Введение 2 ГЛАВА 1. 3 Определение стоимости строительства и расчеты за выполненные работы 3 1.1. Общие вопросы по ценообразованию в строительстве и порядку расчетов 3 за выполненные работы 3 1.2. Поправочные коэффициенты 63 к нормам и затратам в расценках и к сметной стоимости работ. 63 1.3. Вопросы о компенсациях к элементам прямых затрат. 72 1.4. Затраты, включаемые в 9 главу Сводного сметного расчета стоимости строительства 77 1.5. Затраты, определяемые по Проекту организации строительства 86 1.6. Вопросы по определению стоимости работ и расчетам с организациями с упрощенной системой бухгалтерской отчетности. 92^ ГЛАВА 2. 95 Разъяснения и ответы на вопросы по сметным нормам и расценкам 95 2.1. О применении сметных норм и расценок новой сметно-нормативной базы на строительные, ремонтно-строительные и специальные строительные работы. 95 2.2 Ответы на вопросы по определению стоимости 128 монтажа оборудования 128 2.3. О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли 137^ ГЛАВА 3. 149 О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОЗВРАТНЫХ СУММ 149 ГЛАВА 4. 157 О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНПТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ И РАСЧЕТОВ ПО НИМ 157^ ГЛАВА 5. 165 О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ 165 ГЛАВА 6. 173 О ПОРЯОКЕ ОПРЕПЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ КОНСТРУКЦИЙ И МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ 173^ ГЛАВА 7. 181 Разъяснения и ответы на вопросы по сметно-нормативной базе 1984 ГОДА. 181 ГЛАВА 8. 195 ВОПРОСЫ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕХОДА ОТ БАЗОВОЙ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ, СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ В ТЕКУЩИЙ УРОВЕНЬ МЕТОДОМ ИНДЕКСАЦИИ 195^ ГЛАВА 9 211 проектные работы 211 ГЛАВА 10. 213 Пусконаладочные работы 213 Введение Процесс рыночного обновления экономических отношений в строительстве за последние годы в значительной степени затронул и вопросы сметного ценообразования и нормирования в строительстве. С 1 сентября 2003 года введена новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве (ГЭСН-2001, ФЕР-2001 и т.д.). Переход на новые сметные нормы и цены 2001 года - объективная необходимость, обусловленная произошедшими изменениями в технологиях строительного производства, широким применением новых материалов, изделий и конструкций. Вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве нуждаются в профессиональной методической поддержке и информационном сопровождении. Многие пользователи на местах, а также разработчики сметных нормативов испытывают потребность в квалифицированной помощи и методической поддержке со стороны опытных и авторитетных специалистов сметного дела, участвующих в разработке Государственных сметных нормативов. При этом вопросы практического применения сметных нормативов при составлении смет и расчетов за выполненные работы - являются наиболее актуальными для пользователей. Предлагаемое издание включает в себя наиболее интересные вопросы из практики сметного дела последних лет. Авторский коллектив старался продолжить традиции Сборников консультаций, которые в свое время выпускались Госстроем СССР и оказывали практическую помощь сметчикам. Издание построено по принципу вопросов-ответов. Консультации разгруппированы по темам: применение расценок, начисления в сметах, расчеты в строительстве и т.д. В Сборнике представлены консультации как по новой базе 2001 года, так и по сметно-нормативной базе 1984 года. При составлении Сборника приоритетное значение уделялось вопросам, вызывающим наибольшие споры между Заказчиками и подрядчиками, в том числе и при взаимоотношениях с проверяющими и контролирующими органами, управлениями вневедомственной экспертизы. Вопросы основаны на реальных обращениях организаций и сметных работников в адрес региональных центров по ценообразованию в строительстве и разработчиков сметных норм и расценок. Сборник предназначен для широкого круга инженерно-технических специалистов и экономистов строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций, связанных с разработкой, согласованием, утверждением и экспертизой сметной документации. В подготовке Сборника принимали участие ведущие специалисты Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, Санкт-Петербургского Регионального центра по ценообразованию в строительстве и ряда других организаций.^ ГЛАВА 1. Определение стоимости строительства и расчеты за выполненные работы 1.1. Общие вопросы по ценообразованию в строительстве и порядку расчетов за выполненные работы Вопрос 1.1.01.Обязательно ли составление сметы для осуществления строительных работ? Ответ. В соответствии со ст. 743 (Техническая документация и смета), ст. 746 (Оплата работ), ст. 709 (Цена работы) Гражданского кодекса Российской Федерации, смета является обязательной частью договора при строительном подряде. С другой стороны, сама форма сметы Кодексом жестко не регламентируется, а указывается только назначение сметы - определение стоимости работы. То есть смета - это документ, определяющий содержание (состав), объемы и стоимость работ. Таким образом, при строительном подряде обязательно наличие документа, который в соответствии с Гражданским кодексом РФ может рассматриваться как смета.Вопрос 1.1.02.Всегда ли Заказчик вправе требовать подтверждение сметой договорной цены на проведение работ, если, например, договорная цена 140 тысяч рублей, а сметой этот состав работ оценивается в 120 тысяч рублей. Как быть в этом случае? Ответ. В соответствии со статьей 743 Гражданского кодекса (Часть II) Подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Поэтому составление сметы обязательно, иначе могут возникнуть затруднения при взаиморасчетах и при расчетах с бюджетом. При установлении договорной цены к стоимости работ, определенной по смете, могут быть применены как повышающие, так и понижающие коэффициенты, в зависимости от условий тендера, реальных условий выполнения работ на объекте, снижения сроков строительства и других факторов.Вопрос 1.1.03.Как Вы считаете, есть ли смысл подрядчику приобретать материалы для строительства, если накладные расходы и сметная прибыль исчисляются от ФОТ?Ответ. В соответствии со статьей 745 «Обеспечение строительства материалами и оборудованием» Гражданского кодекса РФ обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет Подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет Заказчик. Поэтому, если Заказчик не берет на себя обеспечение строительства материалами и оборудованием, подрядная организация, считая подряд с данным Заказчиком для себя нужным, будет обязана поставлять необходимые материалы и изделия для строительства. Что же касается смысла приобретения материалов для строительства, то строительная подрядная организация, особенно при твердой договорной цене на строитёльную продукцию, пользуясь своими долговременными взаимоотношениями с поставщиками, может приобретать материалы по более низким ценам, чем средние цены, сложившиеся в регионе на данные материалы. Кроме того, подрядная организация получает заготовительно-складские расходы в размере 2 % от стоимости материалов, примененных для выполнения строительно-монтажных работ.Вопрос 1.1.04.Где и в каком порядке учитываются накладные расходы подсобных, вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств, находящихся на балансе строительно-монтажных организаций? Ответ. Накладные расходы подсобных, вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств учитываются отдельно от накладных расходов основного производства (строительства) и относятся на себестоимость продукции и услуг этих производств и хозяйств.Вопрос 1.1.05.Может ли быть включена в сметную стоимость строительства (и в инвентарную стоимость построенного здания) сумма арендной платы за земельный участок (по договору с Комитетом по управлению государственным имуществом). Какая сумма включается в Сводный сметный расчет - за период строительства, либо за весь период аренды (договор аренды заключен сроком на 49 лет, а строительство ведется в первые два года аренды)? Ответ. В соответствие с Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99) и СП 81-01-94 Свод правил по определению стоимости строительства (Минстрой России от 29.12.94г. № ВБ-12-276) в главу 1 Сводного сметного расчета стоимости строительства зданий и сооружений «Подготовка территории строительства» (а, следовательно, и в инвентарную стоимость построенного здания или сооружения) должны быть включены затраты по уплате арендной платы за отведенный земельный участок. Указанные средства включаются в графы 7 и 8 Сводного сметного расчета. Эти затраты определяются исходя из ставки арендной платы и срока строительства, установленного Проектом организации строительства (ПОС). Оплата аренды земельного участка после ввода в эксплуатацию здания или сооружения производится за счет основной деятельности.