Тема: "Полезные ископаемые Ростовской области"Цели: продолжить формирования знаний учащихся о природе родного края;познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области и их месторождениями;формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;способствовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой Родине.Оборудование: коллекция полезных ископаемых;карточки с названиями полезных ископаемых;диск с презентациейатлас Ростовской области;учебное пособие. I. Мотивация. ^ (СЛАЙД №1)"Ты знаешь край, где всё обильемГде реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет,В вишнёвых рощах тонут хутора,Среди садов деревья гнут долу…И до земли висит их плод тяжёлый"(А.К.Толстой)II. Выход на тему.Мы продолжаем изучать природу родного края. Определим тему нашего урока. Для этого предлагаю ответить на вопросы.Третья планета солнечной системы. (Земля)Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями).Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?Тема урока: "Полезные ископаемые Ростовской области". (СЛАЙД №2)Какова площадь Ростовской области? (100,8 тыс. км 2 ) Наш край занимает большую площадь и конечно в недрах её земли есть полезные ископаемые. Сегодня на уроке мы узнаем, чем богата донская земля? И где используют её богатства.^ III. Работа по теме. 1. Какое слово лишнее? Почему? (СЛАЙД№3)Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф. (СЛАЙД№4)Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Но в начале проверим, насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые. ( Словарный диктант).Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.Самопроверка. Оценивание. (На экране) (СЛАЙД №5)Молодцы! Один из основных инструментов геолога - это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые. (атлас страница №3)Ответы детей.На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (топливные, строительные) Распределите полезные ископаемые на группы. (СЛАЙД №6)2. Каждая группа геологов поработает с картой и выявит месторождения: 1 группа – природный газ 2 группа - известняк 3 группа – песок и глина 4 группа – угольКарточка – "помогайка" (для каждой группы):Название.Свойства (основное).Способы добычи.Применение.Месторождения на территории Ростовской области.3. Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов. (СЛАЙДЫ №7 - №10)4. Обозначение полезных ископаемых на контурной карте. (СЛАЙД №11)5. Перечень полезных ископаемых был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи и минеральные воды, которые обнаружены на территории области. (СЛАЙД №12) Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска. Также в области известно более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны жителям нашего региона и за её пределами. ("Аксу", "Аксинья", "Иверская", "Пухляковская", "Вешенская") (СЛАЙД №11)^ Обозначение на контурной карте.Вывод: (вернуться к слайду № 6 ). (СЛАЙД №6) В какую группу мы можем отнести минеральные источники и лечебные грязи?Богата Донская земля своими недрами. Славу ей принёс каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы.IV. Рефлексия. А далее нас ждёт серьёзная работа. Мы будем строить здание, но оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.