1. Предмет и задачи современной психологии.Можно говорить о разделении психологии на теоретическую и практическую. Формы практической психологии: психодиагностика, психологическое консультирование и коррекция, психотерапия. Предметом психологии является психика, психология – наука и психике.(вся совокупность психических явлений). Но нет единого предмета психолигии. Современная психология представляет собой синтез, сочетание разных объектов психологии (направлений)Направление (Предмет)- психология сознания(сознание, т.е. непосредственный опыт человека, осознаваемый им. Сознание является изменчивым и непрерывным. – бихевиоризм поведение человека – это сложная, но доступная обучению машина.- психоанализ или фрейдизм(бессознательное. Фрейд считал, что существует конфликт между сознательным и бессознательным2 явления: к жизни,к смерти- гештальт психология целостные психологические структуры.- гумманистическое направление(личность уникальная, неповторимая. Карл Роджерс представитель (умер 87 г.). Результатом является принятие людей такими как они есть. Процесс взаимоотношений.- когнитивная(Познавательские процессы, связанные с компьютеризацией. Решающую роль играют знания в поведении человека. Сам по себе человек субъективный, активный, преобразователь инф-ции.)- светская (Ряд направлений, имеющих единую методологическую основу (марксизм). Утверждение единственной сущности человека, утверждение деятельности как способ существования. Предметом является психика или психическая деятельность. Культурноисторическая концепция человека: закон – всякая высшая психическая ф-ция появл. в процессе развития дважды. В 1-й раз как коллективное поведение, как форма сотрудничества, а затем как способ индивидуального поведения, как внутренний психический процесс. Основной путь – интериоризация, переход от социального поведения к индивидуальному (от внешнего во внутреннее). Вклад внес также С.Л.Рубенштайн, развивал принцип единства сознания и деятельности, т.е. утверждалось, что психика развивается в процессе деятельности и затем влияет на саму деятельность.)2. Методы психологии.Методология – сист. пр-пов, которая определяет способы и пути исследования. Мы считаем, что психологические явления идеальны, но не материальны. Психические явления – отражение реального мира. Активно и субъективно. Методологическим принципом является также утверждение о том, что психика проявляется и развивается в деятельности.Метод – конкретный путь исследования. Относятся наблюдения, эксперимент, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.Методика – конкретный вариант реализации метода.Все методы делятся на 4 группы:1) неэкспериментальные которые исп. для описания фактов. Относ. наблюдения, беседу.2) экспериментальные – когда задача объяснить причину следственной связи.3) психодиагностические – измение фактов, относят тесты.4) формирующие – обучающие, изменение психического явления для его изучения.Неэкспериментальные методы.Наблюдение – сбор фактической информации в процессе визуального контакта. Требования: исследователь должен быть пассивен, не имеет право вмешиваться в ситуацию; сохранение естественности ситуации. Испытуемый не должен знать о наблюдении., должна быть точно поставлена цель, должен быть план: по каким признакам мы будем судить об изменении внимания; точная фиксация информации; обработка данных и их интерпритация. Наблюдение может быть сплошным и выборочным, включенным и невключенным. Включенное – когда исследователь явл. группой, т.е. входит в состав группы.Недостатки метода: пассивность исследовани, трудоемкость, субъективность наблюдения.Беседа – сбор информации в процессе словесного общения. Требования к беседе: 1) установление эмоционального контакта2) доступность и однозначность вопроса3) вопросы не должны быть внушительного характера а косвенными.4) (?) должны быть не прямыми5) стремиться к (?) открытого типа. Закрытый вопрос – да или нет6) фиксация результатов беседы7) словесные и несловесные проявления чел.Основные недостатки метода связаны с субъективным наблюдением, трудоемкость.Анкетирование – опрос в виде анкет (письменный и устный).Анкетирование – массовый сбор информации с помощью стандартного списка (?). Те же трубования, что и в беседе. В анкете нельзя переформулировать (?). Анкеты бывают открытого и закрытого типа. Закрытый тип - да или нет, легки в обработке. Открытый тип свободная форма ответа. Анализ продуктов деятельности – единство сознания и деятельности.Экспериментальные методы.Сбор информации в специально созданных условиях. Мы можем создать ситуацию, в которой появляются определенные психические явления. Эксперименты позволяют изучать отдельные факторы: свойства и влияние их друг на друга. Эксперименты делятся на лабораторные и естественные. Лабораторные – искусственные. Делятся на констатитующие и формирующие.Диагностические мотоды.К ним относятся тесты – кратковременное стандартизованное испытание, дающее информацию сопоставляющиеся с ранее установленными нормами. Бывают тесты словесного типа.3. Сознание и не осозноваемые процессы.Психика = сознание + бессознание.Сознание явл. высшей формой психического отражения. Отличительные черты психического отражения:1)линальная природа, т.е. у человека возник образ, который явл. линалом того или иного объекта. 2)психическое отражение управляет деятельностью, т.е. те образы, которые возникли ..... 3)активно, избирательно. 4)субъективно по форме и объективно по содержанию, т.к. образ находится в самом объекте, также завис. от субъективного состояния. 5)идеально, но реальноСознание – совместное знание, в процессе содружества, сотрудничества. Структура сознания: познавательские процессы (мышление, воображение)- самосознание – знание о себе, выделением себя из мира- целеполагающая деятельность или целеполагание, т.е. человек самостоятельно принимает решения, формирует цель- эмоции и чувства, отражение отношения человека к тому, что с ним происходит.Отличие:Осознов. процесс неосозн.: осозноваемые явления те черты их , которые представлены в виде образов и те протекания которые может дать словесный отчет..Неосознанное явление – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершенных действиях, утрачивается полнота ориентировки, нарушается речевая регуляция поведения.Классификация неосознанных процессов.1.Неосознаваемые механизмы сознательных действийа) автоматизмы: – первичные - вторичныеК первичным относятся все врожденные рефлексы и те, которые сформулированы с момента рождения. У человека больше вторичных автоматизмов – в процессе тренировки.б) неосознаваемые установки – готовность человека к определенному действию или к реагированию определенным образом. ...... и неосознаваемая маторная становка. Установки воприятия – зачетка студента.в) неосозноваемые – сопроводители действий. Примером явл. .... акты.1. Неосознаваемые побудители действий.2. Надсознательные процессы.К ним относятся творческие процессы, переживания горя, кризисы личности.4. Психологическая характеристика деятельности.Существует специфическая человеческая активность называется деятельностью. Деятельность – мотивированная и целенаправленная активность, связанная с удовлетворением потребности человека. Всякая деятельность имеет общую психологическую структуру. Выделяют 3 компонента:1).мотивы и цели.2).исполнительский, включ. науки, умение чел.3).контрольнооценочный (контроль и оценка).Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности (осознание потребности).Классификация потребностей: физиологические, материальные и духовные. Др. классификация: есстествен., необходимые, есстествен. и не необходимые, ни есстеств. и ни необходимые.Чаще всего исп. классификация потребностей Мослова:1) Физиологические (еда, вода, сон, и др.)2) Безопасность3) Принадлежности и любви4) Признание5) Познавательность (желание познавать мир)6) Эстетические потребности (гармонии)7) В самоактуализации.Потребности более высокого порядка стьановятся актуальными после удовлетворения потребности более низкого уровня.Характеристики мотивов: ситуативные и устойчивые, достижения и избегания, насыщаемые и ненасыщаемые.Насыщаемые – которые угасают по мере удовлетворения потребности.Цель – образ будущего результата деятельности. Цели реально управляют деятельностью в формулировке которых есть временные и количественные показания.Исполнение. Способы действий – навыки, привычки, умения.Навыки – автоматизированный способ выполнения действий, возникший в результате повторного выполнения действий.Этапы формирования навыков:1). Мотивация2). Образец действия – результат показать или рассказать3). Отработка действия – многократное повторение4). Стабилизация навыка. Каждый навык формируется со стороны др. навыков. Два взаимодействия:- перенос навыка ( положительное влияние одного навыка на другое)- отрицательно влияние – интерференция. Возникает когда старое действие не сформулировано до конца.Умение – способ выполнения действия. Сознательный, включает знания для анализа ситуации и навыков.Привычка – склонность человека к определенному способу действия, переживаемая часто как потребность действовать так, а не иначе. Привычки бывают положительные и отрицательные.5. Личность. Структура личности.К проблеме личности относятся мотивы, настроения, образ «Я».1) Многранность феномена личности.2) Междисциплинарная проблема (..... науки изучают личность: история и др.)3) Влияние личности на исторический процесс: ни у одного биологического вида судьба вида не зависит от действия человека.Психология личности разделяется на ряд:- психологию мотивации- психологию эмоций- психологию индивид. различий- психологию волн.Психология личности зависит от позиции следователя, т.е. позиция следователя определяет факты. Представление о личности определ. «образом человека» и этих образов может быть несколько.Первый образ:- ощущающий человека (получающий некоторую информацию от мира)- потребляющий человек (сумма потребностей)- запрогаммированный человек. Человек может рассм-ть как сумму реакций (есть стимул, есть реакция), или же сумма ролей- деятельный человек. Человек рассм-ся как сумма смыслов, ценностей, действий.Личность – системное соц-ое качество, характериз-е представленность общественных отношений в индивиде. Для того, чтобы понять личность, необходимо изучить всю систему человеческих отношений. Человек не рождается личностью, он ей становится. «Личность действительно рождается дважды: 1-й раз между 2-мя и 3-мя годами, когда рбенок говорит «Я сам», 2-ой, когда возникает сознательная личность, т.