1. Человек как предмет педагогической антропологии. 22. Предмет, задачи, основные проблемы педагогической антропологии. 43. Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в становлении человека. 74. Сущность, психолого-педагогические основы и закономерности обучения. Отражение закономерностей обучения в дидактических принципах 105. Системный характер учебно-воспитательного процесса, его целесообразность, целостность, результативность. Проблема совершенствования уч-восп. Процесса в современной школе. 106. Сод-е образования в совр. усл.(Обр. программа, обр. станд, уч.прогр, уч.план) 117.Системный подход в педагогической науке. 148. психологические основы обучения ин. яз. 169. Единство антропологических принципов природосообразности и культуросообразности в системе образования (история и современность) 1710. Психолого-педагогические проблемы возрастной периодизации: история и современность 1911.Педагогическое общение как основа современного образовательного процесса (психолого-пед основы и технологии) 2012. Современные воспитательные технологии как способ организации педагогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе 2113. Речь, психолого –педагогические основы ее развития в онтогенезе 2414. Сущность и психолого-педагогические закономерности воспитания. Отражение закономерностей в принципах воспитания 2815. Психолого-педагогические основы воспитания в коллективе 3016. сознание и психолого-педагогические проблемы формирования и изучения в онтогенезе 3017. Личность ,психолого педагогические проблемы формирования и изучения. 3118. Формы организации процесса обучения 3719 Технология педагогической оценки:сущность,структура,правила. 3820. Система образования в современной России. Закон РФ об образовании, о принципах ее построения. Основные тенденции развития отечественной системы образования. 3921. Гуманизация образования как ведущая тенденция в развитии теории и практики воспитания и образования. История и современность 4022. Проблема методов обучения в отечественной дидактике. Классификация методов. 4123. Индивидуально-дифференцированный подход в педагогике (уровни, способы, методы) 4224. Психолого-педагогические основы воспитания в семье. Формы взаимодействия семьи и школы. 4325. Проблема цели и содержания воспитания в современных условиях 4526. Ведущие образовательные технологии в отечественной и зарубежной дидактике 46Технология развивающего обучеия 4727. Структура пед деятельности. Педагогическое сотрудничество в структуре деятельности учителя. Примеры реализации сотрудничества в практической деятельности учителей. 4928. Педагогический менеджмент 5029. Психолого-педагогическая диагностика 5330. учет индивидуально-психологических особенностей ребенка в пед процессе 5431. Компетентность Современного преподавателя ИЯ, 56Имена 58 ^ 1. Человек как предмет педагогической антропологии. Объектом педагогической антропологии являются отношения человек—человек, а предметом — ребенок. Для педагогической антропологии «человек» — одно из основных понятий. Ей важно иметь максимально полное представление о человеке, так как это даст адекватное представление о ребенке и соответствующем его природе воспитании. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» руководствовался положением, ставшим почти заповедью для последующих поколений педагогов: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"1. Познание человека как предмета воспитания есть результат развития ряда наук, которые Ушинский называл антропологическими. Педагогическая антропология рассматривает человека в качестве субъекта и объекта педагогического воздействия. Она ставит своей целью определить возможности и попытки отграничения человеческих качеств, которые возникают в результате специфически педагогического взаимодействия, от качеств, имеющих иную природу. ( Гинецинский) Человек является предметом изучения многих наук на протяжении многих столетий. Информация, накопленная о нем за это время, колоссальна. Но она не приводит к единой, удовлетворяющей всех, концепции человека. И по-прежнему различные науки, в том числе и только что возникшие, находят в человеке свое «поле деятельности», свой аспект, открывают в нем что-то, бывшее доселе неизвестным, по-своему определяют, что есть человек. Человек настолько многообразен, что разные науки обнаруживают в нем прямо противоположные человеческие свойства и сосредоточиваются на них. Так, если для экономики он — рационально мыслящее существо, то для психологии во многом — иррациональное. Варианты аспектов изучения человека бесконечны, они все время множатся. Но при этом сегодня становится все очевидней: человек — сверхсложный, неисчерпаемый, во многом загадочный предмет познания; полное постижение его (задача, поставленная на заре существования антропологии) в принципе