Реферат по предмету "Прочее"


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ 1. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ 1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия система 3. Система управления как объект исследования 4. Основные принципы системного подхода ВЫВОД ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.


В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие исследование определяется следующим образом Исследование процесс научного изучения какого-либо объекта предмета, явления в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества. В философском словаре дается более простое определение. Исследование научное процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.


Очень характерно, что в прошлом понятие исследование связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику. Многие считают, что исследования это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для


исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, главным фактором повышения эффективности управления . Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию


исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. В связи с этим можно построить определение понятия исследование следующим образом.


Исследование это вид деятельности человека, состоящий в а распознавании проблем и ситуаций б определении их происхождения в выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития г установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний д нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем


и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности. 1. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.


Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня более 50. Почему это происходит Какую роль здесь играет исследовательский подход Что является стимулом и условием инновационного менеджмента


Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься. Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления предвидение планирование, организация, контроль, регулирование, координация, активизация мотивация. В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится


также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении. В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30 рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи.


Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на


опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов. Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно.


Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики.


Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования.


Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям. Исследование это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала требования, ответственность, мотивация, нормативы. А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание


которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия исследование. Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так


и в отношении методов их изучения, да и использования результатов. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. схема 11. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является


большим искусством управления. Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления. Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления


профессионализм, инновационность, мотивация и пр Формула современного управления Управлять, совершенствуя и совершенствуясь. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу. Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.


2. Системный подход в исследовании управления 2.1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия система Понятие система сегодня широко используется в самых различных науках. Можно встретить описание систем биологических, технических, социальных и социально-экономических, а также отдельно экономических, социо-технических, человеко-машинных, производственно-экономических и


пр. Уже один набор этих понятий вносит сумятицу в понимание системы, мысль о произвольном ее выделении или настолько расширительном толковании, что оно становится каким-то ненаучным, бессодержательном, неконкретным понятием. В то же время нередки утверждения о том, что использование понятия системы сделало революцию в развитии науки, свидетельствует о новом уровне научных исследований, определяет их перспективность и практический успех. Понятие система чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов,


определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Главными чертами системы являются наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности внешняя и внутренняя среда, сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом. По этим признакам системы можно увидеть в окружающей действительности множества объектов, которые можно


назвать системой, однако в этом случае понятие система становится, уравнивающим все объекты и явления в мире и поэтому превращается в пустое понятие. Давайте называть корову, холодильник и общество системой, и мы потеряем возможность объясняться друг с другом. Система обобщающее понятие, но в любом обобщающем понятии есть определенные границы обобщения, которые позволяют нам выделять явления и отождествлять их.


На этом и построено и изучение явлений, и использование понятий в практической деятельности. В практическом использовании понятия система есть некоторая двойственность. С одной стороны, оно используется для обозначения некоторого реально существующего явления технического устройства, биологического организма, предприятия, общества и т. д С другой стороны, оно используется как метод изучения и представления этого явления.


В первом случае понятие системы используется как конкретно-предметное, предназначенное для обозначения реально существующего явления, которое нас интересует, которое мы хотим исследовать и которое лишь условно, лишь в первом приближении можно назвать системой. Во втором случае понятие системы используется как методологическое, как комплекс подходов, принципов и методов выделения, оценки и исследования этого явления.


В качестве конкретно-предметного понятие системы использовалось очень давно. Оно встречается в работах Бэкона, Гегеля, Милля, Паскаля и др. В качестве методологического оно используется сравнительно недавно. Раньше в науке и практике господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов. В лучшем случае отличие свойств целого видели только


в количественных характеристиках сумма элементов и их свойств. Эта методология характеризует не столько недостатки, сколько этап развития науки, который предопределял возникновение новой методологии системного подхода. Системный подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами. При этом редукционистский подход не исчез.


Для исследования многих явлений он может быть полезным и сегодня. Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса. Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится к классу именно таких явлений. 2.3. Система управления как объект исследования Под системой управления понимают совокупность действий,


необходимых для согласования совместной деятельности людей. Эта совокупность должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами системы. И в реальной действительности она ими обладает. Но в исследовании мы не всегда это видим и учитываем. При управлении в сравнительно крупных масштабах все действия группируются по функциям, которые для их успешного осуществления профессионализм, накопление опыта, создание необходимых условий и пр. организационно


обособляются в звенья, связанные потребностью иметь определенный результат и достигать определенную цель. Исходя из этого, можно определить понятие системы управления следующим образом совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Действительно, при малых масштабах система управления характеризуется комплексом действий, из которых складывается непосредственное воздействие на управляемый объект. Именно факт воздействия характеризует в этом случае связанность и целостность этих действий,


реальность управления. Они закрепляются как статическая основа деятельности менеджера, в чем и находит свое выражение формирование системы управления. Такое понимание системы управления наиболее ярко выражается в малом предпринимательстве, в управлении сравнительно малым предприятием, где есть только менеджер и небольшая группа производственных работников. Так понимается система управления при выделении ее в рамках отдельного подразделения система управления отделом, бригадой, лабораторией, подразделением и


пр. Если управление осуществляется в достаточно крупных масштабах, если существует разделение управленческой деятельности между должностными лицами или специализированными подразделениями, система управления предстает в виде совокупности различных звеньев, связанных между собой определенным образом. Звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению,


возможностям территориального размещения сотрудников. Все эти факторы в их совокупности и сочетании влияют на формирование и выделение звеньев системы управления, ее структуру, целостность и другие признаки. Звенья, составляющие систему управления, различны. Они отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования


и пр. Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными. Комбинация различных звеньев в системе управления определяет разнообразие ее типов. В зависимости от того, из каких звеньев строится система управления и, как эти звенья располагаются друг относительно друга, статусное взаимодействие как строятся связи между ними, можно выделить системы управления аналогичного названия линейного, функционального, линейно-функционального и функционально-


линейного типов. Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются матричные системы управления. Они оказываются наиболее эффективными в условиях диверсификации производства или услуг. Их достоинством являются также гибкость и адаптивность, сочетание широкой и узкой специализации персонала, оперативное реагирование на проблемы, эффективное использование высококвалифицированных специалистов.


Система управления должна быть предметом специального проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий и потребностей управления. При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями ее состояния, функционирования и развития. Не все показатели могут иметь строго расчетную форму. На практике приходится пользоваться и показателями экспертных, эвристических, социологических, тестовых


оценок. Наиболее общими показателями системы управления являются состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерархии, структура системы управления, величины звеньев, распределение полномочий централизация управления, информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, равномерность нагрузки. В этих своих характеристиках система управления и предстает в качестве объекта исследования. Но системное представление объекта исследования должно быть дополнено


системным подходом к самому исследованию. Иначе может оказаться, что в процессе исследования мы превратим объект из системы в конгломерат элементов, свойств, аспектов и признаков. 2.4. Основные принципы системного подхода Системный подход в исследовании управления можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода . А. Принцип целостности Он заключается в выделении объекта исследования целостным


образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды. Это можно сделать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы. Например, система управления, система работы с персоналом и т. д. Это может быть механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр.


Напомним, что системный подход это установка на изучение, это комплекс принципов и методов исследования. Целостность это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере. Системный подход предполагает установление этой меры. Этим он отличается от подходов аспектного, многоаспектного, комплексного, репродукционистского, концептуального, в рамках которых целостность выступает не как реальное и объективное свойство, а следовательно, и характеристика


объекта, а как некоторое условие его изучения. Здесь целостность имеет условный характер. Б. Принцип совместимости элементов целого Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого.


При этом совместимость следует понимать не просто как свойство элемента как такового, а его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его отношение к системообразующим элементам. Системообразущим элементом для социально-экономической системы является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т. д. и характеризуют и связи в социально-экономической


системе и ее целостность. Управление, так же как и производство, общество, фирма и т.д т.е. некая общность людей, объединенных одной из их потребностей, является социально-экономической системой. В исследовании этой системы можно использовать как аспектный, так и системный подход. В. Принцип функционально-структурного строения целого. Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять


функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования


и планирования, функции связей с общественностью. Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации. Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и определение дисфункций, которые характеризуют наличие таких функций, которые не соответствуют функциям целого и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования.


Дисфункции это как бы лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие. Их необходимо выявлять при исследовании. Г. Принцип развития Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. И это нельзя не учитывать в проведении исследования.


Как это можно учесть Очевидно, посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают трудности информационного характера, а именно наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее. Д. Принцип лабилизации функций


Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т. е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности нередко приходится наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные


явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя. Е. Принцип полуфункциональности В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта. Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только ее содержанием, как нередко принято считать, но и целями


управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя забывать о человеческом факторе управления. Ж. Принцип итеративности Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность


операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать. З. Принцип вероятностных оценок В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, представить объект исследования в детерминированном


виде. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уровень, современные возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных


оценок, гибкого моделирования и пр. И. Принцип вариантности. Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследования. Любое исследование может быть ориентировано либо на получение единственного результата, либо на определение возможных вариантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов.


Вариантность исследования проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования. Вариантность может проявляться и в выборе аспектов и методов исследования, различных способов, скажем моделирования явлений. Но эти принципы системности только тогда могут быть полезны и эффективны, могут отражать действительно системный подход, когда они сами будут учитываться и использоваться системно,


т. е. во взаимозависимости и в связи друг с другом. Возможен такой парадокс принципы системного подхода не дают системности в исследовании, потому что используются спорадически, без учета их связи, субординации, комплексности. Принципы системности надо использовать тоже системно. Связь принципов системного подхода показана на схеме 16.


Это один из возможных вариантов представления связей функций. Вообще их использование отражает не только научный подход к исследованию, но и искусство исследователя. Так или иначе, надо стремиться к пониманию связей принципов и реализации этого понимания в конкретной исследовательской работе. ВЫВОД В данной работе были рассмотрены вопросы по практической ценность системного подхода к исследованию, основные принципы системного подхода.


Рассмотрены преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования. Работая в современном мире необходимо современное управление, которое отражает особенности и условия роста производства и общества, технологии и самого человека. И поэтому, возрастает потребность в исследовательском подходе. Исследование это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или


диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека. ЛИТЕРАТУРА 1. Коротков Э.М. Исследование систем управления.


Москва Издательско-консалтинговая компания ДеКА 2000 2. Глущенко В.В. Исследование систем управления социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования.Моск. обл 2000 3. Глущенко В.В. Разработка управленческого решения. ВВЕДЕНИЕ 1. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ 2.1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание


понятия система 2.3. Система управления как объект исследования 2.4. Основные принципы системного подхода ВЫВОД ЛИТЕРАТУРА



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.