Содержание Введение 3 Глава 1. Управление дебиторской задолженностью 5 1.1. Определение понятия дебиторской задолженности 5 1.2. Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности 8 1.3. Анализ дебиторской задолженности 16 Глава 2. Практические задания 23 Заключение 32 Список литературы 34 Введение Проблема низкой ликвидности дебиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. В свою очередь, она расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской задолженности. Поэтому, встает вопрос - как следует управлять такого рода инвестициями? Вопросы эффективного управления дебиторской задолженностью, направленные на увеличение объема реализации за счет расширения продажи продукции в кредит надежным клиентам и обеспечение своевременной инкассации долга имеют большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно: учета дебиторской задолженности на каждую отчетную дату; диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности; разработки адекватной состоянию дел фирмы кредитной политики и внедрения в практику современных методов управления дебиторской задолженностью; контроля за текущим состоянием дебиторской задолженности. Поэтому, цель данной курсовой работы – исследование проблемы управления дебиторской задолженностью Исходя и заданной цели, задачи работы следующие: Определение понятия дебиторской задолженности. Исследование показателей дебиторской задолженности. Изучение способов и методов анализа дебиторской задолженности. Предметом исследования является система дебиторской задолженности. Объектом исследования теоретические основы анализа финансового состояния предприятия. Структура курсовой работы состоит из двух глав. В первой теоретической главе раскрываются задачи, поставленные во введении. То есть выполняется исследование теоретического вопроса. Во второй практической главе решаются заданные задачи. Теоретической основой работы являются труды известных ученых-экономистов (Ю. Бригхэм, Джеймс К. Ван Хорн, Л. Гапенски, М. Миллер, В. В. Ковалев и др.).^ Глава 1. Управление дебиторской задолженностью 1.1. Определение понятия дебиторской задолженности Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе (разд. II "Оборотные активы") остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью - средство увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров. По мнению Ковалева В.В. управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде1. В условиях острого недостатка оборотных средств, характерного для многих предприятий (коэффициент текущей ликвидности в промышленности немногим больше единицы), завышенные размеры дебиторской задолженности снижают мобильность оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового цикла. Поскольку в общей сумме дебиторской задолженности преобладает задолженность заказчиков за поставленные им товары, то при анализе дебиторской задолженности целесообразно сопоставлять ее динамику с динамикой выручки от проданных товаров. Темпы роста выручки от реализации продукции, работ, услуг (без НДС), по данным формы 2 "Отчет о прибылях и убытках", сопоставляются с темпами роста средних остатков дебиторской задолженности по балансу. Другой важнейший показатель – «удельный вес просроченной дебиторской задолженности. С ростом объема продаж общая сумма просроченной дебиторской задолженности также возрастает, но ее удельный вес должен снижаться. Однако многое зависит от состава покупателей. Если увеличение объема продаж связано с освоением производства и реализацией новых товаров, рассчитанных на иной круг покупателей по сравнению со сложившимся, то возможны существенные изменения как динамики, так и удельного веса просроченной задолженности»2. Дебиторская задолженность делится на две группы: дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику; дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы: ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки; труднореализуемая; сомнительная; безнадежная. Как пишет Терехин В.И., способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и разовые (прочие). Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможна система мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то понятно, что, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке. Большое значение имеет отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись3. По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность делится на следующие группы: а) краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко; б) долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Эта группировка имеет значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность относится к быстрореализуемым активам и, соответственно, принимается в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленно реализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстро реализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).^ 1.2. Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности Рассмотрим процесс анализа некоторых показателей, сопоставляя отчетный и предшествующий периоды на примере воображаемого предприятия (см. табл. 1): Показатели Таблица 1 (тыс. руб.) № п/п Показатели 2006 г 2007 г 1 Выручка (нетто) от продажи продукции 35 000 45 000 2 Средняя сумма оборотных активов (по данным разд. II годового отчета "Оборотные активы) 6 800 8 200 3 Средние остатки дебиторской задолженности 3 600 4 200 4 В том числе 432 588 Дебиторская задолженность существенно колеблется по месяцам, поэтому средняя сумма определяется на основе данных об остатках на начало каждого месяца по формуле средней хронологической: ДЗ1/2 + ДЗ2 + ... ДЗ12 + ДЗ13/2 Средние остатки дебиторской -------------------------------, задолженности (ДЗ) = 12 (1) где ДЗ - дебиторская задолженность на начало каждого месяца (ДЗ1 - на 1 января текущего года, ДЗ13 - на 1 января следующего года). По приведенным данным рассчитаем показатели оборачиваемости дебиторской задолженности за год. Число оборотов дебиторской задолженности: 2004 г. - 35 000 : 6800 = 5,15; 2005 г. - 45 000 : 8200 = 5,49. Средний период погашения дебиторской задолженности (продолжительность одного оборота): 2004 г. - 360 : 5,15 = 59,9 (дня); 2005 г. - 360 : 5,49 = 65,6 (дня). Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов: 2004 г. - 3600 : 6800 = 52,9 (%); 2005 г. - 4200 : 8200 = 51,62 (%). Доля сомнительной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности: 2004 г. - 432 : 3600 = 12 (%); 2005 г. - 588 : 4200 = 14 (%). Происшедшим изменениям нельзя дать однозначно положительную оценку, так как при некотором ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности и снижении ее удельного веса в общей сумме оборотных активов возросла доля сомнительной задолженности, часть которой почти всегда оказывается безнадежной. С целью стимулирования заказчиков, как отмечают Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. и Негашев Е. В., широко применяют скидки с цены реализации ("сконто"), например: а) скидка за предоплату в размере 3%; б) расчет по примерной схеме "2/15 полная 30", т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 2%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте4. В отношении просроченной задолженности, по мнению тех же авторов, необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями (банковскими или своими, но авалированные банком), в отдельных случаях - оплата своей продукцией (бартер), если она представляет интерес для поставщика, расчеты акциями заказчика и др5. Предоставление заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д. Отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно. При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних взаимоотношений. Если у предприятия много заказчиков, то по мнению Тренева Н. Н., их можно предварительно сгруппировать: надежные покупатели, им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках; покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме; покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение; покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно6. Эффективным средством сокращения потерь от задержки заказчиком расчетов с поставщиками является факторинг - финансирование факторинговой компанией (как правило - банком) поставщика под уступку денежного требования к заказчику. Фактически банк кредитует поставщика под залог права требования долга: сразу после заключения соглашения (как правило, в течение 2 - 3 дней) банк переводит на счет поставщика от 70 до 90% от суммы долга, а остальную часть - от 10 до 30% за вычетом процентов за кредит и комиссионного вознаграждения перечисляют после инкассации задолженности. Ставка процента за кредит не отличается от обычной ставки по краткосрочным кредитам (например, 14% годовых), а размер комиссионного вознаграждения составляет от 1 до 3% от суммы долга. Если факторинговое обслуживание банком предприятия-поставщика осуществляется на постоянной основе, то ставка комиссионного вознаграждения обычно устанавливается близко к низшей границе интервала. Что касается процентов за кредит, то они не отличаются от процентов по любым другим долговым обязательствам (займам, кредитам), относятся к внереализационным расходам в установленном порядке и уменьшают облагаемую налогом прибыль. А комиссионное вознаграждение представляет собой плату за услуги банка, которые состоят в анализе и оценке требований поставщика к заказчикам (должникам), контроле за осуществлением платежей, переводе полученных средств на счет поставщика, и другие услуги, предусмотренные факторинговым соглашением. В отличие от платежей процентов за кредит комиссионное вознаграждение, как и оплата иных услуг, облагается НДС. Факторинговая операция выгодна поставщикам, так как ускоряет оборот средств, не требуя при этом существенных затрат. Если, например, общая сумма задолженности заказчиков составляет 900 тыс. руб., банк по факторинговому соглашению предоставляет 80% (т.е. 720 тыс. руб.), а сумму долга удалось взыскать с заказчика через 94 дня, то при комиссионном вознаграждении в размере 2% расходы поставщика составляют: а) проценты за кредит: 720 х 14 х 94 ————————————— = 26 (тыс. руб.); (2) 365 х 100 б) комиссионное вознаграждение: 900 х 2% = 18 (тыс. руб.); в) итого: 26 + 18 = 44 (тыс. руб.). Если продолжительность финансового цикла предприятия составляет, например, 6 месяцев, то, затратив полученные 720 тыс. руб. на производство и реализацию продукции, предприятие при рентабельности в 10 — 15% вернет затраченные на факторинг средства. Дебиторская задолженность, в отличие от таких элементов оборотных активов, как запасы материалов или готовой продукции, относится к ненормируемым оборотным активам. Но отсутствие утверждаемых нормативов не означает, что ее нельзя планировать. Исходя из объективной оценки своих финансовых возможностей предприятие, по мнению Ковалева В. В., должно на каждый квартал определять предельную сумму отсрочек платежа, которая может быть предоставлена покупателям. В соответствии с картотекой покупателей (заказчиков), взаимоотношений с ними определяются целесообразность и условия предоставления отсрочки платежа и предусматриваются в договорах положения, побуждающие заказчиков избегать нарушения условий расчетов7. Для целей планирования дебиторской задолженности целесообразна, как считает тот же автор, ее группировка по признаку возможности управления ею: а) формируемая организацией в соответствии с маркетинговой политикой. С учетом финансового состояния организации определяется возможность предоставления заказчику товарного коммерческого кредита. Эта часть дебиторской задолженности поддается четкому планированию на год с разбивкой по кварталам, месяцам, а частично — по конкретным заказчикам; б) складывающаяся в процессе делового оборота в результате нарушения заказчиками предусмотренных контрактами сроков платежей. Ее невозможно планировать, но можно прогнозировать исходя из сложившейся динамики8. К задачам финансового менеджмента, по мнению Бланк И. А. относится поддержание рационального соотношения между уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности. Рациональным следует считать соблюдение следующих соотношений: общая сумма дебиторской задолженности должна превышать сумму кредиторской задолженности. Это — одно из условий обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, дебиторская задолженность — важнейший источник погашения кредиторской задолженности9. Инкассация дебиторской задолженности по срокам и суммам должна сочетаться с планируемым погашением кредиторской задолженности; оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности должна быть сопоставима. Средняя продолжительность одного оборота в днях должна быть меньше, чем продолжительность оборота дебиторской задолженности, а среднее число оборотов дебиторской задолженности (отношение выручки от реализации — нетто к средним остаткам дебиторской задолженности) должно превышать оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение себестоимости реализованной продукции к средней сумме остатков кредиторской задолженности). На основе этой группировки и с учетом условий договоров с заказчиками на каждый квартал разрабатывается график ожидаемого поступления средств от реализации. Минимизации просроченной дебиторской задолженности способствует налаживание партнерских отношений с заказчиками, поддержание с ними постоянных связей. К управлению дебиторской задолженностью относится и формирование резерва по сомнительным долгам. Создание резерва должно быть предусмотрено учетной политикой предприятия. Отчисления в резерв по сомнительным долгам относятся к внереализационным расходам и уменьшают облагаемую налогом прибыль. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам регламентируются ст. 269 НК РФ. Сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода в следующем порядке (таблица 2): Результаты инвентаризации Таблица 2 Срок возникновения задолженности, дней Размер создаваемого резерва (в % от суммы долга) Свыше 90 100 От 45 до 90 50 До 45 (резерв не создается) Резерв создается по каждому сомнительному долгу, не погашаемому в течение 45 дней, если он не обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией. При этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от реализации последнего отчетного периода. Резерв используется на покрытие убытков от списания безнадежных, нереальных к взысканию долгов в связи с истечением срока исковой давности (банкротством или ликвидацией организации-должника). Создание резерва смягчает отрицательные последствия списания безнадежных долгов, но не устраняет их. Поэтому предприятиям, как пишет Балабанов И. Т., необходима взвешенная политика финансовых взаимоотношений с заказчиками: предоставлять отсрочку или рассрочку платежа только при наличии уверенности в надежности заказчика; вести картотеку заказчиков и следить за динамикой их финансового состояния; при отсутствии информации от заказчика требовать предоплаты или поручительства10.^ 1.3. Анализ дебиторской задолженности Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле: ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360, (3) где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность; ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит; КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью; ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит. Как пишет Ковалев В. В., в основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства11. Формирование системы стандартов оценки покупателей, по мнению Кондракова Н. П., включает следующие основные элементы12: 1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям: - объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления; - репутация покупателя в деловом мире; - платежеспособность покупателя; - результативность хозяйственной деятельности покупателя; - состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность; - объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве. 2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. 3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий: - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»); - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга; - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга; - покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики). 4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п. Анализ дебиторской задолженности предприятия, по мнению Шеремета А. Д., Сайфулина Р. С. и Негашева Е. В., рекомендуется проводить по следующим основным этапам13: Анализ дебиторской задолженности лучше всего начать с составления реестра старения счетов дебиторов. Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения (об этом говорилось выше). Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии. При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции предприятия необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «увеличение». При формировании плана поступления платежных средств, так же необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженности, при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы (бартер). Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «погашение». При формировании плана продаж может определяться допустимая (нормируемая) величина дебиторской задолженности и допустимый срок ее погашения по каждому крупному контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить неконтролируемого роста задолженности, обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости. После составления исходного варианта финансового плана, следует проверить, хватает ли имеющихся оборотных средств для функционирования предприятия в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится корректировка плана. Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов финансового плана, отличающихся, в том числе сроками и объемами погашения дебиторской задолженности. Анализируя финансовый план, следует оценить сроки оборачиваемости дебиторской задолженности как в целом, так и по крупным (первые 10-30) контрагентам. Варьируя сроки погашения (и соответственно период оборота) можно оценить, насколько увеличится эффективность деятельности предприятия. Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима оперативная бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечивает нужную оперативность, нужно воспользоваться данными управленческого учета. Контроль выполнения плана необходимо сочетать с контролем работы менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего контрагента. Повышение договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль договоров на этапе их составления, подписания и реализации является необходимой мерой, обеспечивающей выполнение плана по движению дебиторской задолженности. Необходимо предусмотреть ответственность менеджеров за отгрузку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задолженности, и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости. В случае существования на предприятии центров финансовой ответственности (ЦФ), за использование активов предприятия (товары, сырье и материалы, дебиторская задолженность) каждое подразделение, имеющее статус ЦФО, начисляет проценты, размер которых определяется внутренними нормативными документами. Сокращение дебиторской задолженности, увеличение ее оборачиваемости за счет эффективной мотивации работников, приводит к увеличению прибыли ЦФО и предприятия в целом. Анализируя финансовый план, сроки и объемы дебиторской задолженности, можно определить различные варианты скидок от цены на отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом цену. Следующим этапом анализа дебиторской задолженности является определение структуры и динамики изменения каждой статьи дебиторской задолженности предприятия. По результатам данного вида анализа необходимо выявить наиболее «больные» статьи дебиторской задолженности, оказывающие существенное влияние на ее конечную величину. При анализе прочей дебиторской задолженности необходимо иметь в виду, что относящиеся к ней суммы учитываются на различных статьях баланса. Анализируя прочую дебиторскую задолженность, следует рассмотреть те суммы, которые относятся к задолженности за подотчётными лицами, по выданным им денежным средствами. При анализе рассматривается давность аванса, выявляются случаи длительного разрыва во времени между получением аванса и их расходованием. Нормальной можно считать задолженность, по которой ещё не истёк срок представления отчётов о расходовании средств. Задолженность рабочих и служащих за квартплату и коммунальные услуги анализируется путём выяснения просроченных платежей и рассмотрения мер, принимаемых предприятием к их погашению. В анализе прочих дебиторов находит отражение своевременность платежей рабочих и служащих за товары, приобретённые в кредит. Просроченная задолженность обычно выделяется в балансе отдельной статьёй. В пассиве баланса источником покрытия такой задолженности являются ссуды банка, полученных на оплату товаров и материалов, проданных в кредит. Если из-за несвоевременного погашения рабочими и служащими кредита их задолженность предприятию превышает имеющуюся у предприятия ссуду банка, сумма превышения рассматривается как дебиторская задолженность. Анализ дебиторской задолженности должен также показать, как осуществляются расчёты по возмещению материального ущерба, начисленного возникшими недостачами и хищением ценностей, в том числе и по искам, предъявленным по взысканию через суд, а также суммы, присуждённые судом, но не взысканные. При анализе выявляют, своевременно ли предъявляются документы в судебно-следственные органы для возмещения ущерба. Определение срока оборачиваемости дебиторской задолженности: Данный анализ необходим для дальнейшего определения возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности. Для более наглядного представления влияния срока оборачиваемости дебиторской задолженности на результаты деятельности предприятия рекомендуется рассмотреть этот показатель в разрезе производственно-коммерческого цикла. По результатам анализа необходимо выявить на сколько срок оборачиваемости дебиторской задолженности увеличивает продолжительность производственно-коммерческого цикла предприятия. Определение срока оборачиваемости каждой статьи дебиторской задолженности: Данный анализ необходим для дальнейшего определения возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности Результаты анализа позволяют, обосновано предположить какие статьи дебиторской задолженности могут быть рассмотрены с точки зрения возможности их сокращения. Определение оптимального срока сокращения оборачиваемости дебиторской задолженности в целях реализации поставленных перед предприятием задач может по ее минимизации осуществляться по следующему алгоритму отдельно для каждой статьи дебиторской задолженности: Кроме того, анализ дебиторской задолженности предприятия следует дополнить методикой оценки издержек финансирования в зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности.^ Глава 2. Практические задания Задание 1. Фирма собирается вложить средства в приобретение нового оборудования, стоимость которого вместе доставкой и установкой составит (Io) тыс.руб. Ожидается, что внедрение оборудования обеспечит получение на протяжении 6 лет чистых доходов в суммах (CF1), (CF2), (CF3), (CF4), (CF5), (CF6) тыс. руб. соответственно. Принятая норма дисконта (r) %. Определить экономическую эффективность проекта (NPV), дисконтированный срок окупаемости (Токдиск). Исходные данные: Таблица 1 № варианта Io CF1 CF2 CF3 CF4 CF5 CF6 r 3 130 32.5 39.0 45.5 52.0 58.5 65.0 10 Для решения задания 1 используем следующую табличную форму: Решение задания 1 по 3 варианту Таблица 2 Годы Io CFt (1+r)n PVt = CFt/ (1+r)n NPVt= NPVt-1+ PVt Токдиск 1 130 32.5 1,1 29,55 -100,45 2 130 39.0 1,21 32,23 -70,91 3 130 45.5 1,331 34,18 -38,68 4 130 52.0 1,4641 35,52 -4,49 5 130 58.5 1,6105 36,32 31,02 + 6 130 65.0 1,7716 36,69 67,35 + Итого = Io 292,5 - 204,49 74,49 + Таким образом, проект окупиться на 5 году существования, а на 6 году его окупаемость уже увеличиться более чем в 2 раза. Общая прибыль проекта 204,5 тыс. руб. За вычетом вкладываемых средств она составит 74,5 руб.Задание 2. Фирма рассматривает возможность участия в инвестировании шести проектов: «А» «В» «С» «D» «E» «F». Предполагаемые условия реализации проектов: сумма инвестиционных вложений (Io), дисконтированные денежные потоки от реализации проектов (PV), инвестиционный бюджет фирмы (Io), в тыс. руб., приведены в таблице (табл.3). Рассчитать наиболее целесообразный вариант вложений и экономическую эффективность по нему в условиях неделимости портфеля. Исходные данные: Таблица 3 № варианта Значения показателей исходных данных по вариантам для проектов Io «А» «В» «С» «D» «E» «F» IoА PVА IoB PVB IoC PVC IoD PVD IoE PVE IoF PVF 3 325 104 124 78 103 91 146 143 189 52 68 143 164 Для решения задания 2 используем следующую табличную форму: Решение задания 2 по 3 варианту Таблица 4 Исходные показатели Расчетные показатели Проект Io PV PI= PV/ Io рейтинг Ioфакт NPVфакт= PV- Io «А» 104,000 124,000 1,192 5,000 «В» 78,000 103,000 1,321 3,000 25,000 «С» 91,000 146,000 1,604 1,000 55,000 «D» 143,000 189,000 1,322 2,000 46,000 «E» 52,000 68,000 1,308 4,000 «F» 143,000 164,000 1,147 6,000 Итого 611,000 794,000 7,893 312,000 183,000 Ioплан 325 Таким образом, исходя из рейтинговой оценки, учитывая при этом, что Ioфакт не должна превышать Ioплан , наиболее целесообразными вариантами вложений являются варианты «В», «С» и «D». Общая сумма вложении в них составит 312 тыс. руб., эффективность проектов составит 183,000 тыс. руб. Самым рейтинговым оказался вариант «С», наименее рейтинговым из выбранных вариантов оказался вариант «В». Самым нерейтинговым вариантом оказался варрант «F».Задание 3. Инвестиционный фонд рассматривает возможность приобретения акций фирм «А», «В» и «С». Предполагаемые доходности и их вероятности приведены в таблице (табл.5.) Определите риск и доходность по акциям данной фирмы и дайте рекомендации с точки зрения размещения средств в эти ценные бумаги. Исходные данные: Таблица 5 № варианта Данные об инвестиционных качествах ценных бумаг фирм «А