МПС ГУКиУЗ Пензенский техникум железнодорожного транспорта. РЕФЕРАТ по физической культуре на тему: “ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА.” Принял преподаватель: Воронин В.В. Выполнил учащийся группы: Будневский В.В. 1. Значение и задачи профессионально-прикладной подготовки системе физического воспитания.
Наряду с общей прикладной направленностью системы физического воспитания в ней в ней обеспечивается специальной профилирование занятий применительно к конкретным видам профессиональной. Профилирование получает наиболее полное выражение в профессионально-прикладной физической подготовки, основным содержанием которой является воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии, вооружение профессионально важными двигательными умениями и навыками.
Профессиональное профилирование процесса физического воспитания имеет существенное практическое значение для общества, поскольку является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров, сокращения сроков освоения профессиональных умений и навыков, повышения надежности функций работников производства в условиях управления современной сложной техникой, роста производства производительности труда и т.д. Профессионально-физическая подготовка введена в нашей стране в качестве обязательного раздела
в государственные программы для профессионально-технических училищ, средних и высших специальных заведений. Профессионально-прикладная физическая подготовка имеет непосредственной целью содействовать повышению эффективности профессионального обучения достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций. Профессионально-необходимые качества, навыки и умения, как известно, преображаются, совершенствуются, прежде всего, в процессе обучения избранной специальности, а также в процессе самого
труда. Однако обладание рабочими операциями происходит гораздо быстрее, если сочетаешь процесс профессионального обучения со специальной физической подготовкой. Недостаточно развитые физические способности нередко тормозят овладение профессиональным мастерством. Ряд же видов профессиональной деятельности вообще недоступны без предварительной физической подготовки. Направленная физическая подготовка повышает качество профессионального обучения и одновременно дает значительный экономический эффект, поскольку сокращаются учебное время
и материальные затраты на подготовку кадров. Направленное применение специализированных физических упражнений способствует решения ряда задач непосредственно прикладной подготовки к труду и оборонной деятельности: содействует развитию профессионально важных физических и психических качеств, приобретению прикладных умений и навыков, позволяет повысить устойчивость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, охлаждению тела, пониженному атмосферному давлению и др.).
Однако специальная профессионально-прикладная физическая подготовка при всей ее значительности не может заменить общую физическую подготовку, которая составляет фундаментальную основу системы физического воспитания людей, в том числе и основу профессионально-прикладной физической подготовки. Важнейшим фактором обеспечивания всесторонней физической подготовленности к производственному труду является широкая общая физическая подготовка, программно-нормативный стержень которой в системе физического
воспитания составляет, как известно, комплекс ГКО. Специальные задачи профессионально прикладной физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить: 1)развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной профессиональной деятельности (т.е. способностей, входящих в структуру профессиональных качеств.) 2)формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые находят применение в избранной профессии либо способствуют ее
освоению; 3)повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности. 4)Развитие средствами физической подготовки волевых и других психических качеств, требующихся в избранной профессии. Эти задачи решаются в единстве с общевоспитательными и профессионально-образовательными задачами. Все они конкретизируются с учетом особенностей профессий. 2.Средства и основы методики. В общем комплексе средств прикладной физической подготовки используются
как общеподготовительные, так и специально-подготовительные упражнения.Состав этих средств специализируется в зависимости от особенностей профессии. Состав общеподготовительных упражнений может быть довольно широк. Основной критерий их выбора-возможность эффективно содействовать повышению уровня общей работоспособности организма, увеличению его потенциалов и устойчивости по отношению к факторам, нарушающим здоровья, и
тем самым создавать широкие предпосылки успешной профессиональной деятельности. Для этого могут быть использованы многие из уже рассмотренных средств физического воспитания, особенно упражнения, направленные на развитие общей и др. видов выносливости, координационных способностей и всестороннее укрепление опорно-двигательного аппарата. Специально-подготовительные упражнения в профессионально-прикладной физической подготовки, как и в
других специализированных видах физического воспитания, включают элементы двигательного состава избранной деятельности (когда это возможно и целесообразно; например, прикладные упражнения операционных работников милиции) либо моделируются по аналогии с избранной деятельностью, так, чтобы воспроизвести характерные для нее требования к физическим и психическим способностям человека (например, специально-подготовительные упражнения на тренажерах для). В тех случаях, когда создать таким путем достаточно эффективные средства
не представляются возможным, подбираются упражнения по принципу значительного переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на профессиональную деятельность. В целом комплекс средств профессионально-прикладной физической подготовки должен быть достаточным для реализации всей совокупности ее задач. Для воспитания профессионально важных физических способностей широко применяют в зависимости от особенностей профессии упражнения, направленно воздействующие на отдельные
физические качества, из распространенных видов спорта, основной и вспомогательной гимнастики и специальные средства. К последним относятся, в частности, профессионально-прикладные виды спорта (спортивное пожарно-прикладное многоборье, самбо для оперативных работников и др.), а также упражнения на специальных тренажерах и др. снарядах. Например, для направленного воздействия на вестибуляторские функции и воспитания способности поддерживать равновесие усложненных условиях применяют упражнения на повышенной опоре, малоустойчивой
платформе, батуте и пр.; для воспитания выносливости и совершенствования прикладных навыков тренируются в преодолении специализированных полос препятствий. Применяя подготовительные упражнения в указанных целях, стремятся обеспечить перенос тренированности, прежде всего в отношении тех функциональных возможностей, недостаточная степень развития которых ликвидирует овладение избранной профессией. Например, для легко водолазов первостепенное значение имеет устойчивость
к гибкости. Учитывая это, в их подготовке используются упражнения циклического характера – “ на выносливость”, поскольку известно, что они эффективно повышают аэробные и оснаэробные возможности организма. Для формирования и совершенствования двигательных навыков при подготовке к ряду профессий довольно широко применяются так называемые естественные движения (ходьба, прыжки, метания, плавание, и т.д.) Это обусловлено тем, что в некоторых видах трудовой деятельности (работа геолога, монтажника, моряка
и др.) совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение. При воспитании волевых, сенсомоторных и связанных сними качеств (быстроты восприятия и реакции на чувственную информацию, точность оценки пространственных и временных параметров, эмоциональной устойчивости и т.д.) необходимых в избранной профессии, могут быть полезны многие из спортивных и профессионально-прикладных упражнений. Особую ценность, как и в других разделах профессиональной подготовки, представляют средства
позволяющие предъявлять повышенные требования к профессионально важным качествам. В одних случаях это спортивные игры типа настольного тенниса, волейбола, баскетбола (когда необходимо усовершенствовать способность ориентироваться во внезапно меняющихся ситуациях и целесообразно реагировать на них.), в других гимнастические и акробатические упражнения на уменьшенной или повышенной опоре и иные упражнения, связанные с риском. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям
внешней среды (перегреванию, охлаждению, вибрации, недостатка кислорода и др.) достигается с помощью упражнений, которые не только совершенствуют отдельные двигательные способности, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Высокоинтенсивные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, улучшая определенные двигательные качества, одновременно повышают устойчивость организма к недостатку кислорода. Последнее объясняется тем, что при выполнении этих упражнений образуется кислородный долг,
т.е. создаются условия, аналогичные искусственной гипоксемии. Тренировка значительно увеличивает гипоксемическую устойчивость организма. Подобный эффект дает и пребывание в годах. Вот некоторые группы средств, применяемых для устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды: к кислородному голоданию скоростные серийные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, ныряние, специальные упражнения с задержкой дыхания,
альпинизм, горный туризм, тренировка в барокамере; к перегреванию упражнения, сопровождающиеся значительным теплообразованием (продолжительный бег в жаркую погоду, интенсивные спортивные игры и т.п.); к укачиванию упражнения, характеризующихся быстрой сменой положений головы и всего тела в пространстве: повороты, наклоны и вращения головой, выполняемые в высоком темпе (не менее 2 движений в 1 секунду), на месте, в сочетании с ходьбой, бегом, наклонами и вращениями туловища; упражнения на гимнастических кольцах,
перекладине, брусьях и специальных тренировочных снарядах (подкидной сетке, вращающихся качелях, гимнастическом колесе), акробатические кувырки, повороты, сальто, прыжки в воду; к перегрузкам упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, стойка на голове и кистях (до 20 сек. и более), быстрые вращения на гимнастическом колесе, центрифуге. В некоторых видах профессионнально-прикладной физической подготовки помимо основных средств физических упражнений необходимо широко использовать природные факторы (воздействия воды, воздуха,
солнечных лучей) для повышения устойчивости организма к охлаждению и перегреванию. Занятие по физической подготовке проводимые в условиях высокой (+25 и выше) и низкой (-15;-20) внешней температуре, при правильной организации являются эффективным средством повышения устойчивости организма к перегреванию и охлаждению. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями дает наибольший закачивающий эффект. Кроме указанных средств программой профессионально-прикладной подготовки
по любому ее виду предусматривается учебный теоретический материал по следующим основным вопросам: сущность профессионально-прикладной физической подготовки и ее задачи. особенности профессии требования, предъявляемые ею к психическим и физическим качеством и к двигательным навыкам человека; основы организации и методики профессионально-прикладной физической подготовки; учебные нормативы. 2.1.Методические основы и формы организации. Профессионально-прикладная физическая подготовка строится
в единстве с общей физической подготовкой. Необходимость органического сочетания их обусловлена объективными закономерностями функционирования и совершенствования организма человека. При достаточно высокой степени развития всех основных физических качеств можно достигнуть более глубокого совершенствования определенных качеств и навыков, имеющих особенно важное значение в избранной профессиональной деятельности. Приобретаемые в процессе общей физической подготовки многообразные двигательные навыки
и умения являются тем фондом, благодаря которому легче и быстрее образуются новые формы движений. Исследованиями подтверждено положительная закономерная связь между общей физической подготовленностью и специфической работоспособностью в процессе труда. Отсюда следует, что общая и специальная прикладная физическая подготовка должна составлять единую систему мер по физическому воспитанию профессиональной направленностью.
Одним из самых существенных моментов в построении такой системы является правильный выбор средств (исходя из разрешаемых задач и с учетом закономерностей переноса тренированности.). В какой мере учесть эти закономерности, значит, обеспечить положительное наибольшее влияние упражнений на развитие профессиональных качеств и навыков, а следовательно и на профессиональную работоспособность. Степенно положительного переноса сформированных навыков и развитых качеств, в конечном счете, определяется
практическая эффективность физического воспитания с профессиональной направленностью. Для практики профессионально-прикладной подготовки особенно существенное значение имеет использование следующих видов переноса эффекта упражнений: Так называемого однородного переноса качеств (например, выносливости, приобретаемой в подготовительных упражнениях на выносливость в процессе трудовой деятельности); Переноса качеств, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на работоспособность симметричных
мышц противоположной стороны тела; Разностороннего переноса качеств (например, силы на быстроту); Переноса эффекта тренировки в каких-либо упражнениях на устойчивость организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды; Переноса двигательных навыков. Однонаправленный перенос наблюдается в пределах функциональных одноименных возможностей. Степень переноса качеств, приобретенных при работе мышц может достигать 70-80% прироста показателей
локальной силы, быстроты движений и выносливости мышц, которые подвергались тренировке. Подробный перенос происходит и в отношении мышечного тонуса и координации движений. В специально-подготовленных упражнениях важно, как уже говорилось, возможно, полно смоделировать рабочие нагрузки, элементы структуры движений и условия, присущие конкретной профессиональной деятельности. В целом профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется в соответствие с общими методическими
положениями, утверждавшимися российской системе физического воспитания, в том числе согласно общим методическим принципам обучения и воспитания. Выполнение упражнений в обстановке, близкой к условиям труда и более усложненной, является одной из характерных черт методики профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка строится чаще всего в форме комплексных и специализированных уроков, выполнение физических упражнений типа зарядки, также соревнований и других массовых самодеятельных
занятий неурочного характера. Комплексный урок может включать: общеподготовительные и специально-подготовительные (непосредственно профессионально-прикладные) упражнения; материал из различных разделов специальной прикладной физической подготовки. Непосредственно профессионально-прикладные упражнения, включаемые в занятия по общей физической подготовки, должны быть тесно связанны с основным содержанием комплексного урока. Обучение, например, прикладным навыкам лазания по вертикальной и горизонтальной лестнице, передвижение
на повышенной опоре целесообразно включать в занятие по гимнастике, а обучение способом преодоление естественных препятствий в занятиях по легкой атлетике на местности. Специализированный урок (учебный или тренировочный) имеет более узкую и четкую направленность. Специализированные занятия проводятся чаще всего тогда, когда организационно трудно и методически нецелесообразно совмещать различные разделы подготовки. Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить
значительные воздействия на отдельные функциональные системы, с тем чтобы получить наибольший эффект в их развитии. В занятиях, отличающихся предельной интенсивностью нагрузки, предусматривают расширенную подготовительную и заключительную части. Утренние физические упражнения (зарядка) как форма профессионально-прикладной подготовки-то обычно не только гимнастическое мероприятия, но и вид дополнительной ежедневной тренировки. Проводимые на открытом воздух, они имеют и большое закачивающее значение.
В содержание зарядки включают общеразвивающее упражнения гимнастического характера, средства поддержания разносторонней физической подготовленности, а также отдельное специально-подгототовительные упражнения, которые предварительно хорошо изучены. Чтобы придать утренним физическим упражнениям плановый характер, каждый вариант зарядки разрабатывается с определенной направленностью, отражающей по возможности требования профессии. Комплексы упражнений определенный промежуток времени обновляется.
На утренние физические упражнения обычно отводится от 20 до 30 минут. Соревнования при известных условиях-черезвучайно действенная форма прикладной физической подготовки, особенно когда предметом являются действия, типичные для избранной профессии (авторалли у шоферов, соревнования у пожарников по прикладному многоборью и т.д.) Такого рода соревнования выявляют профессиональное мастерство и профессиональные качества в предельно
напряженно ситуациях. Планируя процесс профессионально-прикладной физической подготовки во всех его формах на тот или иной период, руководствуются принципами систематичности, постепенного повышения требований и другими краеугольными положениями методики физического воспитания. Планирование занятий, как это принято во всех других случаях соотносится с конкретными условиями подготовки. Контроль. НА первоначальном этапе профессионально-прикладной подготовки выявляются исходный уровень
показателей, характеризующих развитие профессиональных качеств и навыков у обучаемых. Он является отправным моментом для планирования, организации и практического ведения учебного процесса. С учетом имеющихся данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания и нормы нагрузки и др В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности в процессе занятий должны давать объективную информацию, которая позволяла бы судить
о том, насколько эффективно решаются поставленных задачи, и в необходимых случаях вносить соответствующие коррективы в содержание и методику полготовки. Проверка и оценка результатов профессионально-прикладной подготовки проводятся на основе установленных специальных нормативов. В научном обосновании нормативов по профессионально-прикладной физической подготовки возможно несколько подходов. Один из них состоит в сопоставлении показателей профессиональной работоспособности с результатами
физической подготовленности. При другом подходе отправной идеей является положение о специфическом тренирующем воздействии различных видов труда на организм человека.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Внешняя политика гоминьдановского правительства |
Реферат | Великая отечественная война на территории Харьковской области |
Реферат | Блокада Ленинграла |
Реферат | Брежнев |
Реферат | Возникновение Древней Руси |
Реферат | Органи державного управління загальної компетенції |
Реферат | Бронзовый век |
Реферат | Бунташный век |
Реферат | Сущность денег развитие происхождение |
Реферат | Внутренняя политика Средней Азии и Казахстана в XVI веке |
Реферат | Бронепоезда в обороне Москвы |
Реферат | Військова організація Запорізької Січі |
Реферат | Византия и Греция |
Реферат | Війна Б. Хмельницького |
Реферат | Відбудова та відновлення України після Великої Вітчизняної війни |