Вопрос 1.1.06.Надо ли учитывать (если да, то как) расходы, понесенные Заказчиком-застройщиком до начала строительства, до выбора Подрядчика (например: консультации, исследования, организационные расходы)?Ответ. Затраты Заказчика-застройщика, понесенные до начала строительства и во время него учитываются в соответствующих главах Сводного сметного расчета стоимости строительства (ССР). Распределение по главам ССР конкретных затрат производится в соответствии со «Сводом правил по определению стоимости строительства» (СП 81-01-94) и «Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» (МДС 81-1.99), введенными в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 года №31. В частности, затраты Заказчика-застройщика по выбору Подрядчика, в том числе на основе подрядных торгов, осуществляются за счет специальных средств и включаются на основании отдельных расчетов в гл. 9 ССР (Прочие работы и затраты) по статье «Затраты на организацию и проведение подрядных торгов». Консультации и исследования осуществляются за счет средств, указанных в главе 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» и главе 9 «Оплата услуг Региональных центров по ценообразованию в строительстве» ССР.Вопрос 1.1.07.Проектно-сметной документацией предусмотрено устройство шпунтового ограждения траншей и котлованов из металлического шпунта с двукратной оборачиваемостью его и с расходом шпунтовой стали 0,65 тонн на 1 тонну погруженных шпунтовых свай, что и было включено в стоимость выполненных работ и оформлено справкой ф.№3. Базисная стоимость определялась по сметным нормам и ценам 1984 г.При извлечении шпунта подрядчиком, осуществляющим разборку шпунтового ограждения после 2-го оборота, Заказчик требует передать ему без оплаты шпунтовую сталь, полученную при разборке крепления или уменьшить стоимость выполненных работ на стоимость полученных от разборки шпунтовых свай, исчисленную по ценам, действующим на дату извлечения.^ Просим дать разъяснения по данному вопросу.Ответ. В целях экономного расходования металлопроката в строительстве, сметными нормами 1984г. и единичными расценками на свайные работы (пункт 1.12 Технической части Сборника 5 ЕРЕР-84) установлены сметные нормы расхода стального шпунта в одном обороте на одну точку погруженного шпунта в зависимости от предельного числа его оборотов, которое устанавливается проектом, исходя из глубины забивки, сложности инженерно-геологических условий, параметров шпунта и других факторов. Если по условиям организации и производства работ на одном объекте не достигается предельно возможное количество оборотов, то этот шпунт подлежит использованию до предельного числа оборотов по прямому назначению в аналогичных условиях на других объектах. Установленные сметные нормы расхода шпунта учитывают износ, потери и затраты на восстановление после извлечения шпунта в зависимости от предельного числа оборотов, но независимо от объекта, где он применяется (на одном объекте или на нескольких). То есть, в данном случае, шпунт рассматривается в качестве инвентарного средства и в сметной документации возврат шпунта в связи с этим не указывается, а накладные расходы и плановые накопления начисляются не на весь погруженный шпунт, а только на расходуемую часть шпунта, учитываемую в сметной стоимости этих работ. Исходя из вышеуказанного, если металлический шпунт был приобретен подрядной организацией (а не Заказчиком), то весь извлекаемый шпунт должен оставаться у Подрядчика и требование Заказчика о передаче ему извлеченного шпунта или уменьшении стоимости работ на стоимость извлеченного шпунта неправомерно.