Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» ФАКУЛЬТЕТ ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫНаучно-информационные материалыпроекта №Н3-78.1.5по теме:" Техносферная безопасность в образовательной сфере"Москва 2011Состав научно-образовательного коллектива:Руководитель НОК: Сошенко М.В. - к.т.н., доц. кафедры защиты окружающей среды и промышленной безопасности, декан факультета охраны труда и окружающей среды ^ Члены НОК: Сошенко М.В. - к.т.н., доц. кафедры защиты окружающей среды и промышленной безопасности, декан факультета охраны труда и окружающей среды; Акатьев – д.т.н., профессор, кафедры защиты окружающей среды и техногенной безопасности; Яковлева Т.П. – д.м.н., проф., зав. кафедрой охраны труда; Шмырев В.И. – к.т.н., доц. кафедры защиты окружающей среды и промышленной безопасности, декан факультета охраны труда и окружающей среды; Арсланбекова Ф.Ф.- ст.преподаватель кафедры охраны труда АКТУАЛЬНОСТЬ Научно-технический прогресс не только способствовал повышению производительности труда, росту благосостояния общества, но и привел к появлению большого количества новых угроз для отдельного человека и для цивилизации в целом. В современной техносфере формируются новые негативные факторы, условия труда и жизни человека значительно превышают адаптационные, физиологические и психологические возможности организма. По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. Поэтому проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека становится все более актуальной. Настало время задуматься о путях и возможностях поддержания качества среды обитания на уровне, необходимом для сохранения здоровья людей и устойчивого существования всех земных живых популяций. Иначе человечество окажется перед фактом возникновения в природе необратимых процессов глобального масштаба, приводящих к гибели всего живого. Роль школы и ВУЗов состоит в том, чтобы подготовить граждан не только к выживанию в условиях нарастающих техногенных опасностей, но и к освоению новой культуры безопасного поведения, основанной на ресурсо– и здоровьесберегающих технологиях, бережном отношении к окружающей нас природной среде. Решение проблем техносферной безопасности человека и общества требует активной позиции молодежи, развития гражданского самосознания, готовности к добровольному ограничению некоторых индивидуальных прав и свобод во имя общей безопасности. Это возможно только в обществе, организованном на принципах демократии, дисциплины, законности и культуры безопасности, реализация которых возможна лишь на основе массового изучения и освоения культуры безопасного поведения и воспитания, охватывающей все ступени образования – от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров. «Техносферная безопасность» является современным направлением, возникшим в связи с тем, что она включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования. Системное изучение наиболее вероятных опасных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призвано подготовить человека к принятию правильных решений в экстремальных ситуациях.^ Главная цель семинара по техносферной безопасности -формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретение практических навыков сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях; оказание первой медицинской помощи пострадавшим.^ Основная задача - это воспитание личности безопасного типа поведения, формирование культуры безопасности, формирование риск-мышления на базе приобретенных знаний об источниках опасности. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно предусматривать взаимосвязанное решение следующих задач: Воспитание мотивации к безопасному поведению; Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения; Воспитание характера, личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций; Психологическая подготовка к безопасному поведению; Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях; Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное опасностям поведение в различных ситуациях; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; способностей для выполнения требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации для выполнения конституционного долга по защите Отечества;^ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯНастоящие требования определяют порядок и условия проведения семинара в школе по теме «Техносферная безопасность». Семинар проводится факультетом охраны труда и окружающей среды Российского государственного социального университета (город Москва). К участию в семинаре приглашаются школьники старших классов, подготовившие собственные сообщения по вопросам обеспечения техносферной безопасности. Информация о семинаре размещается на сайте факультета охрана труда и окружающей среды Российского государственного социального университете www.rgsu.net^ КРАТКИЙ ПЛАН-СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА«Техногенная безопасность» Доклады школьников Выступления ведущих преподавателей факультета охраны труда и окружающей среды Обсуждение и вопросы.Доклады содержат краткое изложение исследуемой проблемы: формулировку проблемы; формулировку цели (целей), постановку основных задач, объект исследования; предмет исследования; интерпретация и операционализация основных понятий;Основная часть представляет собой исследование или анализ источников. Текст источника прорабатывается автором с учетом указанных целей и задач работы, то есть из текста источников выбирается материал, относящийся к теме исследования. Затем позиции разных авторов сопоставляются, находится общее и разное, материал группируется по разделам, выявляются противоречия и неточности, подтверждаются или опровергаются те или иные мнения или факты. Недостаточно довольствоваться простым перечислением фактов и мнений. Все цитаты должны подтверждаться ссылками на соответствующие источники и литературу. Ссылки постраничные (внизу страницы) оформляются в соответствии с положением о написании курсовых работ. В работе должна быть четко определена собственная позиция автора. Эта часть исследования обязательно разбивается на главы и параграфы с целью достижения наиболее целесообразной формы подачи материала. «Сплошное» изложение без рубрикации не допускается. Обязательными требованиями к основной части являются:Логическая связь и последовательность разделов (глав – параграфов – пунктов)Следует также помнить, что доклады и сообщения школьников должны быть выдержаны в академическом стиле, без публицистических, лирических, разговорных и стихотворных отступлений. В заключении автор подводит краткий итог исследования, обобщает промежуточные выводы. В этом разделе содержатся итоги, важнейшие выводы, к которым пришел автор, а так же даются ответы на вопросы, сформулированные во введении, с указанием, каким образом они были получены. Заключение может быть сформулировано в виде тезисов. ^ ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРАСеминар проводится единовременно в период с 01 января по 15 декабря 2011г.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРАСодержание семинара определяется в соответствии с его целями и задачами и структурируется по следующим направлениям: - методы и средства снижения пожароопасности; - проблемы сбережения энергоресурсов; - методы и средства снижения шума; - проблемы электробезопасности; - проблемы сбора и утилизации отходов; - защита окружающей среды; - здоровый образ жизни; - Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области охраны труда; Тематика семинара должна строго соответствовать направлениям, обозначенным в настоящих требованиях. НАГРАЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРАПо итогам Семинара: -проводится обмен мнениями по результатам выступлений; -представители факультета охраны труда и окружающей среды выступают с заключительным словом о дальнейших направлениях разработки исследуемой проблематики и оценки потенциала выступающего -лучшие доклады школьников награждаются дипломами, все выступающие отмечены письмами с благодарностями об участии в семинаре.