е. когда человек включается в систему общественных отноений активно» – Л.Н.Леонтьев.К проявлениям личности в 3-х летнем возрасте можно отнести следующее:- притязание на признание, ребенок начин. гордится своими успехами.- осознание себя во времени.- осознание пола.- осознание себя в соц. окружении.Личность как процесс взаимодействия.Чем шире круг людей, заинтер-ых в деят-ти чел-ка, тем значительнее личность. С физ. смертью лич-ть не умирает.Структура личностиВлияние социальная среда, природная среда, д-ть чел. В лич-ти. м. выделить:1) индивид-но псих-ую.2) мировоз-ую.3) соц-псих.1.. псих процесс.. псих. св-ва лич-ти.. псих. состояние.. псих. образов.2.. мировозрение.. нравственный облик чел.3.. отношение к др. людям.. соц. роли, чем играет.. соц. позиций(полит. взгляды).. соц. установки.Компон. личностиНаправленность – сист. наиболее устойчивых мотивов, созд-их смысловое единство и устойчивость личности.Активность – степень взаимод-ия чел. с окр. действит-тью.3 вида напр-ти.1) Личностную(мотив собств. благополучия2) Коллектив.(благопол. др. людей)3) Деловую(интересы дела)Направленность и активность личности. Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремление, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой — Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность в чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей. Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные, которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей — это биологические потребности, по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей у животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, то есть зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности.6. Темперамент.Темп – хар-ка индивида со стороны динамических особ-тей его псих-ой д-ти, имея ввиду скорость ритм.Выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявляет себя в разнообразной деятельности, различной быстроте и силе протекания психических процессов, различной степени двигательной подвижность, быстроте или замедленности реакции. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи. Второй показатель динамичности — эмоциональность.Признаками свойств темперамента явл. след-иесво-ва темп-та проявл-ся во всех видах д-тисв-ва темп-та устойчивы во всей жизни.--//-- антогенетически первичны(врожденные)--//-- проявл-ся в предельных ситуациях--//-- не проявл. продуктивности, но ведут к разностильности д-ти.Классифик. темп-та1) В основе – особ-ти строения тела.2) между констит-ей и темп-ом есть связь, класиф-ия на основе эндокриных особ-ей.3) особ-ти деят-ти нервной системе(т.е. ВНД)Тип ВНД – сильный, слабый. сильный – неуравновешан., уравновешан. уравновешан. – подвижный, инертныйСангвиник – сильный, уравнов., подвижныйФлегматик – сильн, уравнов, инертн.Холерик – сильн, неуравнов.Меланхолик – слабыйСовремен. класификац – энергетич. уровень и временые параметры:Энергетич уровень:- активность- реактивностьВременый:- подвижность- ритм- темп нервных процесов.7. Характер.Хар – инструментальное проявление личности чел, это фиксир-ая совокупность индив-ых особ-тей, выраж-ся в типичных для чел, способах поведения и способах эмоционального реагирования.Структ. хар-ра:- отношения чел к другим людям(привязанность, доверчивость)- отношения чел к себе(эгоизм, уверенность, себялюбие)- отношения чел к делу, деят-ти(добросов-ть, ответст-ть)На формир. хар-ра влияет и генофонд и среда. С др стороны степень относит-го участия этих факторов м.б. различной. Неблагоп-е сочетание обоих факторов м. дать сильную степень отклоненя от нормы в развит. хар-ра и наоборот, м. не проявляться аномалии при благоприятных условиях. Степень выраженческих черт хар-ра м.б. различной.Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт хар-ра, кот. создают слабые звенья.Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различна — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.Типы:- Гипертимный – чрезвыч. контактность- Дистимич – низкая контактн-ть- Циклоидный – повышеное затем подавленное состояние.- Возбудим - низкая контактн-ть, занудливость- Застревающ – целеустр-ый, справедлив.- Педантичн - обычная контактн-ть, склонен к переживанию.8. Способности.Способ-ти – индивидуально-псих-е хар-ки личности, обеспечив-ие успеш-ть деят-ти или овладение д-ти. Проявляясь в знаниях, умениях и навыках способости к ним не свод-ся. Способ-ти определяют скорость, легкость овладение знаниями. Школьная успеваемость явл. косвенным показателем способностей.Признаки наличия спос-тей.1. Продуктивный (успешность д-ти по кач-ву и кол-ву)2. Оригинальность продукта д-ти и способа д-ти.3. Скорость приобретения знаний.4. Возможность переноса знаний.5. Интерес к той или иной д-ти, в котор. формир. способ-ти.6. Цена успеха,т.е. легкость получения хорошего рез-та.7. Помеха устойчивости.Каждый ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению ученик обладает возможностью развития и социальных способностей.Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду обычно и не проявляет способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям: 1) деятельность должна вызывать у ребенка сильные устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Заинтересованность, желание выполнить работу как возможно лучше, а не формально, равнодушное отношение к ней — необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей. 2) Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. 3) Важно организовать деятельность ребенка С развитием спос-тей связан сензитивный период – период длагоприятный для обучения в данной сфере.Различают уровни спос-тей – 1.общеодареность, 2.талантливость, 3.гениальность.9. Эмоции и чувства.Чувства или эмоции – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Эмоции чел-ка имеют «+» или «–» хар-ер. «+» - отношение чел. к чему либо выражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, любовь. «-» - отношение выраж. в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, гнева. Эмоции отлич-ся сложностью и взаимосвяз-тью. В некотор. улсов-ях возможно даже одноврем-е переживание противопол-х эмоций. Эмоции можно рассматр. и с т.з. того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнед-ть чел-ка. С этой т.з. эмоции делят на 2 группы: стенические(сила), астенические(слабость). 1)Стенич эмоции повышают активность, энергию и жизнедея-ть, вызывают подьем, возбуждение, бодрость, напряжение. 2)Астенич эмоции уменьш активность, энергию чел, угнетают жизнедеят-ть. В завис-ти от силы и длит-ти, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частн-ти выдел-ся настроения и аффекты. Настроения – это относ-но слабо выраж-ое эмоц-е сост-ие, захват-ее в течение некоторого времени всю лич-ть и отражающ-ся на деят-ти, поведения чел-ка. Аффект – кратковремен, бурно протек-ая эмоц-ая реакция, носящая хар-ер эмоц-го взрыва. Страсть – это длит-ое, устойч-е и глубокое чувство, ставшее характер-ой личности. Высшие чувства возникают у чел-ка на базе удовлетв-ия или неудовлетв-ия его высших духовных потреб-ей. К высшим чувствам относят моральные, интелект-ые и эстетич-ие чувства. Моральные чувства – это чувство патриатизма, долга, ответств-ти перед колективом. Интелект-ые связаны с умственной познават-ой деят-тью человека и постоянно сопровождают ее. Интелект-ые чувства выраж-ют отношение чел-ка в своим мыслям, процессу и рез-там интелект-ой деят-ти. Это чувство удивления, сомнения, уверенности, удовлетв-ия. Эстетич – чувства красоты, восхищения прекрасным. Источник эстет. чувств – произвед-ия искусства.10. Память.Память – познавательный психич процесс, прочесс запечетления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.Осн. процессы: запечатление, воспроизведения, сохранение, забывание.Виды: (основание – характер запоминаемого материала)- эмоциональная, двигательная, образная, словеснологическая.Образная дел-ся на подвиды: зрительная, слуховая, обаятельная, вкусовая, осязат.Двиг – на движения, на полож. в простр-ве.Эмоц-ая – на чувства.Образная – на определ образы.Памятью наз. отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Человек запоминает наиболее прочно те факты, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них — запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Сохранение — это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации следов. Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).11. Внимание.- Сосредоточение и направленность сознания на определ-ие обьектов при одновременом отвлечении от других.Внимание не явл. самост-ым психич процессом и не явл св-ом личн-ти. Вним - это обязят условие любой психич деят-ти, но она не явл. беспредметным. Оно всегда направлено на те обьекты скотор. сейчас взаимод-ет человек.Виды: произвольное, непроизвольное.Непроизв: - внимание возникающее в отсутствие поставленной цели. Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин, особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие: Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка, резкий запах. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых — темный. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя.Произвольное – сознательное регулируемое сосредоточение на обьекте.Условия:- сочетание умственного действия с практич.- словесное напомин-е себе о цели деят-ти.- обстановка рабоч. места- психологич. состояние чел.Свойства: Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно. Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различных деятельности.Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом.12. Мышление.Мыш – познавательно психич процесс, прочесс обобщенного и опосредованного отражения действ-ти. Процесс отражения наиб. существенных св-в, предметов и явлений и закономерных связей.Мышление перераб-ет информацию, котор. содер-ся в ощащениях и восприятиях, а рез-ты мыслит-ой работы провер-ся и примен-ся на практике.Функции:1. Понимане. Связывание новой информации с той, которой уже имеется.2. Решение проблем, задач т.е. мышление возникает когда у чел. нет готовых способов для достижения целей.3. Целеобразование, формул-ка целей. Цель – образ будущего рез-та деятельности.4. Рефлексия т.е. способ-ть сосредот. на содержани с способе своего мышления.