МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра анализа хозяйственнойдеятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Руководитель:
Чеснов Андрей Олегович
Казань-2002
Содержание
Введение 3
1.Понятие финансовых результатов 4
2.Финансовый результат и рентабельность как объекты анализа 6
2.1.Анализ прибыли до налогообложения 6
2.2.Анализ прибыли от продаж 9
2.3.Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 13
2.4.Анализ общей рентабельности 14
3.Выявление резервов увеличения суммы прибыли 18
Заключение 21
Списокиспользованной литературы 22
Введение
Эффективность функционирования предприятия,независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условияхрынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход илиприбыль. Прибыль – это конечный результат работы предприятия, стимулирующийдальнейшую производственную деятельность и создающий основу для её расширения.Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получитприбыли, тем лучше его финансовое состояние.
Объём реализации и величина прибыли, уровеньрентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой икоммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показателихарактеризуют все стороны хозяйствования.
Во времена рыночных отношений исключительновелика роль анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Этосвязано с тем, что предприятия приобрели самостоятельность и несут полнуюответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельностиперед совладельцами, акционерами, работниками, банками и кредиторами.
Основными задачами анализа являются:
— систематический контроль за выполнением планов реализации продукции иполучением прибыли;
— определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объёмреализации продукции и финансовых результаты;
— выявление резервов увеличения объёма реализации продукции и суммы прибыли;
— оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объёмареализации продукции, прибыли и рентабельности;
— разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Главнымиисточниками информационного обеспечения анализ финансовых результатов служит«Отчёт о прибылях и убытках» форма№2, данные бизнес-плана о прибыли, данныебухгалтерского учёта по счетам 90, 91, 99.
Актуальность изучения особенностей анализафинансовых результатов заключается в том, что именно он позволяет определитьнаиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структурусредств предприятия и деятельности в целом. Цель данной работы – изучениеанализа финансовых результатов деятельности предприятия, рассмотретьпрактические примеры и ситуации, которые могут встречаться в реальнойдеятельности предприятий.
Изучению анализа финансовых результатовдеятельности предприятия в отечественной литературе по анализу уделены, какправило, целые главы, то есть эта тема достаточно хорошо проработана иосвещена.
1. Понятие финансовых результатов
Экономическаясущность прибыли является сложной и дискуссионной проблемой в современнойэкономической теории.
Прибыль – этопревышение дохода над расходами. Обратное положение называется убытком. Сэкономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениямии денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разностьмежду имущественным состоянием на конец и начало отчётного периода.
В современнойтеории учёта, прежде всего в англоязычных странах, различают налоговую иэкономическую концепции прибыли. В связи с этим возможны два вариантаисчисления прибыли: в первом – бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, вовтором – их суммы не совпадают. В первом случае взгляд пользователейбухгалтерской информации устремлён в прошлое, во втором – в будущее. В последнем случае учтён тот факт, что данныефинансовой отчётности влияют на курс акций предприятия. Поэтому прибыль,показанная в балансе и отчёте о прибылях и убытках, не должна быть тождественнаприбыли, с которой уплачиваются налоги. Сущность прибыли наиболее полно выражается в её функциях. Вотечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли, вразных источниках насчитывают от двух до шести функций. Большинство экономистоввыделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли. Это функцииобобщённого оценочного показателя деятельности, воспроизводственная истимулирующая функции.
