Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Я-концепция как фактор становления личности

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе,система установок относительно собственной личности или, как еще говорятпсихологи, Я-концепция — это «теория самого себя». Важно заметить,что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическимобразованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторамивнутреннего и внешнего порядка.
Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные инеформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияниена формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формированиеЯ-концепции в процессе социализации оказывает семья.
Причем это влияние сильно не только в период самой раннейсоциализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей)социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.
С возрастом все более весомым в развитии Я-концепциистановится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальныхгруппах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личностипродолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формыЯ-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды,например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В своюочередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной иидеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что этаконцепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том,«какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы яхотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут несовпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются.
Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией можетприводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, следствиям. Содной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» можетстать источником серьезных внутриличностных конфликтов.
С другой стороны, несовпадение реальной и идеальнойЯ-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления кразвитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, атакже интерпретацией его личностью.
В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального иЯ-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало начем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная иидеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той илииной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измеренияадекватности самооценки.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятиясамооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорееописательных, чем оценочных, представлений о себе.
Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может бытьокрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот,непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственныекачества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником,или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть егоЯ-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане.
В случае же с самооценкой те или иные качества рассматриваютсякак хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам всравнительном плане с другими, как лучшего или худшего.
Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценкиразличных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане(и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда онипонижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ееядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптациюличности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следуетотдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначальноприсущее личности.
Само формирование самооценки происходит в процессесоциализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум взначительной степени влияет на формирование самооценки личности.
Отношение человека к самому себе является наиболее позднимобразованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а можетбыть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценкепринадлежит особо важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации идезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных осамооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнаннымиявляются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентнымповедением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какойхарактер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболеераспространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, являетсяпозиция о завышенной самооценке подростков-делинквентов, да и у взрослыхправонарушителей.
Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышеннаясамооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточноширокую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствуетпроявлению делинквентного поведения.
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основаннаяна экспериментальных данных. По мнению сторонников этой точки зрения, уровеньсамооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушныхподростков.
Большинство же исследований, в которых полученыпротивоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являютсяметодически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодыхпреступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций,занимающихся «трудными» подростками, Я-концеппря отрицательная.
В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция(слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув,приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (Х. Ремшмидт)следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:
1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальнаядеградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях.Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступныедействия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди снегативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, таккак считают себя неспособными к ним.
В целом, надо заметить, что в современной психологии имеетсяопределенное противоречие в данных по вопросу о завышенности или заниженностисамооценки подростков-правонарушителей.
В науке часто, когда появляется такое «тупиковое»противоречие, актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоеготретьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия.
На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можновзглянуть, и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное впроблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности илизаниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится впротиворечии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей,педагогов, класса).
В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (дажеесли последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизмделинквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка.
Потребность в уважении, признании является одной из важнейшихпотребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым,фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу).
Блокирование реализации этой потребности даже рассматриваетсяавтором концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье в качестве мощногофактора, дистресса. В связи с этим он подчеркивал, что человек нуждается впризнании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всехдругих стрессоров делает труд изнурительным и вредным.
Очевидно, все сказанное справедливо для личностиподростка-юноши в не меньшей степени, чем для взрослых, но даже в большей, сучетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острогопереживания его.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры всоциуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой,когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребность в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.
Личность не может пребывать постоянно в состоянии острогодискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейсяситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальномпространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы являетсяпереход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подросткаявляется адекватной самооценке или даже превосходит ее. В данной группеподростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), чтоприводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и ксостоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким образом, наконец получаетадекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.
Группа, в которую переходит подросток, может иметь различнуюориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальнойгруппе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующейявляется контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования,контрнормативность ценностей является характерной чертой группподростков-делинквентов.
Однако описанный путь снятия противоречия между самооценкой иоценкой может и не приводить к негативным последствиям. И это происходит в томслучае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную нанормативную шкалу ценностей.
Данный механизм или концепция пускового механизма делинкветностипозволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов иродителей вырвать подростка из «нехорошей» компании. По существу,такие попытки обречены априори на провал, так как за ними стоит негативноепсихологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишитьсоциальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а также и даже,может быть, в первую очередь, отторгающую его) группу.
Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решитьэто психологическое противоречие. Необходимо не просто пытаться вырватьподростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этойасоциальной группы, другую группу -просоциальной ориентации. Очевидно, излишненапоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобысамооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальнойоценки его личности.
Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы,парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальнуюгруппу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаяхдействительно переход личности в данную группу не сопровождается повышениемоценки личности группой.
Однако в этом случае принадлежность к асоциальной группепозволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счетподростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестерка», но для посторонних подростков — «авторитет». Вкрайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявленияагрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.