100100 «Гостиничное дело»* 1. Наименование специальности/направление Гостиничное дело. Бакалавр. * 2. Код специальности 100100 * 3. Вступительные испытания (экзамены) 1 История 2 Обществознание 3 Русский язык * 4. Дополнительные испытания * 5. Ключевые предметы (дисциплины) специальности 1 Технология гостиничной деятельности 2 Организация гостиничного дела 3 Гостиничный менеджмент 4 Маркетинг гостиничного предприятия 5 Экономика гостиничного предприятия 6 Сервисная деятельность 7 Психология делового общения 8 Туристское страноведение 9 Инновации в гостиничной деятельности 10 Проектирование гостиничной деятельности * 6. Будущая профессия Область и виды профессиональной деятельности 1 Проектная 2 Организационно-управленческая 3 Научно-исследовательская 4 Научно-педагогическая 5 Гостиничная индустрия и другие средства размещения 6 Администратором в гостиничном комплексе, рекреационном, ресторанном, туристическом бизнесе 7 Менеджером по туризму 8 Оздоровительные комплексы, санаторно-курортные предприятия 9 Музеи, выставочные центры, экскурсионные бюро 10 Развлекательные центры, спортивные клубы, досуговые центры, анимационные комплексы 11 Рекламные агентства и средства массовой информации 12 В сфере PR 13 Предприятия общественного питания 14 Менеджером по персоналу 15 Администрации, департаменты, министерство спорта, туризма и курортов республики. * 7. «Что я смогу?» Организовать и управлять деятельностью гостиничных предприятий Решать задачи, имеющие естественнонаучное содержание и возникающие при выполнении профессиональных функций Разрабатывать рекреационные, экологические, социокультурные проекты Разрабатывать сервисные программы обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства Работать с автоматизированными системами и технологиями Осуществить научно-педагогическую деятельность в образовательных учреждениях региона Использовать несколько языков в профессиональной деятельности Разработать и внедрять инновационные технологии в рекреационных комплексах Управлять работой обслуживающего персонала на предприятиях индустрии гостеприимства Заниматься продвижением туристских товаров и услуг на рынке Выполнять функции администраторов предприятий гостеприимства Планировать и разрабатывать комплекс дополнительных услуг для гостиничных предприятий Организовывать работу предприятий питания туристских комплексов Проводить маркетинговые исследования рынков туристских товаров и услуг Планировать развитие гостиничных. Санаторно-курортных и ресторанных комплексов ^ 8. Отзывы о профессииРост "мобильности" человечества привел к тому, что туризм и гостиничный сектор превратились в самую динамичную отрасль международного бизнеса. По данным Всемирной туристической организации, она развивается почти вдвое быстрее других. На Россию сейчас приходится примерно 3% мирового рынка путешествий. За последние несколько лет в стране построены сотни новых отелей, открыты тысячи туристских фирм. Только в Москве за неделю открываются в среднем пять новых ресторанов, действует около 4,5 тысяч турагентств. Кабардино-Балкарская республика обладает уникальным сочетанием природных условий, благоприятных для ее превращения в один из мощных рекреационно-оздоровительных центров Российской Федерации. По составу и качеству своих климатобальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, и возможностей оздоровления и отдыха населения Республика не имеет аналогов в России. На территории КБР в настоящее время насчитываются 11 зон потенциальной рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития, в том числе горно-рекреационный комплекс «Приэльбрусье», санаторно-курортный комплекс «Нальчик», оздоровительно-лечебные комплексы «Джылы-Су», «Аушигер», «Тамбукан», альпинистский комплекс «Безенги», экскурсионно-туристские комплексы «Чегемские водопады», «Голубые озера», «Долина нарзанов», археолого-туристские комплексы «Верхняя Балкария» и «Верхний Чегем». Реестр объектов туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики включает в себя 187 предприятий, в том числе: санаторно-курортные учреждения, оздоровительные лагеря, альпинистско - спортивные базы, пансионаты, турбазы, гостиницы, туристские фирмы, канатные дороги, экскурсионные комплексы, учреждения инфраструктуры. Согласно правительственному постановлению с текущего года государство займётся созданием в СКФО туристического кластера в составе восьми туристско-рекреационных особых экономических зон. К 2020 году правительство РФ решило построить пять новых горнолыжных курортов. Это будут горнолыжные курорты в Адыгее (Лаго-Наки), Дагестане (Матлас), Кабардино-Балкарии (Эльбрус), Северной Осетии (Мамисон) и Карачаево-Черкесии (Архыз). Мегапроект называется «Высота 5642» в честь горы Эльбрус. На реализацию проекта планируется потратить почти полтриллиона рублей. Понятно, что всем им потребуется квалифицированный персонал. По предварительным прогнозам для СКФО число новых рабочих мест в туристско-рекреационном комплексе может превысить 160 тысяч человек. C 2011 года в Кабардино-Балкарском государственном Университете осуществляется подготовка бакалавров по направлению "Гостиничное дело" (100100). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очной форме обучения – 4 года. Выпускник отвечает следующим требованиям: знает возможности современных научных методов познания природы и владеет технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; знает основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества; знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой; знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов; знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма; способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий; имеет научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме; принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности; принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма; понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедряет современные научные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности; способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии; способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму; умеет разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма; использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма; обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма; владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения; обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм; владеет знаниями организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма; обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма; владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности. Обслуживание в гостиницах и гостиничных комплексах, санаторно-курортных и туристических учреждениях - область сервиса, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов удовлетворения социокультурных, информационных, оздоровительных и др. потребностей, связанных с жизнедеятельностью человека. Объектами профессиональной деятельности являются услуги, оказываемые в области туризма, гостиничного хозяйства и связанные с ними информационные технологии. Подготовку бакалавров направления «гостиничное дело» в КБГУ ведут высококвалифицированные преподаватели. Выпускающей кафедрой по направлению подготовки «Гостиничное дело» является кафедра «Экономики и менеджмента в туризме», которая с 1998 г. осуществляет подготовку студентов в области туризма и гостиничного бизнеса, ее выпускники являются руководителями многих туристских фирм и менеджерами гостиничных предприятий. Кафедра обладает высоким кадровым потенциалом. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре. Во время обучения для приобретения и развития профессиональных навыков, обучающиеся под руководством преподавателей и специалистов-практиков занимаются такими направлениями исследований, которые представляют для них наибольший интерес с точки зрения их будущей работы. Эти исследования могут быть связаны с анализом туристских ресурсов региона, оценкой возможностей рекреационного потенциала, охраной окружающей среды, в т.ч. природных рекреационных туристских ресурсов, организацией деятельности туроператора (турагенства) на рынке туристских услуг, экскурсионного обслуживания, развлекательно-зрелищных и спортивных мероприятий, гостиничным обслуживанием и организацией питания и др.Гостиничное дело – один из самых динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Оно включает в себя гостиницы и другие виды средств размещения, транспорт, предприятия общественного питания и сферы развлечения. Быстро развивающаяся сфера требует приложения сил все большего количества специалистов. Именно поэтому наши выпускники будут востребованы на рынке труда.