Вопрос 1.1.08.Просим дать разъяснение о правомерности включения в сводный сметный расчет стоимости контрольно-исполнительной съемки переустраиваемых коммуникаций.Ответ. В соответствии с требованиями СНиП «Геодезические работы в строительстве» подрядная организация, выполняющая работы, обязана выполнить исполнительную геодезическую съемку. Контрольная геодезическая съемка выполняется по поручению Заказчика проектной или другой специализированной организацией, и затраты на эти цели могут быть включены в сметную документацию.Вопрос 1.1.09. Возможно ли отступление от нормативов накладных расходов, установленных Госстроем России, при подсчете величины накладных расходов в текущем уровне цен (уменьшение или увеличение их по согласованию с Подрядчиком)?Ответ. Так же, как и в случае со сметной прибылью, нормативы накладных расходов являются среднеотраслевым и носят рекомендательный характер для объектов, финансируемых за счет внебюджетных средств. Заказчик и Подрядчик вправе согласовать любой взаимоприемлемый размер накладных расходов и закрепить его в договоре подряда. В этом случае согласованный норматив накладных расходов становится индивидуальным (фирменным).Вопрос 1.1.10.Просим разъяснить порядок расчетов за выполненные работы, если стоимость определяется в смешанных иенах. Можно ли начислять плановые накопления (сметную прибыль), временные здания и сооружения, зимнее удорожание на стоимость материалов в текущих ценах?^ Как учитывать в сметах транспортные расходы по доставке материалов, учтенных по текущим ценам?Ответ. Стоимость работ можно определять в смешанных ценах, принимая часть материалов, примененных при производстве работ по сметным ценам 1984 года с их последующей индексацией, а часть материалов по текущим ценам, при этом, если в единичных расценках 1984 года были предусмотрены эти (или подобные) материалы, то их стоимость следует исключить из расценок. Плановые накопления (сметная прибыль) в согласованном с Заказчиком размере начисляется на полную сметную себестоимость, включающую в себя стоимость материалов, определенных методом индексации, так и стоимость материалов, принятых в смете (актах выполненных работ) по текущим ценам, заработную плату, стоимость эксплуатации машин и накладные расходы. Если в соответствии с условиями определения стоимости работ, предусмотренными в договоре подряда, в стоимости работ учитываются затраты на временные здания и сооружения и на зимние удорожания, то после добавления плановых накоплений к полной сметной себестоимости начисляются затраты на временные здания и сооружения и зимние удорожания. Транспортные расходы по доставке материалов, учтенных в смете (акте выполненных работ) по текущим оптовым ценам, можно определить либо по фактическим транспортным затратам, либо путем индексации разницы между сметной ценой 1984 года аналогичного материала (за минусом заготовительно-складских расходов) и его оптовой ценой 1984 года. Таким же методом индексации молено определять текущую стоимость транспортных расходов от сметных цен базы 2000 года. К полученной разнице следует применять текущий индекс на транспорт материалов, публикуемый в журнале «Стройинформ1». Определенные таким методом транспортные затраты учитываются в сметной себестоимости выполненных работ с последующим начислением сметной прибыли и лимитированных затрат. Стоимость материальных ресурсов, определенная методом индексации, учитывает транспортные расходы до объекта строительства, так как сметные цены 1984 и 2000 года на материалы, изделия и конструкции являются ценами франко-стройплощадка. В настоящее время сметная прибыль в сметной документации объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств, определяется от фонда оплаты труда. 1 Ежемесячный журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» («Стройинформ») - официальное издание Санкт-Петербургского Регионального центра по ценообразованию в строительстве совместно с Координационным центром по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве (г. Москва). Издается с 1994 года. Главный редактор - П.