Реферат по предмету "Разное"


"Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ******СКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра всеобщей истории.Тема: "Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян"Курсовая работа студента исторического факультета,дневного отделенияНаучный руководитель:*****, 1998СодержаниеВведение. ..................................................1I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире. .3§1. Культ Осириса - владыки мертвых. ...............3§2. "Книга мертвых" История. Содержание. Значение. .7§3. "Души" человека. ..............................16II Глава. Смерть и погребение. ............................19§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении тела и души. ..................................19§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ....22§3. Эволюция погребальных сооружений. .............24Заключение. ...............................................31Примечания. ...............................................33Библиография. .............................................35Приложение 1.ВведениеВ связи со сменой политического режима в нашей стране, мно- гие положения советской науки перестали удовлетворять требова- ниям современной общемировой науки. Но в результате кризиса научных исследовании в нашей стране по некоторым вопросам в частности по вопросам истории и культуры Египта изменения ус- тановок не произошло. Эта работа направлена на беспристрастное освещение части египетской религии, в частности представлений древних египтян о загробной жизни и изучение материальных объектов с этими представлениями связанных. Большинство литературы по этой теме, исследованное для напи- сания данной работы имеет иностранных авторов: У.Бадж,Г.Хэн- кок, Д.Чизхолм,Э.Миллард, Р.Бьювел, Э.Джилберт. Но далеко не все из этих книг являются строго научными, ско- рее большая их часть имеет научно - популярное предназначение. Это так же связано с кризисом российской науки, не заинтересо- ванной сейчас в развитии исследований и распространения зна- ний о Египте. В данный момент ведут исследования ведут ученые других стран. Можно назвать в частности О'Коннора, немецкого робото- техника Р.Гатенбринка, исследователей Уэста, Хэнкока, Бьювела. Что касается отечественных авторов, то по данной теме в пе- риод с 1987 по 1998 год не было написано серьезной литературы по данной теме, что является безусловным минусом российской науки. Что же касается источников, то они представлены: для Книги Мертвых - папирусы Ани, Ну, Керашер и множеством других; сте- ны гробниц. В работе использован материал о раскопках. - 1903 - 1914 - Раскопки Осириона. Археологи Мюрей, Петри. - 1922 - Раскопки гробницы Тутанхамона. Археолог Картер. - 1925 - 1930 - Раскопки Осириона. Археолог Франкфорт. - 1950 - Раскопки 2-х кораблей у Великой пирамиды. - 1991 - Раскопки О'Коннором 12 - ти судов в Абидосе. Как видно из списка имена отечественных археологов не упоми- наются. Итак, задача автора осветить представления египтян о загроб- ном мире - самую важную часть их религии. На основании выше приведенных литературы, данных раскопок и источников необходи- мо достаточно полно (согласно требованиям к уровню и глубине изучения курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре: 1. Духовные основы представлений о загробном жизни. 2. Материальное отражение этих представлений. Структура более подробно представлена в содержании. В конце работы представлено заключение, которое является кратким под- ведением итогов исследования и оценкой уровня раскрытия темы.I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире.§1. Культ Осириса - владыки мертвых.Для полноты изучения данной темы необходимо осветить основ- ные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и пока- зать его особенности и на основе приведенного материала сде- лать выводы о влиянии этого культа на древних египтян. Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представле- ниях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе " Озирис и Исида". Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновремен- но просветителем (в области сельского хозяйства, законов, бо- гослужений). Он много путешествовал по миру с просветительски- ми целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и му- зыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отпра- вил в плавание в закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнару- жил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Ануби- сом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело. По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего. Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло могущее повредить вечной жизни. Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причина- ми: во - первых, Осирис был сначала человеком; во - вторых, с помощью богов он стал бессмертным богом - правителем мертвых; в - третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смер- ти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвер- тых, каждый хотел вечной и счастливой жизни. С течением времени Осирис из примера воскресения становится причиной воскресения. Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос. К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравни- вать к космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из них, его человеческая сущность была забыта. При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеа- дой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними. Во одном из гимновего называют существом " дающим рожде- ние мужчинам и женщинам во второй раз", то есть тем " кто де- лает так чтобы смертные родились снова". Поскольку в том же разделе говорится об Осирисе " обновляющем себя",потому что он делает себя " молодым, подобно Ра, каждый день" то под " вто- рым рождением мужчин и женщин" подразумевается именно воскре- сенье умерших, т. е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых и во времена последних династий его роль стала исключительной. На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса. Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса это только часть представ- лений египтян о загробном мире, другая часть - " Главы о вос- хождении к свету" или " Книга мертвых".( О ней рассказывается в следующем параграфе). Христианство легко закрепилось на основе культа Осириса, ибо между ними много общего: Христос и Осирис - мученики, Исида с Хором на руках весьма похожа на Марию с младенцем. Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влия- ние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис это то к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни. Следует сказать касательно культа Осириса о здании, как по- лагают, ему посвященном - Осирионе (греческое название). В Абидосе, на родине культа Осириса рядом с храмом Сети I (XIX династия) обнаружено сооружение не похожее ни на одно здание эпохи Нового царства. Оно сложено из мегалитов и его постройку из-за нескольких надписей причисляют Сети I, но все говорит о его гораздо большей древности (огромные блоки и простота характерны для Древнего царства). Несколько надписей говорят о предназначении его для Осириса. Особенность этого сооружения - ров внутри здания залитый во- дой и центральная часть представляет собой как бы небольшой остров с несколькими колоннами, поддерживающими архитрав, на другом "берегу" по периметру располагаются маленькие ниши. Ориентация здания на северо-восток, что достаточно необычно. О его назначении до сих пор ведутся споры: одни считают, что Осирион был предназначен для сбора воды в засуху, другие ви- дят в нем место проведения праздничных мистерий Осириса, третьи говорят что это усыпальница. Что же касается надписей оставленных Сети I, то они никак не отражают действительную дату постройки. Еще одна особенность Абидоса: 12 морских судов в эллингах, обнаруженных в 1991 году О'Коннором в километре от Осириона. Некоторые из них 22 метра длиной. Возраст лодок - 5 000 лет. Их стоянку связывают с погребальным комплексом фараона Джера (I династия). То, что они предназначены для плавания по морю видно по их высокому носу и большой длине. Это захоронение яв- ляется одной из самых больших загадок Египта. Итак, здание связанное с Осирисом и морские лодки обнаружен- ные достаточно далеко от Нила показывают, что приоткрыта только только малая часть тайн, оставленных Египтом.§2. Книга мертвых.(История. Содержание. Значение.)Название " Книга мертвых" не отражает точного перевода над- писи, звучащей как РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ__4__, что означает " Главы о восхождении к свету". Но кроме этих глав обычно включают и не- которые другие, поэтому название " Книга мертвых" самое удач- ное название._ История Книги МертвыхУоллис Бадж считает, что верования содержащиеся в" Книге мертвых" были переняты задолго до династического периода у за- воевателей, пришедших из Азии. Сначала завоеватели переняли какие-то общие традиции местных, а затем изменили их в соот- ветствии со своими представлениями. Согласно данным раскопок существует два вида захоронений. При первом - тела разрубались, руки и ноги складывались вмес- те, голову отрубали. При втором виде захоронений тела не раз- рубали, клали на левый бок головой на юг. Позже умерших стали сжигать. Оба вида захоронений осуществлялись отдельно. Бадж выдвигает гипотезу, что существовали два народа (или слоя). Но и у того и у другого можно заметить вполне сформиро- вавшиеся представления о жизни после смерти. Мумификация сог- ласно исследованиям доктора Фуке производилась на самом низ- ком уровне. В могилах додинастического периода нет никаких надписей, скорее жрец местной общины читал какую-нибудь формулу, спе- циально для этих случаев. Поэтому многие заклинания Гелиопо- лисской версии (IV и V династии) уходят корнями в древнейшую додинастическую эпоху. В основном они направлены на то, чтобы оградить мертвого от змей, скорпионов и других рептилий. При- чем они записаны в 3 000 г. до н.э. с большим количеством оши- бок, это показывает, что писцы не понимали что переписывают. Возможно это относится к далекому прошлому, когда северный Нил имел леса, как на юге и кишел земноводными. Позже в могилах стали появляться каменные вазы и бронзовое оружие, взамен кремневого. Вероятно металл был взят у завое- ваетелей, пришедших с востока (семитов, что потверждается грамматикой надписей того времени, или шумеров). Они смеша- лись с местным населением. Наряду с металлом они принесли свои обряды и литературу. Это оказало влияние на вид погребений, теперь могила представляет из себя грубое сооружение из кирпи- ча на склонах холмов. Тела усопших не разрубались и на смену шкурам и циновкам пришли слои специальной материи, тщательно обматываемой вок- руг тела; мертвых стали класть в саркофаги. Подношения стали делать в глинянной посуде, сделанной на гончарном круге.Появи- лись новые виды оружия в гробницах. Установить хронорамки этого периода не удалось, из - за нез- нания его длительности. Местное население отказалось от разрубания и сжигания (ошпа- ривания) тел. Иммигранты убедили аборигенов, в том что тело можно защитить с помощью магических имен, слов обрядов. Но на- ряду с наличием в Книге мертвых высоконравственных и высокоду- ховных верований существуют и полудикие идеи и понятия северо - африканского происхождения. Таким образом можно предположить, что Книга мертвых ис- пользовалась до первой династии. Сначала количество молитв, гимнов было небольшим, потом их стало больше, их стали записывать, иногда субъективно, в зави- симости от мнения писца. Согласно папирусу Ну в котором приводится в двух версиях 64 главы, самая первая Книга мертвых появилась во времена I ди- настии - первая версия, и более длинная версия появилась во времена IV династии. Первая версия найдена в фундаменте усыпальницы Хенну во вре- мена Семити (или Хесепти), а вторая в городе Кхеменну (Гермо- полис, город Тота) на железной плите, привезенной с юга, кото- рая была инкрустирована буквами из настоящего лазурита во вре- мена правления Менкаура (IV династия). В эпоху V и VI династии происходит огромный скачок в разви- тии похоронных обрядов. Унас, Тета, Пепи I покрывали огромные площади внутренних комнат, коридоров и прочих помещений своих гробниц - пирамид, избранными текстами из самой ранней дошед- шей до нас версии Книги мертвых. В нашем распоряжении 5 подборок текстов из этой версии кото- рая отражает представления жрецов школы Анну или Гелиополиса, поэтому получила название Гелиополисской версии. До XVIII династии новых версий создано не было. В Фивах най- дено огромное количество папирусов с текстами Книги мертвых. Так как там процветал культ Амона Ра, то и влияние на тексты он оказал значительное. Поэтому название этой версии дали в честь Фив - Фивская версия. Она была популярна вплоть до XXII династии включительно. В этой версии получает широкое распрос- транение изображение ярких и красочных виньеток. Писцы совер- шенно не ограничены в перемещении глав и рисунков. Папирусы в этой версии имеют размеры : длиною от 15 до 90 футов, ширина от 12 до 18 дюймов. С XXII до XXVI династии - период потрясений, жречество не смогло удержаться у власти, народ потерял к нему доверие. В некоторый момент переписка Книги мертвых была полностью прек- ращена. Во времена XXVI династии храмы восстанавливаются, тексты пы- таются систематизировать и дополнить ( часто иностранными сло- вами). В гробницы и саркофаги стали класть только самые необ- ходимые тексты, пропуская хвалебные гимны и обращения к богам. В греко - римский период большую популярность получает " Книга дыхания", выражая суть всех представлений и верований людей относительно бессмертия и счастья души усопшего и его мертвого тела, с этой точки зрения она не содержит ни одного лишнего слова. В римскую эпоху в могилы клали небольшие свитки с восхвале- нием благодеяний усопшего. В первые века христианской эры знания о древних версиях Книги мертвых продолжали существовать, поскольку в гробе II века н.э. найдены копии текстов из пирамид в Саккаре. Итак существовало 3 версии : 1. Гелиополисская версия: а) использовалась во времена V и VI династии и была найдена в виде иероглифических текстов, на- чертанных на стенах внутри помещений пирамид в Саккаре; б)пи- салась упрощенными иероглифами на саркофагах XI и XII династий. 2. Фивская версия: а) писалась иероглифами на папирусах и саркофагах в период с XVIII по XXII династии; б) писалась ие- ратическими символами на папирусах XXI и XXII династий. 3. Саитская (Саисская) версия : писалась на папирусах, сар- кофагах и т.д., иероглифичекими, иератическими и демотически- ми символами во времена XXVI и последующих династий. Именно эта версия была наиболее распространенным вариантом Книги мер- твых в эпоху Птолемеев и может считаться ее последней версией. В греко - римский и римский периоды в захоронения клали от- рывок из последней версии, написанный на крошечном кусочке па- пируса. С первой до последней копии Книги мертвых в ней не упоми- нается ни одного имени автора или редактора какой бы то ни бы- ло части, за исключением царей Семти, Менкаура и Херута-тафа, сына Кхуфу. Некоторые главы могут отнести отпечаток культа города в ко- тором переписаны. Вообще - то считалось,что Книга мертвых на- писана богом Тотом - помощником Осириса. Копии Книги мертвых и работы схожего содержания клались ли- бо в саркофаг умершего, либо в какое-то место главного зала, гробницы или комнаты мумии в специально вырубленной нише. В саркофаг клали произвольно, но чаще его помещали между ног усопшего чуть выше лодыжек или в районе верхней части бедер еще до пеленания мумии. В эпоху XXI династии стали вкладывать в пустотелые деревянные фигурки бога Озириса, оставлявшиеся в гробнице. Позднее, когда папирусы стали меньше их стали вкладывать в ниши постаментов этих фигурок. Постепенно эти фигурки стали олицетворять кроме Озириса и триединого бога Птаха - Секера - Азара, бога воскресения, соотвествующие изменения вносились и в тексты._ Содержание Книги МертвыхВ данной работе не преследуется цель досконально осветить все разделы Книги Мертвых, автор считает необходимым выделить только самое главное из этого источника. Под самым главным подразумевается сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испыта- нием за которым следовало либо наказание, либо награда за пра- ведную жизнь в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными. Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух первых гимнов и предваряла "Главы о Восхождении к Свету". Она обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осири- са, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца и большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в дета- лях, общее направление заметно во всех:"Только сердце решит все!" Египтяне считали, что зал Суда это вся ширь Небес, и на Су- де обязательно присутствовало три Совета богов, ведущее поло- жение в иерархии погребального совета занимал Осирис как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же пос- ле его смерти. Вступив в зал умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Согласно его признанию, он: 1. не творил зла ; 2. не грабил ближнего своего; 3. не относился жестоко [ни к одному человеку]; 4. не занимался воровством; 5. не убивал ни мужчин, ни женщин; 6. не не убавлял веса от бушеля; 7. не не пользовался обманом; 8. не похищал того, что принадлежит богу; 9. не произносил лжи; 10. не крал чужую пищу; 11. не произносил дурных слов; 12. не нападал со злым умыслом ни на одного человека; 13. не убивал животных,[принадлежащих богу]; 14. в делах своих не пользовался обманом; 15. не оставлял в запустении вспаханную землю; 16. никогда не вмешивался в чужие дела [и не причинял никому страданий]; 17. не говорил дурного [ни про одного человека]; 18. никому не позволял гневаться на себя без повода; 19. ни разу не обесчестил жены ближнего своего; 20. ни разу не согрешил против чистоты; 21. никогда не порождал страх [в других людях]; 22. не нарушал [священных сроков и времен]; 23. не был вспыльчивым человеком; 24. никогда не оставался глух к словам правды и истины; 25. никогда не становился причиной раздоров; 26. [никого] ни разу не заставил пролить слезы; 27. не совершал греховных поступков; 28. не съедал сердца своего (т.е не выходил из себя и не впа- дал в гнев); 29. не оскорбил [других людей] и не относился к ним жестоко; 30. в деяниях своих не прибегал к насилию; 31. не принимал необдуманных решений; 32. не пытался отомстить богу; 34. никогда не болтал сверх меры; 35. не поносил и не оскорблял [царя]; 36. не осквернял воду; 37. не произносил заносчивых речей; 38. не богохульствовал и не поносил бога своего; 39. никогда не вел себя дерзко; 40. никогда не сравнивал себя с другими; 41. не умножал богатства своего нечестными путями и брал только то, что [по праву] принадлежало мне; 42. не порицал в мыслях своих бога своего города. Это признание относится к записям, сделанным при XVIII ди- настии и показывает нравы того времени. Количество богов тоже, как и признаний в праведности было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за провер- ку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание давали возмож- ность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых дол- гую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех кто не прошел испытание бросали в пасть Аммат - чудови- щу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пас- тью крокодила. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть убитым, так как в Дуате периодически происходили "чистки". На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями. Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленнные имена богов, предметов и животных с заклина- ниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Су- ществовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли умершему боги._ Значение Книги МертвыхВлияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным, для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую часть должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красо- той виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью об- щество верило в загробную жизнь, и для захоронения использова- лись самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта.§3. "Души" человекаОдной из важнейших составных частей представлений о загроб- ной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера зафиксирована многократно зафиксирована в текстах и рисунках. Автор попытался максимально полно привести в этой работе ин- формацию об этом элементе верований, связанном не только с ре- лигией, но и магией. Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ ( душа не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой " душе" заботились,что отражалось в погре- бальном обряде. Краткая характеристика каждой "души": 1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную ин- дивидуальность или личность, обладающую внешностью и качества- ми человека,которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопусти- мым грехом для семьи умершего. 2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым ( в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в неко- торых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осири- сом на небесах. Ба приписывали способность свободно перехо- дить из материальной формы в духовную и обратно. 3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось ис- точником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение,ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергает- ся специальной проверке; здесь, однако сердце рассматривается как центр духовной жизни человека и его мышления, а также ор- ган, в котором проявляются его пороки и добродетели и оно оли- цетворяло все, что для нас сегодня слово " совесть". 4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и счита- лась неотьемлимой частью человека. Подобно Ка питалось подно- шениями и передвигалась где ей вздумается. 5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба; по - ви- димому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той са- мой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоя- тельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека. 6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом. 7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали что без имени человек и его душа исчезают. 8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ри- туалов исполняемых у могилы или в каком либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объеди- нялись в нем в новые силы совершенно иного рода. Все верования относительно этих частей духовного и мате- риального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из " душ " ( судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхож- дении. Из приведенного в этом параграфе материала вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно живые могут благоп- риятно повлиять на мнение богов о себе через души своих род- ственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и име- ни умершего.В данной главе автор рассмотрел духовную сторону представле- ний египтян о загробном существовании. Теперь же необходимо ознакомиться с материальными достижениями, направленными на счастливое существование египтянина в жизни после смерти.II Глава. Смерть и погребение.§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении тела и души.Египтянина покинул Ба. Человек умер. Через 70 дней его из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он уда- лится в Дуат и станет Осирисом ( до XVII - XVI вв. до н.э. только фараонов отождествляли с Осирисом, лишь позже любого египтянина). Но это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и Анубис столько времени собирали части тела Осириса. Древние египтяне видя появление Сириуса через 70 дней после его захода отождествляли со " слезой Исиды". Пока что родственники облачались в траурные одежды и оплаки- вали его. Сын умершего " становился" Гором, а жена и сестра - Исидой и Нефтидой. После оплакивания мертвое тело на погребальной ладье перево- зили на западный берег Нила в Дом Золота - мастерскую бальза- мировщиков. Бальзамировщиков было пятеро: Анубис - жрец в маске шака- ла, ему помогали Хапи, имеющий голову павиана, Дуамутеф - имеющий голову шакала, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с человеческой головой. Сперва они омывали тело нильской водой, при этом оно стано- вилось Саху - священной частью необходимой для дальнейшего воскресения. Затем парасхит (наемник для вскрывания тел) вскрывал кремневым ножом Саху и изгонялся из Дома Золота. За- тем боги извлекали внутренности и опускали их в канопы( свя- щенные сосуды, заполненные снадобьями и отварами). Канопы де- лались в виде статуэток Хапи,Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета. Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обрабатывали тело Саху снадобьями из трав и благовоний и туго пеленали матерчатыми бинтами. Родные и близкие умершего должны были бдительно проследить, чтобы все обряды были соблюдены, иначе Ка за пренебрежение к себе мог мстить им и их потомкам. Бедняка клали в простой деревянный гроб, написав изнутри имена богов, которые воскресят умершего и проводят в Дуат, а на крышке мольба к Осирису: " О ты, Уннефер (пребывающий в состоянии благости ),благой бог! Дай же этому человеку в твоем Царстве тысячу хлебов, тысячу быков,тысячу кружек пива!" Гроб богача роскошно отделывался и украшался росписями. Че- рез 70 дней погребальная процессия, оглашая Западный берег Ни- ла плачем и стонами, проходила к гробнице. Гробницу умерший обычно покупал много лет назад, обустраивал и нанимал за высо- кую плату камнетесов,писцов, скульпторов и художников, кото- рые украшали стены рельефами и надписями, создавали статуи по- койного и охранявших саркофаг богов, и всякую утварь - все что понадобится в Дуате: амулеты, одежды,оружие, кресла, папирусы со священными заклинаниями. У входа в гробницу погребальную процессию ждали боги Дуата. Деревянный гроб опускали на землю, и над мумией совершали пос- ледний обряд - " отверзание уст" Этот обряд символизировал и повторял великое событие, неког- да происшедшее на Земле, - приход Гора к мумии Осириса. Как тогда Гор дал отцу проглотить свой глаз, и Осирис восстал из мертвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - касался губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы Барана. В этом наконечнике находился Ба, так что этот обряд возвращал умершему его Ба и воскрешал его для жизни в Дуате. Если умерший был богат, то жрецы завершив все похоронные ри- туалы, относили его гроб в усыпальницу и опускали в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры ставили канопу изображающую Имсета, у северной Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Выход в гробницу опечатывали пе- чатью некрополя, заваливали камнями,засыпали щебенкой, чтобы грабителям не было лазейки. А если египтянин был бедным, то его хоронили в простом дере- вянном гробу или завернутым в циновку. Место захоронения обыч- но располагалось неподалеку от гробницы богача, т.к. египтяне считали, что Ка - двойник бедняка сможет питаться жертвами приносимыми душе богача. Жизнь в загробном мире зависела от того, как человека похо- ронят, поэтому обряду погребения приписывалось огромное значе- ние, именно благодаря этому наши современники могут наблюдать в гробницах огромное количество вещей той далекой эпохи.§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские.Поскольку египтяне очень заботились о сохранении тела, то было необходимо в погребальном процессе присутствие бальзами- ровщиков, мастеров, изготавливающих канопы и деревянные гробы и камнетесов, для строительства гробницы и изготовления сарко- фага. Для нормальной жизни в загробном мире изготавливались ста- туэтки рабов и животных ( ушабти). Но для того чтобы эта жизнь вообще была, необходимо знать имена богов, предметов и живот- ных обитающих в Дуате. Для того чтобы душа не забыла их, на стенах гробниц и на стенках гроба и саркофага наносились изображения , имена и заклинания для успешного существования души.( Сборник этой ин- формации получил название "Книги мертвых", о чем говорилось в первой главе). В процессе сооружения гробниц создавались коллективы масте- ров при храмах или дворце ( например поселок в Дер -Эль -Меди- не на западном берегу Фив эпохи Нового царства, там жило 60 мастеров с подмастерьями и учениками). Чаще при храмах создавался коллектив людей, которые занима- лись изготовлением саркофагов, "ушабти", канопов и других предметов погребального культа, но не строили гробницы. Египтянин нанимал подобный коллектив или покупал готовую гробницу, внося туда свои имена на стены, ставил свои статуи. Но поскольку в гробницы клали не малые ценности, то существо- вали шайки грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка - двойника и Саху - священную мумию. Если имя умершего помнил хоть один человек, то пойманных грабителей бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т.к. без тела Ба не возродит человека. В случае если имя никто не пом- нит, то к грабителям закон был снисходителен, считалось, что хозяин гробницы уже приобщился к богам и раздает свои сокрови- ща живым. Следы погребальной индустрии можно было встретить по всему Древнему Египту,(она способствовала развитию строительных на- выков, медицинским знаниям), так как для египтянина счастли- вая загробная жизнь это цель, а земная - подготовка к ней. Следовательно, на определенные предметы был повышенный спрос, а где спрос там и предложение, именно благодаря этому до нас дошло огромное количество замечательных произведений искус- ства той страны.§3. Эволюция погребальных сооружений.В этом параграфе будет показана эволюция погребений от прос- тых ям до гробниц эпохи Нового царства. Как уже было сказано, задолго до появления династий, умер- ших хоронили двумя способами: разрубив на части, сложив руки и ноги вместе или не разрубленным телом,(обычно его клали голо- вой на юг на левый бок). Позднее появляется обычай кремировать разрубленные тела. Следует отметить, что кладбища этих двух видов захоронений на- ходятся на некотором расстоянии друг от друга и четко разделе- ны. Это дает основание некоторым ученым, в частности Уоллису Баджу предполагать о наличии двух слоев (возможно народов)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства
Реферат Инвентаризация ТМЗ: порядок проведения, оформления и учет ее результатов
Реферат Профессиональная юридическая деятельность
Реферат Планирование маркетинговой деятельности компании ООО Интерлизинг
Реферат Зовнішньоекономічна діяльність комерційних банків (Внешнеэкономическая деятельность комерческих банков)
Реферат HOLIDAY New Year
Реферат Теория и практика психоанализа, Ференци Шандор
Реферат Реферат эконом диагностика
Реферат Основные теории и психологические типологии политического лидерств
Реферат «Вчера школьники, сегодня защитники Отечества»
Реферат Європейський демократичний доробок у галузі виборчого права
Реферат Государство и подданные в Арабском халифате
Реферат Підготовка, проведення та оцінки польових виходів
Реферат Поволжье
Реферат Ever After And Cinderella Essay Research Paper