П щ (‘а 1 г ЖфТТi т о/-iЁ ?О1 ЧИС \ ВСК? Ъч1ельте ПРОеКТТ9 ученьх изобретате у’1.. .11 Ееiiх I. Раiiзгi (I)еликС Р.Патури Зодчи ВА1)МЕ15ТЕР 5ЕРЕР 1)К1йIЕТ Кйiiпе Рго)еIае Iег 1ог$сI1ег, Еггiпаег ]3 лп1 Iпепiепге iii аiiег Уе1 Смелые проекты ученых, изобретателей и инженеров 2-е издание Перевод с немецкого Общая редакция, послесловие и примечания канщщата экономических науi ^ Л. И. ЛОПАТНККОВА Есоп Уег1а ОIс1(огГ- ‘Уiеп МОСКВА “ПРОГРЕСС” 1 Колоссальный рост производител ьо ы х с ил а условиях научно-технической революции IIIiИ водит к глубоким изменениям в общественном развитии. В связи с этим возрастает интерес к проблемам будущего. Автор книги, исиiольэуа шкрокий круг специальной литературы, а танэке непосредственное знакомство г работой многих исследовательских центров и у’iеIIых ‚(вдв стран, дает скстематизироааоыЙ об;нiр тоо, каким предстааляется ам будуiiро в ‚эазли”iнх областях эконом нии, токи виа в г’iадостроi’ii и а, в использовании ре’сургов в ва транс юрте а т. д. Ккига рассчитана на ои’ика й кру ‘ат а’гел,’’i. ^ ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВИ Неиссякаемые источники энергии лишь за разработкой технологии, которая позволила бы г Нсыользовать>?уЭти слова, произнесенные 15 мая 1973 г. на 1 ЦВ 1’ и и экспертов, организованном палатой представителей а квiiского конгресса, принадлежат доктору Гифорду Ст директору Национального научного фонда — головкой орл Ции, координирующей исследовакия в области энергетики. вiа’менно он ведущий советник американского правите; и президента по вопросам науки. Несмотря на звучащий 1 словах оптимизм, первый эксперт страны по энергетич проблемам не скрывает и озабоченности, вызываемой иск ‘Iлыiо большими потребностями страны в энергии: ) ,лiтко понять, поскольку совсем не известно, как скоро буду ‚iюботавы те совершенные технологические процессы исп Iюаююио источников энергии, о которых идет речь. 1 Iока же совершенно очевидно одно: имеющиеся в наше iiорiiжении естественные источники энергии мы использ Н1.I(’IIIсЙ степени нерационально’На ил. 1 перечислены и и ,iочiы все эти источники. Цифры, приводимые там же, ш вакэт, в каком соотношении США, эта типичная индустрий г iiаiiа западного мира, используют каждый из упомянутых ви,оэi. В общем потреблении энергии доля ископаемого топл у»iо нефти и природного газа — составляет (в %) 95, водi — 1, а тепловой энергии Земли — всего 0,1. Картина iiрпатiiых: человек разрабатывает природные ресурсы ан ‚(‚111 ры е либо грозят полным истощением (ископаемое то iiрiiаiдiiый уран), либо могут использоваться лишь в огра ii’,i масштабах (гидрознергвя). Весь парадокс состоит з, ТоМ, что чем ближе эти ресурсы к истощению, тем интеш ю’IюI рi;iрабатываются человеком. В то же время другие истс либо аовсе не используются, либо используются исключи’ рв;щих случаях (например, геотермальная энергия). Ж ИЧа’iIIо они практически неисчерпаемм. [Iл. 1 дает возможность обратить внимание еще на одно о Iо,iI.”iао, подчеркивающее, насколько нерационально ведет ч наи’ оiергетическое хозяйство. Человек вынужден неодноi iI1I(Ч(бiэазовывать один вид энергии в другой, а этот послед Переводчики: ^ Т. А. ГРИГОРЬЕВА, Л. К. ЛАТЫIIIЕВ, Л. А. ХЛОПОВА, И. 21. ЧЕIВКО Редактор: Ю. И. КУКОЛЕВ 1 д 1 ИБ НО 12285 Редактор Ю. И. Куколев. Художан к .4. .14 Счеляков. Художественный редактор В. .4. Iiузаакол. ‘I’ехаи’юеский редаюаюр Т И. Iдоскр’ееяекая Подписано ню нюс’вютн. 23,12,82н. Формат 61) х 90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура нов.обыки, IIе’натн, офсетная. Усоонв.нне’ю.л, 21,5. Усл.кр.-огг. 21,5. Уч.—изд,л, 23,17. Тираж 50 00( жэ. Заказ М466 Цена 1 р. 10 к. Ищ. Н 37052. Ордена 1рудоаоно Красного Знамени Издательство “IIрогресс” Государственного комитета СССР но делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 119021, Зубовскяй бульвар, 17. Отпечатано юта Можайском полиграфкомбкнате Союзполяграфпрома при Государственном комитете (‘СО’ по делам изддтельств, полиграфии я книжной торговли. Можайск, 143200, ул. Мира, 93. Редакция литературы по экономике © 1975 Ьу Есоп Усг)ай СгоЬН, ОймеiйотГ илй %Уiеп. 1. Аобаас 1975. © Псрсвод на русский язык с незначительными сокращсююиями, послесловие я примечания — издательство “Прогресс”, 1979, 1983 0604040000 — 038 П 006(01) —83 безобъявл. 5 в третий, прежде чем окончательно потребит ее. На ТЭС и Аэс из топлива получают тепловую энергию, идущую на производство пара. Пар в свою очередь приводит в движение турбины. Теперь мы уже имеем дело с механической энергией, которая передается генераторам, производящим в конечном счете электроэнергию. При каждом преобразовании энергии часть ее безвозвратно теряется. Потери тепловой энергии на первой стуiiеiiи столь высоки, что они создают для человека ряд проблем. Речь идет здесь в первую очередь об отработанном тепле, ооiiадающем в реки и озера и нзруiпающем там биологическое равновесие. А что происходит, когда мы пользуемся электро на г ре вател ыi ыми приборами? В этом случае полученная в процессе многократных преобразований и поэтому весьма дорогая электрическая энергия превращается вновь в тепловую. сухие цифры дают возможность И если вопреки этому специалисты весьма оiiтимистично смотрят в будущее (более того, в отдаленное будунн’ее), то вряд ли они строят иллюзии. Во всех тех областях, которые обозначены на ил. 1 штриховыми стрелками, ученым удалось — дополни- тел ыв к традиционным — разработать п ри нщи нниальво яовые, бо.аее сове ршеяные методы получения энергии. Ж и р о ы ми линиями обо:нiнон’iнн.н области совершенно новых возмо?кнв)стей получения эннеiонни. Нельзя жаловаться на отсутствие крунннных и смелых технических ннроектов по реалйзации всех этих смелых замыслов. Ил. 1. 1’ ‘iно.i>i.э»ваiяие человеком природных ИСТОЧНИКОВ ЗПС рiИ И. ‘I’оiiкнми ЛИНИЯМИ iiбо:нiннчеiiн,i традиционные методы ИСПОЛЬЗОВаНИЯ энергии; IIIтI>ИхоВЫгМИ — уже сунi’етиу в,iiiв>’ методы, КОТОЫС предстоит в будущем зна ч пел ЫIО усовершенстiiiыiIiтi IКИ1III1.IМи — ПрИНЦИПИаЛьНО Новые МИТОДЫ, КОТОрьО! еще ПИдСТОИТ II н11’д)iiiii II будуiiiем (‘эiдерж>ноо’ ОдЫ>Острации: $ОООетеепегiе — сонечнац энергии; Вiоеувiiiеее — биiнВiiт4З; “ние, 01. Саа — каменный уголь, нефть, нiрнродняьии газ (95%), IГгвни урион (1%); М>егЧчееег — вода морей и океанов (о%); Кгiкёгiле — внутр виииич’ е’нл, э»манин (менее 0,1%); агшее %Уаевег — тепло нагретьа ВОд (0%); ‘Чинем’,и’Iи гн ii ‘инд’нииэннерiия (4%); ‚Уiпд — анергня ветра (0%); Ьп1е1е1(гiгi аi — атмнифе1нинiв’ .iiеiiиi>иеиi’iпii» (0%); Оегеi(еп приливы и отливы (0%); Неii1га1— миг” ‘I’IС; IIинiолиг ;к’актор; ?пвiоавгеа1ог — термОядерный реактор; ОашрГi онГiвз’г1и ‘гэII,; Чiiн’ннiериiпре тепловой Насос; ВоппепГаглi, Зоппепiиапз — iголнни’чн’в и ‚Iермин>н , ‘и’олииечиi ый доме; Таееег1га1iм’егI — ГЭС; %Чiпйпзйiiiе — в 4 ,iнi 1>’ни ‘гн ГI.кегI’ н ГЭС, Таееег — Вода; Мии — Отходы, Ун ининн’н’ни,>н’не Гн’iiлнiнiаи энергия; ОааiрпгЫле — паровая турбина; ВапIенннин [оГ мии,. i э Iивнiи; 1 н>в’еiнiщаепегiе — механическая энергия; Таззегзра1- iii нщ, Ки)’ Ну’’ Г)и’нIи иiц >гин.>нин?нсеiние ноды, гидрогенизация; ОашрiiпгЫпе + Оепе— гинног ннвннимньн турбин’, + генератор; МНО — МСР = принцип; Е1е1:гоа’ёггпе— к’’ iii н’ 1,Гн1’ ‚о’) В 11 1)11’ ВВ ОЗ 1,11’.> е II И бо ры; Оепегаьэг — генератор; Веiаггеiiе — сол нн’чиан г, > р,’” Нии’> iи>’иими 1 еiIi С — есеЛнечный спутник»; сЬешiесiэе Епег— $iiм1В’iсIiн’н i им ,,н”ви. а ккумулнторы энергии; ВгеппзСоГГгеiiе — топливный ;оВ’м,’ннт; еIн’К i’iмн)и, iннн’г)4iн’ ‘ленстри ческая энервя; iеегiбшiлiiс1ее УегаЬгеп — тради ци,иннинi.iе м’’ Ондн,и ; Iк’гIiйиi> iii) сие О i>) пеiие УегГаiiгеп — традиционные и >11111111’ м’’’Ги’дн.н; 11>14’ ‚,,гi’,I’iенн 1(1111.1>> м1’’н’о]Ьн 1 1 11 б Топливо будущего: нефть, при родiiый газ, уголь Вы не ошиблись, прочитан этот заголовоек, и завтра мы будем использовать в качестве то пл и ва эти го р’оi ве и ско iiаемые, причем в гораздо больших масiiiтабах. до того как мы научимся получать энергию в больпiих количество х из ири ииi’и iииалыио новых источников, пройдет не одно десятвлетве. К то же врем я наши потребности в энергии у вел н чатся во м но го раз. Читатель вии ране задать вон рос, а ве игсяквут ли н ближайшем будуще м и ри роди ые чи iиа:и.