1648 Внешнеэкономическая деятельность Внешняя торговля России услугами Курсовая 34 2007 800 Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ruСодержание Введение 21. Теоретические основы внешней торговли услугами 41.1. Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг 41.2. Государственное и международное регулирование торговли услугами 71.3. Генеральное соглашение по торговле услугами 92. Анализ внешней торговли России услугами 132.1. Анализ динамики и структуры внешней торговли услугами 132.2. Государственное регулирование торговли услугами 183. Перспективы развития внешней торговли России услугами 213.1. Современные тенденции международной торговли услугами 213.2. Основные направления внешнеэкономической политики России 233.3. Направления экономической интеграции России 24Заключение 26Список литературы 29Приложения 30 Введение Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблему обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. Одна из важнейших задач для России в экономической сфере - необходимость определить свое, соответствующее ее масштабам и потенциалу место в мировом хозяйстве. России предстоит развиваться в направлении большей интеграции в мировую экономическую систему, следовательно, основой ее внешнеэкономической политики должно стать развитие экспортного потенциала. Цель курсовой работы – проанализировать состояние и динамику внешней торговли России услугами. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие и значение услуги в современной мировой экономике, представить классификацию услуг; исследовать государственное и международное регулирование торговли услугами; проанализировать состояние и динамику внешней торговли России услугами; определить перспективы развития внешней торговли России. Исследование динамики внешней торговли России услугами проведено за 2005-2007гг.^ 1. Теоретические основы внешней торговли услугами 1.1. Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг Услуги представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.1 Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги - это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне. Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 2/3 – 3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении: они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым экспортом и импортом; услуги неотделимы от своего источника; их производство и потребление, как правило, неразрывны; для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость. Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций. Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает: коммунальные услуги и строительство; оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы; транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество; оборону и обязательные социальные услуги; образование, здравоохранение и общественные работы; 6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли. Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги. С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на факторные, возникающие в связи с международным (межстрановым) перемещениям факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). К настоящему времени изменились подходы, связанные с делением услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами:………. ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы. Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги; 2) туризм; 3) другие частные услуги.^ 1.2. Государственное и международное регулирование торговли услугами Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами международной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамичный (по сути - взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (особенно в области предоставления финансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами. В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контролирующего воздействия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами: Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства. Государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан - потребителей услуг (недобросовестная конкуренция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.). Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение. Государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг. Система регулирования государствами международной торговли услугами включает: различные формы таможенного контроля; различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации); осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги; использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах; лицензирование отдельных видов услуг. К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести: общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации; ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг); запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан); ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами; ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.…… Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирования является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).