Министерство образования Российской Федерации МОУ «Абыйская средняя общеобразовательная школа имени д.т.н. А.Е.Слепцова«Сельская школа как воспитательный центр в социуме» Выполнила : социолог АСОШ Афанасьева Анастасия ВасильевнаАбый 2009 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3Глава 1. Воспитательная работа в сельской школе как социокультурный 91.1. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе 91.3. Этнические аспекты социокультурного феномена 22^ Глава 2. Педагогические условия совершенствования воспитательной 28 2.1. Социум как открытая система 282.2. Взаимодействие школы, семьи и общества в Абыйском наслеге 362.3. Модель сельской школы как воспитательного центра и ее реализации 45Заключение 56Использованная литература 59 ПРИЛОЖЕНИЯ Введение Актуальность. В связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни в стране в целом, и республике Саха (Якутия), в частности, в последние годы на селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные явлении. Они характеризуются следующими факторами: распад сельскохозяйственного производства, связанная с растущей безработицей, сужение социальной среды и потеря в среде селян, особенно молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины, в свое благополучное будущее, недостаточная консолидация духовно-культурных воспитывающих учреждений как ДОУ, школа, Дом культуры, Центров туолбэ, что связано с объективными и субъективными причинами. Исходя из этой ситуации, образование на селе отстает от потребностей современной жизни как слабо формирующее у школьников личностные качества, ценностные ориентации, социально значимые знания и умения, отвечающие запросам социума и необходимые для успешной, самостоятельной, достигнутой жизни на родной земле. Школа и общество едины: взаимосвязь их проявляется в призвании школы формировать личность, руководствующуюся в своей деятельности общечеловеческими принципами культурными ценностями, осознающую свою ответственность перед семьей, обществом, государством. Выполнить это предназначение могут все педагоги, сельские учителя, работники культуры, общественность, готовые дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы и научить успешной их реализации. Проблема воспитания школьников приобретает в современных условиях особую актуальность, что связано с необходимостью преодоления последствий многолетней воспитательной политики, когда происходило отчуждение семьи от процесса воспитания, нивелировка личности, противопоставлялось общественное и личное, игнорировались воспитательные возможности среды, а также потребности формирования и развития социально ответственной творческой личности. Актуальность проблемы обострялось в условиях нестабильности социально-экономической, общественно-политической жизни общества, оказывающей на школьников особенно сильное, зачастую негативное воздействие. Многообразие и разнохарактерность факторов и условий делают воспитательную деятельность и весь процесс воспитания личности в условиях села сложным и противоречивым явлением современной жизни. Изучение соответствующей литературы по теме исследования приводит нас к общему выводу о том, что деятельность педагога на селе как фактор воспитания приобретает все большую значимость. Выход из современной кризисной ситуации в воспитании школьника обусловлен не столько внутренним преобразованием школы, сколько активизацией и педагогизацией их связей с другими социальными институтами. С окружающей средой как фактором социализации личности, «открытостью» школы, активности ее деятельности по формировании педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума. Поэтому представляется целесообразным использование социально-педагогического наследия 20-30 гг. (П.П.Блонского, М.В.Крупениной, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н.Шульгина и др.) в современных условиях. Последние годы усиливается внимание к этой проблеме, но специальных исследований роли школы как центра воспитания в сельской местности не так много. Отдельные работы стали появляться с момента функционирования в АПН СССР ВНИК-а «Школа-микрорайон», который под руководством В.Г.Бочаровой сделал очень многое, чтобы систематизировать все составляющие в условиях села. Усилиями ученых и практиков исследован обширный круг проблем социального воспитания в сельском социуме, различные формы и методы работы воспитания в сельском социуме. Различные формы и методы социального воспитания в современных условиях рассматриваются в трудах М.П. Гурьяновой «Сельская школа и социальная педагогика», «Сельская среда как педагогический фактор», Д.А. Данилова, А.Г. Корниловой «Социально-воспитательная работа в сельском социуме», Н.Д.Неустроева «Особенности организации работы в сельской малокомплектной школе»и др. взаимовлияние школы и социума, открытость связей обучения и воспитания с жизнью создают благоприятные условия для педагогического творчества. В социально-образовательной сфере сельского социума республики в последние годы отмечаются следующие тенденции: изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, их социальная неустойчивость; отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, разрушение межпоколенных связей; постепенная утрата в молодом поколении селян общинной взаимопомощи, добрососедства, традиции решения значимых для села проблем «Всем миром»; снижение доступа к получению высшего образования, ослабление на рынке труда конкурентоспособности сельской молодежи по сравнению с городской, в силу более низкого уровня образования и отсутствия широкого выбора образовательных услуг; осознанное стремление педагогических коллективов к обновлению содержания общего среднего образования в сельской школе, отвечающего потребностям подготовки рачительного хозяина земли; востребованность в дипломированном общинном социальном педагоге, а также других специалистов по дополнительному образованию, владеющем методиками и технологиями воспитания умеющем работать с разновозрастным составом населения; недостаточная разработанность вопросов организационно-педагогического и научно - методического обеспечения сельских школ; возрастание социокультурной, духовной роли сельской школы как единственного очага образовательной, духовной и культурной жизни села, то есть как центра воспитания. Вместе с тем изучение литературы и отдельных исследовании специалистов показывает недостаточный анализ деятельности педагогов в сельском социуме, а именно на материале одного отдельно взятого наслега, так как для каждого населенного пункта нашей республики существуют свои географические, климатические, демографические особенности, свои традиции воспитания, своя специфика. В связи с этим, актуальность нашей дипломной работы усиливается следующими факторами: - определение содержания практической деятельности педагогическихработников, имеющих новый общественный статус - социальныхпедагогов и педагогов дополнительного образования с широким спектромспециализаций как хореограф, организатор досуговой деятельности,руководитель изостудий и т.д.; - наше общество охвачено глубоким системным кризисом. Как следствие этого - быстрое снижение морального, нравственного уровня общей культуры нашей молодежи. И это не может не вызывать особой тревоги и боли за подрастающее поколение. Необходима как можно более быстрая иэффективная консолидация всех сил и средств государства и вышеназванныхпедагогов в сельском социуме, в решении этой острейшей проблемы. Определяющее значение для нашего исследования имеют социально-педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности. ( Бочарова В.Г., Гурьянова М.П., Католиков А.А., Корнилова А.Г., Куликова Л.Н, Прокопьева М.М.). Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему нашего исследования: "Сельская школа как воспитательный центр в социуме".Объект исследования: деятельность сельской школы в социуме.^ Предмет исследования: организационно-педагогические условия взаимодействия школы, семьи и общественности в сельском социуме при доминирующей роли как воспитательного центра.^ Цель исследования: создание эффективной и научно обоснованной модели воспитательного центра. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме. 2. Выявить организационно-педагогические условия формирования воспитывающей среды сельского социума. Разработать модель сельской школы как воспитательного центра на селе, обеспечивающей выживание, защиту и развитие детей проживающих в условиях социума; Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросам воспитания в сельском социуме. Исходя из цели исследования, сформулирована следующая гипотеза, сельская школа как воспитательный центр будет в социуме способствовать адаптации в современных жизненных условиях, если: - выявлены организационно-педагогические условия эффективного сотрудничества ДОУ - школы - социума (туэлбэ) как открытой воспитательной среды, - выявлены и учтены индивидуально-личностные особенности детей сельского социума, с целью выработки личностно-ориентированные педагогические технологии работы: - разработана и апробирована модель сельской школы воспитательного центра в социуме, способствующей формированию северного этноса.^ База исследования: опытно-экспериментальная работа проводится на базе Абыйской средней школы с. Абый Абыйского улуса.Методологической основой исследования проблем социальной педагогики села послужили идеи организации педагогического процесса в сельской местности П.П. Блонского, М.В.Крупениной, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н.Шульгина. Труды современных педагогов В.Г. Бочаровой, М.П.Гурьяновой, А.Г.Корниловой, М.М.Прокопьевой, Т.Ф. Яркиной о подходах к совершенствованию содержания и форм, повышению качества учебно-воспитательного процесса.^ Методы исследования: Аналитические (анализ социальной, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта); диагностические (научное и включенное наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, проективные тесты, изучение документации, продуктов деятельности учащихся); творческие занятия и игры; статистические (обработка и анализ данных эксперимента).^ Практическая значимость исследования: обобщен многолетний опыт работы, направленный на социальное становление личности; апробирована и внедрена комплексная диагностическая методика изучения воспитанников; разработаны и внедрены социально-педагогические технологии, направленные на эффективную реализацию модели воспитательного центра, разработаны методические рекомендации.^ Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.^ Глава 1. Воспитательная работа в сельской школе как социокультурный феномен 1.1. Сущность и особенности воспитательной работы в сельской школе Воспитательный процесс современной сельской школы, имея свои особенности, специфику, трудности и проблемы, цели и задачи, был, есть и будет органической составной частью процесса социального воспитания и, естественно, не может рассматриваться в отрыве от него. А закономерности деятельности школы как основного института социализации и воспитания подрастающего поколения, эффективность воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени не могут быть точно оценены, поняты, проанализированы вне контекста тех социально-экономических и общественно-политических изменений, которые происходят в обществе. Задачи выявления специфики, определения тенденций и перспектив развития воспитательной работы в сельской школе, их решения находятся в тесной взаимосвязи с теми процессами, которые имеют место в обществе вообще и в сельской среде. Многие исследования, посвященные данным проблемам, в частности исследования Института педагогики социальной работы М.П. Гурьяновой, свидетельствуют, что сельская школа – это не только сугубо образовательное учреждение. Это прежде всего – институт социализации и воспитания. Сельская школа – это носитель традиций сельских жителей, того, что называется ценностями крестьянского мира; это единственный социальный институт, способный решать проблемы трудового воспитания; это единственный, судя по современной массовой практике, очаг культуры на селе; это, в отсутствие других воспитательных институтов, единственный компенсатор недостаточного семейного воспитания. Наконец, сельская школа – это фактор педагогизации среды, однако при условии, что школьная воспитательная среда превосходит по своему уровню (нравственно – этическому, эстетическому содержанию) окружающую социальную среду (М.М. Плоткин. Социальное воспитание школьников. М., 2003, 200 с.). Общеизвестно, что для школы приоритетной всегда является ее образовательная функция, обеспечивающая развитие интеллектуальных сил и способностей учащихся. Но на современном этапе выдвигаются и другие функции, связанные с культурным, исследованием, профессиональной ориентацией, охраной детства. Среди педагогических функций школы особое место занимает преобразующая. Она особо проявляется в сельской местности изучаемого региона, где традиционно со школой, с ее разнообразной деятельностью тесно связана вся жизнь населения. Влияние школы на функционирование и развитие всех сторон жизни селян огромно и многозначительно. Каждая школа находит свои способы и пути педагогизации жизнедеятельности людей. Это зависит от конкретных условий быта и труда населения, от жизненных проблем, стоящих перед жителями данного наслега, а также от возможностей и способностей работников школы. Пожалуй, нет необходимости лишний раз доказывать насколько существенную роль играет школа в сельской местности в осуществлении различных социальных проблем. Поэтому, констатируя, что сельская школа – важнейший и решающий компонент социализации и воспитания мы обязаны отметить и то, что среда ее существования, развития, совершенствования это есть многообразные коммуникативные связи, взаимозависимость и взаимодействие с другими социальными институтами. В этом отношении среда средней школы – это социальные явления и образования окружающей ее жизни, с которыми она так или иначе взаимодействует, оказывая на них свое влияние, изменяясь при этом сама. Одновременно изменяются условия осуществления школой ее социально-воспитательной функции; среда становится полноправным участником воспитательного процесса. В сельской среде существуют естественные межвозрастные связи, особая близость отношений, тесный контакт жителей села. Природное окружение, сопровождающее ребенка с момента рождения, сельскохозяйственная производственная жизнь взрослых, в которой он так или иначе с ранних лет принимает участие, сохранившиеся общинные традиции – все это, безусловно, педагогическое составляющее сельской среды. И конечно же, в этом ряду сельская школа является и должна выступить как центр духовной жизни села, как воспитывающий фактор. Ее педагогический потенциал – это три своеобразных направления: первое – воспитательная работа самой школы: второе – взаимодействие сельской школы с другими факторами социальной среды: третье – реальные условия существования сельской школы, которые в конечном счете и обуславливают воспитательный процесс. Имея такие рассуждения, мы обращаемся к наиболее емкому, и на наш взгляд, полному определению понятия сельской школы. Сельская школа – совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную и социально-педагогические функции (М.П. Гурьянова). Правы те педагоги, которые рассматривают сельскую школу как центр социокультурного развития села, возлагают на нее селообразующую и селосохраняющую функцию (В.М. Егоров, Н.Д. Неустроев. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.; 2003. 224 с.). Чтобы правильно вести всю воспитательную работу в сельской школе, важно точно знать что такое село, сельская жизнь, правильно представлять себе эту среду с точки зрения микросоциума. Между тем, на сегодняшний день в сельском социуме имеет место ряд стереотипов, противоречий, укоренившихся в общественном сознании, которые тормозят развитие процесса социального воспитания в сельской среде, делают его мало эффективным. Это противоречия: - между потребностями изменившейся социально- экономической ситуации в обществе, ориентированном на воспитание у учащихся социально значимых личностных качеств – активности, инициативности, ответственности, трудолюбия, соответствующих динамизму современного общества и необходимых для адаптации и успешного функционирования в нем, и целями, задачами, содержанием воспитания и образования, принципами организации деятельности современной сельской школы; - между новой социально- политической обстановкой в стране с рыночной экономикой и сохраняющимися рецидивами прежней системы народного образования; - между тенденциями гуманизации и демократизации воспитательной системы в целом и рецидивами авторитарной педагогики; - между потребностью гуманизации отношений педагогов и детей и неготовностью к этому как учителей так и детей; - между спецификой сельского образа жизни, особенностями сельской среды и унифицированным подходом государственной образовательной системы к содержанию и образованию сельских школьников; - между многовековым потенциалом народного опыта воспитания и отсутствием научно обоснованных методов его использования. Без учета этих и других противоречий воспитательный процесс вообще немыслим. А теперь рассмотрим основные особенности или же отличительные характеристики процесса социального воспитания в сельской школе. Они таковы: - социальное воспитание в сельской среде – это, прежде всего, социально педагогическое явление многофакторного и многоуровневого порядка. Оно имеет своим объектом личность школьника в среде (в отличие от традиционного воспитательного процесса в городской школе, для которого личность школьника есть объект в рамках школы, класса) и, следовательно, учитывать все факторы среды как средства воздействия на личность. Воспитательный процесс в сельской школе – это социальное воспитание, осуществляемое не только в школе, но и за ее рамками; не только школой, но и другими организациями и объединениями, а также социальными институтами, для которых воспитание не является основной функцией; - важнейшую преобразующую, корректирующую функцию воспитательного процесса в сельской школе выполняет социальная среда, характер человеческого и предметного окружения школы, влияющие как положительно, так и отрицательно на формируемую личность и ее отношение с окружающим материальным и духовным миром (Воспитание учащихся по месту жительства: Книга для учителя. Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Плоткина. – М., 1987. – 192с.); - одна из важнейших функций социального воспитания в сельской школе – координация, управление, корректировка организованных и стихийных влияний и воздействий на личность в микросреде (Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 1999); - принципиально важным среди факторов социального воспитания являются гуманизация и демократизация отношений учителя и учащихся сельской школы; важнейшим показателем при этом является социальная среда, событие детей и взрослых, единство школы и семьи; главное средство – сотрудничество, сотворчество, взаимодействие всех социальных сил и институтов; взаимодействие – стержневое понятие социального воспитания в сельской школе, внутренний источник данного процесса – активность и заинтересованность всех социальных институтов и сил сельского социума в реализации воспитания; - социальное воспитание в сельской школе приобретает особое значение и в силу того, что тесный контакт жителей села, близость сельчан друг к другу независимо от возраста, повседневное, прямое общение с природой и в этом имеется одна из объективных особенностей сельского воспитания (М.М. Плоткин. Социальное воспитание школьников. М. 2003. с.165). Характеризуя особенности социального воспитания сельской школы, многие исследователи независимо от области познания будь то социолог или педагог, исходят от различий города и деревни, городской и сельской жизни. Это, конечно, верно. Но не у всех этот «научный» подход выглядит убедительным. Хочется уже в ближайшем будущем возможности компьютеризации и высоких технологий, включая сюда, в первую очередь, возможности Интернета, использовать в воспитательном, более того в социовоспитательном процессе, а не только в учебном как сейчас. Проблемы организации и управления социального воспитания будут актуальны всегда. А состояние этой работы в сельской школе вдвойне, хотя бы потому, что сельские школы занимают 2/3 части в общем объеме общеобразовательных учреждений России, а в республике – 70%. Заканчивая рассмотрение данного вопроса, приведем обобщенную мысль, определяющую роль, задачи и значение сельской школы в контексте нового времени. «Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села; воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, разрушения межпоколенных связей; усилить на рынке труда конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельскохозяйственных профессий может только сельский учитель. Сельские учителя остаются практически единственными представителями интеллигенции, способной дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы» (В. Егоров, Н. Неустроев. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. – М., 2003. с. 64-65). В данном случае, хотя акцент делается на малокомплектные и кочевые школы, нам представляется, что тезис охватывает все сельские школы и их учителей. Итак, подытоживая выше изложенное можно сказать: - только углубленное изучение научных разработок, объективный анализ современных исследований сможет помочь правильно определить цели и задачи воспитательной работы сельской школы; - только правильно сформулированные особенности, объективно определенная специфика воспитательного процесса на селе смогут способствовать преодолению трудностей и разрешению проблемы, встречающиеся сельской школой в деле воспитания подрастающего поколения в современном сельском социуме; - и, наконец, только совместно с другими воспитательными институтами села можно добиться положительных результатов в воспитательном процессе. ^ 1.2. Критерии воспитательной работы в условиях сельского социумаРатуя за отведение в сельской школе центральной роли в воспитательной работе в условиях сельского социума, мы невольно касаемся таких категорий как социализация, сельская среда, а также формы, приемы, принципы воспитания, которые, в свою очередь, подчиняются целям задачам воспитательной работы. Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его социализация – главнейшее назначение воспитания. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норма, ценностей и форм поведения. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидуумом общественного опыта, всей человеческой культуры (Выготский Л.С. Психология подростка: Проблемы возраста. Собр. Соч. в 6 т. – Т.4. – М., 1984.). Синонимом слова “социализация” может быть “очеловечивание”. Социализация тождественная “окультированию” – присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Цель нашей работы рассмотреть сельскую микросреду, ибо в ней заложены определяющие методологические подходы к воспитанию, развитию и социальной защите личности сельского школьника. Сельская среда – это сложнейший комплекс, сочетающий различные факторы: социальные, национальные, имущественные, возрастные. Сельские жители и сегодня являются носителями исторической памяти, социального, трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия. В условиях села все еще играют существенную роль народные традиции – “воспитание всем миром”, взаимопомощь, забота общества о формировании у детей уважения к старшим, любви к родным местам, чувства дома, семейного очага, включения детей в различные виды трудовой деятельности, народного творчества, ритуальные праздники, связанные с важными событиями в жизни сельского жителя. Сельская среда, на фоне которой и во взаимодействие с которой живет и развивается сельский школьник, имеет свою специфику. Она выражается в особенностях сельского образа жизни, сезонности, цикличности сельскохозяйственного производства, условиях труда, быта, досуга, особенностях сельской культуры (о которых более подробно мы остановимся при рассмотрении следующего вопроса), характера и направленности производства, национальной и профессиональной структуре населения, нормах поведения и формах общения сельских жителей, их культурном и образовательном уровне, возможностях культурных и образовательных учреждений села. Принципы воспитания (принципы организации воспитательного процесса) – это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам организации воспитательного процесса. Требованиями, предьявляемыми к этим принципам являются: обязательность, комплексность, равнозначность. Вместе с тем принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитания. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: - общественная направленность воспитания; - связь воспитания с жизнью, трудом; - опора на положительное в воспитании; - единство воспитательных воздействий. В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения (Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. – М,, 1974. – 223с.). Общеизвестно, что первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественной. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5-7 до 25-40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество – возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппого воспитания – серьезное препятствие на пути его широкого распространения. В условиях повсеместного внедрения стандартов и нормативов есть реальное опасение снижения результатов воспитательного процесса. Но при правильном объединении усилий всех воспитательных институтов сельского социума этот негатив можно избежать. Это еще раз убеждает о повышении роли сельской школы в воспитательной работе в сельском социуме. Применительно к школьной практике методами, т.е. путями (способами) воспитания считаются способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма. Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять - одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания. Выделяется также понятие средств воспитания. если под приемом понимается единичное воздействие, то над средством - совокупность приемов. Средство - уже не прием, но еще не метод. Например, труд - средство воспитания, то показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы. Слово (в широком понимании) - средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение - приемы. Следовательно, иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижен6ия поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства присутствуют обязательно. Все эти вышеперечисленные критерии по своей теоретической сути от вида и типа школ не зависят. Однако при практическом применении учет особенностей социума обязателен. Например, в сельском социуме личность школьника выступает во взаимодействие со всей средой что ее окружает. В ней (в этой среде) можно выделить несколько сфер, различных по характеру своего влияния, имеющих различные воспитательные возможности. Это социально-педагогическая среда, окружающая школьника там, где они учатся и живут, природная среда, семейно-бытовая среда, среда детского коллектива, школьная среда, трудовая среда. Все компоненты социальной среды, окружающей личность школьника, в общем значении неравноценны, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в определенном направлении. При выборе оптимального пути воспитания в сельском социуме необходимо учесть нынешние социальные изменения, происходящие в жизни села. Значительное влияние на воспитание детей, как показали исследования, оказывает образ жизни части взрослого населения. Низкий уровень культуры, сквернословие, курение, употребление спиртных напитков, свойственные немалой части взрослых сельчан, находят почву для распространения и в подростковой среде. Отчужденность детей от родителей, отдаление друг от друга членов семьи, рост безразличия родителей к дальнейшей судьбе своих детей имеют место в сельской среде. В настоящее время внутренняя разобщенность в сельских социумах нарастает, социум становится все более замкнутым, изолированным. Примером, свидетельством, подтверждением тому являются отстраненной отношение сельского жителя к местной власти, обращение к ней в случаях крайней нужды; рост имущественного, социального разрыва между руководителями предприятий и их рядовыми работниками; безработица среди молодежи и женщин. В условиях современной социальной ситуации возможность влиять на нравственное оздоровление в социуме, миропонимания человека сохраняет школа. Сегодня трудно рассчитывать на ощутимый эффект прямого воздействия учителя на взгляды, поведение, социальную активность взрослого населения с помощью лекций, бесед, призывов, ибо по своей сути эти методы в "чистом виде" устарели. Для оздоровления сельского социума естественным путем нам представляется обращение к традиционному механизму воздействия сельского мира на семью, на личность, использование многовековых идей социальной защиты духовности человека, во имя благополучия всей общины, инициирование этих идей посредством целенаправленных социальных акций школы. Сельская школа, проводя эти мероприятия, должна учитывать, как те или иные условия сельской среды, те или иные изменения, происходящие в сельском социуме, влияют на личность ребенка (Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. - Минск, 2000). Для разработки темы работы фактическим материалом послужил опыт работы Абыйской средней (полной) общеобразовательной школы Абыйского улуса РС (Я), которая за основу своей деятельности приняла под руководством В.Г. Бочаровой и Б.П. Битинас. Имеются в виду идеи и концепция учебно-воспитательных комплексов (УВК). Многие исследования феномена УВК как социально-педагогического явления показали, что УВК, во-первых обеспечивает фундаментальность содержания образования; во-вторых - развитие личности, ее воспитание и социализация идут параллельно с процессом обучения, являясь важнейшим его приоритетом; в-третьих, осуществляется взаимодействие и преемственность в работе разных социальных институтов, воздействующих на личность ребенка; в-четвертых, расширяется образовательно-воспитательный потенциал окружающей ребенка социальной среды (М.М. Плоткин. Социальное воспитание школьников. М., 2003, с.126). В заключение рассматриваемого вопроса можно констатировать, что: - сельская школа выступает как социально-педагогическая система, которая: создается обществом; выполняет социальный заказ сельского социума; не может существовать вне деятельности субьктов социальной среды, ее институтов и в том числе детей, учителей социальных педагогов, руководителей разного уровня; не может быть полностью независимой от ситуаций среды; является фактором воспитания социализации подрастающего поколения в ряду с другими воспитательными институтами, в том числе с теми, для которых функция воспитания не является главной, влияет как на ближайшее окружение, так и на социум в целом.^ 1.3. Этнические аспекты социокультурного феномена В педагогической литературе констатировано, что по поводу принципа национального воспитан