ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Акмуллы Факультет Исторический Кафедра права и обществознания Курс IV ОЗО (3,7) Теория и методика преподавания права и обществознания.
Курсовая работа Учебное занятие по праву и основные требования к нему. Выполнила: студентка IV курса Муллагулова А. Р. Преподаватель: Абашкина Ольга Александровна старший преподаватель кафедры права и обществознания УФА 2007 Содержание. Введение….3 Глава I. Учебное занятие по праву и основные требования к нему…… 1. Характеристика современного урока права и требования к нему… 6 1.2.
Разделение учеников на группы на уроке права….3. Основные составляющие компоненты учебного занятия по праву…4. Рекомендации учителю при разработке урока по праву… …12 Глава II. Примеры поурочного планирования учебных занятий по праву… ….1. Урок в 8 классе. Тема: Воспитание толерантности к людям других национальностей… 17 2.2.
Деловая игра. Когда гремит оружие, законы молчат. Тема: "Милосердие на поле брани". 9-й класс… ………… 23 Заключение….35 Список литературы… ….37 Введение. Основной формой учебно-воспитательной работы в облас¬ти права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей право¬вого курса.
Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако мно¬го раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою при¬годность к современной системе правового образования. Основная цель преподавания прав человека заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества
и умения жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями. Учебный материал отличается на разных ступенях школьного образования своим содержанием (глубиной, степенью конкретности, уровнем обобщения и т.д.), вместе с тем подчинен общим задачам, которые реализуются в ходе учебного занятия по праву: — развивать способность к сотрудничеству и согласованности между индивидуальными
и коллективными ценностями, умения ненасильственного урегулирования конфликтов; — формировать понимание ценности свободы как условия самореализации человека и ее органической связи с ответственностью и саморегуляцией поведения; — воспитывать чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности и уважения прав и достоинства людей других национальностей, рас, вероисповеданий; — развивать планетарное сознание, понимание разнообразия и уникальности культур народов мира, умений видеть в различии культур богатство
мировой цивилизации; — прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и мира в своей стране и в глобальном масштабе. На всей протяженности обучения – традиционный урок- учебное занятие по праву не утрачивает своей актуальности. Обучение правам человека на уроке выполняет важные образовательные и воспитательные функции: — философско-культурологическая, которая направлена на формирование планетарного сознания, расширение кругозора,
преодоление узконационального мышления, обыденности предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам; — образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знаний не только национальных, но международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания
школьников; — воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразования их в устойчивые убеждения и прочные навыки, сознательного гуманного поведения; — психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», системе потребностей интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания
и самосовершенствования; — коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами. Программы истории и обществознания, например, позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками основных идей философии прав человека. В ходе систематического изучения отечественной и Всеобщей истории, обществоведения на учебных занятиях
учащиеся получают представления о развитии человека и общества, о статусе индивида в рамках различных цивилизаций, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, причинах войн, конфликтов, способов их предупреждения. Таким образом, темой нашей курсовой работы является основной элемент для реализации правового образования - учебное занятие по праву и основные требования к нему. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы:
Основные гигиенические, дидактические и психологические требования, кратко рассматриваются основные компоненты современного урока по праву, приводится пример примерной подготовки учителем учебного занятия по праву, даются рекомендации для разделения класса на пары и группы в ходе учебного занятия. Во второй главе даются практические примеры двух разных типов уроков: деловой игры (Когда гремят орудия, законы молчат) и урока, в котором сочетаются различные приемы работы (Воспитание толерантности )
Глава I. Учебное занятие по праву и основные требования к нему 1.1. Характеристика современного урока права. Учебное занятие по праву — это комплексная система орга¬низационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидак¬тических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.
В современной науке к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, его продолжительность в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьников на перемену, которая дана ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способ¬ные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность
помещения и рабочего стола и проч.). В разработке санитарно-гигиенических правил для процес¬са обучения принимают участие врачи, призванные следить за здоровьем школьников. При организации урока по праву обраща¬ется внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой учеников на восприятие правового мате¬риала, распределение по группам в зависимости от особенностей детей при интерактивных методах обучения и проч.).
1.2. Разделение учеников на группы на уроке права. Деление класса на пары и группы дает ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Этот прием можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. Например, если вы обсуждаете право на жизнь, то, прежде чем обсуждать эту тему всем классом, можно
дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации. Подготовка Разделите класс на группы. При делении определитесь, хотите вы разделить учеников по способностям, объединить мальчиков и девочек или чтобы друзья работали вместе. Иногда группы могут быть выбраны произвольно, например, по дню или месяцу рождения, по первой букве имени или по какому-то другому, неявному критерию.
В классе, где столы и стулья прикреплены к полу, ученики образуют группы, повернувшись лицом к сидящим сзади. Если на выполнение задания группе потребуется времени больше, чем несколько минут, то, возможно, будет необходимо иметь председателя и ведущего протокол. Группа должна решить, кому поручить эти обязанности. Рассадите ребят так, чтобы они видели друг друга.