В. Горячкин. Свидетельство Минпечати ПИ №77-16467, Формат А4,140-164 страницы За полугодие выходит 9 номеров (6 ежемесячных и 3 спец. выпуска) Подписной индекс в каталоге Роспечати - 41075 Подписной индекс в Объединенном каталоге АПР - 83571 Журнал посвящен актуальным вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве, экономики и управления, бухгалтерского учета в строительстве. На страницах журнала печатаются следующие материалы: оперативная информация . из Госстроя России и органов управления в части ценообразования и экономики, методические материалы и практические рекомендации по сметному делу, бухгалтерскому учету и управлению в строительстве, ответы на вопросы по ценообразованию и договорной практике, информация о вводимых нормах и расценках с применением новых материалов и технологий. В условиях перехода строительного комплекса России на новую сметно-нормативную базу журнал призван обеспечить ее методическое и информационное сопровождение. Один из разделов издания включает индексы цен в строительстве по регионам Российской Федерации. Отличительной особенностью издания является ежемесячная публикация вновь разработанных сметных норм и расценок на новые виды работ, материалы, технологии и оборудование в строительстве. Указанные нормы и расценки призваны пополнять новую сметно-нормативную базу. В редакционную коллегию бюллетеня входят видные специалисты сметного дела, разработчики ГЭСН-2001. Транспортные затраты могут определяться на основании сметных цен на перевозку грузов для строительства, публикуемых в журнале ССЦ «Стройцена»2.Вопрос 1.1.11. (Республика Бурятия)ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия», выполняющая функции Заказчика на строительстве жилого дома, заключило договор подряда с твердой договорной ценой, рассчитанной по утвержденной проектно-сметной документации.В процессе строительства объекта после передачи проектно-сметной документации подрядной организации, ими было внесено предложение об изменении проектных решений: уменьшение толщины кирпичных стен надземной части здания в связи с заменой утеплителя, замена сборного железобетонного перекрытия на монолитное, сборных железобетонных конструкций стен подземной части па монолитный железобетон, с уменьшением толщины стен и армирования конструкций каркаса, удешевляющих стоимость строительства.2 Ежемесячный общероссийский журнал «Сметные цены в строительстве» (ССЦ «Стройцена») Свидетельство Минпечати ПИ №77-16575 Свидетельство Минпечати Эл №77-8445 (электронное издание) Формат А4, 500-550 страниц За полугодие выходит 6 номеров и 6 электронных версий на CD Подписной индекс в каталоге Роспечати -41076 Подписной индекс в Объединенном каталоге АПР - 83481 Журнал включает в себя информацию о средних текущих и базисных сметных ценах в Российской Федерации на ресурсы, потребляемые в строительстве - строительные материалы, изделия и конструкции, оборудование, эксплуатация строительных машин и механизмов, перевозки грузов в строительстве, тарифные сетки оплаты труда, энергетические ресурсы. К показателям журнала приводятся территориальные поправочные коэффициенты, Средние сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ и применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке единичных и укрупненных расценок на конструкции и виды работ. Сметные цены разработаны в текущем и базисном (на 1 января 2000 г) уровнях цен. Представление информации в сборнике максимально адаптировано к требованиям сметного ценообразования и нормирования. Каждый ресурс имеет: код в кодификации новой сметно-нормативной базы, полное наименование, отнесение к классу груза, оптовую (отпускную) цену, сметную цену с учетом транспортных затрат франко-приобъектный склад стройки. Гигантская номенклатура ресурсов позволяет рассчитывать ресурсные сметы в текущем уровне цен и на любой месяц. Сборник издается в печатном и электронном виде на CD диске с поисковой системой. Электронная версия сборника допускает прямое использование в программах «Сметный калькулятор», «БАРС+», «АО», «АРОС», «CметaWIZARD», «ABC», «WINмета» и др. ^ Подрядная организация, имеющая лицензию на проектирование, согласно договору своими силами и за свой счет вносит изменения в проектные решения.Каким образом должны быть оформлены акты выполненных работ (форма КС-2):по утвержденной проектной смете;по смете, с учетом изменений проектных решений?Каким документом должен быть оформлен экономический эффект от внедрения мероприятия, удешевляющего стоимость строительства для расчета с подрядной организацией по твердой договорной цене?^ Требуется ли в данной ситуации согласование с проектной организацией -автором проекта? Ответ. Все изменения проектных решений должны быть приняты Заказчиком. В целях реального отражения расхода материальных и других ресурсов, акты выполненных работ (форма КС-2) должны оформляться по сметной документации, составленной с учетом измененных проектных решений. Экономический эффект от внедрения мероприятия, удешевляющего стоимость строительства, следует определить расчетом и оформить протоколом согласования получаемой экономии. Расчеты по экономическому эффекту при твердой договорной цене на строительство объекта можно производить по взаимной договоренности, пропорционально объемам выполняемых работ по измененным проектным решениям. По нашему мнению, изменение проектных решений следует согласовать с проектной организацией - автором проекта.Вопрос 1.1.12.Организации одновременно выполняет функции Подрядчика, Заказчика и проектной организации. При этом Подрядчик имеет свой субсчет.Возможно ли начисление затрат «на содержание дирекции строящегося предприятия и технического надзора» в Сводном сметном расчете стоимости строительства трубопроводов при бюджетном финансировании, и чему, в данном случае, равен норматив затрат Заказчика-застройщика? Ответ. Организация, выполняя при осуществлении строительства функции Заказчика, проектной организации и Подрядчика, несет расходы, связанные с производством работ, с проектированием объекта, с проведением технического надзора и выполнением других функций Заказчика. Поэтому в сводном сметном расчете стоимости строительства объекта (трубопроводов), независимо от источника финансирования, должны быть предусмотрены затраты на содержание дирекции строящегося предприятия и технического надзора. Указанные затраты следует определять по расчету. В соответствии с рекомендациями Методического пособия по расчету затрат на службу Заказчика-застройщика Минстроя России от 07.04.94 года № ВБ-12-64 при строительстве, осуществляемом за счет средств федерального бюджета, расчеты на содержание Заказчика-застройщика подлежат согласованию с Госстроем России. В настоящее время нормативы затрат на содержание Заказчика-застройщика установлены постановлением Госстроя России от 13.02.2003 года № 17 в следующих размерах:Приложение № 2к постановлению Госстроя РФот 13 февраля 2003 г. №17^ НОРМАТИВЫ ЗАТРАТна содержание службы Заказчика-застройщика, технического надзора,управлений (отделов) капитального строительства, дирекцийпо реализации целевых программ и строящихся предприятий,осуществляющих строительство с использованием средствфедерального бюджета на 2003-2004 гг. Годовой объем капитальных вложений в Уровне цен, учтенном в сметно-нормативной базе 2001 г. (по состоянию на 01.01.2000) Территориальное размещение объектов строительства Норматив затрат на содержание службы Заказчика-застройщика {в процентах, до) 1. До 50 млн.руб. (без образования службы Заказчика-застройщика) Один населенный пункт 1,1 2. До 50 млн.руб. (при действующей или организуемой службе Заказчика-застройщика) Один населенный пункт 1,4 3. Более одного населенного пункта в одном регионе 1,5 4. -"- То же, в нескольких регионах 1,7 5. То же, свыше 50 млн.руб. до 100 млн.руб. (включительно) Один населенный пункт 1,3 6. Более одного населенного пункта в одном регионе 1,4 7. -"- То же, в нескольких регионах 1,5 8. То же, свыше 100 млн.руб. до 150 млн.руб. (включительно) Один населенный пункт 1,2 9. Более одного населенного пункта в одном регионе 1,3 * регион: - республика, кран, область, город, имеющие статус субъекта Российской Федерации. Годовой объем капитальных вложений в уровне цен, учтенном в сметно- нормативной базе 2001 г. (по состоянию на 01.01.2000) Территориальное размещение объектов строительства Норматив затрат на содержание службы Заказчика-застройщика (в процентах, до) 10. -"- То же, в нескольких регионах 1,4 11. То же, свыше 150 млн.руб. Один населенный пункт 1,1 12. -"- Более одного населенного пункта в одном регионе 1,2 13. То же, в нескольких регионах 1,3““ При строительстве, осуществляемом за счет местного бюджета, затраты н; содержание Заказчика-застройщика устанавливаются местными органами исполнительной власти. Так, например, распоряжением губернатора Санкт-Петербурга oi 05.02.2003 года № 223-ра утверждены следующие нормативы затрат на содержание службы Заказчика и выполнение функций технического надзора по строительству объектов за счет городского бюджета; №/№ п/п Годовой объем финансирования из средств бюджета Санкт-Петербурга (в ценах 2003 года), млн. рублей Предельный норматив затрат на содержание службы Заказчика, % ^ I. Строительство 1 До 5 (включительно) 1,8 2 До 50 (включительно) 1,6 3 До 100 (включительно) 1,5 4 Свыше 100 1,4 ^ IІ. Капитальный ремонт 1 До 0,5 (включительно) 2,2 2 До 1,0 (включительно) 2,0 3 До 10 (включительно) 1,8 4 До 50 (включительно) 1,6 5 До 100 (включительно) 1,5 6 Свыше 100 1,4 ^ III. Реставрация памятников истории и культуры 1 Независимо от объема финансирования 2,3 Учитывая, что при осуществлении одной организацией функций Заказчика, Проектировщика и Подрядчика снижается уровень затрат у Заказчика, то при использовании приведенных выше нормативов следует применить понижающие коэффициенты, определенные по расчету ” ”К нормативу затрат на функционирование дирекции, реализующей несколько государственных инвестиционных программ и объединяющей несколько самостоятельных служб Заказчиков-застройщиков, применяется поправочный коэффициент в размере до 1,6. Вопрос 1.1.13. Существует ли новое положение для заключения субподрядных договоров, в котором установлены проценты отчисления за услуги Генподрядчика или это оговаривается теперь только договором? Ответ. Положение о взаимоотношениях организаций - Генеральных подрядчиков с Субподрядными организациями в настоящее время не действует, и все вопросы взаимоотношений, в том числе размер отчислений за услуги Генерального Подрядчика, обуславливаются договором подряда. Размер отчислений Генподрядчику устанавливается сторонами в договоре в зависимости от видов и объема услуг, оказываемых Генподрядчиком (административно-хозяйственные расходы, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняемых Субподрядчиком, приемкой от Субподрядчика и сдачей Заказчику работ, выполненных Субподрядчиком, разрешением вопросов материально-технического снабжения, затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраны, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечению Субподрядчика нетитульными временными зданиями и сооружениями, благоустройству строительной площадки, предоставление помещений для Субподрядчика, плата за пользование частично в течение рабочего дня подъемными механизмами Генподрядчика, затраты по вводу объекта в эксплуатацию и другие затраты).Вопрос 1.1.14.Прав ли Заказчик, определяя сумму возврата стоимости материалов своей поставки с учетом накладных расходов и сметной прибыли, считая, что Подрядчик не должен учитывать стоимость этих материалов при определении накладных расходов и сметной прибыли? Ответ. В данной ситуации Заказчик неправ. При разработке норм накладных расходов и сметной прибыли учитывалась стоимость всех материалов в составе прямых затрат, следовательно, если стоимость материалов Заказчика будет исключена из базы для их исчисления, то это приведет к необоснованному искажению размеров накладных расходов и сметной прибыли, а сами нормативы перестанут работать. Стоимость материалов, вне зависимости от того, кто их приобретал - Заказчик или Подрядчик, - является неотъемлемой частью себестоимости строительных работ. При исчислении накладных расходов и сметной прибыли от фонда оплаты труда этот вопрос отпадает.Примечание редакции. Данное разъяснение было дано, когда накладные расходы и сметная прибыль исчислялись (или исчисляются, в соответствии с договором) от прямых затрат, а сметная прибыль от сметной себестоимости. Вопрос 1.1.15.Возможно ли включение в договорную цену затрат на развитие собственной базы подрядной организации и затрат в связи с использованием импортной строительной техники? Ответ. Включение в договорную цену затрат на развитие собственной базы подрядной организации в рыночных условиях потеряло смысл и при бюджетном финансировании является переплатой. Включение в договорную цену затрат в связи с использованием импортное строительной техники оправдано, разрешение Госстроя СССР (письмо от 14.10.86г № ЛЗ-377-21) имеет силу и в настоящее время при условии, что проектом предусмотрено применение такой техники. ЦНИИЭУС Госстроя СССР разработал «Рекомендации по расчету коэффициентов к сметной стоимости работ, учитывающих применение импортных строительных машин», которые публикуются ниже. См. приложение к вопросу 5.10.Вопрос 1.1.16.Просим разъяснить, относятся ли к ремонтно-реставрационным работам работы по перепланировке и косметическому ремонту помещений обслуживающего назначения (буфеты, гардеробы и т.п.) в здании памятника истории и культуры федерального значения? Какие нормативы накладных расходов начисляются на эти работы, следует ли начислять на них НДС и какая необходима лицензия? Ответ. Такие помещения, как правило, не находятся под охраной Государства и в них разрешается проведение обычных ремонтных работ с перепланировкой, выполнение косметического ремонта. В этом случае норматив накладных расходов составляет - 95 %. НДС начисляется на всю сметную стоимость.Вопрос 1.1.17.Какой документ отменяет повышающий коэффициент на реконструкцию, равный 1,2 (Постановление Госстроя СССР от 10.04.86г.)?Ответ. Указанный коэффициент отменен письмом Управления по совершенствованию ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России №12-192 от 07.06.96г. В нем рекомендовано дополнительные затраты подрядной организации, связанные с усложняющими условиями производства работ в ходе технического перевооружения и реконструкции зданий, возмещать в соответствии с п. 3.1.1.9 «Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений» (письмо Госстроя России от 29.12.93. №12-349) путем применения соответствующих коэффициентов, предусмотренных в Общих положениях по применению соответствующих сметных норм и расценок.Вопрос 1.1.18. Просим дать разъяснения по следующим вопросам.1. Генподрядчик при взаимоотношениях с Субподрядчиком требует оплаты следующих затрат:содержание дирекции;авторский надзор; проектные работы.Мы заключили договор по локальным сметам и в «прочих затратах» эти затраты не числятся. Считаем, что Генподрядчик неправ.2. Должен ли Генподрядчик возмещать затраты Субподрядчику за услуги Городской Административно-технической инспекции (ГАТИ)?Ответ.1. В соответствии с СП 81-01-94 «Свод Правил по определению стоимости строительства» (Минстрой России от 29.12.94 №ВБ-12-276) прочие затраты, включаемые в сметы на строительство и относящиеся к строительству в целом,учитываются в отдельных главах Сводного сметного расчета в графе 7 в виде лимитов средств, расходуемых Заказчиком для возмещения (компенсации) соответствующих затрат. В частности: — содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения) относятся к деятельности Заказчика и отражаются в гл. 10 ССР (гр. 7 и 8); — стоимость проектных и изыскательских работ, авторского надзора включаются в гл. 12 ССР «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» (гр. 7 и 8). Указанные затраты относятся к строительству в целом и деятельности Заказчика. Требования Генподрядчика к Субподрядчику о возмещении приведенных затрат неправомерны. В локальных и объектных сметах отражаются только прочие затраты, относящиеся к отдельным объектам и работам.2. Стоимость услуг, оказываемых Городской административно-технической инспекцией (ГАТИ) по выдаче заключений и разрешений на производство работ, когда при комплексном строительстве (ремонте) разрешения выдаются на каждый вид работ отдельно, может быть предъявлена Генподрядчику для возмещения только в части выполняемых Субподрядчиком работ.Вопрос 1.1.19.Заказчик снимает 5 % при каждом расчете за выполненные работы, хотя договор заключен в апреле, а работы ведутся в настоящее время. Прав ли Заказчик? Ответ. Такой подход к расчетам за выполненные рабо