В текущем столетии традиционные ценности, ассоциируемые с рабочей и досуговой деятельностью, претерпели существенные изменения, что особенно ярко проявляется в общественной жизнедеятельности индустриально развитых государств мирового сообщества. Концепция труда как основной жизненной цели во все большей мере заменяется концепцией досуговой этики, целью которой является улучшение качества жизни каждого индивида посредством его свободного и плодотворного участия в различных видах досуговой деятельности.
В передовых странах мирового сообщества досуг получил невиданное ранее признание в качестве одного из важнейших факторов общественного развития. Там наблюдается не только процесс неуклонного расширения границ свободного времени, которым располагают широкие массы населения, но также и одновременный процесс количественного и качественного увеличения досуговых программ и услуг. Передовые государства Северной Америки – США и Канада являются признанными мировыми лидерами в области
организации и осуществления широкомасштабного досугово-рекреационного обслуживания населения. В этих странах в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, которая в совокупности с деятельностью соответствующих организаций государственного и общественно-добровольного типа представляет собой современную модель сферы досуга и рекреации. В досуговедении западных стран накоплен обширный теоретический и эмпирический материал, в полном объеме
представляющий опыт в области организации и осуществления рекреационного обслуживания населения. Данный опыт является во многом идентичным, а в последние десятилетия между этими странами проводится активный обмен знаниями в области досуговедения и наработками в плане практического применения этих знаний и соответствующих технологий деятельности, осуществляется обмен научно-профессиональными кадрами, проводятся совместные исследовательские проекты. Направления повышения квалификации работников.
Важным условием совершенствования информационной работы является рост квалификации специалистов этой сферы. Повышение квалификации работников информационных служб осуществляется в различных формах обучения по направлениям: - Совершенствование теоретической подготовки в области библиотечного дела и библиографии (курсы повышения квалификации библиотечных работников, семинары по отдельным видам библиотечно-библиографической работы, стажировки в смежных отделах библиотеки, в других библиотеках и т.д.). -
Изучение теории и практики информационной работы (учеба в институте повышения квалификации информационных работников, стажировка в НИО Информкультура, лекции, семинары, практические занятия по вопросам информационной деятельности, изучение опыта работы информационных служб других отраслей и т.д.). - Совершенствование знаний в соответствующей области культуры и искусства (лекционные циклы по проблемам культуры и искусства, изучение новой литературы по специальности, участие в научных, научно-методических
и научно-практических конференциях по соответствующим проблемам). Отделы, сектора (группы) информации по культуре и искусству в республиканских, краевых, областных библиотеках, используя книжные фонды и справочный аппарат библиотек, осуществляют информационное обеспечение специалистов организаций и учреждений культуры и искусства своего региона, содействуют распространению изданий вышестоящих информационных органов, оказывают методическую помощь информационным службам организаций и учреждений
культуры и искусства. Группы информации (информаторы) по культуре и искусству в центральных городских и районных библиотеках ведут справочно-информационное и библиотечное обслуживание организаций и учреждений культуры своего города (района), используя фонды библиотек, материалы вышестоящих, информационных органов. Виды методических материалов Виды методических материалов достаточно разнообразны. Основными являются методические рекомендации. Данный вид методических материалов довольно широко используется
методическими центрами, методкабинетами. Анализ печатной методической продукции показывает, что в общем объеме выпускаемой этими органами методической документации методические рекомендации составляют примерно 30 процентов. Методические рекомендации – это печатный методический материал, в котором четко и ясно в концентрированном виде изложена методика рекомендуемого практикам процесса в виде определенных мероприятий культурно-досуговой деятельности с постановкой конкретных задач и целей.