Всоответствии с первой функцией прибыль характеризует результат деятельностихозяйствующего субъекта. Прибыль представляет собой итог его деятельности,который зависит от уровня его себестоимости, качества и количества выпускаемойпродукции, производительности труда, степени использования производственныхфондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное –от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребности потребителя, то естьимеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под воздействием многихфакторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующегосубъекта. Необходимо, однако,подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности.Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли можетявляться не только следствием эффективной экономической деятельности. Он, можетбыть достигнут, например, за счёт монопольного положения производителя. Наряду с оценочной функцией прибыль выполняетфункцию стимулирования. Стимулирующая функция прибыли проявляется не только внаправлении части ёе на экономическое стимулирование, а связана со всемпроцессом формирования, распределения и использования прибыли. При этом прибыльслужит как бы «узлом» взаимоувязки интересов общества, организации и отдельныхработников. Ещё одной функцией прибылиявляется воспроизводственная функция, в которой она выступает как один из основныхисточников ресурсов расширенного воспроизводства. Раскрытие экономической природыприбыли, объективныхобщеэкономических закономерностей и предпосылок её образования и существованиянеобходимо, но
образования и существования необходимо, но
недостаточно для понимания механизма формированияприбыли корпораций в современныхусловиях.
Прибыльявляется важнейшим источником формирования бюджетов всех уровней. Такимобразом, в росте прибыли заинтересованы как предприятия, так и государство. Вхозяйственной практике различают следующие показатели:
— валовая прибыль ;
— прибыль ( убыток ) от продаж;
— прибыль ( убыток ) до налогообложения;
— прибыль ( убыток ) от обычной деятельности;
— чистая прибыль или непокрытый убыток.
Данные показатели определяются следующим образом:
Валовая прибыль равна выручке от продаж товаров,продукции, работ, услуг минус НДС, акцизы, себестоимость проданных товаров,продукции, работ услуг.
Прибыль от продаж равна валовая прибыль минускоммерческие расходы, управленческие расходы.
Прибыль доналогообложения больше прибыли от продаж на сумму процентов к получению,доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов ивнереализационных доходов и меньше на сумму процентов к уплате, прочих операционныхи внереализационных расходов. Путём вычитания из прибыли до налогообложенияналога на прибыль и иных обязательных аналогичных платежей определяется прибыльот обычной деятельности.
Чистая прибыль равна прибыли от обычной деятельностиплюс минус чрезвычайные доходы расходы.
Механизмформирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма,действующего в обществе на определённом историческом этапе его развития.Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующихсубъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формированияфинансовых результатов их деятельности.
Таким образом,понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определённуюформу реализации экономических отношений по поводу образования, распределения ииспользования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта,сложившихся на определённом этапе развития общества, в определённойэкономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственныймеханизм.
Такой подходпозволяет разграничивать понятие прибыли как экономической категории и какфинансового результата деятельности хозяйствующего субъекта. Под формированиемфинансовых результатов понимается определённая последовательность (алгоритм,методика), конечной целью которой является определение значения показателяприбыли (убытка) и её производных.
Модельхозяйственного механизма организации, основанная на налогообложении прибыли, вусловиях рыночных отношений по сути дела, является моделью формирования ираспределения финансовых результатов. В связи с этим формирование ираспределение финансовых результатов может пониматься как двуединыйодновременный процесс, при котором распределение одного из финансовыхрезультатов, например, прибыли до налогообложения, через уплату обязательныхплатежей по своей сути является формированием нового финансового результата –чистой прибыли.
2. Финансовый результат и рентабельность как объектыанализа
Анализ прибыли доналогообложения
Функционированиепредприятия любой организационно-правовой формы определяется его способностьюсоздавать прибыль. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуютабсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям егодеятельности: производственной, сбытовой, снабженческой финансовой иинвестиционной. Они составляют основу экономического развития и укрепления егофинансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Чтобыуправлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализформирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявитьрезервы её роста. Такой анализ представляет интерес, как для внутренних, так ивнешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностейпредприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размерыдоходов учредителей и собственников, характеризует финансовое состояниепредприятия.
Рост прибылисоздаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства,решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыльявляется также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального,республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации передбанками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибылиявляются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качествпредприятия, степени его надёжности и финансового благополучия, как партнёра.
Анализфинансовых результатов деятельности предприятия включает в качествеобязательных элементов.
