Реферат по предмету "Разное"


"Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек"

"Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек" ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматриваетопределенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку внашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитанияподрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка,его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты,выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.В интересах физического воспитания родители должны приучать детей сраннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их вразличные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.). И во всем этом главное — пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь получится что-то хорошее. Парнишка, пока мал, будет курить тайком, а потом — и не боясь.Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственноеразвитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу ужезакладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи,рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детскойлюбознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания,воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда жеребенок становится школьником, долг родителей — создать надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий детей в предметных и других кружках в школе или внешкольных учреждениях — с учетом их интересов, склонностей и состояния здоровья. Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей,поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникаютразнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями междулюдьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбукунравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатсяпроявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения. Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитанияпринадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, какправило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашнихделах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда.Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям,поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступныеформы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенкаразнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде — все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу. Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка вусловиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесносвязанное с другими сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе,искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родителидолжны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушиваниемузыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое.Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателейпрекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможныхобластях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будутзнать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему нибыло лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и материнельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка,специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей испособностей, достоинств и недостатков, положительных качеств иотрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможностьцеленаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять наформирование личности растущего человека, акцентируя внимание на еепозитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчивопреодолевая негативные черты. В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы поинтересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и наулице, в общественных местах, в школе — в общении с товарищами, во времятруда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кемдружит, в какие игры играет — ответы на эти и подобные вопросы родителидолжны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка постороннихлюдей может быть и необъективной, неверной. Доверие — вот главная линияповедения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тожедоверяли.^ ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАНИЕ.Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне:мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания иоткладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание иповедение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского иженского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества,которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, — значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание. Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2—4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам и мальчики и девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенноусиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, вспецифических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении кконкретным фактам и т. д.^ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ДЕВОЧКИ.У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства»,выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении ккуклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения сдругими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает ихинтерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Длядевочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, чтоих непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, какправило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, болееаккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственнасклонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать,критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского поланередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивостьженской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, ониострее реагируют как на поощрения, так и на порицания.У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их большепривлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрееприспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычныхусловиях.Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю,иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией,занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчастипоэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являютсястаростами.В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимныйповышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связис этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляетсяактивное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика рольродителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичноеформирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношениямежду подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяетсделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того,как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова приэтом роль отца и матери.Появление в семье ребенка прежде всего требует создания нормальныхбытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь оздоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимостистимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярноедоброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери,так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек — все этослужит интересам такого развития.^ МАТЬ — ПРИМЕР ДЛЯ ДОЧЕРИ.Главным воспитателем детей в семье, как правило, выступает мать. Онадает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являютсяопределяющими в ее отношении к своему младенцу. Естественно, что и детиотвечают матери соответствующим образом, между ними — особенно в раннемвозрасте ребенка — обычно устанавливаются более близкие отношения, чеммежду детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение,которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек,так и мальчиков. Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию материна ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящимобразцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, ихнепроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному,конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят,слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своемповедении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойнымпримером для дочери начиная с первых недель — успех его воздействия вбольшой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям,вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многогодругого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, даи немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, еслимать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становитсясвойством дочери.Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам,к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогаютсоответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, атакже рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию вхозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляетбогатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типичноженских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе заними, в ласке и нежности.^ РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ.Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладываетрациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление омужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать своюженскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому,что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное вниманиевоспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери,знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогаетчтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок,рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детскихтелепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии,сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочкедошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то,чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчивопродолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться,воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение кучителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения смальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместныхзанятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, взначительной мере облегчает решение этой задачи.^ ДОЧЬ — ШКОЛЬНИЦА. Поступление ребенка в школу — большое событие для него и егородителей. Став школьницей, девочка активно включается в системуобщественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Онапринимает на себя вполне конкретные обязанности — добросовестно учиться,вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. Споявлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированнымпомощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная заботародителей — установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решатьактуальные задачи воспитания. В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия длязанятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, которыйпредусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальнуюжизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможностьпроконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этомспецифические особенности жизни своей семьи. Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новымзанятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителямследует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами,вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленныевместе с ребенком. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по-прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрятьпознавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии ит. п. Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и матьдолжны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствоватьважнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение — девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов. Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошимповедением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала,разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания,унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того,кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.^ ПЕРВЫЕ УРОКИ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ — В СЕМЬЕ. В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметьсобственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших,предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересоврасширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь болееобширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрастулюдьми.Испытывая определенные трудности с учебой в 5—6-х классах, вызванные,в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляютсяв основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно,чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и сдисциплиной. Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебныепредметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекатьих внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствованиямышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес квнутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношениипутем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсужденияхудожественных произведений, рекомендации доступной литературы попсихологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотноше-ний между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие. Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущейпрофессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблемеспециальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способностидочери, а с другой — знакомя с различными сферами деятельности,специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути — весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия. В среднем и старшем школьном возрасте становится особенноактуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи,выращивание и воспитание детей — естественный долг каждого здоровогочеловека. В школе старшеклассникам преподается специальный курс — «Этикаи психология семейной жизни», призванный готовить будущих семьянинов. Но и родители не могут оставаться в стороне. В процессе семейного воспитаниянеобходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни. Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примеромродительской семьи. Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружноживут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая идоброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легчепреодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будетскладываться впечатление о том, что именно семья создает все условия длясчастья, что она действительно нужна каждому.^ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА. Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитаниемдевочек, тем не менее обладает своими специфическими чертами, которыенепосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностямипредставителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силуразных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Нотакая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышенияэффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин.Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильномвоспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половыеособенности. Представители мужского пола обладают большей физической силой посравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики болееподвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньшесвойственны прилежание и усердие. Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы,порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальниестраны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Онипредпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом,любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, болеесклонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менееохотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность впростых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколькосложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостьюдевочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них врезультате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки,которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя,токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство,воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиковформируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательносказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружескойжизни.^ ОТЕЦ И МАТЬ — ПРИМЕР ДЛЯ СЫНА.Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развитиянеобходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом,доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям,для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мереопределяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика котцовскому влиянию. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильногопола. Прежде всего на примере отца мальчик усваивает, каким должен бытьнастоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына,рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнемхозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела.Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообщехарактерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим. Воспитывая сына, и отцу, и матери важно помнить о задачах всестороннегоразвития его личности, с раннего детства приучать к правильным, добрым иуважительным отношениям с девочками. Учитывая физические и психологические особенности мальчиков, следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал к порядку, аккуратности, организованности, овладевал навыками дисциплинированного поведения. В этом смысле большое положительное значение имеет участие ребенка в различных играх, домашних делах. Отвечая детским интересам, развивая физически и умственно, они учат дисциплине, общению со сверстниками, а также способствуют проявлению активности, самостоятельности, инициативы, организаторских умений, полезных навыков. Важно приучать мальчиков к самообслуживанию. Каждый мальчик –подросток - юноша в соответствии со своими возрастными возможностями должен уметь и себя обслужить, и оказать посильную помощь тем, кто в нейнуждается. При этом, конечно, было бы неверным выделять для них только«мужские» дела и занятия: настоящий мужчина должен быть, как говорится,мастером на все руки. Успех в данном случае обеспечивается не столькословесными призывами и нотациями, сколько личным примером родителей, отца, включением сына в посильную повседневную трудовую жизнь семьи.Как правило, с мальчиками-школьниками, подростками у родителей большехлопот, нередко их приходится заставлять учиться. Дети не могут предвидеть последствий своих поступков, своего нежелания закончить школу,техникум, вуз. Отец и мать, опираясь на свой жизненный опыт, должныпоказать важность образования, его возрастающую роль в связи с научно-техническим прогрессом, содействовать выработке у сына ответственногоотношения к учению, понимания необходимости непрерывного образования.^ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.Ответственный этап воспитания мальчиков — подростковый возраст. Неслучайно этот возраст называют трудным: таким он является как для самихподростков, так и для родителей, учителей. Эта трудность обусловленамногими причинами, и в частности тем, что учащиеся среднего школьноговозраста, переживая переходный период, находятся в состоянии, когда ониуже не дети, но еще и не взрослые. Такое «промежуточное» положениеподростков вызывает естественные противоречия между их притязаниями иреальными возможностями, что ведет порой к необъяснимым на первый взглядпоступкам, к резкой смене настроения и другим особенностям поведения.Поэтому отцу и матери особенно надо быть терпеливыми, не отталкивать сына,не отваживать от дома, не отвечать резкостью на резкость, разумно сочетатьтребовательность и уважение во взаимоотношениях с ним.Возросшие физические и умственные возможности учащихся среднегошкольного возраста, с одной стороны, снимают с родителей известную долюзабот, но с другой — значительно повышают их ответственность за надлежащую реализацию этих возможностей. Чтобы растущая энергия подростков была направлена во благо, необходимо создавать условия для полезной и привлекательной для них практической деятельности.^ КАК ОТВЛЕЧЬ ОТ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ? Озабоченность родителей нередко вызывают факты, когда подросткипопадают в дурные компании, начинают курить, употреблять алкоголь,заниматься другими неблаговидными делами. Надо подчеркнуть, что чаще всего это — результат упущений предшествующих лет воспитания. Но здесь могут отрицательно влиять и новые приятели подростка с «улицы». Поэтому родители должны интересоваться, с кем их сын проводит свободное время, чем они занимаются, и тактично направлять выбор друзей, стимулировать их полезное времяпрепровождение. Помимо школьных занятий у мальчика есть широкий выбор разнообразных видов внеклассной и внешкольной деятельности — в предметных, технических, художественных и иных кружках, спортивных секциях, творческие занятия дома. Важно всеми мерами содействовать тому, чтобы подростки читали художественную и научно-популярную литературу, разные газеты и журналы. Интересные и полезные занятия не оставят времени для безделья, будутспособствовать общему развитию, активизации школьника, помогут емуопределить свое призвание.Достижению этих и других воспитательных целей служит участиеподростков в ученическом самоуправлении, в работе юношеских и молодежныхорганизаций. Заинтересованные в этом родители не только поощряют такоеучастие, но и оказывают реальное содействие своими советами,предположениями, конкретной помощью, что помимо всего прочего, безусловно, повышает их авторитет в глазах подростков.^ ПОИСКИ ИДЕАЛА.Так же как и для девочек, в подростковом возрасте для мальчиковприобретает актуальность проблема выбора будущей профессии. Родители,конечно, весьма заинтересованы в ее оптимальном решении. В данном случаеполезны беседы общего характера — о роли труда в жизни человека, онеобходимости добросовестного отношения к любой работе, о важности учетаиндивидуальных склонностей и способностей, рассказы о людях разныхпрофессий, обсуждение преимуществ и недостатков той или иной конкретнойспециальности. Прямой резон отцу и матери рассказывать и о собственнойработе, ее трудностях и радостях, может быть, показать свои рабочие места,продукцию и т. д. Жизнь свидетельствует, что наиболее благоприятнымрезультат бывает, когда ответственный вопрос о выборе сыном жизненногопути решается согласованно и уж во всяком случае не вопреки его желанию.С расширением кругозора, приобретением жизненного опыта подросткиначинают поиски идеала, которому они хотели бы подражать, что стимулируетих к самовоспитанию. Это чрезвычайно важно для формирования личности: кусилиям воспитателей подключается сам объект воспитания, существенноповышая его эффективность. Однако такое возможно, если родители держат вполе зрения этот процесс, тактично помогают подростку в выборе идеала,ненавязчиво знакомя с достойными людьми из окружающей жизни, истории,литературы, раскрывая их высокие моральные качества, если они практическисодействуют личным усилиям воспитанника в выработке желаемых чертхарактера. Нужно признать, что миссия родителей-воспитателей весьма трудна. Им надопостоянно учиться, быть начеку, чтобы не допустить промаха в отношениях ссыном. А он взрослеет, и, естественно, на него влияют сверстники и старшиедрузья. Однако и у родителей немало возможностей воспитательноговоздействия. Среди методов семейного воспитания подростков наиболеедейственный — метод убеждения. Убеждать можно, беседуя, советуя, разъясняя на собственном примере. Вместе с тем в необходимых случаях приемлемо и применение твердых требований, а также поощрений и наказаний.^ ЮНОША В СЕМЬЕ.Учащиеся старшего школьного возраста требуют к себе по сравнению сподростками нового подхода. В юношеском возрасте многие качества личности,черты характера в основном уже сформированы, и задача родителей —способствовать их совершенствованию, надлежащей корректировке, преодолению имеющихся недостатков. Главное направление воспитательных усилий отца и матери — подготовка достойного гражданина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, надежного защитника Родины.Для нормальных взаимоотношений родителей со старшеклассниками,создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективность влияния наних, в первую очередь необходима четкая установка старших на то, что ониимеют дело с людьми, которые являются равноправными членами семейногоколлектива. Это значит, что все или почти все вопросы жизни семьи касаютсяи старшеклассников, что они могут и должны принимать участие в ихобсуждении и реализации, что родителям следует прислушиваться к мнениюмолодежи и считаться с этим мнением. Такая позиция родителей, импонируяюношам, помогает сохранять и развивать на новой основе доверительныеотношения, способствующие дальнейшему воспитанию юношей.Успех воспитательного воздействия отца и матери на юношу возможен лишьпри постоянном общении. Оно предполагает не только специальные беседы, ноглавным образом совместный труд и отдых, коллективное обсуждение насущных семейных проблем, обмен новостями, взаимопомощь и многое другое. Важно, чтобы отношения родителей к сыну строились на основе доверия, взаимопонимания, что обычно вызывает ответное доверие, ответное чувство.Важен личный пример родителей, других старших членов семьи. Ихповедение, поступки, высказывания, оценки людей и событий убедительнеевсяких наставлений и нотаций воздействуют на молодежь, как бы автоматически выступают эталоном для подражания. Не жалейте времени на непринужденные беседы, обсуждайте злободневные вопросы — дети должны знать мысли, взгляды отца и матери. Ненавязчиво давайте советы. Это в сущности то же поучение, но оно не внушается, а п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.