Четко объясните ученикам задание. Предупредите, каким временем они располагают. Проведение Чтобы включиться в работу, группам часто бывает нужно поощрение. Не скупитесь на слова ободрения. Пока пары или группы работают, отойдите от них, но будьте готовы прийти на помощь. Не прерывайте работу учеников, кроме как в случаях, если группа неправильно поняла, что она должна делать. Предоставьте группам и парам возможность свободного обсуждения, вмешивайтесь только по
их просьбе. Уделяйте группам равное внимание. Если предполагается необходимость, чтобы группы отчитались о своей работе перед всем классом (это может быть сообщение о принятом решении, подведение итогов дискуссии или просто рассказ о том, как работала группа), они должны знать об этом с самого начала, чтобы выбрать того, кто будет представлять отчет. Анализ Спросите учеников, было ли занятие полезным и что они узнали. Если будет дан отрицательный ответ, выясните, как бы они сами организовали занятие.
Воспользуйтесь их идеями. 1.3. Основные составляющие компоненты учебного занятия по праву Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов: — учитель права; — обучаемые; — юридическое содержание учебных курсов; — система методов, приемов, средств обучения; — цель и результат. Рассмотрим кратко доставляющие компоненты каждого элемента. Что характеризует учителя права? 1. Знание юриспруденции, основных тенденций современ¬ного обучения
праву, эрудиция. 2. Педагогическое и методическое мастерство: а) умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым; б) умение создать благоприятный психологический климат входе занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение; в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы. Учитель должен обладать способностью привлекать к себе людей.
При этом важно, чтобы педагог «не опускался до аудито¬рии, а, напротив, поднимал ее до своего уровня». Используя юмор в правовом обучении, учитель права должен помнить заме¬чательную мысль, которая была высказана государственным сек¬ретарем США Г. Киссенжером в 70-е гг. XX в. Он заметил: «Я всю жизнь закрывал глаза на недостатки людей и подчеркивал исключительно их достоинства». В правовом обучении важно зна¬ние психологических приемов культуры общения.
3. Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность). Учитель права должен обладать хорошей дикцией, которая выражается в четкости произношения слов с обязательным написанием на доске, ватмане каждого нового термина. Интенсивность речи преподавателя права проявляется в ее громкости, концентрации внимания на самом главном и т. д. 4. Стиль взаимоотношений учителя с учеником.
Специали¬сты выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили. В области правового обучения первоначально при зна¬комстве с новыми учениками следует установить авторитарный стиль взаимоотношений, предъявив определенные требования и рассказав о содержании учебной дисциплины «Право». Через два-три занятия следует перейти к стилю демократического общения, на базе которого и выстраивается дальнейшее право¬ вое образование. 5.
Внешний вид педагога имеет большое значение в право¬вом обучении. Вторым компонентом учебного занятия по праву являются обучаемые. Их характеризует: 1. Активность и самостоятельность в освоении юридичес¬кого материала. 2. Уровень учебных умений и навыков. 3. Навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявля¬ется при организации обучения по группам).
4. Степень дисциплинированности и организованности обу¬чаемых. Третьим компонентом учебного занятия по праву является юридическое содержание учебного курса, при анализе которого следует обращать внимание на такие параметры, как: 1. Научность правовой информации, ее достоверность. 2. Доступность материала определенному адресату. Мате¬ риал, который отбирается учителем для разъяснения,
должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых. 3. Актуальность изучаемых правовых понятий и их непос¬редственная связь с жизнью. 4. Наличие новизны изучаемой правовой проблемы. 5. Оптимальность объема предложенной юридической ин¬ формации. Четвертым компонентом учебного занятия по праву явля¬ется система методов, приемов, средств организации
учебной деятельности. При этом обращают внимание на следующие факторы: 1. Рациональность и эффективность использования време¬ни на уроках права. Специалисты считают, что усвоение информации правово¬го характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту обучаемые способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью минуты — 90%, с двадцать третьей по тридцать четвертую мину¬ты усваивается 50% той
информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учи¬тель права может выстраивать свою систему организации учеб¬ной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал. Завершать урок по праву необходимо четкими итоговыми выводами (так использу¬ется психологический прием, согласно которому «концовка ме¬роприятия остается надолго в памяти человека»).
Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомитель¬ной деятельности, чаще варьируя методы обучения. Процент усвоения правовой информации t, время на уроке 2. Учет того, как происходит усвоение материала в зависи¬мости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период для быстрого восприятия сложного юридичес¬кого материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня.
Подъем работоспособности наблюдается в суб¬боту, так как у обучаемых на уровне подсознания заложена информация о существующем впереди выходном дне. 3. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву. 4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия. 5. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности.
6. Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых. И, наконец, весьма интересным является цель и результат учебного занятия по праву. Здесь следует обратить внимание на: 1. Степень конкретности, четкости, лаконичности постав¬ ленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой. 2. Необходимо оценить степень обучающего, воспитатель¬ного и развивающего воздействия занятия по праву
на школь¬ников. (Из исследований д. п. н. В.П. Симонова). Если оценивать занятие по праву по данным критериям, выставляя за каждый параметр отметки от 1 до 5, то лишь в случае, когда набирается по 25 показателям 85 и больше бал¬лов, можно констатировать отлично проведенное занятие. При количестве баллов ниже 45 занятие оценивается как неудовлет¬ворительное Практика показала, что среди учителей права встречается определенное количество тех, которые допускают
в работе ти¬пичные ошибк
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |