ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТАКафедра государственного и муниципального управленияНаправление (специальность): «Государственное и муниципальное управление»Дисциплина: Этика и культура управленияСтатус дисциплины: дисциплина относится к циклу дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Общая трудоемкость дисциплины: 108 часов, в т.ч. лекции – 36 ч., семинары - 18 ч., самостоятельная работа – 54 ч.Семестр: IVКонсультации: Аудитория 413б (Лермонтовский проспект, д. 44а)Телефон: 575 02 71E-mail: gmuime@mail.ru^ ОПИСАНИЕ КУРСАЦель курса: Целью изучения дисциплины «Этика и культура управления» является знакомство слушателей с этапами развития и формирования профессиональной этики, а также формирование этическо-морального облика современного служащего государственных и местных органов власти.2. Организационно-методическое построение курса:Структурно курс состоит из 14 тем.Тема 1. Введение. Духовная культура государственных и муниципальных служащих.^ Тема 2. Профессиональная этика: сущность и основные характеристики. Тема 3. Нормы и принципы этики государственных и муниципальных служащих. Тема 4. Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих. ^ Тема 5. Этико-психологические особенности взаимоотношений между подчиненными и руководителем. Тема 6. Невербальные средства делового общения. Тема 7. Вербальные средства делового общения.^ Тема 8. Культура письменной речи и административный речевой этикет. Тема 9. Конфликты и способы их разрешения. Тема 10. Этика ведения деловых переговоров. Тема 11. Дипломатический протокол и международный этикет.^ Тема 12. Деловой этикет и предметно-пространственная среда государственного или муниципального учреждения. Тема 13. Организация рабочего времени государственного и муниципального служащего. ^ Тема 14. Этнокультурные особенности делового этикета на государственной и муниципальной службе. Заключение. Виды занятий: лекции, семинары, практические занятия.Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль, рубежный контроль и промежуточную аттестацию (проводится в форме зачёта).3. Литература3.1. Основная литература:Белолипецкий В. К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления. Ростов-на-Дону: Март, 2004.Валеева Е.О. Этика и культура управления: электронное учебно-методическое пособие. – СПбАУЭ, 2008Государственная служба Российской Федерации: основа управления персоналом. М.: Изд-во «Известия», 2003.Евдокимцев Д. В. Этика и культура управления. Деловой этикет: Учебное пособие. Волгоград.: Изд-во ВАГС, 2004.Захаров Н. П. Социальные регуляторы деятельности российских государственных служащих. М.: РАГС, 2002.Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. – М.: МПСИ, 2005Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе. – Москва, 2011Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. Профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции. М., 2009Митин А. Н. Культура власти и управления: Учебное пособие. Екатеринбург.: УРАЛВнешгориздат, 2001.Омельченко Н. А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: Учебное пособие. М.: Гос. Ун-т Управления, 2003.Осипова И.Н. Этика и культура управления. М., 2009Профессиональная этика муниципальных служащих: электронно-методическое пособие / Ред. Т. В. Мамонтова. СПб.: ИУЭ, 2001.Профессиональная этика публичных служащих: Избр. лекции. Хабаровск: ХГАП, 2002.Соловьёв А.П. Конфликты на государственной службе. Типология и управление – Москва, 2008Этика государственного служащего: Сборник статей. М.: Изд-во РАГС, 2003.Эффективное деловое общение и стиль профессиональной деятельности государственных служащих: Учебное методическое пособие. М.: ИПК госслужбы, 2001.^ 3.2. Дополнительная литература: 1. Агеев С. В. Этикет и протокол служащих муниципальных образований: Электронно-методическое пособие. СПб.: ИУЭ, 1998. 2. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 3. Волков Г. М. Этика бизнеса: Учебное пособие. М.: МГИЭМ, 2002.Де Дж. Ричард Т. Деловая этика: Учебный курс / Пер. с англ. М.: РИПОЛ КЛАССИК, Прогресс, 2003.Культура устной и письменной речи делового человека: Москва, 2009Нельсон Карл А. Бизнес этикет. Международные стандарты общения. – Москва, 2005Протакская Е. С. Профессиональная этика: Моральная пропедевтика делового доверия: Учебное пособие. СПб.: Алтейя, 2003.Управленец-менеджер XXI века: Проект: выявление и развитие управленческих способностей учащихся. М.: 2003.^ 4. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости4.1. Условия и показатели оценки успеваемости Успешность изучения курса оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в международные буквенные оценки и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания. При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу слушателя в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам зачёта (до 30 баллов). Элементами оценивания работы слушателя в ходе семестра являются:посещаемость аудиторных занятий;активность слушателя и качество его ответов (выступлений);результаты текущего контроля;результаты итогового контроля;количество и качество выполняемых дополнительных заданий преподавателя.Кроме того, слушателю могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы (до 10 баллов) за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой оценки. При этом итоговая сумма баллов, набранная конкретным слушателем при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100. Если результат на зачёте не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются.Если к моменту проведения промежуточной аттестации, а также с учетом дополнительных (премиальных) баллов, слушатель набирает количество баллов, достаточное для получения оценки «зачтено», она может быть поставлена ему без данной аттестации. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до слушателей заблаговременно. Слушатели имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.^ 4.2. Балльная структура оценки1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 18 баллов из расчета 36 часов лекций. 2. Посещение семинарских занятий с выполнением домашнего задания - 2 балла за одно занятие, максимально 18 баллов из расчета 18 часов семинаров. 3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - 1 балл за одно занятие, максимально 9 баллов. 5. Прохождение рубежного контроля (проводится в форме тестирования) - максимально 6 баллов. 6. Самостоятельная работа - 19 баллов. Итого максимально 70 баллов. Прохождение итоговой аттестации (зачёт) – максимально 30 баллов.Всего - 100 баллов.^ 4.3. Шкала оценок по дисциплине (завершается зачетом) Набранные баллы 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100 Зачет\незачет Незачет Зачет Оценка по шкале ECTS F Fx Д С В А ^ 5. Лекционные занятияТема 1. Введение. Духовная культура государственных и муниципальных служащих. Лекция 1 (2 часа). Основные понятия и предмет этики. Духовная культура и духовность. Нравы и обычаи. Нравственность — существенный компонент духовной культуры государственных и муниципальных служащих.Сущность морали. Моральный выбор. Нравственная культура. Взаимосвязь этики и культуры. Интеллектуальное и нравственное в духовной культуре. Управленческая технология. Иерархия этических правил управления.Тема 2. Профессиональная этика: сущность и основные характеристики. Лекция 2 (2 часа). Понятие профессиональной этики. Происхождение и сущность профессиональной этики. Факторы формирования мотивации труда в различные исторические эпохи. Особенности трудовой этики в период становления капиталистических отношений.Виды профессиональной этики, их особенности.Корпоративная этика и корпоративная культура. Основные характеристики корпоративной этики. Классификация этических кодексов. Функции норм профессиональной этики. Социальное значение корпоративной этики на государственной и муниципальной службе.Тема 3. Нормы и принципы этики государственных и муниципальных служащих. Лекция 3 (2 часа). Служебная этика как вид профессиональной этики. Причины усиления этического момента в регулировании служебных отношений. Сущность этических принципов как одна из форм общественного сознания и выражения требований общества. Этические принципы деятельности государственного служащего. Этический кодекс государственного и муниципального служащего. Соотношение правовых и этических норм в сфере делового администрирования. Виды этических норм: общие, групповые, личностные. Механизм реализации этических норм поведения человека в сфере деловых отношений. Ролевая структура личности государственного служащего, этические принципы и нормы.^ Тема 4. Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих. Лекция 4 (2 часа). Поведение. Этикет. Основные функции этикета на государственной и муниципальной службе. Общение. Внешние формы поведения. Чувство психологического комфорта.Принципы современного этикета. Традиции. Особенности приветствия, представления и обращения на государственной и муниципальной службе. Лекция 5 (2 часа). Внешний облик государственного и муниципального служащего. Манеры поведения.Имидж. Требования к одежде, социально-ролевое и функциональное назначение одежды государственных и муниципальных служащих. Особенности внешнего вида. Тема 5. Этико-психологические особенности взаимоотношений между подчиненными и руководителем. Лекция 6 (2 часа). Стили руководства. Типология стилей руководства: авторитарный, демократический, нейтральный. Выбор оптимального стиля руководства. Многомерная модель стилей руководства: «управленческая решетка». Личные качества руководителя. Функции руководящей деятельности. Общение с подчиненными. Распоряжение. Наказание. Поощрение. Обращение. Совещание. Увольнение с государственной и муниципальной службы. Границы лояльности государственного и муниципального служащего по отношению к руководителю или учреждению.Тема 6. Невербальные средства делового общения. Лекция 7 (2 часа). Невербальные средства общения: кинесика, просодика и экстралингвистика, такесика, проксемика. Кинесические средства выражения информации: мимика, пантомимика, жест, походка. Значение визуального контакта. Благозвучие и звуковая организация речи. Интонация. Компоненты интонации: мелодика, интенсивность, длительность, темп речи, пауза и тембр голоса. Функции интонации в языке: коммуникативная, выделительная, эмоциональная, модальность. Возможности использования интонации в деловом общении. Такесические инструменты передачи информации. Принципы организации «делового пространства».