Реферат по предмету "Разное"


1 июня – 165 лет со дня рождения В. Поленова (1844-1927), русского живописца

1 июня – 165 лет со дня рождения В. Поленова (1844-1927), русского живописцаВасилий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Петербурге. Его отец, Дмитрий Васильевич, был историком, археологом, библиографом, активно участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. С 1859 года Поленов учился азам мастерства у П. Чистякова, тогда еще студента Академии художеств. Чистяков был легендарной фигурой в русском искусстве второй половины XIX века - позже он стал профессором Академии, и через его руки «прошли» едва ли не все крупнейшие русские художники того времени, вспоминавшие о нем с неизменной благодарностью. Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно стал посещать занятия в Академии художеств. Это был переломный год - именно тогда Академию в знак протеста против насаждаемого академизма покинул И. Крамской со своими учениками. Этот демарш можно считать датой рождения русской реалистической живописи. Позже Поленов вспоминал: «Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах...» В натурный класс Академии Поленов перешел уже в качестве штатного студента. Что касается университета, то его Поленов тоже закончил, но уже по юридическому факультету, защитив в 1871 году диссертацию «О значении искусства в его применении к ремеслам» и получив степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскрешение дочери Иаира», - такой же медалью в том году наградили и выпускника Академии И.Репина. Медаль давала им обоим право на заграничную стажировку. Четыре года (1872-1876) молодой художник провел за границей - в Германии, Италии, Франции. Это было время самоопределения. Он познакомился с искусством импрессионистов, увлекся творчеством барбизонцев, в Венеции наконец-то увидел работы своего любимого Паоло Веронезе. Особенно плодотворным оказалось пребывание в Нормандии, в Вёле, где Поленов написал картины, в которых уже можно рассмотреть его будущие «интимные» пейзажи. Там, в Париже и Вёле, он близко сошелся с И. Репиным. В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым, с которым художник был связан многие годы, став активнейшим участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве им написаны многие картины, там он оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере - уже профессиональные, сам писал оперы, впервые выступил как архитектор, предложив свой проект церкви Спаса Нерукотворного. В Абрамцеве он встретил и свою судьбу  в 1882 году Поленов женился на Н. В. Якунчиковой, двоюродной сестре Е. Г. Мамонтовой. Наталья Васильевна сама увлекалась живописью (в частности, она посещала занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества) и преданно разделяла художественные интересы своего мужа - ее изданная переписка с сестрой художника, Еленой Дмитриевной, предоставила в руки исследователей бесценный материал, касающийся истории многих картин Поленова. По возвращении в Россию в 1876 году художник отправился на войну - сначала на сербско-черногорско-турецкую, потом - на русско-турецкую. В 1877 году Поленов перебрался на жительство в Москву. 1878 год - рубежный для него. В этом году он (вместе с Репиным) стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году «Московский дворик», показанный на VI передвижной выставке, принес художнику славу, явив рождение в русской живописи нового жанра «интимного» пейзажа, органически вобравшего в себя элементы жанровой картины.  В 1881-1882 годах Поленов, готовясь к созданию знаковой для себя картины «Христос и грешница», совершил свое первое путешествие на Восток, привезя из поездки массу эскизов, набросков, картин, поразивших ценителей свободной манерой исполнения и искрящимися красками. В 1882 году Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Двенадцать лет жизни отдал Поленов воспитанию молодых художников. Среди его ставших впоследствии знаменитыми учеников отметим К. Коровина, И. Левитана, М. Нестерова, А. Головина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Малютина. В 1899 году Поленов совершил второе путешествие на Восток - ему требовался материал для создания грандиозной серии «Из жизни Христа». В 1909 году цикл был завершен и представлен зрителям. Эта выставка вызвала широкий резонанс и стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет. Последний период жизни и творчества (без малого сорок лет) Поленова связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году он переехал в возведенный здесь по его проекту дом. В усадьбе художник устроил мастерскую, мечтая превратить саму усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. В соседнем Бехове он построил для крестьян церковь, основал народный театр. В первые десятилетия XX века Поленов очень интенсивно занимался театром, с 1913 года работая в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов. Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему - в числе первых - звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище. Андрианова, И.А.  Великие живописцы /  И.А.Андрианова.- М. :  АСТ: Астрель, 2004.-( Великие и знаменитые). :  12110 р.  85.14 А242-1 2.   Василий Поленов /  авт. текста Э.Пастон.- М. :  Белый город, 2005.- (Мастера живописи). :  28000 р.  85.143(2)1 Кх48-1 3.   Замечательные полотна.- Л. :  Художник РСФСР, 1966 :  2000 р. 85.143(2)1 А242-1 4.   Ладвинская, А.А.  Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников / А.А.Ладвинская.- Ростов н/Д :  Феникс, 2007.-(Энциклопедии для всех). :  10974 р.  85.14 Ф03-1, Ф04-1, А242-1 5. Рогинская, Ф.С.  Товарищество передвижных художественных выставок / Ф.С.Рогинская.- М. :  Искусство, 1989 :  6000 р.  85.143(2)1 Ф02-1Московская, М.В.  Светлый дар / М.В.Московская //  Школьная библиотека. -  2004. - N8. -  С.51- 5. 2.   Петрова, М.  В "Евангельском круге" Поленова / М.Петрова //  Москва. -  2002. - N3. -  С.188-198. 3.   Соболева, Н.  Дом-музей В.Д.Поленова / Н.Соболева //  Крестьянка. -  2005. - N9. -  С.31-42.1 июня – 205 лет со дня рождения М. Глинки (1804-1857), русского композитора, родоначальника русской классической музыкиГлинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Был он в детстве слабым и болезненным ребенком. Первые годы жизни провел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинки глубоко запали сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей его.В домашнем быту у родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. "Музыка - душа моя", - сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразные произведения. Были среди них и русские песни. С 1817 по 1822 год Глинка учился в Петербурге в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Этот пансион считался одним из лучших учебных заведений. В одной комнате с Глинкой жил брат Пушкина Лев Сергеевич. Благодаря ему, Глинка в юные годы познакомился с великим поэтом, который бывал в пансионе, навещая Кюхельбекера, товарища по лицею и младшего брата. Уже тогда Глинка зачитывался стихами Пушкина. В эти годы он серьезно занимался и музыкой, брал уроки фортепианной гитары и теории музыки. Глубокое впечатление произвели на него три урока, взятые у знаменитого пианиста Джона Фильда. Успешно изучал Глинка языки - латинский, французский, немецкий, английский и персидский. Часто бывал в театре, особенно увлекался оперой и балетом. Во время летних каникул усердно занимался с крепостным оркестром своих родственников, дирижируя им. В Петербурге Глинка сближается с передовой интеллигенцией, бывает на вечерах у поэта Дельвига, знакомится с Жуковским и Грибоедовым. К этому времени юноша был уже автором многих фортепианных пьес и романсов. Так, в 1825 г. он написал романс "Бедный певец" и элегию "Не искушай". Большое впечатление произвела на молодого Глинку поездка на Кавказ, предпринятая им для лечения минеральными водами. 25 апреля 1830 г. Глинка уехал в Италию. Об этой поездке он давно мечтал, стремясь "усовершенствоваться в искусстве". Предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. В Италии Глинка с большим увлечение занимался пением, знакомился с лучшими певцами и композиторами, сочинял арии в итальянской манере. Прожив в Италии около 4-х лет, он поехал в Германию. В Берлине он познакомился с известным немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение 5-ти месяцев брал у него уроки. По словам Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов ("Веницианская ночь", "Победитель"), Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота и ряд др. произведений. Вдали от родины возникла идея создания отечественной оперы. Вернувшись в 1834 г. в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Сюжет подсказал ему поэт Жуковский, но либретто для него писать не стал, как обещал. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Е. Розена. Оперу назвали " Жизнь за царя", хотя в первоначальном плане, который составил Глинка, она называлась "Иван Сусанин"- "отечественная героико-трагическая опера". В своем произведении Глинка прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего жизнью во имя Родины. Опера Глинки с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 г. на сцене Большого театра в Петербурге. После премьеры "Ивана Сусанина" композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина "Руслан и Людмила". Композитор мечтал о том. Чтобы сам Пушкин написал для него либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Либретто создавалось постепенно по плану, составленному Глинкой. Стихотворные отрывки из поэмы Пушкина чередовались с более или менее искусными стихами друзей композитора. Позднее поэт-любитель В. Ширков с помощью Глинки окончательно завершил и привел в порядок либретто. "Руслан и Людмила" Глинки - первая русская сказочно-этическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Тогда же была сочинена музыка к трагедии "Князь Холмский". Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты и 3 песни, одна из которых - "Ходит ветер у ворот" - стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: "Ночной смотр" на слова Жуковского."Я помню чудное мгновенье" и "Ночной зефир" на слова Пушкина, "Сомненье" и "Жаворонок" на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства "Вальс-фантазия" для фортепиано, затем был оркестрирован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу. 27 ноября 1842 г. - ровно через 6 лет со дня первой постановки "Ивана Сусанина"- состоялась премьера второй оперы Глинки - "Руслан и Людмила". В 1844 г. Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Г. Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. 2 года Глинка провел в Испании. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 г. написал замечательное симфоническое произведение - концертную увертюру "Арагонская хота"; в 1848 г., уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра - "Ночь в Мадриде". Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия "Комаринская" на темы 2-х русских песен: свадебной лирической("Из-за гор, гор высоких) и бойкой плясовой. Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры. Светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки великое достояние русской музыкальной культуры. На его произведениях учились последующие русские композиторы, по-своему разрабатывая различные стороны глинкинского творчества. Завещанные Глинкой традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки. Продолжатели дела Глинки так же, как и он, стремились своим искусством служить народу, правдиво воссоздавать в своих произведениях народную жизнь. И в этом непреходящее значение его творчества.Вадецкий, Б.А.  Глинка /  Б.А.Вадецкий.- М. :  Сов. писатель, 1984 Р2 24907-1 2.   Васина-Гроссман, В.А.  Михаил Иванович Глинка / В.А.Васина-Гроссман.- М. :  Музыка, 1982  85.313(2)1 3.   Васина-Гроссман, В.А.  Михаил Иванович Глинка / В.А.Васина-Гроссман.- М. :  Музыка, 1979.- (Русские и советские композиторы)  85.313(2)1 4.   Канн-Новикова, Е.И.  Маленькая повесть о Михаиле Глинке / Е.И.Канн-Новикова.- М. :  Музыка, 1987  85.313(2)1 5.   Рапацкая, Л.А.  Русская музыка в школе /  Л.А.Рапацкая, Г.П.Сергеева, .С.Шмагина.- М. :  Гуманитар. изд. центр "Владос", 2003.-( Б-ка учителя музыки). :  6844 р.  85.313(2) Чз46-1 6. Серов, А.Н.  Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке /  А.Н.Серов.- Л. :  Музыка, 1984  85.313(2)1 Будаченкова, И.И.  "Музыка - душа моя" / И.И.Будаченкова //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2004. - N3. - С.77-82. 2. Глинка, М.И.  Записки / М.И.Глинка //  Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2004. - N7. -  С.1-5. 3. Гребень, Т.Е.  "Окрыленное музыкой слово..." / Т.Е.Гребень //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2008. - N3. - С.73-78. 4. Кошмина, И.  Основоположник русской музыкальной классики / И.Кошмина // Дошкольное воспитание. -  2003. - N1. -  С.92-96. 5. Марціновіч, А.  "Музыка - душа мая..." / А.Марціновіч //  Мастацтва. -  2003. - N8. -  С.23-28. 6. Некрасова, Н.Н.  Радости и света торжество / Н.Н.Некрасова //  Школьная библиотека. - 2004. -  N3. -  С.75-79. 7. Осеннева, М.С.  Новая встреча в Клубе юных любителей музыки / М.С.Осеннева // Начальная школа. -  2004. -  N6. -  С.111-115. 8. Ткаченко, Т.  Звуки музыки / Т.Ткаченко //  Дошкольное воспитание. -  2003. - N5. - С.116-117. 9. Шалагинова, Т.А.  "Глинка - чудный мир гармоний и мелодий" / Т.А.Шалагинова //  Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2004. - N7. -  С.6-8.2 июня – 255 лет со дня рождения И. Акимова (1754-1814), русского живописцаВся жизнь Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с петербургской Академией художеств: с детских лет ее воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик, профессор и, наконец, ректор - он поднялся по всем возможным ступеням академической карьеры. В девять лет, лишившись отца, наборщика сенатской типографии, мальчик сам подал прошение с просьбой принять его в академическое обучение на казенный счет; он писал о нужде, о том, как любит живопись, и прилагал несколько рисунков. Так в 1764 году Иван Акимов попал в недавно образованную "Академию знатнейших художеств" - всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь государства. Президентом ее был тогда И.И.Бецкой, чтец императрицы. Уже пожилым человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству, он встал во главе Академии художеств. Впрочем, не только Академии - ему подчинялись и Канцелярия от строений, Кадетский корпус. Воспитательное заведение для благородных девиц, московский Воспитательный дом, Коммерческое училище и Вдовий дом. И всюду он намеревался неукоснительно провести полную реформу в деле воспитания "новой породы людей", основываясь на принципах жестких, а порой и жестоких, и полностью пренебрегая природными склонностями и способностями своих подопечных. Менее всего эта система способствовала формированию творческой личности. На ровесников Акимова, тех, кто еще детьми пришел в Академию, возлагались особенно большие надежды - они должны были явить плоды нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и примечания - "добродетелей" - дарованию и таланту сделало поколение в достаточной мере бесцветным. Сама система преподавания была безличной - профессора не имели своих учеников, а дежурили в классах по очереди. Главенствующее место отводилось рисунку; большое значение имела и композиция, "сочинение". Акимов учился успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую медаль за программу "Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им" (1772). На следующий год, ко времени выпуска, он был удостоен за картину "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" золотой медали, которая давала право на поездку за границу, в Италию. Девятнадцатилетний художник отправился морем до Кале и через Париж в Марсель, добрался до Болоньи, затратив на этот путь четыре месяца. Оказалось, однако, что в те годы в Болонье не было натурных классов, и Акимову пришлось удовлетвориться копированием картин в городской галерее. Благодаря рекомендации известного мецената И.И.Шувалова, путешествовавшего по Италии, Акимову удалось попасть в мастерскую знаменитого живописца Помпео Баттони. Скорее всего, именно следуя советам Баттони, его русский ученик предпринял поездку в Венецию и, чтобы преодолеть слабость колорита, начал там копировать работы венецианских мастеров (чьи "жаркие колера" пленили незадолго перед тем учителя Акимова - Лосенко). В Риме историческая тематика сменилась мифологической: там были написаны "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде", "Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури", "Фавн, забавляющийся с козленком" и "Прометей, делающий статую по повелению Минервы" (1775) - за последнюю работу Акимов был избран "назначенным" в академию.^ 4 июня – 410 лет со дня рождения Д. Веласкеса (1599-1660), испанского живописцаДиего Веласкес (Родриго Диего де Сильва-и-Веласкес; Diego Velasques) величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы. Веласкес родился в 1599 г. в небогатой дворянской семье в Севилье, в 1611 г. был отдан в обучение известному художнику Франсиско Пачеко (1564–1645), гуманисту, поэту, автору трактата по живописи. В его мастерской Веласкес учился рисунку, умению работать с натуры, изучал живописные приемы. В 1617 г. он был принят в корпорацию художников Севильи, что давало ему право иметь собственную мастерскую и получать заказы. В 1618 г. Веласкес женился на дочери своего учителя Ф.Пачеко. Большинство ранних работ Веласкеса, созданных им в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. Они созданы в жанре "бодегонес", распространенном в первой половине XVII в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. "бодегон"). В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. В 1617–1622 им создаются произведения: "Завтрак" (ок. 1617, С.-Петербург, Эрмитаж), "Старая кухарка" (1618, Эдинбург, Национальная галерея), "Водонос" (ок. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: "Поклонение волхвов" (1619, Мадрид, Прадо), "Христос у Марфы и Марии" (1618, Лондон, Национальная галерея). В 1622 Веласкес едет в Мадрид, но возвращается в Севилью, а в 1623 королевский капеллан Фонсека вызывает Веласкеса в столицу. Написанный и показанный при дворе портрет капеллана поразил всех реалистичностью трактовки образа и вызвал одобрение короля. Филипп IV (1621–1665) заказывает Веласкесу свой конный портрет, имевший большой успех (не сохранился). Веласкес пользуется покровительством Филиппа IV: 6 октября 1623 он назначен придворным живописцем, вскоре становится камергером короля, получает во дворце мастерскую рядом с королевскими покоями, назначен хранителем королевских коллекций, что давало возможность изучать произведения прославленных мастеров. В первые годы пребывания в Мадриде Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Парадный портрет XVII в. предполагал соблюдение определенных приемов в изображении модели: фигура изображалась в величественной позе, в парадном платье, занимала весь холст. Согласно испанскому этикету, аристократы не должны были проявлять чувств, поэтому выражение лиц на портретах того времени – застывшее и высокомерное. Но Веласкес не ограничивался достижением портретного сходства, он отражал внутренний мир человека. В 1629 Веласкес едет в Италию на два года, знакомясь с памятниками античности, эпохи Возрождения. Прибыв в Рим, Веласкес был приглашен остановиться в Ватикане, где он, пользуясь покровительством папы, копирует фрески Микеланджело и Рафаэля. Вновь обращаясь к мифологической теме в "Кузнице Вулкана" (1630, Мадрид, Прадо), Веласкес придает изображению жанровый характер. В этой картине проявилась основная черта испанского искусства – стремление самые далекие от реальности сюжеты представить в привычных образах, взятых из современной жизни. В 1631 Веласкес возвращается в Мадрид и получает заказ от короля написать портрет наследника трона: "Портрет Бальтасара Карлоса в сопровождении карлика" (1631, Бостон, Музей изящных искусств). В это же время Веласкес создает "Распятие" (1631, Мадрид, Прадо) для монастыря бенедиктинок Сан Пласидо в Мадриде, написанное легкими, прозрачными мазками. Он все больше внимания уделяет пейзажу, который в живописи Испании еще не получил самостоятельности. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов, которые он создает по заказу короля в 1630-е. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина "Сдача Бреды" (1634–1635, Мадрид, Прадо). Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать "Зал королей". Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью. В 40-е, в период зрелости, Веласкес пишет много портретов. Известен парадный "Портрет короля в военном костюме", т.н. "Ля Фрага" (1644, Нью-Йорк, Музей Фрик), получивший свое название, т.к. был написан в г. Фрага. В эти же годы Веласкес пишет ряд камерных портретов, сосредотачивая внимание на лице заказчика и его внутреннем мире: "Портрет Оливареса" (ок. 1640, С.-Петербург, Эрмитаж). Среди портретов 30–40-х особое место занимают серия портретов королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью: "Портрет карлика Себастьяно Мора" (ок. 1648, Мадрид, Прадо). В 1649 Веласкес вновь едет в Италию покупать картины для королевской коллекции. В Италии в 1650 Веласкес был принят в члены художественной академии св. Луки. Проведя в Италии два года, Веласкес обращается к пейзажу. Он создает две небольшие пейзажные картины "Виды виллы Медичи" (1650, Мадрид, Прадо), на которых изображаются запущенные уголки парка виллы Медичи. В Италии Веласкес продолжает писать портреты, получая много заказов. В 1651 Веласкес возвращается в Мадрид, где он создает знаменитую "Венеру с зеркалом" (1651, Лондон, Национальная галерея). Тема античной богини любви и красоты была навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнаженного женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным. В 1656 Веласкес создает знаменитые "Менины" ("Фрейлины") (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины, но она одновременно явилась рассказом о жизни королевской семьи. Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. В "Менинах" Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив ее приподнято-монументально. То обстоятельство, что королевская чета находится вне холста, имеет еще одно значение: картина раздвигала свои границы. Веласкес, обращаясь к реальной действительности, пронес через свое творчество идеи гуманизма. Расширив тематику живописи, он развил ее жанры, в своих произведениях давал героям отточенные характеристики, раскрывая их внутренний мир. В портретах он никогда не льстил моделям, показывая каждого в индивидуальной неповторимости. Достоинства колорита полотен Веласкеса сочетаются с ясностью и простотой композиции.Великие испанские художники /  Автор текста и сост. Е.М.Елисеева.- М. :  ОЛМА-ПРЕСС Образование: ОЛМА МЕДИАГРУПП, 2005.- ( Мастера европейской живописи). :  29559 р.  85.143(3) Кх48-1 2. Знамеровская, Т.П.  Веласкес /  Т.П.Знамеровская.- М. :  Изобразит. искусство, 1978 :  3000 р.  85.143(3) Ф01-13. История зарубежного искусства /  под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой.- М. :  Изобразит. искусство, 1984 :  3500 р.  85.1 А242-1 4. Комарова, И.И.  Художники /  И.И.Комарова, Н.Л.Железнова.- М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-( Краткие биографические словари). :  8142 р. 85.14 А242-1 5. Ладвинская, А.А.  Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников / А.А.Ладвинская.- Ростов н/Д :  Феникс, 2007.-( Энциклопедии для всех). :  10974 р.  85.14 Ф03-1, Ф04-1, А242-1 6. Якимович, А.К.  Художник и дворец: Диего Веласкес /  А.К.Якимович.- М. :  Сов. художник, 1989.-( Рассказы о художниках).  85.143(3) Логинов, Д.  "Венера с зеркалом" Диего Веласкеса / Д.Логинов //  Смена. -  2007. - N8. -  С.162-171. 2.   Медведенко, А.  Как Веласкес стал рыцарем Ордена Сантьяго / А.Медведенко //  Эхо планеты. -  2007. -  N21. -  С.23.5 июня – 415 лет со дня рождения Н. Пуссена (1594-1665), французского живописцаПуссен (Никола Poussin, 1594 - 1665) - знаменитый французский исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. После смерти Марини, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Kaccианo дель-Поццо, для которого были написаны им "Семь таинств".Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашен кардиналом Ришелье в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников в лице художников Bye, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Bye. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и возвратился в Рим, где и жил до самой своей смерти. Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый "героический пейзаж", который, будучи компанован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та заслуга, что, благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному.Великие французские художники /  Автор текста и сост. Е.П.Рачеева.- М. :  ОЛМА-ПРЕСС Образование: ОЛМА МЕДИАГРУПП, 2006.- (Мастера европейской живописи). :  29618 р.  85.143(3) Кх48-1 2. История зарубежного искусства /  под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой.- М. :  Изобразит. искусство, 1984 :  3500 р.  85.1 А242-1 3.   Комарова, И.И.  Художники /  И.И.Комарова, Н.Л.Железнова.- М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-( Краткие биографические словари). :  8142 р. 85.14 А242-1 1. Байрамова, Л.  Пуссен / Л.Байрамова //  Смена. -  2001. -    N3. -  С.106-125.6 июня – 165 лет со дня рождения К. Савицкого (1844-1905), русского живописцаСавицкий Константин Аполлонович (25.05.1844, Таганрог – 31.01.1905, Пенза), живописец, график. Учился в Академии Художеств. Участвовал на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок» с 1872 года, член товарищества с 1878 года. Автор жанровых картин, пейзажей. Основные  произведения: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, Государственная Третьяковская Галерея), «Путешественники в Оверни» (1876, Государственный Русский Музей, этюд в Пензенской картинной галерее), «Встреча иконы» (1878, Государственная Третьяковская Галерея), «Темные люди» (1882, Государственный Русский Музей), «Инок» (1897, Пензенская картинная галерея), «Спор на меже» (1897, Музей Революции). В 1875 и 1878 годах художник гостил в имении Д.А.Татищева в селе Протасове (Пензенская губерния). Преподавал в училище барона Штиглица (1883-1889, Санкт-Петербург), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891-97).  С 1897 года К.А.Савицкий жил в Пензе. Он стал первым директором Пензенского художественного училища и общедоступного художественного музея (1897-1905). При нем в Пензенском художественном училище было введено пятилетнее образование, совместное обучение юношей и девушек, соединены специальности: живопись, скульптура и прикладное искусство, расширены общеобразовательные курсы. К.А.Савицкий принимал активное участие в культурной жизни Пензы: организовывал для широкой публики выставки Товарищества передвижников, педагогов и учащихся училища. Активно формировал коллекцию Пензенской картинной галереи, подарил свою картину «Инок». Действительный член Академии Художеств с 1897 года, действительный член Губернского статистического комитета. С 1955 года имя К.А.Савицкого носят Пензенское художественной училище и Пензенская картинная галерея, а так же одна из улиц в Пензе. В 19886 году в Пензенской картинной галерее создан мемориальный музей К.А.Савицкого, где экспонируется свыше 20 его произведений, в том числе «Стадо в воде» (1895), «На мельнице» (1902), «Крутой спуск» (1903), «Портрет жены», «Окрестности Пензы», «У постели больной». ^ 6 июня – 210 лет со дня рождения А.Пушкина (1799-1837), русского поэтаАлександр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы, реформатор русского литературного языка. Родился Пушкин 6 июня 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. Отец Пушкина принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, урожденная Ганнибал, была внучкой А. П. Ганнибала — "арапа Петра Великого". Из домашнего обучения Пушкин вынес хорошее знание французского языка и любовь к чтению. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались известные писатели. В 1811 г. Пушкин поступил в Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки детей дворянского сословия. После окончания лицея в 1817 г. был определен на службу в Коллегию иностранных дел. К этому периоду относятся стихотворения Пушкина "К Чаадаеву", "Вольность", "Деревня", "На Аракчеева". Еще до окончания лицея Пушкин начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в 1820 г. В мае 1817 г. Пушкин был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними — на Кавказ, оттуда — в Крым и в сентябре — в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова. Во время ссылки были написаны стихотворения "Кавказский пленник", "Узник", "Бахчисарайский фонтан", "Песнь о вещем Олеге" и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин". В 1828 г. Пушкин сватается к Н.Гончаровой, первой красавице Москвы. Не получив определенного ответа от Гончаровой, Пушкин уехал на Кавказ, где написал стихотворения "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". 18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой в Москве. Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. В конце 1835 Пушкин издал свой журнал "Современник", где собрались такие таланты как Жуковский, Тютчев, Гоголь, Баратынский, Вяземский, Кольцов. Зимой 1836 враги Пушкина из петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 г. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Похоронен Пушкин в пяти верстах от села Михайловское, на кладбище Святогорского монастыря.Jakobson, R.  Language in literature.- Cambridge, Massachusetts : The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1996 :  2000 р.  83.3(0) Сб43-1 2.   83  Muller, G.H., Williams, J.A.  Introduction to literature.- New York :  McGraw-Hill, Inc., 1995 :  250000 Rb. Сб43-3 3.   А.С.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т.1.- М. :  Худож. лит., 1985.- (Серия литературных мемуаров)  83.3(2Рос=Рус)1 30836-1 4.   А.С.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т.2.- М. :  Худож. лит., 1985.- (Серия литературных мемуаров)  83.3Р1 30837-1 5.   А.С.Пушкін і Беларусь /  Уклад.Т.Махнач.- Мн. :  Беларуская навука, 1999.- (Год Пушкіна). :  628000 р.  83.3(2Рос=Рус)1 Ф03-1, Кх48-1 6.   Абрамович, С.Л.  Пушкин в 1836 году /  С.Л.Абрамович.- Л. :  Наука, 1984  83.3(2Рос=Рус)1 Чз46-1 7.   Абрамович, С.Л.  Пушкин в 1836 году /  С.Л.Абрамович.- Л. :  Наука. Ленингр. отд-ние, 1989.-( Науч.-попул. лит.Литературоведение и языкознание).  83.3Р1 А242-1 8.  Абрамович, С.Л.  Пушкин. Последний год /  С.Л.Абрамович.- М. :  Сов. писатель, 1991  83.3(2Рос=Рус)1 9.   Аникин, А.В.  Муза и мамона: Соц.-экон. мотивы у Пушкина /А.В.Аникин.- М. :  Мысль, 1989  83.3Р1 10.   Анненков, П.В.  Материалы для биографии А.С.Пушкина / П.В.Анненков.- М. :  Современник, 1984.-( Б-ка "Любителям российской словесности. Из лит. наследия").  83.3Р1 11.   Анненков, П.В.  Материалы для биографии А.С.Пушкина / П.В.Анненков.- М. :  Книга, 1985  83.3Р1 12.   Бабаев, Э.Г.  Творчество А.С.Пушкина /  Э.Г.Бабаев.- М. :  Изд-во МГУ, 1988  83.3Р1 13.   Басина, М.Я.  Там, где шумят михайловские рощи : Для сред. и ст. шк. возраста.- Л. :  Дет. лит., 1962.-( По дорогим местам). :  700 р. 83.3Р1 А242-1 14.   Белинский, В.Г.  Собрание сочинений: В 9-ти т. /  В.Г.Белинский.- М. :  Худож. лит., 1976-  Т.6  83.3Р1 А242-1 15.   Белинский, В.Г.  Сочинения Але


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :