Реферат по предмету "Разное"


"Дифференциация фонем ж – З, имеющих акустико-артикуляционное сходство" (здоровьесберегающие технологии на занятиях по логопедии.)

"Дифференциация фонем Ж – З, имеющих акустико-артикуляционное сходство" (здоровьесберегающие технологии на занятиях по логопедии.) Цели: 1. Формирование полноценных представлений о фонемах Ж и З в сравнении сходства и различия артикуляции. 2. Закрепление знаний о звуко - буквенном и слоговом составе слова. 3. Обогащение словаря и формирование грамматических категорий (многозначность слова).Развитие связной речи в процессе всего занятия: объяснение детьми учебной задачи; диалог с логопедом, с товарищами; составление общего рассказа “Весеннее настроение”. Воспитывать самоконтроль, взаимопомощь, развивать наблюдательность к языковым конструкциям, орфографическую зоркость.Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, сигнальные фонарики с буквами Ж и З, рабочие тетради, конверты с картинками для фланелеграфа или магнитной доски (см. наглядно-дидактическое пособие “Времена года” З.Е. Агранович.) кукла Незнайка. Ход занятияI. Организационный момент.Упражнение «Филин». Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз. Упражнение «Метелки». Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста: Вы, метелки, усталость сметите, Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.) Упражнение «Штанга». Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление - приятно! Упражнение «Любопытная Варвара».Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - тут немного отдохнет.Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!Возвращается обратно - расслабление - приятно!Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!Возвращается обратно - расслабление приятно!Шея не напряжена и расслабленна... Незнайка загадывает графическую загадку. На доске записано слово визжат элементами букв.Если дети затрудняются, логопед без звука артикулирует это слово. Объяснение многозначности этого слова.Логопед: Слово визжат имеет несколько значений. Визжат тормоза автомобилей. Визжат дети в бассейне. Визжат поросята в луже.Объяснение важности правильного артикулирования слов для правильного их написания.Логопед: Слышится [ вижжат], артикулируем - в и з ж а т , пишем – визжат,(проверочное слово визг ).Сформулировать тему занятия и записать её на доске. “ Звуки и буквы Ж – З”.^ II. Основная часть.1. Беседа по теме.а) Характеристика артикуляции звуков Ж - З в сравнении по способу образования звука и положению органов артикуляции.Логопед: Посмотрите на плакаты с символическим обозначением положения органов артикуляции для звуков Ж – З.Упражнение «Хоботок». Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны. Упражнение «Лягушки». Тянем губы прямо к ушкам! Потяну - перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны... Объясните опасное сходство и различие в артикуляции этих звуков.б) Проговаривание чистоговорок с заданием по замене звуков Ж на З.^ В живом уголке жили ужи да ежиПроговаривание чистоговорок с заданием по замене звуков З на ЖЗоя зайкина хозяйка , спит в тазу у Зои зайка.в) ^ Воспитательный момент. Беседа о важности своевременного исправления дефектов звукопроизношения.г) Характеристика звуков Ж – З с выделением орфограмм в слове:[ Ж ] - согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый; о р ф о г р а м м а ЖИ [ З ] - согласный, звонкий, парный по твёрдости – мягкости, парный по глухости – звонкости (парный глухой звук С )Создаёт в слове о п а с н о е место, если звонкий согласный звук находится в к о н ц е слова ( глаз -[ глас] ) или п е р е д глухими парными согласными ( салазки -[саласки] ).2. Закрепление навыка дифференциации фонем Ж – З на письме, совершенствование графо-моторных навыков.Упражнение «Бабочка». Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд. Упражнение «Рыбка». Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо - влево, вперед -назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15 - 20 секунд. Упражнение « Аплодисменты». Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15 - 20 секунд. Логопед: Незнайка приготовил для вас игру – перепутаницу “Угадай букву”(детям предлагается узнать из букв написанных друг на друге буквы сходные по начертанию с Ж и З )Запишите эти буквы в строчку. Буквы опасные для Ж в одну строку ( к, х, с) ( прописные варианты)Буквы опасные для З в другую строку(^ Е,е.с ,д) ( прописные варианты)3. Физминутка с мячом.Игра “Замени звук”Логопед - дети логопед - детиразок – рожок, лужа – лузадержать – дерзать, жевать – зеватьрожа – роза, выживать – вызыватькозы – кожи, долежать - долезать4. Упражнения в дифференциации фонем Ж –За) Устный диктант с сигнальными фонариками с буквами Ж и З.Логопед: Внимательно слушайте слова и поднимите фонарик с той буквой, звук которой услышите.^ Кружево, кружат, гнёзда, побежал, журчат, нож, таз, завод.Упражнение «Считалочка». Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать. Крепкие и дружные, Все такие нужные, На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять.б) Объяснительный диктант.Логопед: Внимательно слушайте слова, объясните орфограмму и запишите их в нужный столбик.^ Резкий, неуклюжие, журчат, озарило, ,зайчиха.5. Объяснение детьми многозначности слова сажать используя слова в таблице. сажать пассаж-ро(ф,в) ( ж,з)емляникуподсне(з,ж)ники са(з,ж)енцы(ж,з)аворонка на клумбу в теплицу в грузови(к,г) в клее(т,д)ку на гря(т,д)куна лу(ж,з)айку (Устно). Объяснить орфограммы.6. Самостоятельная работа по карточкам ( в парах)Логопед: Внимательно прочитайте предложения, записанные в карточке, посоветуйтесь с товарищем. Правильно прочитайте предложения .Запишите своё предложение в тетрадь.- ора, по про-рачной, -апустил , бума-ные, воде, кораблики.и, над гнё-дами, стри-и, -аворонки, кру-ат .-елёное, в, кру-ево, лес, оделся.лу-айку, на, вывела, двух неуклю-их, медведица, медвежат.7. Физминутка Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать! А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем. Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» - на все на свете. А теперь мы приседаем и колени разгибаем. Ноги до конца сгибать! Раз — два - три - четыре - пять. Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! Мы размяться были рады, но пора опять за парты.8. Работа по развитию связной речи.Логопед: Мы будем составлять общий рассказ-описание по картинке, которую прислал Незнайка.Но для этого вы должны выполнить логопедические задания.- Посмотрите на картинку (картинка “Весна” З.Е. Агранович) и прочитайте название рассказа, которое рассыпалось на слоги.( е, не, ве,сен) (ни,е, стро,е,на) / “Весеннее настроение”/- Откройте конверты с картинками по теме рассказа, составьте предложения по этим картинкам. (Устно).(Редактирование предложений, закрепление картинки на фланелеграфе или на магнитной доске. Общее изображение повторяет картинку “Весна”).- Расскажем Незнайке наш общий рассказ “Весеннее настроение”.(Дети проговаривают свои предложения широко артикулируя слова со звуками Ж и З)^ ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ.На небе сияет жаркое солнышко. Плывут розовые облака. Лес оделся в зелёное кружево. Над гнёздами кружат стрижи, жаворонки и зяблики. Зайчата с зайчихойгреются на солнышке. Медведица вывела на лужайку двух неуклюжих медвежат.Жора запускает бумажные кораблики по прозрачной воде. Весело журчит быстрый ручеёк. Зина и Азамат сажают деревца. В воздухе пахнет весной.^ Предлагаемые варианты дальнейшей работы с этим текстом:- Магнитофонная запись рассказа с последующим устным анализом звучания речи детей.- Запись рассказа с опорой на картинку с проговариванием орфограмм по типу объяснительного диктанта.- Запись рассказа по памяти самостоятельно с опорой на картинку.(Можно перенести письменную работу с текстом на следующее занятие или продолжить её во время индивидуально-подгрупповых занятий.)III. Итог занятия.1. Уточнение цели работы на занятии.2. Закрепление знаний о многозначности слов: сажать, визжат, серёжки.3. Выяснение у детей наиболее сложных и наиболее интересных моментов работы.4. Игра с солнечными зайчиками. (Полякова И.Н., учитель-логопед)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.