1. горизонтальный анализ показателей;
2. оценку структуры показателей прибыли;
3. изучение, хотя бы в самом общем виде, динамикиизменения показателей за ряд отчётных периодов;
4. выявление факторов и причин изменения показателейприбыли и их качественная оценка.
Для проведения анализа и определения«качества прибыли» необходимым источником информации будет служить приказ обучётной политике предприятия на определённый отчётный год. Рассматривая принятуюучётную политику, необходимо помнить, что на величину финансового результатабудут влиять её основные элементы: способы оценки материалов, отпущенных впроизводство; амортизации основных средств, порядок создания резервов на оплатуочередных отпусков, ремонт оборудования и другие.
Отчёт о прибылях и убытках, пояснительнаязаписка, приказ об учётной политике – это информационные источники дляпроведения внешнего анализа финансовых результатов деятельности предприятия.Если такой анализ проводится самим хозяйствующим субъектом, то он будет основанна более широкой информационной базе: с привлечением аналитических ведомостейпо счетам бухгалтерского учёта, разработочных таблиц, первичных документов.
Методику анализа уровня и динамикипоказателей прибыли до налогообложения рассмотрим на условном примере (Таблица2.1.1.)
Показатели
Предыдущий
период
Отчётный
период
Отклонения от пред.
периода
Тыс.р.
В % к итогу
Тыс. р.
В % к итогу
Тыс.р.
%
1. Прибыльубыток от продаж
2130
75,1
2730
65,9
+600
+28,2
2. Проценты к
получению
266
9,4
910
22
+644
+242
3. Проценты к уплате
133
4,7
334
8,1
+201
+151
4. Доходы от участия
в других организациях
200
7,1
425
10,3
+225
+133
5. Прочие операционные
доходы
400
14,1
713
17,2
+313
+78,3
6. Прочие операционные
расходы
107
3,8
349
8,4
+242
+226
7. Внереализационные
доходы
146
5,1
137
3,3
-9
-6,2
8. Внереализационные
расходы
67
2,4
91
2,2
+24
+35,8
9. Прибыльубыток до
Налогообложения
(п1+п2+п3+п4+п5-п6
+п7-п8)
2835
100
4141
100
+1306
+46,1
Таблица 2.1.1.
По данным таблицы, можно сделать вывод, чтопредприятие достигло лучших результатов в хозяйственной деятельности в отчётномгоду по сравнению с прошлым периодом, о чём свидетельствует увеличение общей суммыприбыли на 1306 тысяч рублей, или на 46,1%. Такой рост прибыли явилсярезультатом увеличения практически всех составляющих показателей прибыли, кромевнереализационных доходов, которые уменьшились на 9 тыс. руб., чтосоответственно сократило и сумму прибыли до налогообложения.
В большей степени увеличились такиепоказатели, как прибыль от продаж и проценты к получению. Они же составляютнаибольший удельный вес от общей массы прибыли. Кроме того положительноевлияние на прибыль оказали увеличение доходов от участия в других организацияхи прочие операционные доходы. В результате роста этих показателей прибыль доналогообложения выросла по сравнению спредыдущим годом на 225 тыс.рублей и 313 тыс.рублей соответственно .
В то же время возможную прибыль снизилоувеличение операционных расходов на 242 тыс.руб. или в 2.5 раза и уменьшениевнереализационных доходов на 9 тыс.руб. В целом отрицательное влияние составило275 тыс. руб.
Анализ выполнения плана по показателямприбыли осуществляется аналогично.
Более глубокий анализ предполагаетисследование состава каждого элемента прибыли до налогообложения и факторов,повлиявших на неё.
Всё многообразие факторов можно разделить надве группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относят:
— природные условия;
— транспортные условия;
— социально-экономические условия:
— уровень развития внешнеэкономических связей;
— цены на производственные ресурсы и другие.
Внутренние факторы по степени ихсоподчинённости делятся на факторы первого и второго порядка. К факторампервого порядка относятся изменения:
— прибыли от продаж;
— процентов к получению ( уплате )
— прочих операционных доходов ( расходов )
— прочих внереализационных доходов (расходов ).
Факторами второго порядка являются изменения:
— объёма продаж;
— структуры продаж;
— себестоимости продукции;
— цены единицы продукции.
Кроме того, к внутренним факторам относятсяфакторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильноеустановление цен, нарушение условий труда и качества продукции, ведущие кштрафам и санкциям и другие. Взаимосвязь факторов первого и второго порядка сприбылью до налогообложения приводит к увеличению или уменьшению прибыли.Факторы первого порядка являются элементами прибыли до налогообложения. Факторывторого порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от продаж исоответственно на общую сумму прибыли.
Анализ прибыли от продаж.
Важнейшейсоставляющей прибыли до налогообложения является прибыль от продаж. При анализеприбыли от продаж определяют не только динамику изменения показателей, но ивлияние факторов. Рассмотрим анализ прибыли от продаж на условном примере.(см.Таблицу 2.2.1.)
Таблица 2.2.1.
Анализ прибыли от продаж
(тыс. руб.)
Показатели
Пред.
год
Отчётн.
год
Отклонения от предыд.
года
Тыс.руб.
в %
1. Выручка от продаж
12600
17200
+4600
+36,5
2. Себестоимость продаж
8010
10720
+2710
+33,8
3. Коммерческие расходы
1000
1850
+850
+85
4. Управленческие расходы
1460
1900
+440
+30,1
5. Прибыль от продаж (п1-п2-п3-п4)
2130
2730
+600
+28,2
Данныетаблицы свидетельствуют, что рост прибыли от продажи продукции по сравнению спредыдущим годом увеличился на 600 тыс. руб. Это обусловлено ростом выручки отпродаж на 4600 тыс. руб. или на 36,5 %. Вместе с тем увеличились и все видызатрат: себестоимость продаж увеличилась на 33,8%, коммерческие расходы на 85%,управленческие расходы на 30,1%. Увеличение затрат может быть обусловленоростом объёма продаж, т.е. это увеличение объективно.
Дальнейшееисследование прибыли от продаж состоит в расчёте факторов, влияющих на еёобъём. Для этого необходимо оценить изменения:
— отпускных цен на продукцию;
— объёма продукции;
— в структуре проданной продукции;
— себестоимости продукции;
— себестоимости за счёт структурных сдвигов в составепродукции;
— цен на материалы и тарифов на услуги;
— затрат на один рубль продукции.
Объёмреализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние насумму прибыли. Увеличение объём продаж рентабельной продукции приводит кпропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, топри увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структуратоварной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательноевлияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объёме её продаж, тосумма прибыли возрастёт и, наоборот, при увеличении удельного весанизкорентабельной или убыточнойпродукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыльнаходятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимостиприводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.
Изменениеуровня цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости:при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчёт влиянияэтих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные таблицы 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Факторный анализ прибыли от продаж
(тыс.руб.)
Показатели
Пред.
период
Продажа отчётного
периода в ценах и себестоимости пред.пер.
Отчёт.
период
1. Выручка от продаж
12600
14300
17200
2.Себестоимость продукции
10470
11800
14470
3. Прибыль от продаж
2130
2500
2730
Условныеобозначения:
Q0 – количество проданной продукции в предыдущемпериоде
Q1 – количество проданной продукции в отчётном периоде;
P0 – цена единицы проданной продукции в предыдущемпериоде;
P1 – цена проданной продукции в отчётном периоде;
С0– себестоимость проданной продукции в предыдущем периоде;
С1– себестоимость проданной продукции в отчётном периоде;
П0 — прибыль от продажи продукции в предыдущемпериоде;
П1,0– прибыль от продажи продукции отчётного периода в ценах и себестоимостипредыдущего периода;
П1- прибыль от продажи продукции в отчётном периоде.
Используя данные таблицы 2.2.2., определимвлияние на прибыль от продаж основных факторов.
Объектом анализа является изменение прибыли.
Объект анализа = П1-П0 (2.2.1.)
В данномпримере он составил 600 тыс. руб.
1. Влияниеизменения объёма продаж. Для определения влияния данного фактора необходимопроцент изменения объёма продаж по сравнению с предыдущим годом умножить насумму прибыли от продаж в предыдущем периоде: П(q) = П0*(q1p0/q0p0-1) (2.2.2)
За счёт увеличения объёма продаж на 1700 (14300-12600)тысяч рублей прибыль в отчётном периоде возросла на 287 тысяч рублей.
Расчёт поданным таблицы 2.2.2. выглядит следующим образом:
П(q)=2130*(14300/12600-1)=287
2. Влияниеизменения себестоимости продаж определим, сравнив себестоимость отчётного периодаи продажи отчётного периода в себестоимости предыдущего периода. За счётувеличения себестоимости продаж на 2670 (14470-11800) тысяч рублей прибыльуменьшилась на эту же сумму. Формализованный вид расчёта:
П (с) =q1c1-q1SHAPE * MERGEFORMAT (2.2.3.)
Где П (с) – изменение прибыли за счётизменения в себестоимости продукции.
3. Влияние изменения оптовых цен напродукцию определим путём сравнения выручки от продаж за отчётный период ипродажи отчётного периода в ценахпредыдущего периода. Разница между ними в 2900 тысяч рублей (17200-14300)свидетельствует об изменении прибыли за счёт оптовых цен на продукцию.
П(р)=q1p1-q1p0 (2.2.4.)
4.Изменения в структуре проданной продукции. Влияние этого фактора определим спомощью следующего расчёта:
П= П1,0 – П0*q1p0/q0p0 (2.2.5.)
По данным таблицы 2.2.2. это выглядит так:
П=2500-2130*14300/12600=82
Следовательно, сдвиги в структуре продаж увеличили сумму прибыли на 82тысячи по сравнению с предыдущим годом.
Кромевышеназванных факторов исследуются случаи нарушения хозяйственной дисциплины:экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий,невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности,изменение цен на материалы и тарифы на услуги (электроэнергию, водоснабжение,перевозки и т.п.) и др.
Как видно изпроведённого анализа, наибольшие влияния на отклонение прибыли оказали ценовыефакторы. За счёт их увеличения прибыль возросла на 2900 тысячи рублей.Вследствие роста объёма продаж получено 287 тысяч рублей дополнительнойприбыли. Увеличение себестоимости продукции снизило предполагаемую прибыль на2670 тысяч рублей. Сдвиги в структуре продаж продукции в свою очередь увеличилиприбыль на 82 тысячи рублей.
Таким образом,совокупное влияние факторов составило +600 тысяч рублей (287,37-2670+2900+82,66).
Подобныйанализ доступен только внутренним пользователям, поскольку предполагаетиспользование ресурсов синтетического и аналитического учёта.
Дляпроведения факторного анализа прибыли от продаж внешними пользователями наоснове показателей финансовой отчётности, может быть использована методика,которая проводится с учётом индекса инфляции.
Анализ финансовых результатов от прочих видовдеятельности
Выполнениеплана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатовдеятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль от долевогоучастия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основныхсредств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списаниябезнадёжной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковойдавности; убытки от стихийных бедствий; доходы и убытки от валютных операций ит.д.
Анализсводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибылипо каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи снарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациямии учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств,принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменениесуммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушениядоговорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабленияфинансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализеданного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорныхобязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки отсписания безнадёжной дебиторской задолженности возникают обычно на техпредприятиях, где постановка учёта и контроля за состоянием расчётов находитсяна низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году такжесвидетельствуют о недостатках бухгалтерского учёта.
Особоговнимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселя