Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края ПОЛОЖЕНИЕ об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» ДЗККпо специальности 060501 Сестринское делоБазовый уровень среднего профессионального образования 1. Общие положения В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Государственным образовательным стандартом по специальности 060501Сестринское дело (базовый уровень СПО), квалификация - медицинская сестра, итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение, является обязательной. Целью итоговой государственной аттестации (ИГА) является оценка качества подготовки и определение уровня знаний и умений выпускников колледжа, их соответствия требованиям, изложенным в действующем Государственном образовательном стандарте, дополнительным требованиям образовательного учреждения, а также квалификационной характеристике специалистов по специальности 060501 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования. Итоговая государственная аттестация по специальности 060501 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена по специальности (далее - экзамен по специальности или ИМЭ) в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 № 10 и Рекомендациями по организации Государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.07.98 г. № 12-52-11/12-23, а также настоящим Положением. К итоговой государственной аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные Государственным образовательным стандартом, и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения. Итоговую государственную аттестацию осуществляет государственная аттестационная комиссия (ГАК), которая работает в соответствии с вышеуказанными документами, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 160, а также уставом СМОУ, положением об образовательном учреждении среднего медицинского образования и настоящим Положением.1 1.6. На основании настоящего Положения образовательное учреждение разрабатывает Программу итоговой государственной аттестации с учетом дополнительных требований региона и учебного заведения к уровню и содержанию подготовки выпускников по специальности 060501 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования.^ 2. Программа итоговой государственной аттестации Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы конкретного образовательного учреждения. Схема Программы итоговой государственной аттестации представлена в Приложении 1. Программа итоговой государственной аттестации разрабатывается цикловыми методическими комиссиями клинических дисциплин и утверждается директором после ее обсуждения на заседании методического совета образовательного учреждения с участием председателя государственной аттестационной комиссии. Форма проведения итоговой государственной аттестации - смешанная (компьютерное или письменное тестирование, устное решение проблемно-ситуационных задач и задач по неотложной помощи, выполнение практических манипуляций). Программа итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации. Заведующий учебным отделением за 6 месяцев до итоговой государственной аттестации проводит организационное собрание выпускников с повесткой дня: предварительный состав государственной аттестационной комиссии; форма и методика проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности; требования к каждому этапу итогового междисциплинарного экзамена по специальности; критерии оценок каждого этапа и итогового междисциплинарного экзамена по специальности в целом; режим работы учебных кабинетов в период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности. Собрание оформляется протоколом. Протокол подписывают заведующий отделением и старосты групп. 2.6. Перечни теоретических вопросов и практических манипуляций,сборники тестовых заданий и проблемно-ситуационных задачпредставляются студентам не позднее, чем за 6 месяцев до началаИГА.2 2.7. Экзаменационные билеты составляются на основании федерального Сборника проблемно-ситуационных задач для ИГА по специальности 060501 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования. Содержание билетов до студентов не доводится. Количество экзаменационных билетов должно превышать количество студентов в учебной группе не менее чем на 10.^ 3. Государственная аттестационная комиссия 3.1. Основные функции государственной аттестационной комиссии: комплексная оценка подготовки каждого выпускника колледжа по специальности 060501 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования; принятие решения о присвоении профессиональной квалификации каждому выпускнику по специальности 060501 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования и выдача соответствующего диплома о среднем профессиональном образовании; анализ организации и содержания итоговой государственной аттестации в учебном заведении; оценка уровня образования, осуществляемого учебным заведением, его соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта; разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки специалистов по специальности 060501 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования. 3.2. В составе государственной аттестационной комиссии должнобыть не менее 5 человек: председатель - руководитель органа управления или учреждения здравоохранения либо руководитель сестринской службы учреждения здравоохранения; заместитель председателя - директор или заместитель директора учебного заведения; члены комиссии - преподаватели ведущих клинических дисциплин (сестринское дело в терапии, сестринское дело в хирургии, сестринское дело в педиатрии, сестринское дело в акушерстве и гинекологии, основы сестринского дела); ответственный секретарь из числа работников учебного заведения. 