Среди других видов методических материалов методические рекомендации являются достаточно сложным и трудоемким в разработке документом. Сложность в том, что методические рекомендации должны отличаться в высшей степени актуальностью, злободневностью темы, быть в фокусе тех проблем, которые тормозят дальнейшее совершенствование деятельности учреждений культуры, и отвечать потребностям практических работников на местах. Проблематику методических рекомендаций следует соотносить с целевыми установками органов
управления культурой, которые изложены в постановлениях и директивных документах. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют те методические рекомендации, которые адресованы конкретным категориям практических работников, в которых ясно определены цели и задачи рекомендуемой деятельности. Методические рекомендации успешно внедряются в жизнь лишь при условии глубоко аргументированного и полного раскрытия поставленной проблемы. Положительные отзывы работников культуры получают методические
рекомендации, основанные на эмпирических данных, в которых приведены убедительные примеры и факты, использованы наглядные, графические, схематические и другие доходчивые формы подачи материала. Мы познакомимся с такими темами как: Методические основы обучения проф.мастерства. Профессиограмма специалиста Культурно-досуговой деятельности. Методические обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности. Система повышения профюмастерства. Информационное обеспечение научно-методической деятельности Методические основы обучения проф.мастерства. Культурно-досуговая деятельность представляет собой уникальную
и неповторимую область деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Возникающие здесь художественно-творческие и "человекотворческие" начала принимают весьма тонкие и сложные формы. Кроме того, индивидуальный и коллективный характер общения в процессе деятельности, предопределяющий в сочетании с большим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило,
эмоциональным тонусом работы необходимость глубоких личностных контактов специалиста и его субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности специалиста сферы досуга. Число людей, активно пользующихся плодами деятельности культурно-досуговых учреждений, а также самих создателей этого процесса – менеджеров, режиссеров-постановщиков, исполнителей, педагогов – постоянно возрастает. Роль и значение досуга в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением
материального, экономического уровня его жизни и общества в целом. Отсюда понятен повышенный интерес к получению высшего профессионального образования, связанного с культурно-досуговой деятельностью.Однако на практике идеальной модели специалиста, в силу объективных законов поступательного развития, быть не может, равно, как не может быть и идеально выстроенного процесса обучения профессиональному мастерству. Следовательно, чтобы достичь положительных результатов, необходимо руководствоваться
не застывшими приемами и методами обучения, а опираться на методические основы обучения профессиональному мастерству. Они заключаются в следующем: - обучение профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности направлено на подготовку деятелей культуры, несущих людям лучшие образцы мировой и отечественной культуры, личностно и общественно значимые формы досуга; - культурно-досуговое профессиональное образование – это не только получение широкого круга общенаучных знаний, знаний искусства, теории и
истории культуры, но и обучение конкретному мастерству; - основы профессионального мастерства специалиста культурно-досуговой деятельности закладываются в процессе как организаторско-преобразующей, так и художественно-творческой деятельности; - процесс обучения профессиональному мастерству в вузе культуры обеспечивается коллективным трудом преподавателей и практиков; - основой формирования профессионального мастерства является взаимосвязанный процесс: преподаватель – студент.
Методические основы обучения профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности также включают постановку и обоснование цели обучения исходя из той или иной модели специалиста и специализации, выявление необходимой взаимосвязи теоретической и специальной подготовки в условиях конкретной деятельности, определение роли, значимости и полезности учебных дисциплин в процессе обучения, содержание учебных дисциплин и налаживание межпредметных связей. Профессиограмма специалиста
Культурно-досуговой деятельности. Цели подготовки специалиста культурно-досуговой деятельности отражаются в квалификационных характеристиках, которые определяют область и виды профессиональной деятельности выпускника. Основу методологии квалификационных характеристик специалиста культурно-досуговой деятельности составляет активно-деятельностный подход к целостному технологическому процессу. В настоящее время уже проведена апробация целого ряда квалификационных характеристик специалистов:
"Менеджера-постановщика культурно-досуговых программ", "Постановщика, педагога спортивно-бальных танцев "и шоу-программ", "Менеджера-постановщика телевизионных шоу-программ и игр", "Менеджера-постановщика туристско-экскурсионных культурных программ", "Продюсера-постановщика концертных программ". Несмотря на столь широкий диапазон удалось определить
общую методологическую базу квалификационных характеристик этих специалистов. Профессиональное мастерство в культурно-досуговой деятельности – это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, но, достигая его, он старается достичь еще более высоких вершин. Следовательно, предела для совершенствования мастерства нет. Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет понятие "мастерство" как высокое искусство
в какой-либо области, а "мастер" – как специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Методические обеспечения Культурно-Досуговой деятельности. Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение – понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
Профессионально-предметная практика предопределяет обновление методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется ценностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и приемы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько направлений методической мысли и практики.
Совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечивается определенная организация культурно-досуговой деятельности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позволяет в определенном порядке и системе использовать приемы и способы профессиональной деятельности. Одним из главных свойств профессионального мастерства является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой.
Так, для современной деятельности специалистов в области досуга характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-досугового процесса, ориентированными на конечный "продукт культуры" в его общественном значении. Соответственно подготовка менеджера-постановщика культурно-досуговых программ в университете охватывает весь цикл работ над культурно-досуговой программой – от идеи до законченной программы – и дает возможность
каждому студенту поработать на всех стадиях цикла: изучения потенциальной аудитории, поиска идеи, разработки сценария, режиссерского решения и его воплощения. Это способствует более обоснованному и успешному выбору студентами профиля трудовой деятельности, позволит им глубже понять потребности коллег по творческому цеху, разовьет у них способность к коллективной работе. Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Для более глубокого усвоения данной темы и изучаемого курса в целом необходимо знать часто встречающиеся в процессе изучения учебного материала такие базисные понятия, как метод и методика. В общем понимании метод можно рассматривать как способ достижения цели, решения конкретной задачи, или совокупность приемов, операций практического освоения (познания) действительности. В философии методом называется способ построения и обоснования философского знания.
Идея метода была разработана еще философом Декартом. Он указывал: "Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и, без лишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно ". В культурно-досуговой деятельности метод можно охарактеризовать как способ или совокупность способов
и приемов воздействия на участников культурно-досуговой деятельности через конкретные формы. Иными словами, методы рассматриваются как приемы, с помощью которых решаются цели культурно-досуговой деятельности. Неоднородный, разноплановый характер культурно-досуговых программ, в которых используются и музыка, и устное слово, и кино, и хореография, и средства наглядности, предопределяют совокупность применяемых средств, способов и приемов. Однако методика культурно-досуговой деятельности – это не совокупность
методов. Методы являются структурным компонентом, частью методологии культурно-досуговой деятельности, а методология нами рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методика же является механизмом реализации методов. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. Процесс методического обеспечения культурно-досуговой деятельности представляет собой целостную систему,
включающую множество элементов, находящихся между собой в отношениях и связях, образующих определенную целостность и единство. Система методического обеспечения – это совокупность разноуровневых методических органов различных ведомств, объединенных едиными целями, объектом, средствами, методами и формами деятельности, находящимися в постоянном взаимодействии. Система методического обеспечения формировалась постепенно. Период ее становления и развития охватывает довольно значительный исторический период.
Первые признаки методической деятельности в России в области культуры начали появляться в начале нынешнего века. Это были народные дома, где работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Народный дом, как правило, располагал зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имел набор народных инструментов. Большой интерес вызывало театральное искусство. В народных домах создавались и работали народные театры.
Сподвижниками развития самодеятельных театров выступали видные общественные деятели, работники культуры и искусства. Среди них: В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и другие. Их усилиями не только создавались народные театры, но и вырабатывались основы определенной системы оказания им постоянной методической и организационной помощи. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности.
Методические центры, кабинеты, методические органы различных ведомств используют разнообразные методы и средства оказания помощи учреждениям культуры в улучшении содержания их работы. Специалисты методических центров выезжают непосредственно в учреждения культуры, где оказывают практическую помощь в организации и проведении мероприятий, дают консультации, помогают найти и использовать наиболее перспективные направления в работе, организуют семинары, практические занятия, выявляют недостатки,
помогают в их устранении. В местах расположения учреждений культуры методисты изучают культурные запросы населения и определяют возможности их реализации в условиях культурно-досугового учреждения. На базе лучших учреждений культуры, коллективов художественной самодеятельности методисты апробируют, а затем и внедряют в практику результаты исследований, передовой опыт, новую методику и формы работы. Методические органы выступают организаторами смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества,
выставок, циклов мероприятий, праздников и многих других культурно-досуговых, информационно-просветительских и развлекательных мероприятий. Сложилась положительная практика проведения регулярных учебно-методических мероприятий, таких, как учеба руководителей коллективов художественного творчества различных жанров. Методические центры ведут методико-аналитическую работу на основе материалов, получаемых из учреждений культуры, результатов научных исследований отраслевых научных и учебных центров культуры.
Большое место в деятельности методических центров занимают разработка и выпуск методических материалов в помощь работникам культурно-досуговых учреждений. Данная деятельность основана на повседневном изучении конкретного практического опыта лучших учреждений культуры с учетом новейших научных достижений. Система повышения проф.мастерства. Одной из главных задач методической работы является совершенствование профессионального уровня работников
культуры, повышение их квалификации и уровня общекультурного развития, расширение научного кругозора. Вопрос о переподготовке кадров всегда актуален. Развитие общества и повышение компетентности специалистов являются понятиями неразделимыми. Успешное обновление всех сторон жизни страны в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко каждый человек проникается пониманием необходимости радикальных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно будет работать на своем участке.
Эти проблемы затрагивают и культурно-досуговую деятельность, относятся к работникам учреждений культуры. Эта категория работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы более чем другие нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом. Одним из немногих действенных механизмов, способных решить эту задачу, является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В нее входят: совершенствование профессионального мастерства
кадров культуры, имеющих профессиональную подготовку, профессиональная переориентация и обучение профессиональному мастерству кадров, имеющих не специальную подготовку или опыт работы в других отраслях народного хозяйства; освоение профессиональных навыков и введение в профессию для части кадров, не имеющих никакой профессиональной подготовки. В стране создана система повышения квалификации, которая отвечает таким требованиям, как: всеобщий охват всех категорий работников; непрерывность, обеспечивающая постоянный рост профессионального
мастерства; разносторонность, то есть повышение не только профессионального мастерства, но и общекультурного уровня кадров; дифференцированность; разнообразие форм и методов обучения. Эта система включает в себя различные уровни и формы повышения квалификации. Это институты, факультеты, курсы (очные, заочные), стажировки, семинары, школы передового опыта, творческие школы и т.д. Информационное обеспечение научно-методической деятельности.
Успешная работа учреждений культуры во многом зависит от того, насколько оперативно внедряются в практику новые достижения науки, передовой опыт. Своевременное и дифференцированное информирование работников культуры о теоретических разработках, достижениях практики является главной задачей органов научной информации. Само понятие "информация" следует рассматривать как совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях и их взаимосвязи.
Однако информационная обеспеченность сферы культуры, культурно-досуговых учреждений не отличалась высокой насыщенностью. Отставало справочно-информационное обслуживание, учреждения культуры не обеспечивались полноценной текущей библиографической, реферативной и обзорной информацией. Между тем, у многочисленной армии работников культуры есть потребность в систематической информации. Нельзя сказать, что эта категория работников совсем не имела информационных материалов.
Им предоставлялась возможность получать ее по частным запросам. В основе информационного обслуживания лежали традиционные формы, связанные, главным образом, с услугами библиотек различных уровней; Перестройка информационной деятельности заключалась в переходе от системы информационного обслуживания к системе информационного обеспечения, от удовлетворения запросов работников культуры к опережающей информации по проблемам культурно-досуговой деятельности.
Процесс доведения объективно необходимой информации до потребителей может быть эффективен лишь в том случае, если он осуществляется на основе глубокого информационного анализа обслуживаемых проблем. В результате такого подхода создаются условия для превращения неорганизованного, пассивного процесса информационного обслуживания, что характерно для работы на основе отдельных заявок, в управляемый целенаправленный комплексный процесс информационного обеспечения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |