Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения

Введение
Широкораспространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятнымобразом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такиепроявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми,школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей — повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональныйдискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие сребенком.
Кпричинам школьной дезадаптации можно отнести:
— характерное для современной России социальное расслоение (часто внутри одногокласса дети из столь различных семей с трудом находят общий язык,  плохопонимают друг друга и не умеют общаться);
— увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР);
— увеличение количества детей, имеющих невротические и серьезные соматическиерасстройства.
Психологиотмечают, что трудности общения с окружающими (как взрослыми, так исверстниками) — весьма существенный компонент дезадаптации школьников.
Но,какие же факторы приводят к дезадаптации? В группе учащихся младших классовпсихологами были выявлены некоторые предпосылки школьной дезадаптации:
— низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;
— низкая готовность прийти на помощь другу;
— плохие отношения со сверстниками;
— низкие познавательные способности;
— неадекватная самооценка.
Цельюнашего реферата является рассмотрение определения понятия школьной дезадаптации(ШД), выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблемпрофилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиямиЦНС.
1. Определение понятия школьной дезадаптации (ШД).
Длябольшей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляетсобой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизниребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психическойдеятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность ксмысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами,подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.
Переходот условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно инойатмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных,эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложныетребования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Дети,испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют такназываемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации.
Школьнаядезадаптация — это социально-психологический процесс отклонений в развитииспособностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыкамиактивного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебнойдеятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими ис миром.
Вформировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые,психологические и медицинские факторы.
Изначальнуюпричину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка,то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формированиямозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но ив дошкольном возрасте.
Оченьсложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально воснове возникновения дезадаптации в любых ее проявлениях лежит биологическаяпредопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетическогоразвития ребенка. Но это практически не учитывается ни в программах дошкольногообразования, ни в программах школьного обучения.
Поэтомумедики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детейухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшаетсячуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).
2. Причины и проявления школьной дезадаптации.
Наиболеераспространенной причиной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции(ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза,характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций иих дисгармоничным развитием.
Приэтом необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции, как сложныесистемы, не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или визолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместноработающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложныхпсихических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных,иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.
ПриММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных системмозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь,внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. Пообщему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или вотдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности вшкольном обучении.
Вследствиедефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виденарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета(дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулияпроявляются в изолированном, «чистом» виде, значительно чаще ихпризнаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.
Средидетей с ММД выделяются учащиеся с синдромом дефицита внимания игиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется несвойственными длянормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью,дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения,проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе стем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые частообозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность.
Второйпо распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы иневротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных формнавязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состоянийявляются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятнаяобстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а такжетрудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.
Важнымпредрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакциймогут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительныечерты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративномуповедению. В категорию школьников — «дезадаптантов» попадают дети,имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуетсяследующими признаками:
1.Отмечаютсяотклонения в соматическом здоровье детей.
2.Фиксируетсянедостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихсяк учебному процессу в школе.
3.Наблюдаетсянесформированность психологических и психофизиологических предпосылок кнаправленной учебной деятельности учащихся.
Обычнорассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации (ШД):
1)неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хроническойнеуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательныхсведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам,обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой(эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и вшкольной среде (поведенческий компонент ШД).
Убольшинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все 3приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иногокомпонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития,а с другой — от причин, лежащих в основе формирования ШД.
3.Проблема профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкимипатологиями ЦНС.
Школьнаядезадаптация это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих онесоответствии социо — и психофизиологического статуса ребенка требованиямситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становитсязатруднительным, а в крайних случаях невозможным  и др. Фактически, школьнаядезадаптация это термин, определяющий любые затруднения, возникающие в процессеобучения.
Кчислу первичных, внешних признаков школьной дезадаптации относят затруднения вучебе и нарушения поведения. Одной из причин, вызывающих названные проявления,является наличие легких форм патологий ЦНС. К таким патологиям относятсяпатология шейного отдела позвоночника и минимальные мозговые дисфункции.