невозможно. Этому дается ряд объяснений. Например, такое: изучение человека осуществляется самим человеком, и уже поэтому не может быть ни полным, ни объективным. Другое объяснение основывается на том, что собирательное понятие о человеке не может сложиться, как из кусочков, из материалов наблюдений, изучений отдельных конкретных людей. Даже если их множество. Еще говорят, что та часть жизни человека, которая поддается изучению, не исчерпывает всего человека. Указывают и на то, что информация, полученная о человеке в разные века, не может быть объединена в одно целое, ибо человечество — иное в разные эпохи, так же, как каждый человек — в значительной мере другой в разные периоды своей жизни. И все же образ человека, глубина и объемность представления о нем век от века совершенствуются. Современные представления о человеке: Ч-к – биоэнергетическое существо, он активен; Ч-к пластичен, высокие адаптивные способности; Ч-к – существо динамичное и развивающееся; Ч-к органично принадлежит природе, является неотъемлемой частью биосферы; Ч-к обладает такими качествами как креативность (способность создания нового во всех сферах жизни) и духовность (потребность ориентироваться на высшие ценности) Ч-ку характерна целостность (единство индивидных, типичных и уникальных свойств) и противоречивость. Человек – понятие, означающее биосоциальное разумное существо. Как живое существо ч-к подчиняется биологическим законам, а как социальное существо – законам развития общества. Понятие индивид близко понятию ч-к. Разработка концепции человеческой индивидуальности является одним из существенных достижений современной отечественной педагогической антропологии Понятие индивид широко использовалось для наименования отдельного человека, начиная с античности и вплоть до настоящего времени. Близко к понятию индивид понятие личность. Личность характеризуется только социальными отношениями, социальной деятельностью. Индивидуальность – совокупность черт, делающих человека непохожим на других. Индивидуальность проявляется в разных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Педагогическая антропология связана с проблемами формирования человека как индивида, личности и индивидуальности.^ Методы научных исследований педагогической антропологии.К методологическому арсеналу педагогико-антропологической науки относятся общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении. Поскольку каждая из областей человековедения преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится 1) синтезировать данные каждой их этих областей, 2) параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию, 3) самой изучать многочисленные факторы изменений в личности и в коллективах.Методы: 1) ^ Интерпретация данных и выводов наук о человеке (как, впрочем, и данных искусств и религии). Данный метод является главным в ПА. При этом ПА руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания. Определяющее значение для педагогической антропологии имеет принцип обязательной педагогической интерпретации любой и всякой закономерности в телесной, душевной, духовной эволюции человека и человечества. В данном случае в понятие интерпретации включаются: идентификация проблем, релевантных для педагогики, в частности обнаружение источников интерпретации; модификация в педагогических целях хорошо зарекомендовавших себя в других науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний; дедукция педагогических норм из законов индивидуального и группового развития.Этот принцип предполагает широкое использование дедуктивного метода. Из физиологической, нейрологической, социологической или какой-либо иной закономерности принудительно следует вывод, имеющий педагогическое значение. Интерпретация служит собственно педагогическому синтезу человековедения во всем его многообразии. Она служит педагогической ассимиляции не только различных областей науки, философии, религии, искусства, но и массового сознания, и народных моделей поведения. Интерпретация искусства обладает большим потенциалом в развитии педагогической антропологии. Художественный образ, обобщая поведенческие и психологические наблюдения, одновременно проникает в глубь неповторимо единичной личности. Благодаря педагогической интерпретации художественной литературы мы получаем знания о мире ребенка, человеческих характерах и судьбах. Они обогащают феноменологическую проблематику антропологии — типологизацию развивающейся личности. Разумеется, результаты интерпретации искусства подлежат проверке другими методами педагогико-антропологического познания. 2) ^ Сравнительные методы. Это сравнительно-исторический, сравнительно-эволюционный, сравнительно-этнографический, биографический, казусный. а) Сравнительно-исторический метод незаменим при изучении взаимодействия человека и общества. б) Сравнительно-эволюционный необходим для выявления родовой специфики человека. в) Сравнительно-этнографический применяется при исследовании народных моделей поведения. г) Биографический нужен для изучения развития личности в единстве с социальной историей. д) Казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической практики. Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными. 3) ^ Метод наблюдений. В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта особое значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, как с применением опросных листов, так и без них. Применяются также составление характеристик, психограмм и т.п.; изучение дневников и продуктов творчества; интроспекция и анализ воспоминаний. .^ 2. Предмет, задачи, основные проблемы педагогической антропологии. Понятие «антропология» идет от греческого «antropos» - «человек» и «logos» - учение – учение о человеке. В этом смысле и переходит в науку. Как термин «а» возник в 18 в. в работах Канта, который употребляет термин для обозначения особой, автономной области знания. Родоначальником педагогической антропологии был К.Д.Ушинский. 7 декабря 1867 г. К.Д.Ушинский подписал предисловие к первому тому своего труда «Человек как предмет воспитания», в подзаголовке которого стояло: «Опыт педагогической антропологии». Эта дата с полным основанием может считаться исторической для образования педагогической антропологии и развития психологии в педагогическом направлении. Антропология - это наука о человеке как биологическом виде. Педагогическая антропология - особая точка рассмотрения человеческого воспитания. Объектом педагогической антропологии являются отношения человек—человек, а предметом — ребенок как участник воспитательного процесса. Для педагогической антропологии «человек» — одно из основных понятий. Ей важно иметь максимально полное представление о человеке, так как это даст адекватное представление о ребенке и соответствующем его природе воспитании. Педагогическая антропология рассматривает человека в качестве субъекта и объекта педагогического воздействия. Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Основное содержание современной ПА выражено в следующем: -человек -природа человека -ребенок -развитие ребенка -культура -воспитание Современная ПА выполняет ряд функций, являясь: -теорией современного педагогического знания; -научной основой гуманистического педагогического мировоззрения; -теоретическим обоснованием педагогических инноваций в области воспитания. ПА открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает актуальными для педагогики знания о человеке вообще, что позволяет педагогу опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления пед.процесса. ПА сама по себе ничего нового не открывает. В этом специфика данной отрасли человековедения. ПА расставляет акценты в уже известном и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку. Именно это делает ПА актуальной научной дисциплиной, которая постоянно обновляется и которая вечно жива. Вывод: ПА - естественно-научная дисциплина, сконцентрированная на облике ребенка. Проблемы: Бим-Бад выделяет три круга проблем в современной ПА: 1.человековедение вообще и педагогическое в особенности; определение места педагогической антропологии среди других отраслей человековедения и их взаимосвязи. 2.воспитание человека обществом и общества — человеком; 3. воспитание личности личностью. Ананьев выделяет следующие проблемы: 1. природа научения, его структуры, механизмов и факторов; 2. формирование индивида, выявление закономерностей онтогенеза человека; 3. проблема структуры развития человека, взаимосвязей в этой структуре между её отдельными сторонами (умственной, физической, нравственной и т.д.); 4. проблемы взаимосвязи между воспитанием и развитием (например, взаимосвязи между умственным воспитанием и обучением, с одной стороны, и умственным развитием - с другой); 5. проблема соотношения между учением и созреванием в процессе развития. Это классическая проблема возрастной психофизиологии и педагогической антропологии. 6. проблема акселерации развития подрастающих поколении в современных условиях, объединенная с проблемой акселерации физического развития детей, разрабатываемой современной антропологией и медициной.необязательно: (ПА стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Педагогическая антропология нужна и как основа жизненно важных типологий педагогических ситуаций — для разработки методических вариантов обучения и воспитания. Это позволяет получить простые и действенные способы индивидуализации образовательной работы, т.е. применения научного знания на практике. Она призвана предупреждать об опасностях или невозможности тех или иных образовательных усилий. Педагогическая антропология разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике (гигиене). Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Понятно, насколько необходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них. Педагогическую антропологию интересует также сложный процесс принятия решений. Он связан, с одной стороны, с жизненными ситуациями, а с другой — со складывающимися потребностями, интересами, склонностями. Этот процесс во многом определяется целями и задачами, которые наполняют смыслом жизнь человека.)^ Источники педагогических знаний. Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств, философии и наук выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии.^ Биологические науки. Данные и результаты биологических наук о человеке должны учитываться, приниматься во внимание педагогической антропологией (т.е. она призвана соотносить с ними свои выводы). Физиология и психология как источники педагогической антропологии выступают здесь на первый план.^ Общественные науки. Человек — единственное из известных нам существ, физиология которого опосредствована социальной средой, разумеется, в меньшей степени, чем психология, но все же достаточно ощутимо. Стало быть, педагогической антропологии необходимо синтезировать, наряду с данными биологии, материалы и результаты общественных наук, сопоставив их друг с другом и с практикой воспитания и образования. 3. ^ Философские науки. Философия искусства, философия жизни и личности, философия общества и философия истории ценны для педагогики, поскольку изучают развивающуюся личность в социальном и филогенетическом планах, неизбежно отражающихся в плане онтогенетическом. Философская антропология выступает как один из главных источников антропологии педагогической, поскольку представляет собой не только системное и целое, но и всеобъемлющее знание о человеке и мире человека в их единстве. 4. ^ История педагогики и история детства. История педагогики представляет собой полигон для познания природы человека. Образование сильно влияет на характер народов, который нельзя понять, не изучая историю воспитания. Воспитывающие воздействия на каждого члена общества оказывают все формы жизни — религия, политика, искусство, наука, трудовая деятельность, материальные условия, обычаи, нравы, традиции. Поэтому история педагогической практики и теории неотрывна от образа культурной жизни людей. 5. Психология. Психология необходима при определении целей и при разработке методов воспитания, при оценке результативности педагогической практики. Психологическая наука дает антропологии непосредственный материал для исключительно важных педагогических интерпретаций. 6. Искусство. Искусство привлекается педагогической антропологией в качестве одного из своих важнейших источников: его содержание и методы используются педагогической антропологией для решения ее проблем. Особую ценность при этом имеют так называемые романы воспитания во всех их разновидностях. Из романов воспитания мы черпаем знание о многообразии факторов становления и изменения характеров на протяжении целой жизни человека или ее значительных временных отрезков. Некоторые романы воспитания представляют собой развернутые мысленные эксперименты по проверке целых педагогических концепций, часто совершенно оригинальных. Кроме того, ПА нуждается в гигиене — учении о норме. В нозологии — учении о педагогических «болезнях», отклонениях от нормы. В терапии — учении о путях и способах нормализации болезненных отклонений. В прогностике — учении о наиболее вероятном направлении развития тех или иных педагогических явлений и процессов. В деонтологии — учении о наиболее типичных ошибках педагогов и об их предупреждении. ПА обогащается и за счет разных отраслевых антропологии. Отраслевые антропологии позволяют ярче представить отдельные грани человека и ребенка: Физическая антропология изучает организм ч-ка как представителя homo sapiens; для религиозной антропологии интересен ч-к как ценное творение Бога, духовное бытие человека; культурная антропология воспринимает ч-ка в связи с окружающей его средой.Итак, антропология как наука о человеке включает в себя всю систему наук, все виды искусства.^ Роль ПА в подготовке специалиста – преподавателя иностранных языков и культур. В теории и практике высшего педагогического образования длительное время преобладала и еще жива традиция готовить не столько учителя-воспитателя, сколько преподавателя определенного учебного предмета. Исходя из современных реальностей ведущая задача профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в пед.вузах - формирование и развитие личности учителя-воспитателя. Педагогические и психологические предметы должны интегрировать знания человековедения. На практике учитель имеет дело с целостной личностью ученика, поэтому необходима интеграция всех наук человековедения. В основу содержания пед. образования должен быть положен принцип ориентации на разностороннее развитие личности школьника с учетом возрастных, половых и индивидуальных его особенностей. Поэтому антропологическое знание является стержнем профессиональной подготовки педагога. Еще Ушинский писал, что подготовка педагога должна быть направлена на изучение человека во всех его проявлениях со специальным приложением к искусству воспитания. Антропологическое знание – ядро профессиональной компетентности педагога, т.к. оно связывает цели, задачи, содержание, технологии образования в гуманистическую педагогическую систему. Эта часть подготовки – обязательная, инвариантная часть.^ 3. Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в становлении человека. В процессе становления человека О, В, Р осуществляют теснейшую взаимосвязь, взаимопроникая и взаимообуславливая друг друга. Обучение является и процессом развития и процессом воспитания одновременно. Обучение – усвоение опыта человечества. Воспитание – формирование свойств, качеств личности (отношение к знанию, настойчивость в обучении). Развитие – развитие всех сил человека (физическое, нравственное, умственное, эстетическое развитие). На пересечении кругов есть промежуток, который и составляет содержание образования, которое должно обучать, воспитывать и развивать. Соотношение обучения и развития. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. Существует несколько точек зрения: Э. Торндайк (амер. ученый) считал, что О и Р тождественные процессы, т.к. каждый шаг обучения есть шаг развития. Жан Пиаже (швейцарский психолог) отрицал связь между О и Р. Р – следствие самостоятельного, самопроизвольного развития личности, на которое обучение не влияет. Но отмечал, что О зависит от уровня личностного развития. Л.С. Выготский (отечественный психолог): О – источник развития. Обучение ведет за собой развитие, О идет впереди. Это то, что сейчас называют опережающим обучением: педагог должен учитывать достигнутый уровень развития и продвигать ребенка в следующую, ближайшую, доступную ему зону развития. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития.,личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.Первая состоит в том, что образование в демократическом обществене может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.^ Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения иувеличения объема знаний. Обучение должно бытьнаправлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного инепрерывного самообразования.^ Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности.^ Четвертая причина связана с признанием приоритета принципа развивающего обучения; с развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза ; осмыслить факторы, обусловливающие личностный рост и личностные изменения; создать концепции развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.). Соотношение воспитания и обучения. Воспитание включает обучение. В данном случае применимо понятие «воспитывающее обучение». Но и в обучении есть воспитание. В данном случае мы можем говорить только об одном отличии между обучением и воспитанием. Если в образовательном процессе акцент делается на формирование эмоционального, нравственного отношения, то на 1 план выходит воспитание. Если акцент на знания, способы деятельности, то речь идет об обучении. ^ Основные педагогические направления о человеке как субъекте и объекте пед. процесса. Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании. Фундамент педагогики — философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания — это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.^ Основные педагогические направления:Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: общие основы; дидактику (теория обучения); теорию воспитания; школоведение.Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования. В компетенции возрастной педагогики и закономерности учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических училищах, и особенности воспитания в средних специальных учебных заведениях, и воспитание молодежи, получающей вреднее образование через систему вечерних (сменных, заочных) школ.педагогика высшей школы - занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. ^ Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. социальная педагогика, в которой выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в дидактике, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики. У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками, — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.^ 4. Сущность, психолого-педагогические основы и закономерности обучения. Отражение закономерностей обучения в дидактических принципах Обучение – педагогический процесс, направленный на развитие познавательной деятельности ученика. Ученик осуществляет учебно-познавательную деятельность в процессе обучения. Познавательная деятельность осуществляется посредством мыслительных операций. Основная характеристика обучения – двусторонность (деятельность учителя и ученика). Закономерность – некая взаимосвязь явлений, доказавшая свою результативность. Принцип – сформулированное учеными положение, в соответствии с которым осуществляется учебный процесс. Принципы формулируются на основе выявленных закономерностей: Например, принцип прочности: -перевод в долговременную память -длительность запоминаний Для этого педагог подбирает упражнения, благодаря которым ученик осуществляет трансформацию, а не зубрежку. В основе – психологическая закономерность (механизмы долговременной памяти актуализируются, когда осуществляется поход с разных сторон и постоянный повтор информации). Существующие принципы: -научности -прочности -системности -последовательности Принципы – это положения или правила, которые принимает и использует педагог. 5. Системный характер учебно-воспитательного процесса, его целесообразность, целостность, результативность. Проблема совершенствования уч-восп. Процесса в современной школе. Любое педагог. Явление предполагает системный подход. Учебно-воспитательный процесс – это педагогическая система, в которой предусматривается обучение и воспитание. Это организационная, целенаправленная форма обучения и воспитания. Для него характерны все позиции, которые характерны для любой системы. Это процесс целенаправленный, целесообразный. Цель обучения, воспитания – некое сформулированное, идеальное представление о том результате, который должен быть достигнут. Это то, каким должен стать человек, совокупность знаний, умений, которыми он должен овладеть. В реальности обучение и воспитание переплетаются. Цели учебно-воспитательного процесса - обучение в виде уроков, воспитание - на уроках и от уроков. Если акцент ставится на обучение – доминируют общедидактические задачи, но не забывают и о воспитательных. Приобретая определенные умения, ученик должен учиться жить в коллективе, должна воспитываться любовь к природе, желание вступить в коммуникацию. Методы и формы этого процесса зависят от цели. Продумывая методы, мы исходим из целей и конкретных условий. Обучение – главенствующая учебная деятельность. Мы можем трансформировать ее в форму игры и, соответственно, повысить интерес к знанию. В воспитательной работе главная роль отводится труду. Труд – ведущее средство. Здесь должен учитываться возраст, интересы, потребности, возможности. Педагог сам отбирает стиль взаимодействия. Он может менять характер в зависимости от задач, которые он ставит.Проблема совершенствования учебного процесса: -разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания -разработка программ воспитания и методов реализации этих программ -поиск наибольшей согласованности с требованиями общества к системе образования и к качеству образования -необходимость разработки показателей качества образования -разработка критериев качества -разработка средств выявления качества (тесты сейчас очень популярны) ^ 6. Сод-е образования в совр. усл.(Обр. программа, обр. станд, уч.прогр, уч.план) В традиционной педагогике содержание образования определяется как « совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также, определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебного процесса. (педагогический словарь). Это определение подчеркивает характер знание-ориентированного подхода. В центре этого подхода находятся знания. Но есть иной подход - личноcтно-ориентированный, где в качестве ценности утверждается сам человек, а не его знания. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека, его природных особенностей, социальных свойств, а также свойств субъектов культуры. Ряд компонентов, вход. в сод-е образования: ^ -онтологический компонент (в сод-е образования должен войти круг центр. проблем: что есть жизнь, добро, зло и т.д.) -информ.-гноссиологич. компонент (способы информационного воздействия и взаимодействия человека с окружающим миром.) ^ -антропологический компонент (содержание образования должно формировать интегрированное знание о человеке, должно помогать накапливать опыт) -социально-технологический комп. (все сод-е образования должно включать в себя ориентиры и способы решения жизненных задач в зависимости от возраста ребенка) ^ -этико-аксиологический комп.( все содержание образования должно обеспечивать ребенку выбор в разных жизненных ситуациях сторону добра) -творческий комп.(все содержание образования должно помогать накапливать опыт творчества не только в разных видах деятельности, но и в системе разнообразных человеческих отношений) ^ Выдержки из конституции РФ Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание обра