^ 1.3. Генеральное соглашение по торговле услугами Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ -1994). К числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг). ГАТС впервые создало механизм международной торговли услугами без дискриминации, на основе честной конкуренции и согласованных правил. ГАТС содержит 35 статей, объединенных в 6 частей, а также приложения. В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами: сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства); постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение); институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами); заключительные положения. В приложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС. Самая обширная часть ГАТС относится к регулированию общих и специфических обязательств и правил. Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те услуги, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран - участниц Соглашения. ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства - это прежде всего режим наибольшего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. ГАТС признает возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу. К специфическим обязательствам относятся прежде всего обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны. В эту же группу обязательств включаются списки изъятий из национального режима, которые государство, присоединившееся к ГАТС, сможет применять в отношении иностранных услуг или поставщиков, а также ограничений в их доступе на национальный рынок. Эти списки действуют определенный срок и, в принципе, должны сокращаться. Изъятия могут иметь различные формы, включая ограничения количества поставщиков услуг, объема торговли данным видом услуг, ограничения числа операций, количества иностранных физических лиц, занятых в определенном секторе услуг. Может быть записано требование определенной правовой формы учреждения компании - поставщика услуг. Допускается ограничение доли иностранного капитала (максимального процента иностранного участия) в отдельной компании или в совокупном капитале всех организаций данного сектора или вида услуг. Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять. ……^ Подводя итоги первой главы, можем сделать следующие выводы: 1. Можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги - это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне. 2. Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 2/3 – 3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. 3. Система регулирования государствами международной торговли услугами включает: различные формы таможенного контроля; различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации); осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги; использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах; лицензирование отдельных видов услуг.^ 2. Анализ внешней торговли России услугами 2.1. Анализ динамики и структуры внешней торговли услугами В 2005г. баланс международной торговли услугами сложился отрицательным в размере 14,7 млрд. долларов. Их оборот превысил 63,8 млрд. долларов, в том числе со странами СНГ - 9,3 млрд. долларов, со странами дальнего зарубежья - 54,5 млрд. долларов. Более 40% оборота торговли услугами приходилось на страны Европейского союза.2 Экспорт услуг равнялся 24,6 млрд. долларов, что выше уровня 2004 года на 21,1%. Замедление темпов прироста стоимости наиболее значимых составляющих - транспортных услуг и статьи “поездки”, при одновременном росте экспорта деловых, профессиональных и технических услуг, повлияло на изменение соотношения различных категорий в структуре итогового показателя - снижение удельного веса первых двух статей с 38,4 до 37,1% и с 25,8 до 22,3% соответственно, и рост доли последней с 18 до 20%. Стоимость услуг российских транспортных компаний, предоставленных нерезидентам, выросла с 7,8 до 9,1 млрд. долларов. Структура услуг по типам перевозок оставалась стабильной: доминирующее положение по-прежнему занимали грузовые перевозки -46,7%, 32,1% приходилось на вспомогательные и дополнительные услуги, 21,2% - на пассажирские перевозки. Наиболее высокой была стоимость перевозок, осуществляемых посредством воздушного транспорта. Экспорт услуг, связанных с поездками нерезидентов в Россию, по сравнению с 2004 годом вырос на 4,6% и составил 5,5 млрд. долларов. Темпы прироста показателя были ниже уровня предыдущего года (16,1%), что было связано с уменьшением стоимости личных поездок вследствие существенного падения туристического потока. В 2005 году продолжилось наращивание экспорта деловых, профессиональных и технических услуг. Их стоимость выросла на 1,3 млрд. долларов. Свыше 60% прироста было обусловлено увеличением услуг рекламного, инженерного и консультационного характера. Среди прочих категорий быстрыми темпами рос экспорт государственных услуг (в 1,8 раза), компьютерных и информационных (в 1,6 раза), а также финансовых услуг (в 1,4 раза). Рис.1. Структура экспорта и импорта услуг в 2005 году, % Импорт услуг составил 39,3 млрд. долларов, увеличившись на 16,4% по отношению к 2004 году. Наиболее значимый вклад в динамику показателя получен за счет роста стоимости услуг, оказываемых нерезидентами гражданам России во время их пребывания за границей (37,5% прироста), а также транспортных услуг (22,6% прироста). Укрупненная структура импорта по сравнению с 2004 годом практически не изменилась: 45,3% приходилось на услуги, связанные с поездками, 14,9% — на деловые, профессиональные и технические услуги, 13,1% — на транспортные. Доля остальных категорий составила 26,7%. Импорт по статье “поездки” увеличился с 15,7 до 17,8 млрд. долларов, или на 13,2%. Более двух третей приходилось на визиты личного характера в страны дальнего зарубежья. Их стоимость превысила 12,6 млрд. долларов, а вклад в прирост рассматриваемой категории составил 73,5%. Наиболее популярными направлениями поездок в личных целях были Турция, Китай и Финляндия. Высокими темпами роста характеризовался импорт услуг в области компьютерных и информационных технологий (в 1,5 раза), в сфере культуры и отдыха (в 1,4 раза), а также по роялти и лицензионным платежам (в 1,4 раза).В 2006 г. оборот международной торговли услугами вырос на 18,1%. Отрицательный баланс услуг, составивший 14,9 млрд. долларов, сложился на уровне, близком к 2005 году (14,8 млрд. долларов). В распределении по видам отмечено сокращение дефицита по статье “поездки”, строительным и финансовым услугам. В отличие от предыдущего года, сложился профицит в торговле компьютерными и информационными услугами, что было обусловлено ростом их экспорта в страны СНГ.3 Экспорт услуг увеличился на 23,3% - до 30,3 млрд. долларов. Наиболее значимый вклад в его прирост был получен за счет увеличения стоимости оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг (29,4% прироста экспорта), статьи “поездки” (26,6%) и транспортных услуг (16,9%). Динамичное наращивание стоимости оказанных нерезидентам консультационных и инженерных услуг, а также услуг по подбору персонала определили увеличение экспорта деловых и профессионально-технических услуг с 4,9 до 6,6 млрд. долларов. Экспорт услуг, связанный с пребыванием нерезидентов на территории Российской Федерации, увеличился на 27,7%, превысив 7,0 млрд. долларов. В их составе существенно выросла доля деловых поездок (с 36,5% в 2005 году до 45,6% в отчетном), особенно из стран СНГ (с 10,7 до 21,9%). Удельный вес личных поездок, напротив, снизился с 63,5 до 54,4%. Объем транспортных услуг, предоставленных нерезидентам, равнялся 10,1 млрд. долларов. По отношению к предыдущему году он увеличился на 10,6%, главным образом за счет роста стоимости грузовых перевозок, а также вспомогательных и дополнительных транспортных услуг.…….. Рис.2. Структура экспорта и импорта услуг в 2006 году, % Импорт услуг составил 45,3 млрд. долларов, увеличившись на 14,8% по сравнению с 2005 годом. Около трети его прироста получено за счет наращивания деловых, профессиональных и технических услуг, 27,2% - за счет повышения объема транспортных услуг, 13,8% - в результате увеличения импорта услуг по статье “поездки”. Услуги, предоставленные резидентам во время пребывания за рубежом, оцениваются в 18,8 млрд. долларов. Их доля в совокупной величине импорта оставалась самой высокой - 41,5%, несмотря на то что стоимость увеличивалась более медленными, чем в 2005 году, темпами (на 4,5% в 2006 году по сравнению с 14,5% годом ранее). Динамичный рост инженерных услуг (в 1,5 раза), консультационных услуг в области управления (в 1,4 раза), а также услуг в области сельского хозяйства, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности способствовал увеличению стоимости деловых, профессиональных и технических услуг с 39,4 до 45,3 млрд. долларов. Это, в свою очередь, проявилось в увеличении их доли в общем объеме импорта с 14,8 до 17,8%. Третье место в структуре импорта занимали транспортные услуги, удельный вес которых по итогам отчетного периода составил 14,8%. Рост их стоимости на 30,9% (до 6,7 млрд. долларов) был связан с увеличением грузовых и пассажирских перевозок. Импорт остальных услуг в среднем увеличился на 15,3%.^ В первом квартале 2007г. дефицит баланса международных услуг увеличился с 2,4 до 3,1 млрд. долларов при росте их оборота на 30,7% (до 18,5 млрд. долларов). Динамика показателя определялась ростом отрицательного сальдо по таким статьям платежного баланса, как “поездки”, “прочие деловые услуги” и “строительные услуги”. Торговля услугами России со странами дальнего зарубежья сложилась с дефицитом в 3,5 млрд. долларов. По странам СНГ, напротив, экспорт был больше импорта - на 0,4 млрд. долларов.4 Экспорт услуг по итогам первых трех месяцев 2007 года превысил 7,7 млрд. долларов, что больше сопоставимого показателя на 30,4%. Прирост в значительной степени опирался на динамичное расширение оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг, транспортных услуг, а также услуг, связанных с международными поездками. Суммарный удельный вес этих категорий в экспорте составил 78,2%. Стоимость транспортных услуг, традиционно доминирующих в структуре экспорта, выросла с 2,1 до 2,6 млрд. долларов. Прирост обеспечивался прежде всего наращиванием стоимости воздушных, железнодорожных и водных перевозок. Их вклад оценивается в размере 43,1; 27,9 и 18,9% соответственно. В отчетном периоде наблюдалось ускорение темпов роста стоимости предоставленных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг: экспорт увеличился на 40,9% и достиг 1,8 млрд. долларов. Наиболее значимыми в их структуре оставались реклама и маркетинг, составляя 28,4%. Доля инженерных услуг равнялась 21,7%, консультационных - 15,5%. Удельный вес услуг по статье “поездки” зафиксирован в размере 21,4%, что практически соответствовало уровню первого квартала 2006 года (21,5%). Их стоимость возросла с 1,3 млрд. долларов до 1,6 млрд. долларов. Рис.3. Структура экспорта и импорта услуг в первом квартале 2007 г., % Среди всех категорий наиболее высокие темпы роста наблюдались по экспорту компьютерных и информационных (в 1,9 раза), финансовых (в 1,6 раза) услуг, а также по операционному лизингу (в 1,5 раза). Импорт услуг превысил 10,8 млрд. долларов. Его прирост в отчетном периоде составил 2,6 млрд. долларов, в том числе на 0,5 млрд. долларов за счет транспортных услуг, на 0,6 млрд. долларов - за счет преобладающих в его составе услуг по статье “поездки” и на 0,7 млрд. долларов вследствие активного наращивания прочих деловых услуг. Стоимость поездок российских граждан за границу увеличилась с 3,4 до 4,0 млрд. долларов. Прирост в основном определялся увеличением расходов на личные поездки. Импорт деловых, профессиональных и технических услуг увеличился до 2,1 млрд. долларов, что выше соответствующего периода 2006 года на 44,8%. Наиболее востребованными в России были услуги в области архитектуры и инжиниринга (0,5 млрд. долларов), сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и переработки (0,4 млрд. долларов), консультационные услуги в сфере управления (0,3 млрд. долларов). Стоимость услуг, оказанных транспортными компаниями - нерезидентами, возросла с 1,2 млрд. долларов до 1,7 млрд. долларов. Основу их динамичного наращивания составило увеличение грузовых и пассажирских перевозок, осуществлявшихся воздушным транспортом. Высокими темпами роста характеризовались финансовые услуги (в 1,8 раза), операционный лизинг (в 1,7 раза), а также услуги в области страхования (в 1,5 раза).^ 2.2. Государственное регулирование торговли услугами В Российской Федерации основные положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами:5 с территории РФ на территорию иностранного государства; с территории иностранного государства на территорию РФ; на территории РФ иностранному заказчику услуг; на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации; российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства; иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ. Таким образом, в законе предусмотрены все возможные варианты способов осуществления внешней торговли услугами. Предусмотрено также положение о национальном режиме в отношении внешней торговли услугами. Иными словами, в законе зафиксировано положение о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами. В законе отмечается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры: необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для выполнения международных обязательств РФ; необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства; необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг; направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг; являются мерами по реализации положений договора в избежании двойного налогообложения;……..^ Подводя итоги второй главы, можем сделать следующие выводы: 1. Экспорт услуг по итогам первых трех месяцев 2007 года превысил 7,7 млрд. долларов, что больше сопоставимого показателя 2006г. на 30,4%. Прирост в значительной степени опирался на динамичное расширение оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг, транспортных услуг, а также услуг, связанных с международными поездками. Суммарный удельный вес этих категорий в экспорте составил 78,2%. 2. Импорт услуг по итогам первых трех месяцев 2007 года превысил 10,8 млрд. долларов. Его прирост в 2007г. составил 2,6 млрд. долларов, в том числе на 0,5 млрд. долларов за счет транспортных услуг, на 0,6 млрд. долларов - за счет преобладающих в его составе услуг по статье “поездки” и на 0,7 млрд. долларов вследствие активного наращивания прочих деловых услуг. 3. В Российской Федерации основные положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».^ 3. Перспективы развития внешней торговли России услугами 3.1. Современные тенденции международной торговли услугами К числу причин, обусловливающих динамичный рост международной торговли услугами в настоящее время, можно отнести: НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие); рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли; изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг; переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных; растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе - «в одном пакете»). В целом же международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее: 1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле). 2. Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно. 3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время о