Актуальностьизучения особенностей школьной адаптации учащихся с ПШОП и ММД определяетсявозрастающим количеством таких детей. По ряду исследований оно составляет до 70-среди учащихся. По данным исследований, проведенных в московских общеобразовательныхшколах, среди учащихся со школьной дезадаптацией ММД были выявлены более чем уполовины учащихся (52,2%). При этом частота ММД среди мальчиков оказалась в 2,3раза выше, а синдром двигательной гиперактивности в 4,5 раза выше, чем удевочек.
Кособенностям детей с такими патологиями относятся быстрая утомляемость,сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость,трудности концентрации, замедленная скорость переключения внимания),двигательная гиперактивность, сниженные возможности самоуправления ипроизвольности в любых видах деятельности, снижение объема оперативных памяти,внимания, мышления. Обычно эти особенности проявляются еще в дошкольномвозрасте, но в силу ряда причин, не становятся предметом внимания педагогов ипсихологов. Как правило, родители и педагоги обращают внимание на проблемыребенка только с началом школьного обучения.
Школа,с ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой, требует от ребенкареализации всех тех функций, которые у него нарушены. Первой большой проблемойдля ребенка с ПШОП, ММД является продолжительность урока. Максимальнаяпродолжительность работоспособности у такого ребенка — 1 5 минут. Затем ребенокне в состоянии контролировать свою умственную активность. Мозг ребенка нуждаетсяв отдыхе, поэтому ребенок непроизвольно отключается от интеллектуальнойдеятельности. Пропуски учебной информации, суммируясь за все периоды во времяурока, приводят к тому, что ребенок усваивает материал не полностью или созначительными искажениями, иногда вовсе теряет суть, а в отдельных случаяхусвоенная ребенком информация приобретает неузнаваемый вид.
Вдальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностямв усвоении последующего материала. У ребенка образуются существенные пробелы взнаниях. Поскольку внимание детей с ПШОП, ММД крайне неустойчиво, аотвлекаемость высока, работа в классе, где находятся еще 20, а то и 30 детейуже сама по себе представляет для ребенка большую сложность. Их отвлекают любыедвижения, звуки.
Такиедети выполняют проверочные или контрольные работы лучше, если учитель проводитих один на один с ребенком. Родители отмечают, что дома ребенок справляется стакими заданиями, которые не смог выполнить в классе. Объясняется это тем, чтодома ребенку создают более комфортные условия: тишина, не ограничено время навыполнение заданий, в привычной обстановке ребенок чувствует себя спокойнее иувереннее. Родители оказывают ребенку помощь, направляют работу ребенка.
Успешностьучебной деятельности ребенка во многом зависит и от умения строитьбесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение. Многиесовременные педагогические технологии предполагают работу детей на уроках впарах, четверках, требующую умения организовывать взаимодействие сосверстниками. Здесь ребенок с ММД может встретиться с трудностями, так как онлегко отвлекается от поставленной учебной задачи, поддается влиянию другихдетей.
Посколькуучебная мотивация у детей с ПШОП, ММД слабо выражена, они чаще всего подстраиваютсяпод тех детей, которые настроены на игру. Дети с ПШОП, ММД охотно включаются вигры, которые могут предложить им соседи по парте на уроке. Кроме тогосложности в самоуправлении часто проявляются в несдержанности, резкости поотношению к одноклассникам.
Свойственная,многим детям с ПШОП, ММД двигательная гиперактивность является серьезнойпомехой в учебе только для самого ребенка, но и для других детей и приводит котказу от совместной работы с таким ребенком. Повышенная эмоциональнаявозбудимость, двигательная гиперактивность, свойственные многим из детей даннойгруппы делают непригодными привычные способы организации внеклассныхмероприятий. Особенно насущным становится поиск новых методов организациивнеурочной деятельности детей в тех классах, где количество учащихся с ПШОП,ММД составляет более 40%.
Следуетотметить, что, несмотря на то, что перечисленные выше проблемы ребенка взначительной степени затрудняют его познавательную деятельность, далеко невсегда психологи и педагоги понимают взаимосвязь между состоянием здоровьяребенка и его проблемами в учебной деятельности.
Анкетирование,проведенное среди психологов образовательных учреждений, показало, чтобольшинство из них не имеет четких представлений о сути таких нарушений, какПШОП и ММД. Чаще всего, осведомленность психологов и педагогов проявляется винформированности о распространенности таких патологий.
Определеннаячасть психологов школ знакома с теми сложностями, которые могут испытывать детис ПШОП, ММД при познавательной деятельности, но не знают, как организоватьработу для оказания эффективной помощи детям и педагогам, не умеютдиагностировать наличие нарушений в развитии ребенка. Большинство опрошенных незнает об особенностях личностного развития детей с ПШОП, ММД. Литература, посвященнаяпроблемам детей с ПШОП, ММД мало доступна и чаще всего посвящена особенностямпознавательного развития этих детей.
Междутем, личностное становление таких детей, как правило, затягивается. Детиинфантильны, склонны к иррациональным поведенческим стратегиям,несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, склонны ко лжи. Они неощущают свою ответственность за собственные действия и поступки, для многих изних характерна мотивация избегания неудач, не выражена мотивация достижений,отсутствует учебная мотивация, нет интересов и серьезных увлечений.Ограниченные возможности в самоорганизации приводят к тому, что ребенок неумеет структурировать свое свободное время.
Нетруднозаметить, что именно такие личностные качества в значительной степени способствуютсклонности ребенка к зависимым формам поведения. Особенно наглядной становитсяэта склонность в подростковом возрасте. К этому возрасту, ребенок с названнымипатологиями чаще всего подходит с массой проблем: серьезные пробелы в базовыхзнаниях, низкий социальный статус, конфликтные отношения с некоторымиодноклассниками (в некоторых случаях с большинством из них), напряженныеотношения с учителями.
Эмоционально- незрелость толкает ребенка к выбору наиболее простых путей решения проблем:уход с уроков, ложь, поиски референтной группы вне школы. Многие из таких детейпополняют ряды, отличающихся девиантным поведением. Они проходят путь,начинающийся со сложностей в учебе, прогулов и лжи до правонарушений,преступлений, наркотиков. Очевидна в этой связи актуальность организациипсихопрофилактической и психокоррекционной работы с учащимися с ПШОП, ММД.
Обращаетна себя внимание тот факт, что психологи во многих школах не осознают связьмежду наличием в анамнезе ребенка ПШОП, ММД и нарушениями в его личностномразвитии. Так, многие психологи на вопрос о том, есть ли в их школе дети сПШОП, ММД могли лишь ответить, что слышали о наличии таких диагнозов у учащихсяшколы. При этом они не смогли назвать ни количество учащихся с даннойпатологией, ни вспомнить кого — из них. Психологи пояснили, что не работают стакими учащимися из — загруженности другой работой.
Такимобразом, уделяя внимание детям, пытаясь решать проблемы школьной дезадаптации,школьный психолог часто не обеспечивает устранение или коррекцию первичногодефекта.
Организацияэффективной психологической работы невозможна без определения первопричинышкольной дезадаптации ребенка любого возраста, четкого выделения причины иследствия. В связи с тем, что первопричиной школьной дезадаптации в ее различныхпроявлениях является нарушение состояния здоровья ребенка, необходимкомплексный подход к организации работы с ребенком с ПШОП, ММД.
Работас ребенком особенно сложна, поскольку включает в себя социальный, медицинский,психологический и педагогический аспекты. Реализация программы комплекснойпсихолого — реабилитации детей с ПШОП, ММД выявила ряд наиболее остро стоящихпроблем, среди которых:
1.Низкая информированность медиков, психологов, педагогов и родителей о сутипроблемы, психологических — последствиях особенностей состояния здоровьяребенка.
2.Низкая информированность психологов, педагогов, родителей о возможностиполучения квалифицированной медицинской и психологической помощи.
3.Отсутствие педагогических технологий воспитания и обучения детей с проявлениямилегких патологий ЦНС.
4.Увеличивающийся разрыв между растущими учебными требованиями к ребенку иухудшающимся состоянием здоровья детей.
5.Низкая информированность медиков, психологов образования и педагогов как опроблемах, так и о достижениях каждой профессиональной группы по проблемамработы с детьми с ПШОП, ММД.
5.Психологическаяи организационная неготовность медицинских учреждений и психологов образованияк координации деятельности по реабилитации детей с ПШОП, ММД.
6.Сложившееся негативное отношение населения к обращению за помощью к врачампсихотерапевтам, психиатрам.
7.Пассивная позиция родителей в отношении организации лечения детей,непоследовательность, нерегулярность, а, следовательно, и неэффективностьлечения детей.
Всеперечисленные проблемы взаимосвязаны и в значительной мере осложняютосуществление необходимой комплексной психологической — реабилитации учащихся сПШОП, ММД. Отсутствие взаимосвязи между медицинскими и образовательнымиучреждениями в решении проблемы реабилитации детей с ПШОП, ММД приводят кснижению эффективности, а иногда, к сожалению, к невозможности оказания помощиребенку и семье.
Зачастуюврач и психолог, педагог общаются лишь через посредника, каковым являетсяродитель. От психологической  компетентности родителей во многом зависитвозможность получения ребенком необходимой и целенаправленной медицинской,психологической и педагогической помощи. Однако, как уже было отмечено, многиеродители не осознают всей важности оказания медицинской помощи ребенку.
Всилу различных причин родители сознательно или неосознанно искажают информацию,передаваемую как медицинскому учреждению (в лице врача), так и школе (в лицепсихолога, педагога, администрации). Умалчивая об истинной причинерекомендованной школой консультации у невропатолога, психиатра (как правило,это ярко выраженная школьная дезадаптация), родители называют лишь самыебезобидные проявления нарушений состояния здоровья ребенка. Если при этом врачограничится поверхностной диагностикой, ребенок останется без стольнеобходимого ему лечения.
Бываюти такие случаи, когда родители, получая от врача назначения на обследование илечение, не выполняют их и скрывают от школы сам факт необходимости лечения,утверждая, что врач никакой патологии не выявил. Разобщенность медицинских иобразовательных учреждений в осуществлении реабилитации детей с легкимипатологиями ЦНС служит почвой для взаимных разочарований в предлагаемых другдругу и родителям требованиях или рекомендациях. Отсутствие у врача четких представленийо реальном положении вещей в современной школе обусловливает появление такихрекомендаций, не учитывающих школьную действительность.
То,что кажется врачу панацеей, на самом деле не дает эффекта. Так, например, почтинереально осуществить рекомендацию о предоставлении гиперактивному ребенкувозможности походить по классу, выполнить какое — поручение или простоненадолго выйти из класса. Ведь в настоящее время в каждом классе таких детейне один и не два. Количество детей с синдромом гиперактивности может доходитьдо 50% и выше. Кроме того, некоторые дети с гиперактивностью при предоставленииим возможности походить по классу  ведут себя таким образом, что могутдезорганизовать не только свой класс, но и соседние.
Заключение
Педагогикануждается в поиске новых технологий работы, учитывающих особенности состоянияздоровья детей. Необходима, таким образом, организация обмена опытом иобозначения сложностей в рамках данной проблемы, выработка взаимопонимания,единого видения проблемы, единой позиции и согласованности действий медицинскихи образовательных учреждений. Такая необходимость остро ощущается психологами,врачами, занимающимися реабилитацией детей с ПШОП, ММД.
Подводяитог, следует выделить задачи реализации программы комплексной реабилитацииучащихся с ПШОП, ММД:
Организацияработы по повышению психологической — компетентности психологов, педагогов.
Организацияработы по повышению уровня психологической — компетентности родителей,населения в целом.
Повышениеуровня информированности педагогических работников, родителей о возможностяхполучения квалифицированной помощи по реабилитации детей с ПШОП, ММД.
Способствованиеразработке новых педагогических технологий, учитывающих особенности состоянияздоровья детей с ПШОП, ММД.
Координациядеятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлениюкомплексной психологической реабилитации детей с ПШОП, ММД.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.helpeducation.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.