ВЛАДИВОСТОК. "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" наконец-то увидела свет. Ее подготовка затянулась на несколько лет, но без этого документа долгосрочное планирование в десятке субъектов РФ было бы невозможно. О том, кто приедет работать на Крайний Север, перестанем ли мы оставаться сырьевым "донором" для стран Азиатско-Тихоокеанского региона и действительно ли инвестиционный потенциал в этой части страны близок к истощению, рассказывает заместитель министра регионального развития РФ Сергей ЮРПАЛОВ. - Сергей Юрьевич, каковы главные приоритеты упомянутой стратегии? - Мы говорим о стратегии, которая определяет концепцию развития государства на востоке страны. Ее главная цель - сформировать эффективную экономику и комфортную среду обитания на Дальнем Востоке, в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области. Этим территориям предстоит совершить настоящий рывок в экономике. Суммарный ВРП тут должен расти гораздо более ускоренными темпами, чем в среднем по России. В стратегии описано текущее состояние экономики и социальной сферы Дальнего Востока и Байкальского региона. Обозначены вызовы и угрозы, которые препятствуют приоритетному развитию с точки зрения геополитических интересов России. Для образования территориально-производственных кластеров по производству продукции с высокой добавленной стоимостью названы зоны опережающего экономического роста, где прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта РФ экономических специализаций. В стратегии особо выделена "океанская" специфика макрорегиона - в частности, важнейшая роль отводится рыболовству, перспективам развития его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота. Другая задача - повышение роли отрасли в формировании оптимальной структуры продовольственного баланса страны, в наращивании ее экспортного потенциала. Документом предусмотрена реализация ряда важных проектов, в частности - в судостроении. Речь идет о реконструкции и строительстве предприятий в порту Восточный, формирование Дальневосточной судостроительной лизинговой компании, Дальневосточного инновационно-технологического центра морских технологий. Важным представляется также строительство платформ по добыче нефти и газа на шельфе. Важнейшим проектом станет и создание автомобильного производства ОАО "Соллерс" во Владивостоке, где организуется автосборочное производство японских и корейских марок машин. Много ожиданий связано с авиастроением, в том числе производством самолетов "Суперджет 100" в Хабаровском крае. Кроме того, особая роль в использовании конкурентных преимуществ, модернизации экономики отводится формируемым научно-образовательным комплексам: Дальневосточному и Северо-Восточному федеральным университетам, Байкальскому центру нанотехнологий в Иркутске, Восточно-Сибирскому научно-образовательному комплексу в Улан-Удэ и др. Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счет создания двух центров высоких технологий федерального уровня и двух крупнейших агломераций Дальнего Востока. Отмечу, что этот процесс увязан с одновременным развитием фармацевтической промышленности, работающей на местном сырье. Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя к 2025 году возрастут в 3 раза.- А как, согласно стратегии, будут распределены трудовые ресурсы? На чем делается акцент: на привлечении местного населения или мигрантов? - Главную задачу, которую мы ставили в стратегии, - сделать так, чтобы и местное население не уезжало с насиженных мест, и профессиональные кадры приезжали из других регионов. Я считаю это вполне реально, учитывая объем предстоящих задач в средне- и долгосрочной перспективах. Этому будут способствовать преференции, которые помогут стимулировать миграцию трудовых ресурсов на Дальний Восток.- В проекте документа было обозначено, что "для реализации основных целевых установок базового сценария стратегии необходимо, чтобы доля Дальнего Востока и Байкальского региона в суммарных инвестициях увеличилась примерно в два раза". Это реально? - В первую очередь это будет сделано за счет увеличения объема привлекаемых инвестиций в экономику Дальнего Востока и Байкальского региона - таков основной экономический индикатор стратегии. В настоящее время показатель подушевого объема инвестиций в Дальневосточном округе и Забайкалье (26,4 тысячи рублей) превышает среднероссийский уровень на 117%. В результате реализации стратегии к 2025 году объем инвестиций в регион планируется превысить на 218%, чем в среднем по России. При разработке стратегии мы также исходили из того, что не столько преференции, сколько стимулирование вложения инвестиций в регион позволит решить геополитическую задачу закрепления и привлечения сюда экономически активного населения. В связи с этим степень участия государства в создании мощного инфраструктурного каркаса на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири будет неуклонно расти. Речь идет о широтных транспортных коридорах, проектах увеличения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также, что особенно важно, - создании меридиональных транспортных артерий, таких как железная дорога Беркатит - Томмот - Якутск. Строительство и модернизация автодорог, а также более интенсивное воздушное сообщение - все это улучшит транспортную доступность региона и позволит наращивать здесь транзитный потенциал. Для того чтобы обеспечить опережающее социально-экономическое развитие Дальнего Востока в энергетике, требуется, прежде всего, преодолеть изолированность отдельных энергообъектов. Хочу отметить, что в соответствии с названными приоритетами РАО "ЕЭС Востока" уже разработало проект своей корпоративной стратегии. Предусматривается, замечу, и реализация комплекса стратегических решений по расширению Единой системы газоснабжения страны на восток, начало которым положено сваркой первого звена газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Прогнозные экспертные оценки до 2020 года по добыче газа на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири позволили включить в документ создание крупных энергетических и газоперерабатывающих комплексов в Иркутской области, на Камчатке, в Республике Саха (Якутия), на Сахалине, в Хабаровском и Приморском краях. Масштабная газификация энергетики позволит отказаться от дорогих и неэкологичных источников энергии. Энергоемкость производств перестанет быть сдерживающим фактором их развития.- Каким образом предполагается строить отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона? - Наши интересы в области международного и приграничного сотрудничества в АТР обозначены четко. Мы видим этот макрорегион не как сырьевой придаток динамично развивающихся соседей, а как геостратегический центр сопряжения экономик на выгодных для России условиях.- Дальний Восток - единственный федеральный округ, где в 2009 году был зафиксирован рост промышленного производства. Однако ряд экспертов предостерегают, что инвестиционный потенциал региона практически исчерпан. Вы разделяете эти опасения? - Конечно же, нет! Значительное место в стратегии отведено комплексным проектам территориального развития в рамках зон опережающего экономического роста и опорной сети поселений. В частности, речь идет о поддерживаемом средствами Инвестфонда России проекте "Южная Якутия", который носит межотраслевой характер и способен дать мощный толчок в экономическом развитии России в целом. В стратегические планы входит также создание крупного межрегионального горно-металлургического территориально-производственного комплекса в Забайкалье на базе Удоканского месторождения. Решение этой и других связанных задач позволит задействовать Байкало-Амурскую магистраль в полном объеме на всем ее протяжении. Увеличение глубины переработки природных ресурсов, наращивание добавленной стоимости, структурный маневр в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей являются безусловным стратегическим приоритетом социально-экономического развития данного макрорегиона. Дальний Восток и Восточная Сибирь в долгосрочной перспективе станут крупнейшими центрами развития химической промышленности и нефтегазохимии. Эти направления и проекты можно перечислять до бесконечности, так что ни о каком исчерпании инвестиционного потенциала даже говорить не приходится.Ольга БУХАРОВА