Реферат по предмету "Разное"


"Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя" Набережные Челны 2009 год Марданшина С. Ф

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО "Набережночелнинский государственный педагогический институт" Региональная конференция "Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя"Набережные Челны 2009 годМарданшина С.Ф. учитель 1 категории МОУ «Нижнеуратьминская средняя общеобразовательная школа», Нижнекамского района, Республики Татарстан.О результатах работы в системе развивающего образования в традиционных системах обучения (из опыта работы). Современное общество претерпело серьезные изменения как в социально-экономическом, так и в культурном, ценностном отношении. Все это не могло не отразиться на образовании – важнейшей сфере ценностного становления и культурного развития общества. Появилась необходимость в пересмотре принципиальных основ образования, обучения и воспитания. Все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе системы образования в новое качественное состояние. К ним можно отнести: - постепенный отказ от передачи подрастающему поколению готовых знаний и выводов науки; - усиление самостоятельной культуросозидающей функции образования; - открытость инновациям; - потребность в разработке новых педагогических технологий. Значение такого предмета как русский язык в создании конкурентоспособной, коммуникативно-развитой, толерантной личности непоколебимо. На уроках русского языка и литературы развивается речь учащихся. Без речи нет общения, без речи нет знания. Без речи нет личности. Для учащихся национальных школ русский язык не родной, и это усложняет задачи преподавателя. Русский язык – основной язык для жизни и общения в таком огромном государстве как Россия. На плечах учителей русского языка и литературы, особенно в национальной школе лежит огромная ответственность: от уровня обученности русскому языку зависит - найдёт ли себя наш ученик в жизненном пространстве, сможет ли применить знания, полученные за годы учёбы. Даже тестовые задания Единого государственного экзамена на русском языке по всем предметам. Немаловажно участие русской литературы в воспитании ребёнка. Изучая произведения художественной литературы, мы воспитываем нравственные качества личности, гражданственность, любовь к родному краю, чувство гордости за свою Великую Родину. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цели - обеспечить углубленное изучение русского языка и русской литературы путём разработки принципиально нового подхода к организации процесса обучения через разработку новой педагогической технологии;- повышать качество образования через «Реализацию технологии опорных сигналов (РТОС), позволяющую, через создание проблемной ситуации, применение метода проектов интенсифицировать процесс обучения;- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения;-способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Выполняя эти задачи, я разработала педагогическую технологию, основанную на новом подходе к использованию опорных схем, сигналов и таблиц. Сущность технологии в изменении организации учебного процесса. В рамках данной технологии ученик не пассивен, он непосредственный участник процесса создания опорной схемы или таблицы по материалу урока – это проблемная ситуация (не выслушаешь, не поймёшь до конца материал – нет результата). Это позволяет существенно повысить внимание ребёнка к излагаемому учителем материалу. А итоговая опорная схема или таблица прочно закрепляет полученные знания. Практикой применения полученных знаний станет этап подбора примеров при заполнении последней графы таблицы. На этом этапе возможна дифференциация: сильные ученики подберут примеры из художественных произведений, слабые из упражнений учебника. В данный момент уровень моей технологии частнометодический (предметный), но эта технология претендует стать общепедагогичной. Реализация работы в рамках данной технологии предполагает высокий уровень знаний предмета самим педагогом, предполагает знание не только русского и русской литературы, но и теории изобразительного искусства для интеграции его с литературой и языком. Знание родного в моём случае татарского языка необходимо для интеграции на основе реализации технологии опорных схем и сигналов. Опорные таблицы, схемы, сигналы – это не ново, новизна в их применении. ^ Таблицы не предоставляются в готовом виде. Ученик строит таблицу сам, решая, в зависимости от материала, сколько будет в таблице столбиков и строк (вместе с педагогом в среднем звене, и большую часть самостоятельно в старших классах); нельзя ли применить какие-то графические знаки (например, приставку можно обозначить графически и т.д.). Изучая теорию литературы, а именно литературные роды, изобразительно-выразительные средства и тождественные им виды изобразительного искусства, художественно-выразительные средства можно провести параллели и отобразить вместе с учащимися в таблицах данный материал. Эффект будет отличным. Дети лучше усвоят материал обоих предметов, а таблицы будут под рукой для повторения в любой момент. Есть такой момент как временные рамки на воспроизведение таблицы, делается она непосредственно на уроке, но и это работает на повышение качества ЗУН (пишем, проговариваем – развиваем письменную и устную речь). Впоследствии, при постоянной работе по данной технологии вырабатывается навык отображения материала в опорной схеме, что оптимизируется распределение времени урока. Чтобы не быть голословной приведу пример урока, построенного на реализации технологии опорных сигналов. Этот урок был апробирован в рамках семинара учителей начальных классов Нижнекамского района Республики Татарстан. Компетентные посетители, из числа учителей начальных классов района отметили высокую эффективность работы в рамках вышеназванной технологии. Тема: «Сказка как жанр устного народного творчества. Жанры устного народного творчества ». Цели и задачи:Систематизировать знания о народной и литературной сказке.Дать представление о жанровой системе устного народного творчества.Воспитывать трудолюбие, честность, доброту, любовь к русской литературе.Ход урока.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Урок у нас сегодня очень интересный, посвящён он тому, с чем вы знакомы с самого детства, и, что вы очень-очень любите. Рассмотрите книги на нашей выставке. Узнаёте, какие это книги?Это сказки. Правильно. Именно сказкам и другим очень близким с ними произведениям посвящён наш сегодняшний урок. Его тему мы озвучим и запишем. «Сказка как жанр устного народного творчества. Жанры устного народного творчества ». Не пугайтесь слова «жанр», к концу урока вы познакомитесь с ним. А сейчас давайте поиграем, игра называется «Кто они и откуда».^ Работа с картинками. А сейчас мы поработаем с картинками и поможет нам в этом компьютер. Кто изображён на картинках? (отвечают по каждой картинке, чётко проговаривая слова, развивая навык устной речи). А давайте вспомним, из каких сказок они к нам пришли? (ответы требуем в форме полного предложения: «Это Колобок, он прикатился к нам из русской народной сказки «Колобок»).Литературные сказки. Народные сказки. Красная Шапочка. Курочка Ряба. Дикие лебеди. Репка. Сказка о рыбаке и рыбке. Маша и медведь. Золушка. Три медведя. Дюймовочка. Колобок.^ Беседа (создание проблемной ситуации). Ребята, а откуда взялись народные сказки? Что бывают ещё и другие? (бывают ещё и литературные, которые написал писатель, например, А.С.Пушкин. А народные сказки придумал народ). Почему мы говорим «писатель написал, народ придумал»? ( сказки народ придумал так давно, когда ещё и писать не умел). Правильно. А народ придумывал только сказки? (нет, ещё загадки, пословицы …). Ребята, вот и настал самый главный момент нашего урока. Кажется, что ещё нового можно узнать о сказках. Вы и так уже много знаете, прочитали много сказок, просмотрели много фильмов. А вот есть ещё то, с чем вы сегодня только познакомитесь, поэтому будьте внимательны и запоминайте всё , что мы сегодня пройдём. Вы правильно сказали, народ придумал, народ не умел писать, а только рассказывал сказки. А чем мы рассказываем сказки. (ртом,, губами) Правильно. но народ придумывал сказки очень давно, тогда не говорили губы или рот, а называли их устами. Отсюда всё, что придумал народ: сказки, загадки, пословицы и поговорки, песни, а есть ещё былины и мифы мы с вами объединим под общим названием Устное народное творчество. Давайте запишем в ваших тетрадях по чтению новое для вас слово УСТА. Итак, как мы называем раздел в чтении и литературе, который изучает всё, что придумал народ? (Устное Народное Творчество). Правильно, ребята, вот мы и подошли к самому главному этапу нашего урока. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом работы, который и сегодня и в дальнейшем поможет вам запоминать материал ещё лучше и даст возможность самостоятельно повторять пройденное. Вам в подарок я принесла особенные тетрадки. Откройте первую страницу, видите таблицу, прочитаем, что же в написано в ней и подумаем, что же нам нужно добавить.(инновации, как развивающее обучение) ^ Устное народное творчество (УНТ) Жанр Определение Сказка Жанр УНТ, в котором мир фантастический. Бывают ? ? Стихотворение, которое поют . Частушки Стихотворение из 4-ёх строк, которое над кем-то или чем-то смеётся. Мифы ??? Загадка Стихотворение из 4-ёх строк, которое… ? Краткое предложение на основе житейской мудрости. Былины ??? Итак, Устное Народное Творчество. Так называется наша таблица. Теперь найдите слово «Жанр», что под ним написано? (сказка, загадка и т.д.) Так, что же такое «жанр»? (всё, что придумал народ: сказки, загадки, пословицы, поговорки) Правильно, ребята, и мы с вами сегодня все жанры соберём в нашей таблице, но сначала давайте запишем в словаре два слова из таблицы и немного отдохнём.^ Словарная работа.жанр – названия произведений литературы (сказка, рассказ, стихотворение и т.д.)определение – объяснение, которое помогает нам отличить один жанр от другого.Физминутка. Сейчас мы подвигаемся и отдохнём с пользой. Попросим наш компьютер показать нам рисунки ещё раз, а сами поработаем. Вот я закреплю на доске таблички, а вы распределите их в два столбика под табличками (на доске крепятся две таблички «литературные», «народные». К доске должен выйти каждый ребёнок). Теперь отгадайте загадки. (отгадывают). А сколько в загадках строчек? (4) Теперь продолжите…(читает начало пословицы, дети продолжают).Работа с таблицей. Вы отдохнули, теперь завершим работу с таблицей. Итак, видите в таблице вопросительные знаки, попробуем их заменить словами. Как вы думаете, что мы напишем вместо первого. Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). Ай, какие молодцы! Как же мы назовём стихотворение, которое поют? (песня). Правильно. Чего же требует загадка? (отгадки). Найдите то место, где только один вопросительный знак. Итак, как мы называем краткое мудрое предложение в УНТ. Например: «Ученье свет – неученее тьма» (пословицы). Хорошо, ребята, но сможем ли мы сегодня ответить на ???. (нет). Вы правы, мы с вами ещё не проходили мифы и былины. Эти строки таблицы мы с вами заполним, когда станем постарше (а точнее в 5, 6 классах). Значит мой подарок – тетрадки с таблицами вы будете беречь и приносить на урок, когда я вам скажу. В итоге у вас получатся вот такие (показывает тетрадки для таблиц старшеклассников) умные помощники.(таблица после окончания работы выглядит нижеследующим образом) ^ Устное народное творчество (УНТ) Жанр Определение Сказка Жанр УНТ, в котором мир фантастический. Бывают волшебные, бытовые, сказки о животных. Песня Стихотворение, которое поют. Частушки Стихотворение из 4-ёх строк, которое над кем-то или чем-то смеётся. Мифы ??? Загадка Стихотворение из 4-ёх строк, которое требует отгадки. Пословица Краткое предложение на основе житейской мудрости. Былины ??? Теперь подведём итог. Таблица нам поможет. Сколько жанров УНТ мы с вами знаем. (7). Определение которых из них нам ещё только предстоит изучить? (мифа и былины). Ребята, а чему нас учат мудрые народные сказки, пословицы и другие жанры? (храбрости, мудрости, трудолюбию, красоте, находчивости, доброте). Да, ребята, каким был простой народ, наши прапрабабушки и прапрадедушки, тому они нас и учат. А народ хоть и был беден, но умел такие сказки и песни слагать, что мы и сейчас зачитываемся. Значит не в богатстве счастье, а в уме, да смекалке. Таким получился урок, когда дети ещё только знакомились с работой в рамках «Реализации технологии опорных сигналов». За годы работы в рамках этой технологии, могу сказать с уверенностью, технология позволяетСотрудничать.Погружать учащихся в материал.Применять дифференцированный подход.Создавать проблемные ситуации.Развивать речь, правописание.Работать в рамках информационных технологий.Создавать атмосферу творчества.Интегрировать.Применять метод проектов. На мой взгляд, это основные требования развивающего образования в традиционных системах обучения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика преподавания темы "Глобальная сеть Интернет" в 11 классах экономического профиля
Реферат Палітычнае і сацыяльна-эканамічнае развіццё Беларусі ў складзе Расійскай імперыі ў канцы ХVІІІ-першай
Реферат Анализ хозяйственной деятельности 6
Реферат Средства создания комического в детективах Д. Донцовой
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Буг по маршруту порт Феодосия порт Палермо
Реферат От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и единого Йемена
Реферат Начало самодержавия России. Государство Ивана VI (Грозного)
Реферат 8 формирование и развитие речи в онтогенезе
Реферат Церква і наука
Реферат Организация подготовки очистных забоев при гидравлическом способе добычи угля на шахте им. Ворош
Реферат Eleanor Rigby Essay Research Paper Eleanor RigbyLoneliness
Реферат Навигационное планирование перехода Алжир Сплит
Реферат Прокурорский надзор в исполнительном производстве
Реферат Стилевые традиции Державина в произведениях И.А. Бунина «Иерихон», «Роза Иерихона»: образ Святой земли
Реферат Разработка солнечных часов