Содержание:1. Особенностивоспитательной работы в системедополнительного образования детей…………………… с. 22. Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединении……………………………….... с. 43. Методика работы с детским коллективом………….... .с. 54. Педагогические приёмы, использование которых поможет педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива…………………….. с. 65. Методы, средства и принципы воспитания………….. с. 86. Приложение…………………………………………..... с. 117. Список использованной литературы…………………. с 1516Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образования детей"Дом детского творчества" Особенностивоспитательной работы в системе дополнительного образования детейг. В. Волочёк2010 годОсобенностивоспитательной работы в системедополнительного образования детейВоспитание правомерно рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приёмов поведения.Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребёнка).^ Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование - не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.^ Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.^ В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются:- профессиональное воспитание;- социальное воспитание.2Список использованной литературы:Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77) с. 63-7315 Стремление к самореали-зации социально – адекватными способами. Стремится передавать свой интерес к занятиям и опыт другим. Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков. Проявляет удовлетворение своей деятельностью. С желанием показывает другим результаты своей работы. Соблюдение нравственно – эстетических норм Соблюдает правила этикета. Развита общая культура речи. Проявляет общую культуру оформления своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т.д.) Выполняет правила поведения на занятиях кружка. ^ Итого баллов: Система оценок названных поведенческих проявлений: 0 баллов – не проявляется, 1 балл – слабо проявляется, 2 балла – проявляется на среднем уровне, 3 балла – высокий уровень проявления.14^ Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование у ребёнка:этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления её результатов;культуры организации своей деятельности;уважительного отношения к профессиональной деятельности других;адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов;знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребёнка:чувство причастности к коллективу, коллективной ответственности;умения взаимодействовать с другими членами коллектива;толерантности;желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;стремления к самореализации социально адекватными способами;стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).^ Названные позиции носят общий характер (т.е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки параметров воспитанности) с учётом специфики его деятельности.Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности обучающихся детского объединения дополнительного образования (Приложение 1).3^ Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединенииПерсональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребёнок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:помогает ребёнку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нём достойное место;выявляет и развивает общие и специальные способности детей, его потенциальные возможности;формирует в ребёнке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создаёт каждому «ситуацию успеха»;развивает в ребёнке психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий; формирует у обучающихся способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы; создаёт условия для развития творческих способностей ребёнка.Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы:4 Социальная ответственность Коллектив-ная ответствен-ность. Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.). Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера. Участвует в выполнении коллективных работ. Старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ. Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы. Умение взаимо-действовать с другими членами коллектива. Неконфликтен. Не мешает другим детям на занятии. Предлагает свою помощь другим детям. Не требует излишнего внимания от педагога. Толерант-ность. Не насмехается над недостатками других. Не подчеркивает ошибки других. Доброжелателен к детям других национальностей. Активность и желание участвовать в делах детского коллектива. Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.) 13 Высказывает пожелания по улучшению работы. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельнос-ти и ее результатов. Стремится исправить указанные ошибки. Прислушивается к советам педагога и сверстников. Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы. Знание и выполнение профессионально- эстетических норм. Доброжелателен в оценках работы других. Не дает негативных личностных оценок. Стремится к помощи в работе другим Стремится к профессиональной оценке работы других. Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в бисероплетение. Осознание значимости своей деятельнос-ти как части процесса развития культуры (корпоратив-ная ответствен-ность). Украшает бисером свой внешний вид и быт. Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость). Проявляет творческий подход в работе. насколько регулярно ребёнок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточнить причины неявки); насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими воспитанниками.От этих, на первый взгляд мелочей, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым ребёнком педагог реализует цели и задачи процесса начального профессионального и социального воспитания и анализирует их результаты.^ Методика работы с детским коллективомДля формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия: вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребёнка; выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно; содержание и формы работы детского объединения могут при необходимости варьироваться.К тому же, именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной в соответствии с выбором профиля (направления), интересной для всех деятельности.Н 5 о названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылка создания детского коллектива. ^ Решающим же фактором является наличие у конкретного педагога желания осуществлять такую работу, продиктованного осознанием её необходимости для полноценного формирования личности ребёнка.^ Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:профессионал, который является для ребёнка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;личность, способная помочь обучающемуся стать самостоятельным и творческим человеком;воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника;лидер детского коллектива, целенаправленно влияющий на социальное становление каждого его члена.^ Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может: через создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребёнок ощущает себя необходимым и значимым; обеспечивая «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, необходимые для его самоутверждения в среде сверстников социально адекватным способом; используя различные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник приобретает социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях; через создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.^ Педагогические приёмы, использование которых поможет педагогу дополнительного образования в формировании детского коллективаОрганизация знакомства. Начинается эта работа с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в объединение, ещё мало знают друг друга. Следует провести небольшую игру-знакомство, в которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет немного о себе. 6Приложение 1.^ ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ СЕВЕРНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА МОСКВЫ)Название детского объединения ________________________________________Педагог _____________________________________________________________Фамилия, имя ребенка _________________________________________________ Возраст _____________________ Год обучения ___________________________ Направления воспитания Критерии воспитанности Параметры оценки воспитанности Оценка воспитанности учащегося начало середина конец учебного года 1 2 3 4 5 6 Профессиональная воспитанность Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов. Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения. Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме. Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность. Культура организации своей деятельности. Правильно и аккуратно организует рабочее место. Аккуратен в выполнении практической работы. Четко выполняет каждое задание педагога. Терпелив и работоспособен. Уважительное отношение к профессиональ-ной деятельности других. При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным. Подчеркивает положительное в чужой работе. 11^ 4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.^ 5. Принцип опоры на положительное в личности ребёнка. В соответствии с этим принципом при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.^ 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитания в группе в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.^ 7. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.^ 8. Принцип единства действий и требований к ребёнку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьёй и договориться о согласованных действиях. Кроме этого, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение и в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).10^ Разработка правил поведения и взаимодействия в детском объединении. Разработка происходит вместе с ребятами. Это может быть «Устав детского объединения», «Кодекс участника детского объединения» и т.д. Правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут осознанно ими соблюдаться без напоминаний педагога.^ Выработка системы передачи информации. Договорённость между участниками детского объединения и педагогом о системе передачи информации способствует формированию у каждого ответственности не только за собственную деятельность, но и других.^ Приём в ряды детского объединения. Традиционный ритуал – приём в ряды детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат отличительный знак участника объединения с изображением эмблемы объединения, познакомят с его летописью, историей, самыми успешными воспитанниками и т.д. Причём все используемые атрибуты детского коллектива – результат коллективного творчества детей и педагога.^ Выбор старосты, распределение поручений между участниками детского коллектива. Всё это поможет ребёнку почувствовать себя значимым для коллектива, ведь выполняться они будут для всех. Это могут быть несложные поручения: проверка готовности всех ребят к занятию, организация дежурств, раздача каких-либо материалов или предметов, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой – либо информации к определённой учебной теме и т.д.^ Организация форм работы с детьми, выходящими за рамки основного учебного процесса. Это может быть день рождения коллектива, прогулка по городу, тематический клубный день и т.д. Главное, чтобы в самом этом мероприятии, включая процесс подготовки, нашлось бы маленькое, но важное дело для каждого без исключения. 7^ Выбор относительно постоянного детского актива, который в значительной степени определит жизнедеятельность творческого объединения: инициатива в определении тематики не только массовых дел досугово-развивающего характера, но и учебной работы: подготовка выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов и т.д. Выбор детского актива должен иметь предварительную подготовительную работу. Она включает в себя: определение функций, состава, период деятельности, регулярность смены участников актива. После этого можно проводить выборы, создать положение об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.^ Организация выездных мероприятий. Это: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь все дети «на виду», от каждого из них зависит состояние всего коллектива, а вкладом каждого определяется общий успех. При организации детской группы в ходе таких мероприятий используют приёмы, которые были приведены выше, ведь работа с коллективом не зависит от места и сроков его деятельности.^ Методы, средства и принципы воспитанияМетоды воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребёнка, его сознания и приёмов поведения. Данные методы традиционно используются в работе педагогов дополнительного образования. ^ Классификация Ю.К. Бабанского, выделившего 3 группы методов по их месту в процессе воспитания:методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;8методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).Средства воспитания - это источники формирования личности. К ним относятся: различные виды деятельности (трудовая, игровая и т.д.); вещи и предметы; произведения и явления духовной и материальной культуры; природа; конкретные мероприятия и формы работы.Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы. В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:1. ^ Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.2. ^ Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию.9