Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс по теме " Первая медицинская помощь при болях в сердце. Реанимационные действия " Преподаватель-организатор ОБЖ Ю.В. Васючков 2010 год Цели: дать представление о работе легких и сердца, научить учащихся правильному выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца; развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях; воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: компьютеры, губка, тарелка с водой, воздушный шарик, раздаточный материал, манекен-тренажер по оказанию ПМП при остановке сердца, ноутбук, интерактивная доска, проектор, носилки из подручного материала, плакаты по теме: «Кровеносная система человека»^ ХОД УРОКАОрганизационный момент. (2-3мин.) Построение учащихся в двухшереножный строй. Доклад дежурного по классу. (2-3 мин.)^ Вступительная часть. (10-12 мин.)Проверка знаний прошлого урока. Выполнение тестового задания на компьютерах (в печатном варианте) (10 мин.)^ Тест по теме: « Основы медицинских знаний» I – вариант 1. Каковы основные признаки наружного кровотечения?а. медленное и тягучее кровотечение; б. быстрое и пульсирующие кровотечение; в. кровь ярко-красного цвета; г. кровь темно-красного цвета.^ 2. Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения? а. кровь спокойно вытекает из раны; б. кровь фонтанирует из раны; в. кровь ярко-красного цвета; г. кровь тёмно-красного цвета;^ 3. Определите правила наложения жгута при артериальном кровотечении? а. прижать пальцем артерию ниже кровотечения; б. прижать пальцем артерию выше кровотечения, на 3-5 см выше раны наложить вокруг конечности чистую мягкую ткань; в.плотно приложить жгут к конечности и сделать необходимое количество оборотов, а также прикрепить к жгуту записку с указанием даты и точного времени наложения; г. доставить пострадавшего с наложенным жгутом в медицинское учреждение;^ 4. Как правильно наложить давящую повязку? а. обработать края раны перекисью водорода или марганцовкой; б. обработать края раны вазелином или кремом; в. прикрыть рану стерильной салфеткой, а на неё положить сложенный в несколько раз бинт; г. наложить повязку.^ 5. Укажите признаки внутреннего кровотечения? а. посинение кожи в области повреждения; б. учащённый слабый пульс и частое дыхание; в. кашель с кровянистыми выделениями; г. чувство неутолимого голода.^ 6. В чём заключается оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах? а. промыть рану содовым раствором и обработать её спиртом; б. промыть рану перекисью водорода (раствором марганцовки) и обработать её йодом; в. смазать рану вазелином или кремом; г. заклеить рану бактерицидным пластырем или наложить стерильную повязку.^ Тест по теме: « Основы медицинских знаний» II – вариант 1. Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах? а. наложением холода на место ушиба; б. наложением тепла на место ушиба; в. наложением на место ушиба тугой повязки и обеспечением повреждённому месту покоя; г. дать пострадавшему теплое питьё. ^ 2. В чём заключается оказание первой медицинской помощи при растяжениях? а. наложить на повреждённое место холод; б. наложить на повреждённое место тепло; в. наложить на повреждённое место тугую повязку и обеспечить ему покой; г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.^ 3. Каким образом оказывается первая медицинская помощь при вывихах? а. обеспечить повреждённой конечности покой; б. наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обильное питьё; в. наложить тугую повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство; г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.^ 4. Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах? а. вправить вышедшие наружу кости; б. остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком; в. на рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство; г. провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения.^ 5. Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах? а. провести иммобилизацию места перелома; б. устранить искривление конечности; в. положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство; г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.^ 6. Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга? а. надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой; б. на голову пострадавшему наложить тёплую грелку; в. на голову пострадавшему положить холод; г. вызвать врача.