Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Элементы учебных математических исследований в начальной школе

Н.А.Меньшикова
Встатье показано, что существует объективная возможность для начала формированияобщих исследовательских умений на самых ранних стадиях обучения, а именно вначальной школе. Это обстоятельство выявлено посредством анализа содержанияотдельных учебников математики для 1-3 и 5 классов.
Закладкаосновных содержательных линий математического образования, включающего в себя втом числе и общие исследовательские умения, происходит на начальном этапеобучения. Уже на нем возможно формирование интеллектуальных навыков высокогоуровня, способствующих выработке научного стиля мышления, творческому развитиюличности.
Научныйстиль мышления и присущие ему исследовательские качества формируются в процессеактивной познавательной деятельности, одним из компонентов которой являетсяучебно-исследовательская. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использованиеэлементов учебных математических исследований, организованных как задачиопределенного вида.
Дляактивизации познавательной деятельности и развития математического мышления наначальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Среди нихвыделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, являетсядогадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадкисвидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, каксмекалка и сообразительность.
Смекалкаопределяется в педагогике как особый вид проявления творчества в нахожденииспособа решения. Она проявляется в результате анализа, сравнений, обобщений,установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. Большая роль отводитсяинтуиции обучаемого.
Опроявлении сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретнуюситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ученик самостоятельноприходит к выводам, обобщениям, оперируя знаниями.
Наиболееполно такие приемы умственной деятельности, как сравнение, обобщение,абстрагирование проявляются при решении в начальной школе задач следующихвидов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождениеотличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поискнедостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур отдругой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательныйанализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственныхкаждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составлениеорнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора,логические задачи.
Так,например, А.В.Хуторской [8] рассматривает элементы математических исследованийучащимися начальной школы в виде составления собственных числовых рядов,числовых таблиц, выявления связей чисел и геометрических фигур, обнаруженияматематических закономерностей в окружающих явлениях и календарях, придумыванияи применения собственных мер измерения.
Дляраскрытия главного положения статьи проанализируем типологию математическихзадач программы начальной школы и произведем следующее условное разделение ихна два типа, взаимно дополняющих друг друга. В некоторых случаях они могут бытьобъединены в общее задание.
1тип — стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу илиизученному правилу ( выполнение вычислений, измерений, практических заданий ит.п.)
Птип — задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальныхнавыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:
а)умение проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;
б)умение классифицировать объекты ( выделять существенные признаки объекта илипоследовательности объектов, устанавливать основание классификации или делатьвыбор основания);
в)умение обобщать и находить закономерности;
г)умение конструировать математические объекты.
Наличиезадач второго типа в учебниках по математике начальной школы способствуетформированию научного стиля мышления, что соответствует основным положениямконцепции развивающего обучения.
Впоследние годы изданы и внедряются в практику экспериментальные учебныекомплекты для начальной школы, которые содержат немалое количество задачвторого типа, позволяющих обеспечить пропедевтику формированияисследовательских умений в ходе обучения математике в средней школе.
Вкачестве примера такого учебного комплекта для начальной школы, реализующегопринципы развивающего обучения, рассмотрим экспериментальный комплект под общейредакцией Н.Б.Истоминой [ 1,2,3, ] и проанализируем виды задач в нем с цельюсравнения количества задач, вырабатывающих навыки научного мышления, с общимчислом задач в этих учебниках.
Характеризуяпринципы организации задачного материала в этом учебном комплекте, обратимвнимание на большое количество двухком-понентных и трехкомпонентных заданий,сочетающих в себе задания первого и второго типов .
1.Прежде всего обратим внимание на многокомпонентные задания. Представляют интересдвухкомпонентные задания, с помощью которых вводятся новые понятия. Большейчастью новые понятия формируются в процессе поиска ответа к поставленной задачена основе наблюдения вводимых новых объектов и описания наблюдаемых свойств, ихпервоначального анализа. В учебнике первого класса таким образом вводятсяважнейшие геометрические понятия: ломаной, прямоугольника, квадрата.
Рольнаблюдений существенна при принятии решения о выборе метода решения задачи, онатесно связана с математической интуицией обучающихся и зависима от наглядностипредъявляемых объектов. С помощью наблюдений над результатами выполняемыхдействий учащиеся подводятся к усвоению приемов поиска закономерностей вчисловых последовательностях. На этой связи построены двухкомпонентные задания,одной из частей которых служит алгоритмическое задание, а второй частью — исследовательское по обнаружению характера зависимости между величинами.
Пример1. ( [1, № 199 ]; 1 класс). « Увеличивай число 23 на 1 десяток, на 2десятка, 3десятка, 4 десятка. Наблюдай, какая цифра будет изменяться. Запиши числовыеравенства».
2.Большое значение для последующего интеллектуального формирования личности имеютзадачи на выделение существенных признаков объекта, поиск сходства и отличиянескольких объектов. Тем самым осуществляется пропедевтика умений классифицироватьобъекты по выбранному основанию. Для составления таких задач авторы привлекаюткак арифметические, так и геометрические объекты.
Пример2. ( [ 3, № 204];3 класс). « Вычисли значения выражений. По какому признакувыражения разбили на две группы? 64:4 98:7 91:13 80:16
72:642:3 72:18 75:25
51:392:23
Учащиесямогут выделить следующие признаки: по величине делителя (однозначное илидвузначное число); по величине частного ( двузначное или однозначное число).
3.Неменее важны и задачи, формирующие умения обобщать факты, обнаруживать общиеправила, т.е. подводящие к задачам на формирование обобщенного способадействий.
Пример3. ( [ 3, № 93 ]; 3 класс). «Разгадай правило, по которому записан каждый рядчисел, и продолжи его:
а)123, 246, 492, 984, …
б)15, 75, 375, 1875,…
в)3020, 3220, 3420, 3620,… »
Пример4. ( [3, № 406 ]; 3 класс). « Какую закономерность ты заметил в построенииряда чисел: 3545, 3550, 3555, 3560, 3565,…? Продолжи ряд по тому же правилу.Можно ли утверждать, что каждое число этого ряда делится на 5 ?»
4.К задачам, формирующим исследовательские умения, мы отнесли и задания наконструирование математических объектов: новых фигур, уравнений, неравенств,сюжетных задач, схем к сюжетным задачам. В комплекте Н.Б. Истоминой онипредставлены, например, в следующих видах:
Пример5. ( [ 1, № 115 ]; 1 класс). «Придумай выражения, в которых уменьшаемое равно9, и найди их значения».
Пример6. ( [1, №333 ]; 1 класс). « В одном альбоме 48 марок, в другом 37. Поставьвопросы к данному условию. Запиши решение каждой задачи выражением. Вычислизначения этих выражений».
Пример7. ( [3, № 203]; 3 класс). «Составь верные равенства на деление, в которых:
а)делитель — двузначное число, а значение частного — трехзначное число;
б)делитель — однозначное число, значение частного — трехзначное число;
в)делитель-трехзначное число, значение частного — однозначное число».
Намибыл проведен анализ задачного материала пяти учебников для выявления доли задачвторого типа от их общего количества, которая оказалась весьма значительной дляучебников [1] — [4] ( см. таблицу ). Н.Б. Истомина реализует принциппреемственности между начальной и средней школой в своем учебнике « Математика-5» ( см. приведенную далее таблицу ). В учебнике пятого класса такжесодержится немалое количество аналогичных задач, формирующих исследовательскиеумения, однако их пропорция уменьшается в связи с необходимостью реализациидругих содержательных линий общего математического образования.
Впоследней строке таблицы для сравнения приведены результаты такого же анализаучебника математики для 5 класса под редакцией Н.Я.Виленкина [6], в которомзаложены другие принципы организации задачного материала: отсутствуютмногокомпонентные задания, а задач второго типа, представленных в явном виде,гораздо меньше, чем в учебнике [4].Класс и источник Общее кол-во задач учебника Кол-во задач типаП Количество многокомпонентных заданий абс. к-во % к общ. кол-ву % к столбцу 3 1 2 3 4 5 6 1 класс [1] 532 383 72.0 % 63 16.4 % 2 класс [2] 594 335 56.4 % 58 17.3 % 3 класс [3] 663 579 87.3 % 111 19.2 % 5 класс [4] 1073 522 48.6 % 151 28.9 % Виленки 5 кл. [6] 1681 132 7.9 %
Следуетотметить, что задачи типа П встречаются и в других учебных пособиях, например,в учебном комплекте Л.Г. Петерсон [7], согласованном с учебниками математикидля средней школы под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф.Шарыгина;экспериментальном учебном пособии А.Г. Ванцяна « Математика -5 » [5] и других.Однако пропорциональное отношение задач типа П к общему их количеству в целомне превышает показателей рассмотренного комплекта.
Проблемаоптимального их соотношения с задачами других типов в методике начальной школыпока не решена. Это связано с многими факторами: психолого-педагогическимиособенностями детей младшего школьного возраста, степенью подготовки детей кобучению в начальной школе. Не случайно педагоги, работающие по комплектуН.Б.Истоминой, отмечают, что дети сталкиваются с большими психологическими трудностями.Очевидно, что работа с этими учебными пособиями требует и специальнойметодической подготовки учителя по подготовке уроков по этим учебникам, ипредварительной оценки возможностей конкретных детей по усвоению материала,организованного подобным образом. Следовательно, данное направление методическихисследований представляет определенную перспективу.
Логичносчитать, что если в учебниках по математике средней школы число задач,формирующих исследовательские умения, будет незначительным, то приобретенные вначальной школе элементы таких умений не будут в должной степени развиватьсядалее, они могут быть утеряны. Тогда в старших классах проблема формированияподобных умений потребует от учителя и ученика гораздо больших усилий.Следовательно, в процессе изучения курса математики в средних классах ученикидолжны систематически решать задачи, формирующие исследовательские умения, какна уроках, так и во внеурочной деятельности, продолжая работу, начатую вмладших классах.
Список литературы
1.Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Математика 1 класс.Учебник для начальной школы.Linka-Press, Москва, 1993.
2.Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Кочеткова И.А. Математика 2 класс. Linka Press,Москва, 1994.
3.Истомина Н.Б. Математика 3 класс. Linka-Press, Москва, 1995.
4.Истомина Н.Б. Математика 5 класс. Linka-Press, Москва,1998.
5.Ванцян А.Г. Математика 5 класс: Экспериментальный учебник дляобщеобразовательной школы / Под ред. И.И. Аргинской.-Самара.: Федоров, 1998.
6.Математика: Учебник для 5 класса средней школы./ Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков,С.И. Шварцбурд, В.И. Жохов -2-е изд.- М.: Просвещение, 1992.
7.Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. М.: С-ИНФО: БАЛЛАС, 1996. ( в 4-х частях ).
8.ХуторскойА.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: Пособиедля учителя.- М.; Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Библейский контекст одного стихотворения АСПушкина
Реферат Symbolism In The Cherry Orchard Essay Research
Реферат Реформа белорусского правописания 1933 года
Реферат Определение и управление валютными рисками предприятием внешнеэкономической деятельности на примере ООО Корпорация Агросинтез (Визначення та керування валютними ризиками підприємством ЗЕД на прикладі ТОВ “Корпорація “Агросинтез”)
Реферат Short History Of The Avro Arrow Essay
Реферат История Бельгии 2
Реферат Направления обеспечения защиты информации на предприятии
Реферат Тормозная система Камаза
Реферат Виды маркетинга в зависимости от спроса. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий
Реферат Romeo And Juliet Various Types Of Love
Реферат Пойти и не вернуться. Быков В.
Реферат Первичный туберкулезный комплекс левосторонний в стадии инфильтрации I гр. А. (история болезни)
Реферат Природа хозяйство и проблемы окружающей среды южной лесостепной зон
Реферат Качество жизни как социально-экономическая категория
Реферат Global Effects Of World War I Essay