3.3. Председатель государственной аттестационной комиссии назначается приказом руководителя органа управления здравоохранением соответствующей территории (Федерации, субъекта Федерации, муниципальных округов и т.д. по подчиненности учебного заведения). Состав государственной аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя учебного учреждения. Расписание проведения итоговой государственной аттестации выпускников утверждается директором колледжа и доводится до сведения студентов не позднее, чем за 2 недели до начала работы государственной аттестационной комиссии. Место работы комиссии устанавливается директором колледжа по согласованию с председателем государственной аттестационной комиссии. Прием итогового междисциплинарного экзамена по специальности осуществляется в специально подготовленных и оборудованных кабинетах на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Документы, представляемые в государственную аттестационную комиссию: приказ о назначении председателя ГАК; приказ руководителя образовательного учреждения о составе государственной аттестационной комиссии; приказ руководителя образовательного учреждения о допуске студентов к итоговой государственной аттестации; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительные требования образовательного учреждения; программа итоговой государственной аттестации; сводные ведомости успеваемости студентов, заверенные заместителем директора по учебной работе и утвержденные директором колледжа; перечень материально-технического оснащения, материалов справочного характера, нормативных документов; аттестационные материалы (документация осуществления сестринского процесса, перечень практических манипуляций, задания в тестовой форме, экзаменационные билеты с эталонами ответов); критерии оценки знаний и умений; журнал протоколов итоговой государственной аттестации; экзаменационные ведомости; зачетные книжки студентов. 3.9. Каждое заседание государственной аттестационной комиссииоформляется протоколом. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, членами комиссии и ее секретарем. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы и скреплены печатью колледжа. Книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии хранится в архиве образовательного учреждения в течение 75 лет. 3.10. Первое заседание государственной аттестационной комиссии про- водится за 8 месяцев до начала ИГА, посвящается организации работы государственной аттестационной комиссии и процедуре проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности и оформляется как протокол № 1. 3.11. Документы, оформляемые государственной аттестационной комиссией по результатам работы: ведомости с оценками аттестуемых на каждом этапе итогового междисциплинарного экзамена по специальности; протоколы с оценками за каждый этап итогового междисциплинарного экзамена по специальности; протокол с итоговой оценкой государственной аттестации выпускников и решением государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации по специальности и о выдаче диплома о среднем профессиональном образовании выпускникам учебного заведения; зачетные книжки студентов; отчет государственной аттестационной комиссии. 3.12. Отчет государственной аттестационной комиссии о проделаннойработе обсуждается на педагогическом совете колледжа и представляется в вышестоящую организацию в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. В отчете должнабыть отражена следующая информация: качественный состав государственной аттестационной комиссии; вид итоговой государственной аттестации; характеристика качества подготовки студентов по данной специальности; количество дипломов с отличием; анализ результатов итоговой государственной аттестации согласно Приложению 2; проблемы в подготовке студентов; выводы, предложения и рекомендации.^ 4. Порядок проведения итоговой государственной аттестации 4.1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности проводится по группе дисциплин, представленных в Приложении 3, и направлен на выявление готовности выпускника к профессиональной деятельности. Разрабатываемые экзаменационные материалы должны целостно отражать весь объем проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования и дополнительными требованиями образовательного учреждения. Экзаменационные материалы формируются на основе действующих учебных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, программ производственной (профессиональной) практики с учетом их объема и степени важности для данной специальности. В период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности для студентов проводятся консультации по Программе итоговой государственной аттестации, на которые выделяется до 40 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации. Для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности студентам обеспечивается доступ к плакатам, муляжам, фантомам, аппаратуре в специально обозначенные часы за 2 недели до начала экзамена. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности состоит из 3-х этапов: I этап - контроль и оценка умения работать с пациентом; II этап - контроль и оценка теоретических знаний; III этап - контроль и оценка знаний, практических умений по специальности. 4.6. Контроль и оценка умения работать с пациентом. 4.6.1. Контроль умения работать с пациентом осуществляется во времяаттестации по итогам стажировки на базе лечебно-профилактического учреждения. Цель данного раздела - выявить: умение осуществлять сестринский процесс и оформлять его документально; владение манипуляционной техникой. 4.6.2. Первый этап итогового междисциплинарного экзамена по специальности включает защиту сестринской карты пациента и проверку манипуляционной техники по экзаменационным билетам. 4.7. Контроль и оценка теоретических знаний. 4.7.1. Контроль теоретических знаний проводится в виде выполнения заданий в тестовой форме, которые должны быть равноценными по сложности и трудоемкости, формулировки должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. 4.7.2. Студент должен выполнить 200 заданий в тестовой форме с выбором одного правильного ответа (форма I) в течение 3-х учебных часов. Первые 30 заданий в тестовой форме составляют блок безопасности и подбираются только из банка федеральных заданий. Сюда включены вопросы, неправильный ответ на которые расценивается как несоответствие подготовки выпускника требованиям профессиональной образовательной программы, что в дальнейшей деятельности может нанести вред здоровью или представлять угрозу для жизни пациента, медперсонала, общества. Критерий оценки выполнения данных заданий - 100%. При неправильном решении хотя бы одного задания студент получает неудовлетворительную оценку и считается не прошедшим итоговую государственную аттестацию. Последующие 170 заданий в тестовой форме состоят из вопросов по основным дисциплинам (Приложение 3). Для проведения письменного тестирования ежегодно готовится не менее 3-х вариантов заданий в тестовой форме на учебную группу. Формирование банка заданий в тестовой форме в колледжа осуществляется на основе федеральных рекомендаций. Объем банка заданий может быть изменен в пределах 15% с учетом регионального компонента. 4.8. Контроль и оценка знаний и практических умений. 4.8.1. Третий этап итогового междисциплинарного экзамена по специальности состоит из следующих разделов: решение проблемно-ситуационной задачи; решение задачи по неотложной помощи. 4.8.2. Для проведения третьего этапа итогового междисциплинарного экзамена по специальности составляется экзаменационный билет, включающий проблемно-ситуационную задачу и задачу по неотложной помощи. Формирование содержания билета находится в компетенции образовательного учреждения; при этом не менее 85% задач должны быть взяты из федерального банка, 15% - образовательное учреждение вправе внести самостоятельно. Каждая задача должна содержать задание по выполнению практической манипуляции. Задачи должны быть равноценными по сложности и трудоемкости, иметь комплексный (интегрированный) характер; описание ситуации и постановка заданий должны быть четкими, краткими, понятными. Одна из задач билета должна обязательно содержать иллюстративный материал (рентгнограммы, пленки ЭКГ, результаты лабораторных исследований, рисунки, фотографии и др.) и вопрос к нему. При формировании билета иллюстративный материал и вопрос к нему дается на отдельном бланке как дополнение к основному билету. В иллюстративном материале указывается, к какой задаче билета относится данный материал. Банк иллюстративного материала входит в приложение к сборнику клинических задач, утвержденному Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Российской Федерации. Проблемно-ситуационная задача по специальности состоит из описания практической ситуации и заданий, позволяющих оценить владение сестринским процессом и манипуляционной техникой. Задача по оказанию неотложной помощи состоит из описания практической ситуации и заданий к ней: определить неотложное состояние; составить алгоритм оказания первой доврачебной помощи с обоснованием каждого этапа; выполнить практическую манипуляцию. Формирование банка ситуационных задач в колледжа осуществляется на основе федеральных рекомендаций. Объем банка ситуационных задач может быть изменен в пределах 15% с учетом регионального компонента. Процентное отношение задач по клиническим дисциплинам к общему их количеству в экзаменационных билетах представлено в Приложении 4. Подготовка учебного кабинета для проведения третьего этапа итогового междисциплинарного экзамена по специальности осуществляется преподавателями клинических дисциплин за 3 дня до экзамена в соответствии с перечнем материально-технического обеспечения (п. 3.8.) Общее руководство подготовкой кабинета осуществляет член администрации образовательного учреждения, назначаемый директором. 4.8.6. При проведении третьего этапа итогового междисциплинарногоэкзамена по специальности в аудитории должно находиться неболее 5 студентов. 4.9. Продолжительность этапов итогового междисциплинарного экзамена по специальности определяет среднее медицинское образовательное учреждение. Планирование времени работы членов государственной аттестационной комиссии осуществляется исходя из следующих нормативов: контроль за выполнением заданий в тестовой форме - не более 1 минуты на 1 тест; определение уровня знаний и практических умений - не более 0,5 учебных часа на 1 студента. Оплата труда членов комиссии проводится по факту затраченного времени на прием итогового междисциплинарного экзамена по специальности.^ 5. Подведение результатов итогового междисциплинарного экзамена по специальности 5.1. Заседания государственной аттестационной комиссии проводятся по каждому этапу итогового междисциплинарного экзамена по специальности и оформляются протоколом. Оценка знаний и умений студентов проводится отдельно за каждый этап итогового междисциплинарного экзамена по специальности в соответствии с критериями оценок согласно Приложениям 5,6, 7, 8. Итоговая оценка за итоговый междисциплинарный комплексный экзамен по специальности складывается из оценок по результатам I, II, Ш этапов итогового междисциплинарного экзамена по специальности. 