Ответы учащиеся записывают в карточки ^ Фамилия, Имя, класс Вариант _____№ вопроса Варианты ответов а б в г 1 2 3 4 5 6 ^ Основная часть (20-25 мин.) Демонстрация слайда 1 и 2 Обыгрывание ситуации с пострадавшим пораженным электрическим током. Два ассистента (подготовленных ученика или учителя) вносят в кабинет на носилках манекен человека имитируещего пострадавшего. Учащиеся наблюдают сцену неумелого оказания ПМП. (2-3 мин). На интерактивной доске демонстрируется видео заставка остановки сердца. Вопрос классу: «Какая у нас сегодня тема урока?» Выслушиваю ответы учеников. Называю тему урока. Демонстрация слайда 3. ^ тема " Реанимационные действия " Вопрос классу: «Определите основные цели и задачи урока?» Выслушиваю ответы учеников. Формулирую цели и задачи урока. Демонстрация слайда 4. Цели и задачи урока освоить практический навык по выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца; осознать свою социальную значимость и быть готовыми оказать помощь человеку в трудную минуту;развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях; воспитывать в себе бережное отношение к своему здоровью. Вопрос классу: «Вспомните, пожалуйста, последний случай, потрясший весь спортивный мир, когда отсутствие квалифицированной помощи закончилось трагедией?» Выслушиваю ответы учеников. Трагический случай с молодым и талантливым хоккеистом из омского клуба «Авангард» Алексеем Черепановым. На очередном матче с соперником, в стандартной игровой ситуации молодому парню (19 лет) стало плохо с сердцем. Несвоевременно оказанная помощь привела к гибели молодого хоккеиста. Вопрос классу: «Какие опасности подстерегают человека в летние жаркие дни?» Выслушиваю ответы учеников. Грозовое лето этого года в нашей республике унесло жизни 7 человек. На воде произошло несколько трагических случаев. Жертв могло быть меньше, если бы рядом были люди способные оказать ПМП. Реальность сегодняшнего дня такова, статистика по России выглядит просто фантастически: из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда в России ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины, а от инсультов - 204 мужчины и 151 женщина. Среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57 %. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира! В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг... на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, приходится платить. В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним. Учитель: Откройте тетради, запишите дату и тему «Реанимационные действия» Для того чтобы нам научиться выполнять ПМП при остановке сердца, давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца. Демонстрация слайда 5. «Строение сердца» Задание классу: «По схеме рассказать о строение и функции сердца» Выслушиваю ответы учеников. Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер Демонстрация слайда 6. «Кровеносная система человека» Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу. Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту. Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями. Вопрос классу: «Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?» Выслушиваю ответы учеников. Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца. Вопрос классу: «Какой внешний признак определяет работу сердца?» Выслушиваю ответы учеников. Пульс Демонстрация слайда 7. «Пульс»«Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца» Вопрос классу: «Где мы чаще всего определяем пульс?» Выслушиваю ответы учеников. На запястье. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту. Демонстрация слайда 8. «Определения пульса пострадавшего» Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку. Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии» Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии друг у друга» Мы вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация подобная той которую мы наблюдали в начале урока, сердце прекращает свою деятельность. Вопрос классу «Что произойдет в такой ситуации с человеком?» Выслушиваю ответы учеников. Демонстрация слайда 9. «Клиническая смерть и ее признаки. Биологическая смерть»После прекращения работы сердца и легких клетки головного мозга живут около 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью.Состояние клинической смерти возникает при остановке сердца и отсутствии дыхания.Демонстрация слайда 10.Признаками клинической смерти являются:отсутствие сознания; отсутствие пульса на сонных артериях;отсутствует реакция зрачка на свет; Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15с нет отчетливых координационных дыхательных движений, в состоянии покоя ритм дыхания человека составляет 16-18 вдохов и выдохов за одну минуту, поэтому определение затруднительно при очень слабом дыхании; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях. Признаки биологической смерти: - помутнение и высыхание роговицы глаз (глаз не «блестит»);- при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз;- появляются трупные пятна и трупное окоченение. Человеку при отсутствии признаков биологической смерти необходима помощь. Вопрос классу: «Что же делать, когда человек в состоянии клинической смерти?» Выслушиваю ответы учеников. При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации. Задание классу: « Дайте ваше определение понятию реанимация» Выслушиваю ответы учеников. Демонстрация слайда 11. «Реанимация»«Реанимация – (лат. Реа–возвращение, анимацио–движение) это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма» Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.В обычных температурных условиях клиническая смерть продолжается, как уже было сказано, 3-5 минут, после чего восстановить нормальную деятельность центральной нервной системы невозможно. Задание классу: «Назовите возможные причины возникновения клинической смерти»Частые причины клинической смерти : инфаркт миокарда; тяжелую механическую травму жизненно важных органов; воздействие электрического тока;острые отравления; удушье или утопление; общее замерзание; различные виды шока. Демонстрация слайда 12. «Азбука оживления» При клинической смерти необходимы немедленный непрямой массаж сердца (НМС) и искусственная вентиляция легких (ИВЛ), (искусственное дыхание). Обращаю ваше внимание на основные правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких (искусственное дыхание). Вопрос классу: «Какие действия входят в реанимационные мероприятия?» Выслушиваю ответы учеников. ИВЛ и НМС Демонстрация слайда 13. «Правила проведения ИВЛ»Искусственная вентиляция легкихОсвободить дыхательные пути; Уложить на спину;Голова запрокинута вниз;Сделать глубокий выдох. Перед проведением ИВЛ убедится в том, что дыхательные пути свободны. Если необходимо, то очистить дыхательные пути от воды (положить на живот, приподнять в области таза, например за ремень, очистить полость рта от инородных предметов). Уложить на спину. Имеется три способа ИВЛ: «изо рта в рот», «изо рта в нос», комбинированный. Важное условие – это положение головы во время выдоха, голова запрокинута вниз. Прижать нос или нижнюю челюсть, сделать глубокий выдох. При этом воздух заполняет легкие пострадавшего. Демонстрация слайда 14. «Непрямой массаж сердца» выпрямленными руками надавливаем на грудную клетку При проведении непрямого массажа сердца необходимо освободить грудную клетку от одежды. Надавливание осуществлять выпрямленными руками, тыльной, выступающей скрещенной стороной ладоней, выше окончания мечевидного отростка грудной клетки примерно на два пальца, на прямых руках энергичными толчками надавливаем на грудную стенку, используя массу своего тела. Грудная стенка, смещаясь к позвоночнику на 4-5 см, сжимает сердце и выталкивает кровь из его камер по естественному руслу. Когда отпускаем руки, сердце разжимается и наполняется кровью вновь. Объяснение сопровождается практическим показом на манекене и на слайдах. Для закрепления правил реанимации на практике будем использовать манекен-тренажер по оказанию ПМП «Гоша». Демонстрация слайда 15. «Сочетание ИВЛ и НМС» Приступаем к практическим действиям, рассматривая два случая: помощь оказывает один человек Проверяет признаки клинической смерти: зрачок; пульс на сонной артерии. Соблюдая правила выполнения осуществляет ИВЛ и непрямой массаж сердца в соотношении 2 : 15 с интервалов в одну секунду. несколько человек оказывают помощь. Один человек проверяет признаки клинической смерти: зрачок; пульс на сонной артерии. Соблюдая правила выполнения осуществляют ИВЛ и непрямой массаж сердца в соотношении 1 : 5 с интервалов в одну секунду. Действия должны быть координированными, поэтому тот, кто проводит НМС, подает команду «Вдох» и производит счет нажатиям. Реанимационные мероприятия проводятся до приезда врачей или до появления признаков жизни: самостоятельного дыхания и работы сердца, не допуская остановки более чем на 15 секунд. Проводить реанимационные действия необходимо либо до приезда врачей, либо до появления признаков биологической смерти. Приглашаю учащихся для практических действий с манекеном (4-6 человек). Определяя правильность действий, обращаю внимание на допущенные ошибки. При поражении электрическим током и во многих других случаях в первые секунды оказания ПМП возможно использовать предкардиальный удар в область грудины, чтобы запустить сердце. Для этого ладонь одной руки размещают на нижней трети грудины и наносят по ней короткий, но резкий удар кулаком другой руки. Проверяют пульс. Если пульса нет, то приступают к проведению ИВЛ и НМС. Реанимационные действия сопровождаются большими физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд продержится минут пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической культурой и спортом. Физически развитый человек обладает, как правило, и устойчивой к стрессовым ситуациям нервной системой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к героическому поступку, когда происходит спасение жизни человека. ^ Закрепление изученного материала.Подводя итоги урока, приведу еще один пример из жизни. В журнале «ОБЖ» № за 2007г. есть статья об ученике спасшего своего друга пострадавшего от поражения электрического тока. Умелыми действиями он вернул его к жизни.Проверим, как вы выполните условную задачу по оказанию ПМП при реанимации. В ситуационных карточках, которые я раздам, есть ошибки в действиях. Определите эти ошибки. Демонстрация слайда 16 и слайда 17. «Задание», «Ситуационная задача»Выслушиваю ответы учащихся и определяю ошибки.Ошибки: 1. пульс на сонной артерии; 2. предкардиальный удар 3. голову необходимо запрокидывать назад; 4. ИВЛ первое действие, затем НМС; 5.соотношение надавливаний вдохов 2 : 15Вывод: действия неумелые, помощь не оказал, время потеряно.Раздаю учащимся иллюстрированный алгоритм ПМП при реанимации.Заключительная часть (5-10 мин.)Учитель: И в заключение, еще несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить. Демонстрация слайда 18. «Правила 1-3»ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже. Подведем итоги урока. Демонстрация слайда 19. Чему мы научились на уроке?Что вам больше всего запомнилось и понравилось на уроке?Сможете ли вы применить полученные умения и знания на практике? Демонстрация слайда 20 и слайда 21. Ребята: будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит. Оцениваю работу учащихся на уроке. Задаю домашнее задание:Демонстрация слайда 22. «Домашнее задание» Первый уровень сложности: учебное пособие «Основы медицинских знаний учащихся» п.17 стр.41-44; учебник ОБЖ п. 2.4 стр.51-56 (читать);Второй уровень сложности: составить кроссворд на тему: «Оказание первой медицинской помощи»;Третий уровень сложности: используя дополнительную литературу и интернет ресурсы подготовить сообщение по теме: «Инфаркт. Инсульт. Оказание первой медицинской помощи при болях в сердце» Демонстрация слайда 23. «Адрес сайта в сети Интернет»Ситуационная задачаЗадание: По тексту необходимо определить имеющиеся ошибки в действиях ученика по спасению своего друга и оказанию ему первой медицинской помощи. «Возвращаясь, домой после тренировки в школьной спортивной секции, два друга десятиклассника попали под сильные порывы ветра. Очередной порыв ветра оторвал провод линии электропередач. Провод задел плечо одного из ребят. Пострадавший юноша упал на землю. Друг не растерялся и стал оказывать первую медицинскую помощь. Уложил его на спину. Прощупал пульс на запястье, пульса не было, зрачок на свет не реагировал. Подложив под голову куртку, он приступил к реанимационным действиям, делал непрямой массаж сердца и проводил искусственную вентиляцию легких. Соотношение надавливаний и вдохов было следующее: пять надавливаний на грудную клетку к одному вдоху. Умелыми действиями он вернул друга к жизни.» Список литературы1. Аксельрот А.Ю. Скорее скорой. – М., 1994.2. Анастасова Л.П. Уроки безопасно. – М., 1996.3. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. – М., 1997.4. Глаголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М., 1990.5. Сундуков В.П. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М., 1995.6. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М., 2002.7. Журналы: Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008, 2009 гг. 8. Это должен знать каждый. – М., 1996.