хозяйственно-экономическая деятельность ТОС»: отечественный и зарубежный опыт хозяйственно-экономической деятельности ТОС. Обсуждаемые вопросы: Особенности финансово-экономических отношений органов МСУ и органов ТОС в РФ; Помощь администрации МО и органов ТОС в развитии российского предпринимательства; Зарубежный опыт хозяйственной деятельности ТОС.Практические занятия проводятся по темам 5, 6, 10.Проведение практических занятий преследует следующую цель - разработка условий для практического использования полученных в ходе освоения дисциплины знаний и умении их применять для анализа конкретных ситуаций. С целью обеспечения методологической полноты и усиления структурированности учебных задач практические занятия выстраиваются по четырём уровням. На первом уровне проводится анализ конкретных практических ситуаций, результатом которого должно стать адекватное использование терминологии и методологического аппарата для уяснения и объяснения характерных проблем. На втором уровне, предполагающем изучение различных аспектов заявленных в разделе вопросов, тестируется способность слушателей понимать и применять полученные в ходе обучения знания. На третьем уровне, через контрольные вопросы, достигается целостное восприятие проблемного поля, сформированного вокруг выделенных разделов курса. И на четвертом уровне представлены тестовые задания, закрепляющие знания об используемых в работе понятиях и технологиях.