1. Менеджмент: содержание, задачи, связь с другими областями знаний. 2. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента. 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России. 4. Специфика российского менеджмента. 5.Система менеджмента. Организация как объект управления. 6. Эволюция управленческой мысли. 7. Сущность процессного подхода к менеджменту. 8. Системный и ситуационный подходы к менеджменту. 9. Среда организации, ее составляющие. 10. Анализ и оценка внешней среды организации. 11. Сущность процесса коммуникации в менеджменте. 12. Сущность и значение SWOT-анализа в управлении организацией. 13. Функции менеджмента: содержание, задачи, взаимосвязь. 14. Содержание функции управления: планирование. 15. Процесс стратегического планирования. 16. Миссия и цели организации. Требования к разработке целей, виды целей. 17. Анализ стратегических альтернатив, их оценка и последующий выбор. 18. Содержание функции управления: организация. 19. Построение организации: элементы проектирования организационной структуры. 20. Структурные методы управления конфликтными ситуациями. 21. Межличностные методы управления конфликтными ситуациями. 22. Линейно-функциональная структура организации. Границы ее использования. 23. Дивизиональная структура организации. Границы ее использования. 24. Матричная структура организации. Границы ее использования. 25. Виды организационных структур. Их классификация. 26. Содержание функции управления: мотивация. 27. Анализ процессуальных теорий мотивации. 28. Анализ содержательных теорий мотивации. 29. Содержание функции управления: контроль. 30. Учетная функция менеджмента. Контроллинг. 31. Процесс и виды коммуникаций. 32. Условия эффективного коммуникационного процесса. 33. Виды коммуникаций в организации. 34. Принятие управленческих решений: виды решений, процесс принятия решений. 35. Организация как функция и процесс управления. Делегирование. Принципы делегирования полномочий. 36. Факторы, влияющие на процесс принятия решений в организации. 37. Стили руководства. 38. Подходы к определению эффективного лидерства. Формальные и неформальные лидеры. 39. Этапы процесса контроля в управлении организацией. 40. Власть и влияние в менеджменте. Формы власти и влияния, их источники. 41. Управление конфликтами в организации: виды, причины, последствия, способы управления. 42. Лидерство. Современные концепции лидерства. 43. Динамика групп в организации и ее влияние на организационное поведение. 44. Природа и характеристика организационных изменений. 45. Управление изменениями в организации: причины и цели изменений, виды изменений, подходы к управлению ими, преодоление сопротивления. 46. Модели и процесс организационных изменений. 47. Концепция управления рисками в менеджменте. 48. Сущность антикризисного управления организацией. 49. Профессиональный характер управленческой деятельности. Менеджер и его качества. Роли руководителя. Уровни управления. 50. Современные тенденции развития менеджмента и их влияние на эффективность управленческой деятельности. 51. Подходы к определению эффективности управления. 52. Измерение и оценка эффективности управления организацией. 53. Сущность функции координации в менеджменте. 54.Методы имоделипринятиярешений. 55. Основные факторы качества управления. ^ Дополнительная информация ГЛОССАРИЙ Авторитаризм – самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный – 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный. Адаптация – приспособление строений и функций организмов к условиям существования. Администрация – составная часть управленческой деятельности, занимающаяся: выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора и т.д. Бихевиоризм – изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений. Бюджет – метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Бюрократия – 1) тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника; 2) орган государства, организационно оформленный в виде аппарата чиновничества. Внешняя среда организации косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс. Внешняя среда организации прямого воздействия – факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственной власти, потребители и конкуренты. Внутренняя среда организации – это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди. Группа – это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние. Группы формальные – это группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса. Делегирование полномочий – передача подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определенных проблем, права использовать ресурсы организации для выполнения определенных задач. Департаментизация – процесс организационного обособления, группирования специализированных работ в организации (от слова «департамент», или «отдел»). Децентрализация – передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих. Децентрализация управления – передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Дзайбану – система отношений между фирмами и банками Японии, в соответствии с которой крупные фирмы организованы в небольшое число групп. Задача – определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее ограниченные сроки. Иерархия – 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположений служебных званий, должностей в порядке их подчинения (иерархическая лестница). Индивидуализм – принцип, составляющий основу американской системы управления, предполагающий относительную автономию человеческого индивида в системе общественного бытия. Исследование операций – прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных задач, главным методом которого является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий. Исследование операций основывается на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, математической статистике, теории игр и др. Кайрацу – в Японии объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы. Классическая (административная) школа управления – подход в теории менеджмента, исследующий главным образом методы и формы совершенствования системы управления организацией в целом. Классическая школа тесно связана с работами Анри Файоля, Линдалла Урвика, Джеймса Д. Муни, А.К. Рейли. Количественный подход (школа науки управления) – подход в теории менеджмента, предполагающий применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Коммуникационная сеть – соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими. Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Концепция – 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д. Кооперация – форма организации труда, при которой большое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда. Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей. Менеджер – наемный управляющий, специалист по менеджменту. Менеджмент – интегрированный социально-экономический процесс исследования, планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение функционирующими в рыночных условиях предприятиями определенных оптимальных результатов хозяйственной деятельности. Метод «участвующего управления» - один из элементов японского менеджмента, механизм принятия решений «снизу вверх», когда каждый работник несет свою долю менеджерской ответственности, что позволяет наиболее эффективно использовать его способности. Миссия организации – комплексная цель организации, вызывающая у членов организации состояние устремленности и понимания своей роли и роли организации. Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо. Мотивация – функция менеджмента, процесс побуждения людей к выполнению какой-либо деятельности. Научное управление – подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенствования операций ручного труда. Научное управление тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет и Генри Гантта. Неопределенность внешней среды – функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации. Организация – 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей; 2) функция менеджмента, процесс распределения работы среди сотрудников и координация их деятельности, создание организационной структуры. План – 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Планирование – процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Подразделение – составная часть организации, выполняющая специфические конкретные задания и добивающееся конкретных специфических целей в рамках организационных целей. Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач. Потребность – внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостатка чего-либо. Процесс принятия решений – последовательная реализация этапов: диагноз проблемы; формулировка ограничений и критериев принятия решения; выявление альтернатив; оценка альтернатив; окончательный выбор. Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия. Развитие – совокупность изменений, ведущих к появлению нового качества и укрепляющих жизнестойкость системы, ее способность сопротивляться разрушающим воздействиям внешней среды. Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений. Ресурсы управления – основные факторы управления, определяющие необходимые условия его осуществления: людские, информационные, технические, экономические. В качестве ресурсов управления выступают также время и пространство (территории, площади и пр.). Решение управленческое – процесс и акт решения проблемы (разрешения противоречия) в совместной деятельности людей, ведущие к достижению цели. Риск – принятие решений, вероятность успеха которых недостаточна высока. Роль управленческая – вид поведения менеджера в определенных ситуациях управления, комплекс образов менеджера, которые рождаются в результате его поведения в управленческих ситуациях (консультант, концептолог, инноватор, арбитр и пр.). Система – совокупность элементов, взаимосвязанность которых определяет ее целостность, устойчивость и адаптивность. Система управления – совокупность действий, определяющих реальность управленческой деятельности. Звенья и связи, участвующие в процессах управления. Системный подход – подход в теории менеджмента, согласно которому организация является совокупностью взаимосвязанных элементов, таких как совместные ценности, стратегическая ориентация, структура, система субординации, стиль управления, состав сотрудников, совокупность теоретических знаний и практического опыта, ориентированных на достижение единой конечной цели в условиях меняющейся деловой среды. Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Ситуационный подход – подход в теории менеджмента, согласно которому формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации. Социально-психологические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на социально-психологические рычаги, социальные интересы, нормы поведения, психологические особенности. Статус организационный – положение человека или группы, определяющееся комплексом функций и полномочий его деятельности. Стимул – заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижения цели или результата. Структура системы управления – конструкционная основа системы управления, совокупность связей прямой подчиненности звеньев системы управления. Теория «7S» - системная концепция современного менеджмента, предполагающая, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения и остальных шести. Ключевыми составляющими данной теории являются следующие: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация, разделяемые ценности. Теория «Z» - концепция современного менеджмента, сформулированная У. Оучи, предполагающая, что основой любой организации является человек и для того, чтобы добиться эффективного управления необходимо придерживаться следующих положений и правил управления людьми: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решений; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках. «Теория хаоса» - концепция современного менеджмента, предполагающая, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, но, тем не менее, несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать с помощью статистической оценки вероятности. Управление – целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей. Функция управления – обособленное направление управленческой деятельности. Цель – конкретный конечный результат или желаемое состояние управляемой системы. Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей. Централизация – процесс распределения полномочий в направлении их концентрации на вышестоящих уровнях системы управления. Школа поведенческих наук – подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа тесно связана с именами А. Маслоу, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга. Школа человеческих отношений – подход в теории менеджмента, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Экономические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на экономические рычаги (налог, цена, прибыль, фонды и пр.). Эффективность управления – соизмерение результата управления с затраченными усилиями или ресурсами. Одна из итоговых характеристик управления.