5.2. Решение государственной аттестационной комиссии принимаетсяна закрытом заседании простым большинством голосов членовкомиссии, участвующих в заседании (при равном числе голосовголос председателя является решающим). В протоколах заседания государственной аттестационной комиссии записываются результаты каждого этапа итогового междисциплинарного экзамена по специальности и особые мнения членов комиссии. Результаты этапов итогового междисциплинарного экзамена по специальности объявляются в тот же день. Итоговая оценка и присуждение квалификации происходит на заключительном заседании государственной аттестационной комиссии. В экзаменационные ведомости вносятся оценки по результатам I, II, III этапов итогового междисциплинарного экзамена по специальности и итоговые оценки за междисциплинарный комплексный экзамен по специальности. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, и выдаче соответствующего диплома о среднем профессиональном образовании объявляется приказом директора колледжа. При получении студентом неудовлетворительной оценки на любом этапе итогового междисциплинарного экзамена по специальности выставляется итоговая оценка 2 (неудовлетворительно). Выпускники, получившие на ИГА итоговую оценку «неудовлетворительно» или не явившиеся на экзамен по неуважительной причине, а также студенты, не прошедшие итоговую государственную аттестацию по уважительной причине, допускаются к аттестации повторно согласно действующему законодательству.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1^ Схема Программы итоговой государственной аттестации выпускников средних медицинских образовательных учреждений Утверждаю Директор число, месяц, год Вид итоговой государственной аттестации - итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Объем времени на подготовку и проведение - 4 недели. Сроки проведения - согласно графикам учебного процесса. Необходимые экзаменационные материалы: перечень дисциплин, включенных в Программу итоговой государственной аттестации; перечень теоретических вопросов; банк заданий в тестовой форме; банк ситуационных задач; экзаменационные билеты; перечень практических манипуляций. Условия подготовки и процедуры проведения - согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников средних медицинских образовательных учреждений РФ по специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования. Критерии оценки - согласно Приложениям 5, 6, 7, 8 данного Положения. Согласовано: Зам. директора по учебной работе Председатели цикловых методических комиссий клинических дисциплинПримечание. Содержание экзаменационных билетов подлежит обязательной ежегодной корректировке с использованием банка ситуационных задач колледжа.11Приложение 2Схема анализа результатов итоговой государственной аттестации выпускников средних медицинских образовательныхучреждений Результаты итогового междисциплинарного экзамена по специальности (ИМЭ): Специальность 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования. № п.п. Показатели Форма обучения Всего очная очно-заочная (вечерняя) кол-во % кол-во % кол-во % 1. Окончили колледж 2. Допущены к ИМЭ 3. Сдавали ИМЭ 4. Сдали ИМЭ с оценкой: 5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно) 5. Средний балл Общие результаты подготовки студентов по специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования. № Показатели Форма обучения Всего очная очно-заочная п.п. кол- % кол-во % кол-во % во 1 Окончили колледж 2. Количество дипломов с отличием 3. Количество дипломов с оценками «отлично» и «хорошо» 4. Количество выданных академических справок Приложение 3^ Методическое обеспечениеитогового междисциплинарного экзаменапо специальности 0406 Сестринское дело,базовый уровень среднего профессионального образования^ Первый этапПеречень дисциплин для заданий в тестовой форме п/п 1 Наименование дисциплины ^ Кол-во заданийв тестовойформедля подготовки ' Кол-во заданий в тестовой форме для экзамена ^ Кол-во зада-ний в тестовой форме по безопасности 1 1 Основы сестринского дела 507 30 6 2. 1 Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи 455 35 8 3. Сестринское дело в педиатрии 499 33 8 4. Сестринское дело в хирургии. Основы реаниматологии 503 35 8 5. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии 50 2 6. 6а. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии ВИЧ-инфекция 75 45 5 5 7. Сестринское дело в невропатологии 25 2 8. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии 25 2 9. Сестринское дело в дерматовенерологии 50 2 10. Сестринское дело в офтальмологии 25 2 11. Сестринское дело в оториноларингологии 25 2 12. Сестринское дело в гериатрии 40 2 13 Сестринское дело во фтизиатрии 25 2 14. Клиническая фармакология 80 5 15.1 Основы реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры и массажа 25 2 16. Экономика и управление здравоохранением 50 2 17. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф 69 2 Итого: 2573 170 30 1 Приложение 4Процентное отношение задач по клиническим дисциплинам к общему их количеству в экзаменационных билетах Дисциплины ^ Ситуационные задачи Задачи пооказаниюнеотложнойпомощи 1 Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи 30% 30% Сестринское дело в хирургии 30% 30% 1 Сестринское дело в педиатрии 30% 30% | Другие дисциплины 10% 10% Критерии оценок тестового контроля знаний: 5 (отлично) - 91-100% правильных ответов^ 4 (хорошо) - 81-90% правильных ответов3 (удовлетворительно) -71-80% правильных ответов2 (неудовлетворительно) - 70% и менее правильных ответовПриложение 5 Критерии оценки умения работать с пациентом 5 (отлично) - студент устанавливает психологический контакт с пациентом, методически правильно проводит сестринское обследование,выявляет, удовлетворение каких потребностей нарушено, и определяет проблемы пациента, ставит цели и составляет план сестринскихвмешательств с их обоснованием. 4 (хорошо) - студент устанавливает психологический контакт с пациентом, недостаточно полно проводит сестринское обследование, выявляет, удовлетворение каких потребностей нарушено, и определяетпроблемы пациента, ставит цели и составляет план сестринских вмешательств с нечетким обоснованием. 3 (удовлетворительно) - студент устанавливает психологический контакт с пациентом, неполно проводит сестринское обследование, затрудняется в выявлении потребностей, удовлетворение которых нарушено у пациента, и в определении проблем, ставит цели и составляет неполный план сестринских вмешательств без обоснования. 2 (неудовлетворительно) - студент не владеет методикой сестринского процесса.^ 14Приложение 6 Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности 5 (отлично) - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий; 4 (хорошо) - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительныезатруднения при ответе на теоретические вопросы; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснованиетеоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий; 3 (удовлетворительно) - затруднения с комплексной оценкой предложеннойситуации; неполный ответ, в том числе на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий всоответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога,правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций;оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий; 2 (неудовлетворительно) - неверная оценка ситуации; неправильный ответна вопрос к иллюстративному материалу; неправильно выбранная тактикадействий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасностипациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.Приложение 7 Критерии оценки решения задач по оказанию неотложной помощи 5 (отлично) - правильная оценка характера патологии; полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа, полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу; 4 (хорошо) - правильная оценка характера патологии; полное, последовательное перечисление действий, затруднение в аргументации этапов; неполныйответ на вопрос к иллюстративному материалу; 3 (удовлетворительно) - правильная оценка характера патологии, неполноеперечисление или нарушение последовательности действий, затруднение варгументации; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу,требующий наводящих вопросов; 2 (неудовлетворительно) - неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента; неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу. 15Приложение 8Критерии оценки выполнения практических манипуляций 5 (отлично) - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются; 4 (хорошо) - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, установленный алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога; 3 (удовлетворительно) - рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; 2 (неудовлетворительно) - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.^ 16ПриложениеПеречень практических манипуляцийдля государственной итоговой аттестации выпускниковпо специальности 0406 Сестринское дело,базовый уровень среднего профессионального образования Техника внутривенной инъекции. Техника внутривенного капельного введения жидкости. Техника внутримышечной инъекции. Техника подкожной инъекции. Техника применения карманного ингалятора. Техника измерения АД. Техника взятия крови из вены. Исследование пульса. Техника катетеризации мочевого пузыря мужчин и женщин. Техника проведения туалета наружных половых органов женщин. Техника оксигенотерапии. Техника постановки очистительной клизмы. Техника применения грелки и пузыря со льдом. Техника снятия ЭКГ. Техника постановки согревающего компресса. Техника смены постельного и нательного белья. Техника постановки горчичников. Расчет дозы и введение инсулина. Техника промывания желудка. Расчет и техника разведения пенициллина (1:1 и 1:2). Техника введения газоотводной трубки. Техника постановки сифонной клизмы. Техника постановки масляной клизмы. Техника постановки гипертонической клизмы. Техника наложения венозных жгутов при отеке легких. Осуществление помощи при рвоте. Подача судна и мочеприемника. 2 8. Определение числа дыхательных движений. Закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание мази за веко. Осуществление сбора мокроты. Осуществление сбора мочи по Зимницкому, Нечипоренко, для общего анализа и на стерильность. Проведение фракционного желудочного зондирования. Проведение дуоденального зондирования. Осуществление сбора кала на исследования.17 Осуществление дренажного положения пациента при легочной патологии. Определение сахара в моче («Пиокотест). Введение гепарина. Осуществление термической и химической дезинфекции инструментов. Изготовление перевязочного материала (салфетка, турунда, шарик, тампон). Укладка в биксы операционного белья, одежды, перевязочного материала и перчаток. Осуществление предоперационой обработки рук растворами первому-ра, хлоргексидин-биглюконата и по Спасо-Кукоцкому - Кочергину. Облачение в стерильный халат и перчатки само