и и с ко ное мо го то пл в на: нефти, природного газа и угля? даже если ииотребииости в энергии ве вырастут, уже через 25 лет будут ииол’вст’.ю исчериiаиiы гигантские месторожденвя нефти 11 иириродииого га;в, н СIIIА. По этой причине газовая компания Ваивииигтоииа уже ва протяжении ряда лет не расширяет круга своей клиеиитурий. Виирочем, и природные запасы нефти в арабских странах далеко не безироиiичяы. до тех пор пока геологи ве откроют новых крупных месторождений нефти и газа, пока ученые в инженоры ние оьовят новые нозможности экономически выгодной добычи этих видов минерального топлива из месторождений, не- при годин ы х в настоя идее время для промышленной разработки, хорошие иiерсииективы на будущее может иметь лишь каменный уголи.*. II ри ниеизменнн-ом уровне потребностей в энергии его запасов хватит примерно до середины третьего тысячелетия. однако без ран работки и ри вципиально новых технологий каменный уголь остаеЁiя ве и рактичным видом топлива и одноЁременно загрязвителем экологической системы: нелегко перевести автомобили на использование каменного угля в качестве горючего; ТЭС для производства электроэнергии сжигают уголь, день и ночь вьбрасывая в атмосферу многие тонны токсичных соединений серы. Последниве встуiиают в химическую реакцию с влагой, содержащейся н воздухе, образуют кислотьЗ, раз’ьедающие даже сталь и мрамор и, ч;о ‘iамнног() хуже, разрушающие наши легкие. Iоскол ьку ископаемое топливо в ближайшие десятилетия остается “аииним основным источником энергии, а другого выбора у нас пока ‘нет, ученым и инженерам придется искать его новые месторождеииин, а также научиться разрабатывать разведанные, но до последнего времени не осваивавшиеся залежи нефти, природного газа, каменного угля и разработать технологические процессы, позволивииние бы эффективнее потреблять энергию, содержащуюся в миверальном топливе, и уменьшить связанное с этим эагряэнение окружающей среды/Нет недостатка в гениальных, ва первый взгляд кажущихся че$счур утопическими, идеях, а некоторые международные промышленные компании приступили * Относительно мест, помеченных знакои ‘‘, смотри примечания а конце книги. 8 •цаiке к реализации целого ряда крупных проектов, сулящих деле II 1.1 й успех. нефть со дна морей. По оценкам америкавских ученых, а нье страны вынуждены будут даже в 2000 г. покрывать 3/4 нотребиностей в энергии за счет ископаемого топлива. Хорошо ство, что 9 нефтедобывающих стран Ближнего Востока — Ю .Iiнвин, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, Бахрейи, 1 в Абу-даби — располагают колоссальными запасами нефти. ко события недавнего прошлого показали, что нефтяной пот этих стран может оскудеть скорее по политическим, чем гео ческим причинам. Поэтому неудивительно, что поиски че золота, от которого зависит судьба индустриальных наций, вели к нефтяной лихорадке. Месторождения нефти ва материках, которые могут быть. освоевы, давно и хорошо известны. Их эксплуатация идет по. ходом. Но золотоискателейе наших дней не пугает даже п они в буквальном смысле слова теряют почву под ногами. У протяжении многих лет специальные суда, ведущие раэ н’Iти, тщательно исследуют морское дно. При этом работа ве вв плану, так как геологам хорошо известно, на каких уча морского дна они могут натолкнуться ва нефть, а на каких — )ннв связывают свои надежды прежде всего с шельфом, дном м водных морей, омывающих все без исключения части света. I морях, которые глубоко вдаются в материки, шельфовые ;иiивтельпо велики, поскольку вокруг лежит суша. Берега э вв к Ii равило, омьаваются мелководьем. Например, Северное оиiлиое,гся самым настоящим шельфовым морем. Более 10 лет геологи приступили к систематической разведке дна этого ин вефть. С 1963 г. сейсмически прозондирована не одна ты вялометров морского два, иными словами, с помощью ж ‘и ин ы х землетрясений (вэр.ывов) исследовава его геологиче стру ктура. Здесь в тяжелейших условиях, в условиях арк них штормов и высокого волнения, геологи пробурили в мор две сны ше 400 разведочных скважин, тщательно исследовав в ченiиi,’е iiробы пород. Звтра ченные усилия не пропали даром: под дном Север мрв было открыто более трех дюжив нефтяных месуорожд (см. ‘ил. 2). Шесть из этих месторождений относятся к числу к вевинвх ва Земле: запасов сырой нефти в каждом из них — св млн. т. Согласно оценкам, суммарные разведанные за внчIги’ в Северном море достигают 1,2—1,5 млрд. т. Это в с восемь раз превышает запасы нефти на Европейском контин Однако резервы ископаемого топлива, хранящиеся под вом дном, гораздо больше. Помимо нефтяных месторожде выи оiки исследовательских судов обнаружили в Севервом Ов.ви’н’ 50 газоносных полей, запасы природного газа в котс доивиаиот, по оценкам, 2000 млрд. м3. Более чем по 100 млр 1 на годе ржится в каждом из восьми наиболее крупных место] ;неоой. Здесь надо иметь также в виду, что известны далек 9 все Мооiгозе • 23/21 Сод 0 30/20 2/3 Еiо11511-’А’е$1 ТоеIi АIЬоо1фо11.$5Е-Тогiе11 )о$ер еiддае ЕiоiiвIс Ан • Iдi$1( АгВуII ы• 1Осо А р-з * Ил. 2. Под дном Северного моря ученые выявили я последние годы около ЗО нефтеiiосных и 50 газоносных месторождений. Некоторые из них относятся к числу крупнейших в Мире. ^ Содержание аллюсграцоа: ОаоiеЫег месторовде ния природного газо 01 1о14 ее мееТорождеIII4iI нефти; ЕеiIбI- оод Еодраотогiошозео — мееторождения нефти и газа. 10 1 иакэа’ ;i$IктиIческих морей, воды которых образуют шельи иiоii.i у 111 1111 цби’ргена и Гренландии. Коiда ароиiейские страны станут широко использовать ;иiщиии.iiЬ га;; и нефть, добытые со дна морей? Эксплуатацид (ниХ н1(’11Ii1н1н1х и газовых месторождений, правда не в столь иным м>нс 1967 ^ 1. добывает природный газ с морских промыслон 11(11 н’, 1 нн;1еа(iаЬ1е’’, “Уi1iп’’ в Уе81—$о1е’’. Норвегия i е 1971 г. нефть из месторождения а Дания — с 1 ин;1 месторождевия “Пап”. Со два Северного моря в 1972 г. А дниби.нла 20 млрд. м3 природного газа, а Норвегия и Дания 2 нефти. За прошедшее с тех пор время эти цифры увелячиа кол ько раз. Как считают специалисты, годовая добыча нщнiонЧ; газа в этом районе ёоставит в 1980 г. 80—90 млрд. 1,11111.111 - 100—150 млн. т. 1ин’винна нуждается в собственном миверальном топливе: и ннэвродном газе. Источники найдены. Однако, хотя по маеiнн’iабам они довольно значительвы, общие потребности i иннннн’;и в энергии могут быть покрытьт за их счет лишь час II iем ве менее добытое здесь ископаемое тЬпливо в извг нин’Iнн нии будет содействовать укреплению эвергетической н ни мн кчги ;iаиiадноевропейских государств. П Мексиканском заливе нефть со дна моря добываетс, 1 IОЗН г. Поэтому сама по себе техника извлечения черного он влнадоиiьнх морей уже хорошо освоева и пе вызывает серь 1 руднностей. В чем же тогда дело? Почему крупные нефтя ивамнннле компании ведут пока добычу нефти и природноп в Гньниерииом море в ограниченных масштабах? Одна из га iнрв’iiннн характер последнего. Не зря же моряки североь Пн II ^ 1 Р нбе режья называют его морем-убийцей. IiIн;нiнодяо-климатические условия Северного моря не /111 К о в с нол ьзовать те традиционные стациова рные и плана Морское буровые установки, которые нашли широкое распр Ii1111ц1 ино вефтепромыслах морского побережья США. Чи’ Мнйкн’н во;разить, что и в Мексиканском заливе бывают шт / I,’н, нии так. Стихия дает о себе знать и здесь. Добавим дая К ;н’iннм месте случаются такие штормы, с которыми по своей )I1 могут сраваиться штормы Северного моря. Но здесь ин индии, нуiн’сственное отличие: они длятся не столь долго. К то и’иввiииII;’iннно точно известно, когда разразится очередная бу мори’. К то же время в Северном море разбушевавшаяся с Моаiит неделями сотрясать гигантские стальные констр оиIиIнн,нIIн.нх вышек, нередко с силой настоящего урагана. 11 инеи в таких условиях работа на буровых установк 1ие1ДВII;1 ицв1рываться. Тем ве менее даже ветры, по своей 1 ниио1иiнн,iе срывать крыши с домов, яодвимать легковые %нон;IвиIн,1 н i;оэдух и опрокидывать тяжелые портовые кран 1111 вд Р Н 11 ко и структорам морских яефтебуровых установс о iii’iii.iii ин хлопоты. Ветры порождают морские течения, 11 со,шо,ппи• •‘ 211/20 34 5IиеiIапас * * Осяе11ег 3/14. •3/н5 зiiВ 03/25 • • ОIiеiсiег 0о ЕгёI-/Егда;‚ (огiсогво’ея ВигуIО *Неi,одоII 9/28. •25/8 016/8 •Рiро’ •Вгеа,в 43/Во * 43/20 * 44/23 * 9-18 • -з - ...-;2.е;тж1’ мещают гигантские массы воды. Правда, скорость подгоняемых ветром водных масс составляет всего 3% скорости ветра, но зато плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха. Поэтому сила воздействия водных масс ва стальной каркас буровой платформы почти в 25 раз больше. Но и это ве должно iiреры вать добычу нефти или газа. Ко всему сказанному нужно уiiомянiуть еще о существовании крупных океанических течений и влиянии iнриливов и от- ливо в. Несколько лет назад но;’ на 110 ро М нот ра ру хii ул и три градирни одной из английских ТЭС, на носа ущерб я 3 млн. долл. Им оказалось пе но;’ силу выде ржать II росто й 11110 рм. Морские течения создают во м ного раэ более высокие механня ческие нагрузки. Однако более всего специалисты, занимающиеся статикой сооружений, боится волнения на море. Сила морских течений, как бы велика она ни была, наоддается расчету, ведь они не меняются поминутно. Определить же то, с какой силой действуют на те или иные сооружения волны в условиях большого волнения на море, практически н’еннозможнiо. Это —- неуправляемая стихия: воздействие волн на стоящее на их пути препятствие отнюдь не постоянно и равномерво, они буквально рвут его на части; они не просто давят на него с iiостояiняой и вполне измеримой силой, а сотрнсают своими ударами, силу и частоту которых невозможно предугадать. Нередко высота волн, накатывающихся одна за другой на стальную платформу буровой вышки, достигает 10—20 м. Гигантская, почти вертикальная и высотой с многозтажный жилой дом стена воды, ii1)рннй охватывающая объект еще и с флангов, безжалостно обруяiнвается ва творения рук человеческих, стоящие на ее пути. Морская буровая установка должна выдержать все, находясь в центре подобного адского котла природных сил. Более того, в столь зкстремальнных условиях работа на ней не должна прекращаться ни на минуту. [Эсе традиционные конструкции оказались для таких условий вен ри нодiн ы ми. Конструкторам нужно было придумать что-то приннн’инниально новое. И они успешно справились с той сложной задачей, которая стояла перед ними. Найденное решение — 12 нике. С 1973 г. в морских просторах в 100 милях к востоку от Шет.ниннндских островов дрейфует “$е4со К” (см. ил. 3), с 1972 г.— “$еа ‘iемI>. Местоположение последнего — участок Северного моря восто’онее Абердина в Шотландии (см. ил. 4). Когда готовилась к изданию руконись данной книги, в гамбургском порту завершалось 1 роительстно плавучего острова еТгапаосеап 3> (см. ил. 5) . Вннрочем, не одни только убийственные погодно-климатические условия делают геологоразведочные и буровые работы в Северном море намного более тяжелыми и сложными, чем в прибрежнных водах центральноамериканских стран. Здесь сами газоя ннефтеносные поля более удалены от твердой суши, что удорожает транспортировку добытых нефти и газа. Экономически невыгодниИ оказалась бы их перевозка на обычных танкерах. Скорость ннн.iброса нефти из скважин нельзя увеличивать так, как нам хочет- iii, в силу чего танкерам пришлось бы очень долго находиться пд iюнрузкой. А это влечет за собой дополнительные расходы. Еще более проблематичной является транспортировка газа с помощью нннннкеров. для его перевозки требуется чересчур большой объем нниннннажа судов этого типа, что делает стоимость транспортировки вы но рыночной цены груза. Транспортировка, с одной стороны, нефти, а с другой — газа — вон две проблемы, от успешной реализации которой зависит претворенiяе в жизнь проектов, связанных с получением энергии из недр С. вер ного моря. Самые первые попытки, предпринятье нефтяными компаниями в этой области, открывают три мвогообещаюнон’ возможности, которые позволяют найти выход из создавшейся и я ну а 1 ‚и и. Н 1973—1974 гг. , используя i.юбмлн. т сырой нефти. 13 1 Впрочем, если удастся резко сократить время на погрузку судов, то определенные перспективы сохранятся и за транспортировкой нефти танкерами. Реше вве м это й II робнемы занимается [4 наконец, третий путь доставки ископаемого топлива Севервого моря — транспортировка природного газа на судах. Как уже говорилось выше, такая перевозка природного газа без его пред- вари тел i.нной с вециальпой обработки абсолютно невыгодна из-за высоких транспортных издержек. Ориентировочный расчет поможет ннредставить это более наглядно. Ожидается, что с 1980 г. ежегодно здесь будет добываться 80—90 млрд. м3 природного газа. IIеревозка всего этого количества с помощью лишь крупных танкеров — емкость каждого из них 85 тыс, м3 — потребовала бы, чтобы каждые 5 минут из европейских портов направлялся к месторождению один танкер. Разумеется, что это немыслимо. Вместе с тем и без использования судов в будущем не обойтись, особенно если новые месторождения будут открыты и станут Ил. 3. 11 сотое миль от восточного побережья Шетландских островов я открытом море ведутся работы на буровой плавающей платформе полупогружного типа К”. Ил. 4. двже во время шторма ме прекращаются работы па буровой платформе полуппгружiного типа. И при сильном волнении яв море они остаются практически неподвижными. На фотографии изображева платфоргчта “$еа цпеа”, дрейфующая в Северном море на широте Абердияа (Вiотлакдвк). Ил. 5. В гвмбургском порту зааершается стромтельстао буровой платформы полупогружiiон’о типа (“Тгапаосеап 3”). Сама платформа находится еще ва плаву. Четыре опоры высоко возвышаются над ней. На фотографии ве видно поплавков, которые укрепляются ва нижнем конце опор. В месте установки буровой вышки понiлввки заполняются водой, в результате чего опоры уходят под воду. После этого платформа закрепляется в верхней части опор. Теперь остается лишь освободить поннлавки от балласта, и платформа поднимется над водой: Ил. б. В Северном море работает специальное судно-трубоукладчвк “Сааого iI’. С его помощью по дну моря можно прокладывать трубопроаоды любой дливы. На фотографии можно хорошо видеть, как в воду уходвт труба диаметром около 1 м. 14 Г а.- - осваиваться в более глубоководных и более отдаленных от суши районах Северного моря. Инженеры искали и нашли экономически выгодное решение проблемы: прямо на месте добычи газ следует превратить в жидкое состояние, используя для этого технику низких температур. Сжиженный газ занимает объем в 600 раз меньший. Но это предполагает строительство в море крупных установок по сжижению природного газа, В настоящее время подобные установки разрабатываются в США, Японии и странах Западной Европы. Правда, плзны их строительства пока еще далеки от практической реализации. Существует весколько взриантов создания крупных установок по сжижению газа. Одни предлагают строить их целиком под водой, прямо на морском дне, вторые высказываются за то. чтобы сооружать их наполовину погруженными в море, з третьи говорят о создании плавучих установок-островов. Сжиженный газ будет собираться в специальный резервуарнакопитель, откуда по мере надобности по специальным трубопроводам — перекачиваться в танкеры. К конструкционному материалу, из которого предполагают делать подобные магистрали для перекачки такой жидкости, предъявляются чрезвычайно высокие требования. Он должен быть не только гибким и, подобно всем другим используемым в море материалам, стойким к действию морской воды, но и оставаться совершенно эластичным при — 162° С. Именно при столь низких температурах происходит сжижеыие газа. Будут созданы также специальные суда для его транспортировки. два гигантских танкера для перевозки сжиженного природного газа с емкостью танков 125 тыс. м3 каждый строятся на верфях Киля (см. ил. 8). ^ Газ па Арктики.— Канадский трубопровод стоимостью 5 млрд. долл. добыть и Северном море 2000 млрд. м3 природного газа и доставить его потребителям в странах Западной Европы — далеко не мелочь. добыть в десять раз большее количество природного газа из арктических месторождений Канады, открытых в 1970 г. (19000 млрд. м3), и доставить его в южные районы страны, извлечь из земных недр высокоширотных регионов Аляски почти такой же объем газа и переправить в США является, по-видимо- Ил. 7. Словно верхушка гигантского айсберга, возвышается над водой верхняя часть железобетонного монстра, по высоте равного 3О-атвжному дому. Это — гигвнтское нефтехранилище емкостью 150 млн, л, устанавливаемое а одном иа районов Северного норв. О размерах этого сооружении можно судить по следующему обстоятельству: расстояние между ним и искусственным островом составляет в действительности около 1 км. Ил. 8. На таких танкерах-гигантах будет переаоаиться сжиженный природный газ, добытый со дна Северного моря. Емкость установленных на нем танков составляет 125 тыс. м2. Конаядвый мостик, высота которого 10 этажей, просто теряется на фоне огромных пяляндрообрааных танков. 16 ‘1 4 1 $е * $4п*Н фл II . . а му, самой грандиозной транспортной проблемой, какую только знал мир. Крупные промышленные компании и правительства обеих стран приняли вызов: постоянно сутцествующая угроза энергетического кризиса не оставила им иного выбора. На протяжении многих лет эксперты и специалисты самых различных областей знаний искали реiпеiiия этой гигантской задачи. В исследованиях приняли участие геологи и географы, транспортники и машино- строители, специалисты в облзсти материаловедения и по проблемам вечной ме рзл оты, св оциал исты по обеспечению электроэнергией и продовольствием, социологи и представители организаций по охране животпых и окружающей среды. Трансii орти роiiка сжижеiiного газа с помощью танкеров в арктических водах натолкнулась бы на почти непреодолимые трудности. для судоходства в этих широтах нужно было бы строить круiiiiьо тзвкеры — ледоколы. Более того, навигация в зимние месяцы здесь полностью исключена. Не является предметом серье:вiого разговора и перевозка газа по железной дороге. Процессы таяiiия, протекающие в верхних слоях вечной мерзлоты, разруiiiат же.Iiезводорожные пути. Потребуются гигантские капитзловложеiiия в строительство сети железных дорог и создание парка специального подвижного состава, из-за чего стоимость гiереiiо:3ки газа возрастет в астрономических размерах. 7 iiа замысла, однако, оказываются вполне реальными для их претворения в жизнь. Масштабы обоих колоссальны, сенсациоiiiiы и уникальны в своем роде. Оба проекза кажутся фантастичегкимв но своему характеру. Каждый из них является для другого коакурентом и, по-видимому, каждый из них в состоянии выиграть «гонку», если однажды надобность в таковой вызовет газовый голод, который может охватить Северную Америку. 1ервi:iй из них — строительство арктического газопровода. Если правительства Канады и США одобрят его, что весьма и весьма вероятно, то уже в первые зимние месяцы 1976177 г. будут выiiуты первые кубы земли, символиэирующие начало крупнейшей на этом континенте стройки. Ориентировочная стоимость трубопровода —5—б млрд. долл. Ни в какое сравнение с вей не идут расходы, связанные с проведением предварительных исследований, цель которых — определить принципиальную возможность реализации проекта. 14 тем не менее эти исследования уже к 1974 г. поглотили 60 млн. долл. Эти данные, свидетельствующие о величине проекта, весьма ввечатляющи даже для промышленных гигантов. Проект превосходвт возможности крупных канадских концернов, даже если они объединятся в консорциум. для строительства трубопровода протяженностью 4,8 тыс. км и диаметром 1,25 м потребуется не менее 1 млн. т стальных труб, общая стоимость которых составит 500—750 млн. долл. Стоимость лишь одного стана для спнральвой сварки стальных труб достигнет 18 млн, долл. ПредуIоiрввчто в период строительства одновременно бу м. три подобных стана. для проведения работ по укла, в трвiiiiiеи потребуется 320 специально оборудованных тр iовоi, 2(i() бульдозеров, 600 грузовиков и 650 сварочных уста нов. Но.iiiiiiинство из них должно быть предназначено специал длв iяiбо’iы в условиях Крайнего Севера, в тех условиях, i iоiорых обыкновенная сталь становится хрупкой и ломкой. II сii.iу погодно-климатических условий трубы большого д Мiiрii должны укладываться в траншеи, вырытые в вечноме лiя,м iруiiте. Но пока не существует машин, которые были бi Iвiовiiии более или менее рентабельпо отрывать подобные тр iiв’в. необходимо создать специальные конструкции таких маш Гiовмость каждой из них колеблется в пределах 300—400 т / iii же строительство рабочих поселков явится крупной оо’iврiiой задачей. На трассе запланирована работа 18 крупiэ сцвэи’i(лыiых отрядов. для, каждого из них должен быть пост пп iiвоi в высшей степени автономный рабочий поселок, лежап (%сiiч’ чем в 1,5 тыс. км от любого источника обеспечения п :‚iвольствием, водой, горючим, электроэнергией и всеми дру ми iiредметами первой необходимости. На Крайнем Севере таi 1ивло’iiiй поселок будет иметь размеры небольшого города, iIiiiii.iiiii4’иiбходимое обеспечение рабочих поселков и материаль iнии’ческое снабжение строительных площадок возьмут яа с> н рч ii ы е транспортные предприятия. Перевозки будут осуще Л)i вин ся автомобильным, железнодорожным, водным и возд ным тнаiiспортом. Однако даже крупнейшие компании вряд нумнiнит справиться с этой задачей, если будут иметь в сж iiнн’ iii нриижеiиии традиционные средства транспорта. дж. Р. О’Ро Ее, директор канадских государственных железных дорог, с ‘ет, что его общество для этих целей должно выдать заказ ов’iвяiку 300—600 новых вагонов. Крупные компании, занимi ниноачин автомобильными перевозками грузов, выказывают необ iii м 1 Г ь дополнительной покупки 250 большегрузных автомо иа’й. Судоходные компании готовятся приобрести 50 грузоi а’юеоi В свнзи с предполагаемым строительством канадское п аiаигельсiво приступило к прокладке крупной автомобильной и аиаивалii, получившей название . Ее соо •IiI’iIiii обойдется казне в 130 млн, долл. В целом же расх Ел iвоасiiорт составят несколько сотен миллионов доллаг другим важным объектом проекта, стоимость которого 5 мл • является создание и установка специальной самой аараКААОА ^ II На карте-схеме показана трасса арктического газопровода, протянувтпеп iОIН кi нi УСТЬЯ реки Маккензи до южной границы Канадьт. Стоимо а млрд. долл. ннцнньив стальных труб по 5-миллиардному проекту, кок вве еiiк.iiО корпорейшн>, реально рассчитывает на то, чт Рпкiiiое Вау АТНАВА5СА ТЕ15АМ О1Е1О 15А Ь’ржокев иллюСтрацпе: АгсОс баз РiреГiпе — аркТический газоаровод; iОi.i’iiеI ИЬя параллель; Аi1аЬааса ТеегзапдГеЫ — месТорождения горючих й, реки Атабаска. 21 следующем десятилетии параллельно к запланированному газо- проводу проложат нефтепровод, а также вторую стальную нитку газопровода, которая должна будет достигнуть ряда арктических островов канадского побережья. Создается впечатление, что энергетический голод Северной Америки неутолим. Поэтому более чем вероятно, что еще один крупный конкурирующий проект явится, не только альтернативой существующего реi Ое и и я тра н сiжортвой 11 роблемы (строительство арктического газоii рои;ода) , но и, возможно, будет претворять— ся в жизнь одiiоiiремеiииио с ним. Заложевпая в нем идея сама по себе просто фантастичиiа./Фирма «Боинг» намеревается транспортировать газ 110 воздух’ и создать для этой цели сеть воздушных линий. (Iредiiолагается, что курсирующие на них самолеты будут в состоянии перевозить по меньшей мере то же количество газа, которое будет перекачяваться по канадскому трубоиiроiащу, диаметр которого составит 1,25 м./ Летом 19(И) г. ряд нефтяных компаний попы+ались выяснить у в(щуii’ик конструкторов фирмы «Боинг»,