Тема урока: "Горные породы, слагающие земную кору"Цели: 1.сформировать представление об отличиях минералов и горных пород 2. сформировать представление о происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород 3.научить различать горные породы по их свойствам 4.расширять кругозор учащихся в геологииОборудование: раздаточный материал, демонстрационный материал г.п., шкала твёрдости Мооса, свойства г.п. Ход урока1. проверка предыдущего домашнего задания: карточки с задачами, "найти соответствие"-работа у доски2.новый материал: На прошлом уроке мы рассмотрели внутренние строение Земли. Вспомним: -из каких частей состоит Земля, -как называется оболочка, которая состоит из верхней части мантии и земной коры, -какой бывает кора, чем они отличаются друг от друга?Раз эта оболочка каменная, чем же она сложена? (твёрдыми г.п.) Итак, как вы уже поняли, земная кора состоит из г.п. и тема урока звучит так: "Горные породы, слагающие земную кору"Расшифруем понятия на доске: горные породы, минерал, полезные ископаемыеМожно ли сказать, что з.кора сложена горными породами, минералами, полезными ископаемыми? Да! Все эти образования твёрдые и действительно слагают з.кору. Земная кора состоит из более чем 2000 видов г.п и минералов. Они отличаются друг от друга цветом, весом, твёрдостью, блеском, горючестью, растворимостью и происхождением.На ваших столах лежат г.п. и минералы, посмотрите чем они схожи и чем отличимы.Первые г.п. на Земле появились от извержений лавы. Именно из лавы и магмы образовались магматические горные породыМагматические г.п. делятся на 2 группы: глубинные, образуются на большой глубине, магма медленно застывает и формируются крупнокристаллические г.п., плотные, тяжёлыепонятие и примеры прикрепляются на магнитную доску( гранит, сиенит), рассматриваются образцы на столе излившиеся образуются на поверхности в момент излияния магмы, магма застывает быстро и формируются мелкокристаллические г.п.понятие и примеры прикрепляются на магнитную доску(базальт, пемза, обсидиан- вулканическое стекло), рассматриваются образцы на столеСправка № 1 Магматические г.п.гранит-..., обсидиан-..., пемза-...(выступление учащихся)А могут ли разрушаться эти твёрдые, плотные и тяжёлые г.п.? Что может повлиять на разрушение?(показываем таблицы с процессами выветривания, подтверждающие слова учащихся)Разрушаясь, магматические г.п. будут превращаться, сами этого не подозревая, в обломочные, осадочные г.п.На магнитную доску прикрепляются понятия и примеры г.п., рассматриваем образцы на столеОсадочные г.п. делятся на 3 группы: обломочные, являются обломками магматических г.п.(глина, песок, гравий и др.) химические, образующиеся из водных растворов минеральных веществ(гипс, поваренные и калийные соли и др.) органические, образующиеся из остатков растений и животных, накопившихся за млн.лет на дне рек, озёр, морей(горючие, мел, известняк, торф, песчаник, глинистые сланцы)Справка № 2 Осадочные г.п.известняк-..., нефть-..., каменный уголь-...(выступление учащихся)Вот мы уже рассмотрели 2 группы г.п Где образуются магматические г.п.?(внутри з.коры) Какая там t и давление?(высокое) А что произойдёт с г.п., если их переместить в другие условия?(t и давление изменятся, т.е. г.п будут разрушаться и превращаться в осадочные)А если осадочные г.п. окажутся на большой глубине?(тоже будут изменяться)Пример с пластилиномТакие г.п., которые превращаются, претерпевая изменения именуются метаморфические(гранит- гнейс, известняк- мрамор, песок- песчаник- кварцит)На магнитную доску прикрепляются понятия и примеры г.п.Справка № 3 Метаморфические г.п. мрамор-..., кварцит-...)Таким образом мы рассмотрели 3 группы г.п., которые отличаются друг от друга своим происхождением. Сделаем вывод: земная кора сложена г.п. и минералами. Глубинные части з.к. образуют магматические и метаморфические, а поверхностный слой- осадочные. Часть г.п. уже является полезной и необходимой для человека, другую часть г.п. ещё предстоит разгадать и научиться их использовать.Закрепление: Почему г.п. называются горными, хотя некоторые добываются на равнинах? Стоит ли беречь богатства земных недр, ведь их ещё очень много?Выполнение практической работы" Определение г.п."1.познакомиться со свойствами г.п.2.изучить образцы и зафиксировать результаты исследований в таблицу3.сделать вывод о связи свойств г.п. и минералов и происхождений.