Семинар-лекция"DVD технологии и цифровое видео в ОУ: с чего начать, область применения, средства и хитрости"СОДЕРЖАНИЕ:ВведениеТехнические средства необходимые для работы с видеоОборудование для видеосъемкиВидеокамераАккумуляторыЗарядное устройствоОптика и фильтрыФункция – ФОТОАдаптер питания от сети переменного токаДОК – коммутационная платформаКоммутация с устройствами, интерфейсные кабелиПульт дистанционного управленияЧистящие средстваКейс для хранения и транспортировкиПриспособления для ведения съемкиШтативРучные, пристяжныеЗащитный кофрЭкран-маска, для комбинированной съемки и монтажаОборудование дополнительного освещенияНакамерный светСтационарный светОборудование для статичных изображенийФотокамераСканерОборудование для воспроизведения - записиМикрофонDVD проигрывательВидеомагнитофонКинопроекторПроекционный экранДиктофонАудио- магнитофонПроигрыватель грампластинокМикшерский пультОборудование для оцифровкиПКПлата видео-захватаTV-тюнерПорт 1394Программное обеспечениеОперационная системаПодготовка видео, видеомонтаж.Подготовка аудио, аудио- монтаж.Создание конечного видео.ВведениеСегодня ответ на вопрос: «Почему в образовательном учреждении (далее ОУ) необходимо переходить на цифровые технологии?» - не вызывает затруднений и сомнении при ответе на него, по сравнению семью-восемью годами ранее: Срок хранения 10-ки лет, Удобство тиражирования Низкая стоимость тиражирования, Удобство передачи, обмена, Возможность ИНТЕРНЕТ-трансляции, Удобство, технологичность, применения в публичных выступлениях Распространенность, доступность широкому кругу лиц Где в ОУ могут применяться цифровое видео и аудио? Видео архив открытых уроков, Пособия к урокам, Методические пособия, Творческие работы к изучаемым предметам, Школьное телевидение, радио, Рекламные ролики о деятельности кружков и т.п., Видео- отчеты о проводимых мероприятиях, Телеконференции, теле- мосты (между школами) Электронная газета . . .Этот список содержит видную невооруженным глазом, надводную часть айсберга под названием - цифровые технологии. По мере вашего профессионального роста и изучения цифровых технологий – этот список дополнится новыми позициями. Так же, думаю, вам захочется дополнить этот список конкретизирующими подпунктами. Ведь в этом случае список, из набора общих фраз, приобретет вид плана к конкретным действиям.И так:Понимание необходимости перехода к цифровым технологиям – естьЖелание – естьДенег – нет, не дают и т.п.Если вы хотите, чтобы ваше детище росло и развивалось, думаю, самое главное не допустить его превращения в «денежную яму». Технически прогресс не стоит на месте, поэтому, надо стараться вкладывать денег ровно столько, сколько в состоянии освоить и получить конечный результат – продукт. Каждый результатпокажет ваши возможности как специалиста,даст материал для оценки трудоёмкости процесса производствапокажет актуальные точки будущего вложения средствИсходя из всего вышеизложенного, предлагаю первым делом, сделать следующее:оценить свои знания и способности в этой области, отметить проблемные зоны,понять какой результат – продукт хотите получить,составить предварительный список источников информации – знаний,оценить уже имеющую материальную базу,составить список необходимого оборудования и программного обеспечения, и выделить в нём самое актуальное то, что должно быть приобретено сразу,определиться, если возможно, с доступной для вложения денежной суммой,получить представление о тенденции развития техники,составить перспективный план закупки – технического оснащения.Вот я и подошел к теме последующего материала. Предлагаю рассмотреть список необходимых технических средств для создания цифровой лаборатории и который может лечь в основу развития этого направления в ОУ.^ Технические средства необходимые для создания цифровой лабораторииПостараемся сделать несколько дел одновременно:Познакомиться с существующими терминамиСпособами коммутации для передачи информацииСуществующими возможностями (что можем получить в результате)Что необходимо для снижения затрат как материальных, так и физических.Оборудование для видеосъемкиВидеокамера Камеры модно подразделить на: Профессиональные. (В основе лежит качество, надёжность, длительность и стабильность работы. Расплата – высокая цена 10-ки тысяч долларов, вес.) Полупрофессиональные. (В основе лежит качество, надёжность, длительность и стабильность работы, мобильность. Расплата – высокая цена - до 10 тыс. долларов, вес.) Любительские. (В основе лежит - качество удовлетворяющее не профессионального пользователя, мобильнось, компактность. Расплата – быстрая изнашиваемость механики, отличное качество только при идеальных условиях. На текущий момент оптимальными цена- качество-удобство являются, на мой взгляд, камеры работающие в формате miniDV Т.к.: Формат miniDV предполагает высокое качество изображения доступное пользователю Видео пишется как есть, без дополнительной аппаратной обработки (сжатия) как, например на DV, HDD камерахПри съемке подряд нескольких мероприятий объем записываемой информации диктуется количеством кассет miniDV в запасе, а не объёмом внутренней памяти устройства (особенно актуально в полевых условиях, когда нет возможности скачать в компьютер).Возможность хранения архива исходного материала до момента получения окончательного продукта, позволяет застраховаться от возможных потерь во время монтажа и восстановить утерянные фрагменты не задействуя ресурсов видеокамеры.Ценовая доступность, особенно в любительском разряде.Аккумуляторы Никогда не знаешь точно сколько, на самом деле, продлится мероприятие. Входящий в первичный комплект поставки аккумулятор обеспечивает видеосъемку примерно длительностью в 1 час. Если используются функции приближения - удаления, ЖК экран, постоянное включение выключение, то аккумулятора может не хватить и на одну кассету (60мин) Рекомендую сразу приобрести 1-2 аккумулятора большой емкости, которые обеспечат, на сегодняшний день, непрерывную работу, хотя бы, в пределах 8 часов. (В общем чем больше тем лучше) Оптимально иметь в наличии комплект из 3-х аккмуляторов:Из комплекта поставки (резерв на чрезвычайный случай)Два, максимально возможного объема, на момент покупки, для постоянной работы и замены Необходимо помнить:Дополнительная нагрузка, а следовательно быстрый разряд аккумулятора, является следствием работы: с ЖК экраном,Применение функции приблизить-удалить, перемотка в режиме просмотраЧастое полное включение и выключение камерыНакамерный или встроенный свет (при питании от аккумулятора камеры)для долгой службы аккумуляторов, их необходимо «тренировать» - полностью разряжать во время работы, и, соответственно заряжать.При долгом хранении с аккумулятора происходит утечка зарядаБольшее количество аккумуляторов необходимо только в том случае, если планируются поездки с отсутствием возможности подзарядки от стандартной сети электропитания.При выезде за рубеж необходимо помнить о электро-совместимости (наличие ~220V в месте пребывания – не факт)^ Зарядное устройство По умолчанию, в выключенном режиме при подключении видеокамеры к электрической сети и подсоединенном к ней аккумулятором, происходит подзарядка аккумулятора. Это не очень удобно, если в данный момент есть необходимость видеосъемки, а ресурсы аккумуляторов на нуле. Чтобы такого не произошло, необходимо дополнительно приобрести зарядное устройство, желательно с быстрой подзарядкой. В этом случае, пока вы снимаете с одним аккумулятором, другой заряжается. Некоторые могут заметить, что можно снимать подключившись к сети электропитания. Да можно, но нужно ли? В этом случае:вы как на привязи,зависите от длинны шнура электропитания,зависите от качества соединения (возможен разрыв контакта)Оптика и фильтры Продлить работу с камерой и расширить её возможности возможно с помощью специальных насадок на объектив:Защитный фильтр – используется для защиты фотоэлемента камеры от попадания на него ультрафиолета, что приводит к его быстрой изнашиваемости.Теленасадка – в зависимости от коэффициента (множителя) увеличивает дальность съёмки.Широкоугольная насадка - «рыбий глаз», увеличивает угол обзора камеры. Позволяет вести съемку в небольших помещениях, охватывая максимально возможное пространство при минимальных искажениях (если угол обзора увеличивается с коэффициентом 0,6 или 0,7, для высококачественных насадок).Светофильтры желтый, зелёный, дымчатый – влияют на получаемое изображение: его четкость, глубину, насыщенность и т.п..^ Функция – ФОТО Если речь не идёт о профессиональной фотосъемке, а есть необходимость получить изображение для последующего оформления конечного продукта, создания меню и заставок, публикации в интернет и т.д. (т.е. там где нет необходимости в высоком качестве, разрешении, изображения) То выбор камеры с этой функцией однозначен. Технологии не стоят на месте, поэтому, качество фотосъемки возрастает и на сейчас в продаже можно встретить видеокамеры с матрицей от 0,3 до 3 мегапиксел. Чем пиксел больще тем лучше, но всеравно на качество фото существенное влияние будут оказывать освещение во время съемки, объектив камеры, технология матрицы (матриц) применяемая в камере. Т.к. фото пишется на отдельный носитель – карту памяти, необходимо помнить, что чем больше объем карты памяти, тем больше период ожидания готовности камеры к съёмке следующего кадра (увеличивается время сохранения на карту)^ Адаптер питания от сети переменного тока Позволю себе , ещё раз напомнить о различиях сетей электропитания между нашей и другими странами.Коммутация с устройствами, интерфейсные кабели Разъемы которые могут находиться на корпусе камеры:Гнездо A/V универсальный разъём IN/ OUT, позволяет поизводить как одновременную запись видео и аудио, так и раздельную, только аудио или только видео.С него для воспроизведения или записи на другом устройстве снимается сигналНа него для записи на камеру (или через неё) с других устройств подается сигнал Кабель предназначенный для этого с одной стороны заканчивается специализированным разъёмом A/V, а с другой стороны разветвлением на 3 разъёма типа – «тюльпан» и один разъем S Video. В зависимости от режима работы камеры разъём A/V работает в режиме исходящего или принимаемого сигнала.Гнездо DV (i.Link, он же 1394, Fireware с пометкой mini) позволяет производить запись аудио и видео, не разделяя их, и управлять камерой и процессом записи, например, через интерфейс программы или другое устройство.Гнездо Lanc(голубого цвета) для управлением движением ленты на видео- и периферийных устройствах подключенных к этому гнезду. Гнездо USB (часто расположено не на камере, а на Doc station (специальной подставке).Гнездо DC IN – гнездо питанияРазъем интерфейса, для подключения Doc stationРазъём для подачи питания на вспомогательные устройства, например, видеоподсветка, вспышка, микрофон)Гнездо Jack stereo 2,5” для контроля принимаемого камерой аудио. Другой способ контроля - по уровню записи аудио, через ЖК дисплей.Гнедо Аудио – красное и белое 2 гнезда – 2 канала, т.е. стерео, если пишем на моно, используем только одно гнездо.Гнездо видео – желтоеГнездо S-videoПульт дистанционного управления Очень удобно для скрытой видеосъемки, если сами себе режиссеры и артисты и т.п., что удобно делать с его помощью.Чистящие средстваКассета для чистки магнитной головкиЧистящий компакт или DVD дискСредства по уходу за оптикой Следует помнить, что чистка – это устранение мусора, запыления, а не «надраивание до блеска». Поэтому всё делаем только по мере необходимости, что бы не повредить полезного слоя.Кейс для хранения и транспортировки камеры Самое главное при выборе сумки помнить:Камера защищена от ударов по сумкеВсе необходимое из выше перечисленного должно в ней умещатьсяГабариты - минимально возможные, т.к. как правило в походных условиях, при перемещениях с камерой, сумка всегда при операторе.^ Приспособления для ведения съемкиК разряду не обязательных, но весьма желательных приспособлений можно отнести:Для удобства, при длительной съёмке, съёмке с использованием режима приближения (использование траснфокатора) и т.п.Штатив Необходим Для видеосъёмки со статичной позиции (ракурса), постоянной области, сцены.Съёмки на расстоянии с применением трансфокатора (приближение снимаемого объекта) при сильном приближении, даже минимальный угол отклонения от центральной точки видеосъемки, приводит к сильному смещению в кадре.При длительной съемке, для предотвращения заваливания камеры и дрожания передаваемого камере от человекаПри необходимости сохранить, зафиксировать положение камеры и направление съёмки (комбинированные съемки, создание наложений)При необходимости съёмки сверху, выше роста оператора.СтяжныеПлечевой фиксатор (Если необходима подвижная длительная съемка, позволяет перенести нагрузку на корпус оператора, предотвращая заваливание кадра и прочие помехи, являющиеся результатом работы без опоры.)Защитный кофрЗащита от дождя – плохие метеоусловияЗащита от холода– плохие метеоусловияЗащита от воды – подводная съёмка Оборудование дополнительного освещенияНакамерный свет Практически все камеры, особенно не профессиональные, не приспособлены для съёмки при пониженной освещенности, сумерек, с понижениесм освещенности происходит потеря качества изображения, меняется цвет. Есть модель камер со встроенной фотовспышкой, но это только для фото- режима, есть камеры со встроенной подсветкой, но это единицы. Если вы снимаете в вечернее время, затемненных помещениях, тем более в темноте – режим ночной съёмки вам не поможет получить качественное изображение. Вам нужен накамерный свет. Здесь всё просто, если розетка под боком и есть зарядное устройство, аккумуляторы большого объема и минимум два – выбираем накамерный свет с питанием от камеры и посменно подзаряжаем аккумуляторы (чем ярче свет, чем дольше работаем со светом, тем быстее расходуются аккумуляторы)^ Стационарный свет Нужен на съёмочной площадке, на площадке для спецэффектов, там где идет борьба за чистый фон и отсутствие теней. ПРИМЕР для студии: STUDIO KIT-3400/5. Самый доступный комплект холодного студийного света. Предназначен для небольших студий (до 30 кв.м.) с низким потолком. Включает минимально необходимый набор креплений. Использование люминесцентных светильников LOGOCAM в качестве мягкого заливающего света дает значительное преимущество в светоотдаче по сравнению с галогенными светильниками. Можно получить мягкий свет без использования "пожирающего" половину полезной мощности рассеивателя. Комплект STUDIO KIT-3400/5 обеспечит Вашу студию светом во время съемок:новостей;метеопрогнозов;интервью;круглых столов;развлекательных передач.^ Состав комплекта: - Светильник люминесцентный 4-ламповый рассеянного света Logocam S-Light 220 - 2шт;- Прожектор галогенный с линзой Френеля и регулируемой яркостью Logocam Fresnel 300DIM - 2шт;- Светильник галогенный рассеянно-направленного света Logocam OF-1000 - 1шт;- Лампа для светильника S-Light 220 - 8шт;- Лампа для прожектора Fresnel 300DIM - 2шт;- Лампа для светильника OF-1000 - 2шт;- Штатив - 3шт;- Струбцина - 2шт.Суммарный галогенный эквивалент всех светильников - 3400 Ватт. Но можно попробовать и с меньшим набором:4 софита минимум, примерно по 100(120Ват) с регулировкой яркости и шторками.. 2 для фронтальной подсветки и 2 для выбивания теней а заднем плане.Стойки под софиты. Хотя, чем больше мы экономим, тем большие трудности в последствии преодолеваем.^ Оборудование для статичных изображений При работе над цифровым видеопроектом могут понадобиться статичные изображения, как уже говорилось ранее: «для последующего оформления конечного продукта, создания меню и заставок, публикации в интернет и т.д» статичные изображения можно получить:Захватом и сохранением отдельного кадра (программно, смотри ниже)Применив фоторежим видеокамеры (говорилось ранее)Фотокамера, цифровой фотоаппарат. Выбрав необходимый ракурс и установив камеру для стационарной съёмки, или поручив это дело другому оператору (В данный момент я веду речь от первого лица, т.е. человека создающего) Вы можете заняться фотоохотой на ценные кадры, недоступные объективу камеры. Предвижу возражение: лучше съёмка второй камерой – да, это здорово, и если есть вторая, пусть и менее современная камера, это надо делать. Но предметы интерьера, пойманное качественным фотоаппаратом мгновение может оказаться той изюминкой, которая придаст ещё большую ценность и значимость вашим работам. Почему качественным, чаще всего нужен не весь кадр, а только его часть. Если Фотография сделана с большим разрешением, то в последствии подгоняя вырезанный объект под формат видеокадра 720х576 Мы будем его уменьшать, что не повлияет на качество его отображения на экране TV. И наоборот, если мы его стали бы увеличивать, растягивать, то естественно пришлось бы дополнительно бороться с пикселизацией объекта (когда мелкие квадраты, из которых состоит объект, становятся видимыми).Сканер Надо не забывать, что лучше не фотографировать то, что можно отсканировать: грамоты, открытки, трудовые и боевые награды и т.п. Качество выше, а значит, более гармонично смотрится на экране. Сканер, в некотором роде заменяет макросъемку. Макро фотографирование и видео съемка требуют обязательной, правильно направленной подсветки. Со сканером мы это обходим. Самое главное при сканировании помнить о размере видеокадра 720х576 в системе Pal и не увлекаться выставлением как можно большего разрешения сканирования, ведь вы сканируете объект как целое, а не структуру его поверхности.^ Оборудование для воспроизведения – записи Чем универсальнее цифровая лаборатория, тем большую свободу творчества вы имеете поэтому мой список оборудования воспроизведения – записи включает:^ DVD проигрыватель иногда, захватить кусочек видео на прямую с проигрывателя, быстрее и проще, чем преобразовывать в редактируемый файл всё содержимое диска.Видеомагнитофон VHS сегодня еще очень много записей хранится на этих носителяхS-VHS те кто серьёзно занимался видео, районные студии работали с этим стандартомminiDV – зачем изнашивать записывающую головку, используя видеокамеру как магнитофон?DVcam, этот стандарт практически заменил профессиональный формат телевизионьщиков BETACAM, магнитофоны, работающие с этим форматом поддерживают формат miniDV, относятся к разряду профессиональной техники, предназначены для монтажа как линейного так и не линейного, подключаются к ПК и управляются через интерфейс программы видеомонтажа.Кинопроектор Старый учебный фильм (биология, химия, физика) стар только из-за носителя, но не потерял актуальности. Ему нужно и возможно дать новую жизнь.Экран Для перегона кинофильма в аналоговое или цифровое видео понадобится чистый, матовый экран.Диктофон Для записи дополнительного звука, например интервью, при соединении звука записанного камерой и звука с диктофона, можно выделить голос человека, а уровень громкости фона понизить, применять эффекты к голосу человека, не затрагивая основного, фонового звука.Аудиомагнитофон То же самое что и диктофон, плюс использование аудио, тех же учебных курсов, которые до сих пор хранятся на аудиокассетах.Проигрыватель грампластинок Зачем где-то искать запись, если есть на пластинке, уже забывающееся звучание которой может делать ваше видео незабываемым.^ Микшерский пульт Известно, что любая техника создаёт фон, а уж компьютер и подавно. Микрофонной вход ПК очень чувствителен к качеству микрофона и окружающему фону. Можно добиваться чистоты звучания голоса программными средствами. Но лучше и проще воспользоваться микшером который рассчитан на работу с несколькими видами микрофонов, даёт возможность гибкой регулировки и усиления. А запись на ПК произвести через его линейный вход.^ Оборудование для оцифровкиПК Любой ПК начиная с Pentium III в состоянии обрабатывать видео, в конечном счете основное время будет уходить на ожидание окончания процесса оцифровки. При подборе ПК обращаем внимание:Процессор: желательно не усеченная версия, а полноценный Pentium Intell, Можно Athlon, но уверенности в стабильной работе с платами нелинейного монтажа – нет, как то он больше как игровой позиционируется, хотя,всё течет, всё изменяется. Попробуйте и поделитесь результатом.Память оперативная – чем больше, тем лучше.HDD, чем больше тем лучше, если быстрый да еще два подключенные как RAID – ещё лучшеВидеокарта если плата видеозахвата не используется то любая, качественная, естественно чем больше памяти тем лучше. Шина AGP, E-PCI в принципе не существенно, хотя естественно, последняя интереснее.Естественно, всеядный пишущий DVD-RWUSB 2,0 через него уже можно закачивать видео с современных камер.Порт 1394 Был изначально предназначен для работы с цифровыми устройствами, большинство, если не все, профессиональных программ видеомонтажа с удовольствием с ним работают, так же как и камеры, которыми при записи-оцифровке видео, через данный порт можно управлять. Windows XP, без проблем распознаёт данные устройства, если, конечно, они собраны в соответствии с существующими стандартами. Windows 2000 - подключают нормально, но могут быть проблемы между ПО и драйверами. Хотя, может эта проблема уже и не существует.Плата видео-захвата Разгружает процессор ПК, позволяет записывать на ПК и с ПК видео не только через цифровые, но и через аналоговые выходы, что упрощает запись с и на VHS. (Надо не забывать, что не все ещё такие технологически продвинутые.) Хранить, конечно же, лучше на DVDTV-тюнер Можно писать с телевизора, но при хорошем TV-тюнере, удобнее захватить-записать видео прямо на ПК, да и список программ удобнее. Плюс, кроме телевидения он и радио принимает. Важно: Для предотвращения сбоев, единожды отладив ПК, не работайте на нём в Интернет и в офисных программах. Только оцифровка, монтаж, дизайн. Замкнутая система. Никаких экспериментальных установок и изучений программ, для этого нужен другой ПК^ Программное обеспечениеОперационная система Как уже говорилось выше, Windows XP – оптимальна. Vista – считаю, сырая и нацелена на максимальное использование существующих ресурсов железа. Следовательно, лучше, пусть процессор будет загружен видеообработкой, чем всякими псевдо удобствами. Еще на заре развития программного обеспечения, кто-то из программистов сказал: «чем больше за нас делает машина, тем больше мы деградируем». Подготовка видео, видеомонтаж. Существует много программного обеспечения для обработки видео. Я работаю с Adobe Premier 6,0. Да эта версия устарела но,Программа поставлялась с платой цифрового монтажа Pinnacle 2000В силу обстоятельств, я оказался консервативен, и версия Adobe Premier Pro, ни как не может меня соблазнить, т.к. не хватает времени найти, где отключаются все мешающие мне «навороты». Но за версию Pro стабильная работа под W-XPПодготовка аудио, аудиомонтаж. Программа Adobe Premier предоставляет возможность редактирования аудио, но каждый должен заниматься своим основным делом, поэтому с Аудио я рекомендовал бы работать в программе Sonic Sound ForgeСоздание конечного видео.^ Adobe Premier позволяет сохранять видео в разных форматах в том числе и DVD. Для создания DVD существуют специализированные программы, одна из них Pinnacle Liquid 6.10 она позволяет, в отличии от Adobe Premier, создавать красивые многофункциональные меню как по шаблону, так и с собственным дизайном. Плюс еще куча приятностей, которые пока, в силу обстоятельств не до конца исследованы. Самое главное, эти программы полностью совместимы. Поэтому, получив заготовки не сжатого видео в формате AVI, я помещаю их в Pinnacle Liquid и создаю архивный DVD. Прежде чем уничтожать исходные AVI, я конвертирую их в Windows Movie Maker для архива совместимого с Microsoft Office PowerPoint и тоже сохраняю на DVD для использования в дальнейшем в презентациях. Таким образом, у меня есть архивная копия качества DVD и видео 100% совместимое со всеми ПК, где стоит XP или выше, наличие других кодеков становится не нужным.Для записи на DVD или конвертации DVDвидео в AVI могут понадобиться дополнительные программы, например:Nero 7 Premium комплекс довольно полезных утилит, где основное – запись, дополнительное – конвертация видео и аудио, проигрыватель.Dvd-to-avi - перегон с диска в AVICyberLink PowerDVD – просмотр диска, фото отдельных кадров, сохранение их виде файла изображения.Из опыта работыПример из школьной практики:Есенин – замечания:Не превращайте клип в рекламу видеопереходовДолжна быть видна и понятна идея.Название соответствовать содержимому и на оборотАудио- сопровождение, это не только приятная мелодия, которую сидишь и напеваешь, но и основа, помогающая понять смысл, проникнуться атмосферой происходящего на экранеИзображения, сменяясь – должны нести смысл, идею автора, а не исполнять танец чередующихся картинок.Болдино – Пример меню и как создавалосьБазаров – Даже из неудачно отснятого материала можно сделать конфетку при хорошей идее в сценарии и правильном подходе при монтаже.