Виды:По содержанию ср-в различают:- наглядное(образы).- вербальноеВ завис-ти от условий познав-ой д-ти:- реалистич-ое- эмоциональноеПо хар-ру протекания:- интуитивное мышление- аналитическоеВ завис-ти от хар-ра задач:- практическое- теоретич-ое.В завис-ти от фун-ий кот. выполняет мышление:- творческое- критическое(анализ, оценка)Различают:- абстрактное- конкретноеГенетич. класиф. видов:1. наглядно-действенный – связан с практич-ми действиями над предметами.(ранее детство)2. наглядно-образный – опирается на восприятие или представления.3. словесно-логический.Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Абстракция лежит в основе обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-л. положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают общими, частными или единичными. Умозаключения — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Наглядно-образное мышление это вид мышления, который необходимо опираться на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для школьников и отчасти детей младшего школьного возраста. Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям. Лишь в более старшем возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствия какого-л. признака, той или иной причины явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышления начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.13. Воображение.В. – это отражение реальной действит-ти в нов. связях и сочетаниях. Это психич процесс выраж-ся:1) в создании образа конечного рез-та д-ти.2) в создании программы поведения, когда ситуация явл. неопредел-ой.3) в создан. образов, которые, заменяют д-ть.4) в создании образов. соотв-их описанию обьекта.Виды:По степени активности:- активное (воссоздающее и творческое)- пассивное (преднамерен, и непреднамерен)Пассивное – создание образов которые не воплощаются в деят-тиВоссоздающее – создан. образов соотв-их описаниюТворческое - самост-е создание образов, реализуемых в оригинальных ценных продуктах.Воображение формир. у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и спец-ых наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развив-ет его воображение. Вжное значение в развит. воображение детей имеет игра, особенно ролевая. Интенсивно развивается представления воображения у детей школьного возраста. Этому содействуют процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомиться с очень широким кругом предметов и явлений. Однако среди младших школьников есть дети с очень бедными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и ориентир-ся ими. Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения — воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль. В отличие от воссоздающего воображения творческое есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Воображение формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая.Интенсивно развиваются представления воображения у детей школьного возраста. Этому содействует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов я явлений. Однако среди младших школьников есть дети с очень бедными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими.14. Воля.Воля — психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов: внешние и внутренние. Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д. Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Всякая активность человека побуждается его потребностями.М.определить волю – как проц.сознательного регулирования человеком своего поведения в ситуации борьбы мотивов (или в ситуации,связ. с необх.преодолевать трудности, препятствия внешние или внутренние). По сути дела воля – это осознание. Осн. ф-ция воли – сознание саморегуляции.Волевые качества личности: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.Различ. 2 способа проявления этой ф-ции:1. Активизция (или побудительная ф-ция)2. Тормозящая (сдерживающая, снижающая активность)В целом воля им. условно-рефлекторную природу (это условные рефлексы, кот. проявл.всю жизнь).Волевые действия различаются посложности:- простые – это действия в ситуации, когда ясно видна цель, не выходящая за пределы существующей ситуации- сложные: м/д побуждением чел. и действием появл. дополнит.звенья. Тогда мы можем назвать следующую структуру сложного волевого действия:1. возникновение побуждения и постановка цели2. обсуждение и борьба мотивов3. принятие решения4. исполнение(1)– не всякое побуждение носит осознанный хар-р. В зависимости от того, насколько осознана потребность, различают:а) влечение (менее осознанно)б) желание (это знание того, что побуждает чел-ую деят-ть). Желание оценивается чел.(2)– борьба мотивов нередко сопровождается внутренним конфликтом, напряжением м/д «должен» и «хочу»(3)-явл. заключительным моментом в борьбе мотивов, чел. решается действовать в определ.направл. при принятии реш. чел. чувствует ответственность.(4)– собственно волевое действие. Оно также имеет свою структуру:а) намерениеб) планированиев) волевое усилие, связ. с мобилизацией внутр.ресурсов чел.Одной из самых главных хар-к воли явл. сила, кот. м. проявляться в активизации или торможении какого-то действия. Тогда мы говорим о выдержке.Сила определяется величиной препятствия, которое преодолевается