Тема 7. Вербальные средства делового общения. Лекция 8 (2 часа). Передача информации в вербальном общении. Эффективное вербальное общение: умение говорить и слушать. Языковые нормы делового общения. Стиль речи. Факторы речи: прагматический, лингвистический, социолингвистический, культурологический. Культура речи. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении.Формулы речевого этикета: выражение просьбы, извинения, неодобрения, приглашения.Тема 8. Культура письменной речи и административный речевой этикет. Лекция 9 (2 часа). Служебная документация. Официально-деловой стиль речи. Официальная переписка.Административный речевой этикет. Особенности языка служебных документов. Специальная терминология. Нетерминологическая лексика. Языковые клише. Деловой штамп. Устаревшая терминология. Тавтология. Частные особенности деловых бумаг. Элементы речевого этикета в деловой переписке. Тон и речевой этикет письма строго официального характера. Текст официального письма-приглашения. Лекция 10 (2 часа). Тон и речевой этикет писем полуофициального характера. Эмоционально-этикетные слова. Содержание официально-деловых писем. Реакция на полученную корреспонденцию. Визитная карточка, ее оформление и правила использования.Тема 9. Конфликты и способы их разрешения. Лекция 11 (2 часа). Понятие «конфликт» в деловом общении. Типология конфликтов. Внутриличностный, межличностный, межгрупповой конфликты и их особенности. Динамика и стадии протекания конфликтных ситуаций. Структура конфликтов. Предпосылки возникновения конфликтов. Особенности конфликтных ситуаций в трудовой среде. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, сотрудничество, компромисс, приспособление, уклонение. Правила поведения в условиях конфликта.Тема 10. Этика ведения деловых переговоров. Лекция 12 (2 часа). Деловые переговоры и стратегии их проведения: позиционный торг, взаимный учет интересов. Стадии ведения деловых переговоров и бесед: подготовка, процесс ведения переговоров, анализ результатов. Методы аргументации. Лекция 13 (2 часа). Деловая беседа. Телефонный разговор. Типичные ситуации телефонного разговора. Основные требования к служебному телефонному разговору. Деловая встреча. Виды деловых встреч: неофициальная деловая встреча, собеседование с кандидатом на вакантную должность, официальная деловая встреча.Тема 11. Дипломатический протокол и международный этикет. Лекция 14 (2 часа). Дипломатический протокол. Протокол перед деловой встречей: проверка благонадежности, состав делегации, программа встречи, встреча делегации, помещение для переговоров. Культура деловых переговоров и стиль их проведения: русский, американский, французский, английский, немецкий, японский, китайский. Лекция 15 (2 часа). Дипломатический протокол на переговорах: тональность и модель переговоров, создание благоприятной атмосферы, члены переговоров, результат переговоров.Международный деловой этикет: представление, знакомство, одежда на переговорах и приеме, рассадка за столом, сервировка, столовый этикет, деловой тост.Тема 12. Деловой этикет и предметно-пространственная среда государственного или муниципального учреждения. Лекция 16 (2 часа). Предметно-пространственная среда как объект эргодизайна. Предметно-пространственная среда как средство, постоянно воздействующее на личность служащего и оказывающее позитивное влияние на ее совершенствование.Деловое общение государственных и муниципальных служащих и предметно-пространственная среда соответствующих зон учреждений. Рабочий кабинет руководителя. Варианты позиций собеседников в деловом общении. Кабинет государственного или муниципального служащего. Цветовая гамма интерьеров государственных и муниципальных учреждений. Роль предметно-пространственной среды учреждения в организации делового общения служащих и посетителей. Система визуальных коммуникаций учреждения. Необходимая информация о служебных помещениях. Удобства для посетителей.Тема 13. Организация рабочего времени государственного и муниципального служащего. Лекция 17 (2 часа). Рабочее время. Организация личной работы и управления временем. Резерв времени. Планирование времени. Правило «критичности времени». Планирование результата. Правила экономии времени. Определение приоритетов в разрешении проблем.Методы анализа содержания работы. Приемы повышения эффективности работы.Тема 14. Этнокультурные особенности делового этикета на государственной и муниципальной службе. Заключение.Лекция 18 (2 часа). Особенности перехода служебных отношений с формального на неформальный уровень в отдельных национально-административных образованиях РФ. Конфессии. Специфика национальных традиций на государственной службе в отдельных регионах РФ. Этнокультурные особенности речевого этикета. Этикетные принципы вежливости. Этикет обращения. Правила обращения к духовным лицам. Способы ведения деловой встречи, переговоров. Этнокультурная специфика мимики, поз, жестов. Правила поведения лиц младшего возраста в присутствии старших. Основные правила общественных приличий в районах распространения ислама на территории нашей страны.Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. ^ 6. Семинарские занятия Семинарские занятия по некоторым темам дисциплины «Территориальное общественное самоуправление» проходят в форме докладов. Работа слушателя по подготовке доклада состоит из следующих этапов: - выбор темы доклада (производится на основе предложенной тематики в рамках изучаемой дисциплины и с учётом круга интересов студента); - разработка предварительной структуры доклада (на этом этапе устанавливаются логические и исторические границы темы доклада, формулируются основные вопросы, которые должны быть освещены в докладе, т. е. составляется его план). Такая подготовка существенно облегчит ориентацию в общем объеме информации и выбор нужных источников для подробного изучения; - подбор литературы (на этом этапе осуществляется поиск, ознакомление и подбор подходящих источников литературы и фактических данных для наиболее полного раскрытия темы. В качестве базы может быть использован список рекомендованной литературы по учебному курсу, приведенный в данном методическом комплексе). Подбор литературы в процессе подготовки доклада является наиболее значимым и определяет ее качество; - составление окончательного плана доклада (в нем перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности их изложения); - изучение выбранной литературы (необходимо проанализировать различные направления исследования выбранной темы, определиться свое отношение к различным подходам изучения данной проблемы и остановиться на анализе текущих и перспективных способов ее решения); - написание текста доклада (на этом этапе следует систематизировать полученные знания в соответствии с изученной литературой, расположить материал в той последовательности, которая кажется наиболее стройной, логической, целесообразной и соответствующей плану работы. Одновременно необходимо фиксировать собственные оценки, которые целесообразно изложить в работе, а также связать между собой отдельные части текста).^ Планы проведения семинарских занятийСеминарское занятие по теме 1: Духовная культура государственных и муниципальных служащих: гармония внутреннего и внешнегоОбсуждаемые вопросы:Что входит в понятие духовной культуры?Каково ваше представление о культурном человеке?Как проявляется роль морали в профессиональной деятельности ?Что такое нравственная культура?Объясните, почему нравственность называют «неписаным законом»?Каково соотношение нравственности и деловых отношений?Способно ли искусство влиять на повышение творческой активности личности и каковы формы этого влияния? Как вы понимаете профессиональную этику государственного служащего?Семинарское занятие по теме 2: Профессиональная этика: сущность и основные характеристикиОбсуждаемые вопросы:Раскройте соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».Дайте определение понятию «профессиональная этика».Расскажите о происхождении и сущности профессиональной этики.Проанализируйте виды профессиональной этики. Каковы функции норм профессиональной этики?Семинарское занятие по теме 3: Нормы и принципы этики государственных и муниципальных служащихОбсуждаемые вопросы:Какие универсальные нормы и принципы этики должны соблюдать государственными и муниципальными служащими?В чём особенность этических принципов государственных и муниципальных служащих?Основные положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".Каким образом устанавливаются нормы этики государственных и муниципальных служащих?^ Семинарское занятие по теме 4: Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих (4 часа) Обсуждаемые вопросы:В чем заключается, по вашему мнению, нравственный смысл правил внешнего поведения государственных и муниципальных служащих?Каковы основные функции этикета на государственной и муниципальной службе?Назовите и проанализируйте основные принципы этикета государственных и муниципальных служащих. В чем особенности приветствия, представления, обращения на государственной и муниципальной службе?Семинарское занятие по теме 6: Невербальные средства делового общения (4 часа)Обсуждаемые вопросы:Что такое невербальные средства общения?В чём заключается основное предназначение невербальных средств общения?Что такое спор в человеческом общении? Насколько, по-вашему, актуально искусство ведения делового спора среди других коммуникативных навыков современного государственного служащего?Согласны ли вы с мнением, что возможность ведения критического диалога-спора служит барометром демократии? Проиллюстрируйте свои соображения.Какие разновидности и формы делового спора представляются вам наиболее актуальными в наше время? Особенности невербальных средств общения государственных и муниципальных служащих^ Семинарское занятие по теме 7: Вербальные средства делового общения Обсуждаемые вопросы:Что такое культура речи?Какие нарушения языковой нормы встречаются в устной деловой речи?Назовите формулы речевого этикета, употребляемые в устном деловом общении. Какие ошибки и намеренные уловки встречаются в современном деловом споре? Как реагировать на них? Приведите примеры.Семинарское занятие по теме 8: Культура письменной речи и административный речевой этикет Обсуждаемые вопросы:Особенности культуры письменной речи.Что такое административный речевой этикет?Основные виды документов, применяемых в деятельности государственных и муниципальных служащих.в чём особенности Этического Кодекса государственных и муниципальных служащих?