Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Школьные, дидактогенные неврозы и другие психические реакции

Л.К.Хохлов,А.Л.Хохлов, А.А.Шипов
Неврозы— одна из самых частых в современный период форм нервно-психическогорасстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса вобществе. Так (9), с начала текущего столетия к настоящему времени числобольных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира возрослос 2, 4 до 148, 1 на 1000 населения (увеличение в 61, 7 раз). В России в периодс 1950 г. по 1993 г. уровень заболевания неврозами и другими пограничными(непсихотическими) видами психопатологии поднялся с 87, 1 до 237, 0 на 1000жителей страны (рост только за 44 года в 2, 7 раза). В детском, подростковом,юношеском возрасте неврозы развиваются не реже (а даже, по некоторым данным,чаще), чем в другие возрастные периоды (4, 12).
Впроисхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов:преморбидные характериологические, личностные особенности; всевозможныедействующие в течение жизни вредные факторы, способные изменить реактивностьорганизма, ослабить, сенсибилизировать нервную систему, сделать её болееуязвимой, ранимой. Но ведущей непременной причиной невроза, при всём этом,являются факторы психологические: психологический кризис, психоэмоциональныйдистресс, то, что называют психическими травмами (психогениями). Психическиетравмы, приводящие к возникновению неврозов у детей и подростков, могут бытьсамыми различными: переживания, связанные с психологическим климатом, утратами,конфликтами, неприятностями в семье, обусловленные пребыванием на улице,посещением школы, других детских учреждений. Это могут быть какие-то из рядавон выходящие, экстремальные события, вызывающие испуг; ситуации и лишения,депривации (эмоциональная, сензорная, социальная), изобилия (потворствующаягиперпротекция, воспитание по типу “кумира семьи”).
Вподростковом (да и в детском) возрасте особое значение имеют две группыпсихогенных факторов, обычно приобретающих хронический характер: первая группа— неправильное воспитание, негармоничная семья; вторая группа — конфликтныеситуации (8). Во вторую группу включаются: эмансипационный конфликт (в томчисле “отравление свободой”); конфликт на основе реакции группирования сосверстниками (насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками,отвержение, неумение вступать в контакты, повышенные нереализуемые притязания клидерству); конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительнойили воображаемой, связанной с физическими, психическими качествами, сматериальным положением); конфликт на почве краха завышенных притязаний;конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самомусебе. Из приведённого перечисления, нам думается, очевидно: в значительной(если не в решающей) степени психологические конфликты у ребёнка и подростка —это конфликты не только с самим собой (интраперсональные), но практическивсегда и конфликты с непосредственным окружением (интерперсональные).
Конфликтнымимогут стать отношения в школе, другом учебном заведении, где главнымдействующим лицом является, как известно, педагог. Школа, педагог могутактуализировать или дезактуализировать конфликт, возникший вне стен учебногозаведения. Школьная ситуация, школьные возможности на этот счёт в современныйпериод усложняются: в результате отказа от ряда традиционных форм школьноговоспитания, из-за стремительной переоценки ценностей, изменения социальныхролей, ввиду идущего пересмотра целей образования, падения его социальнойзначимости, престижа вследствие резкого возрастания значения имущественных,финансовых факторов, гипертрофии неписаных привилегий. Это изменяет расстановкусил, характер взаимоотношений в школе (и в учительских коллективах, и вколлективах учащихся), может создавать и создаёт излишнюю психоэмоциональнуюнапряжённость, атмосферу безответственности, тенденциозности, фаворитизма итому подобное. В итоге более частым явлением может быть то, что в медицинскойлитературе называют как дидактогении (греч. didasko — учить, genezis —происхождение), как школьные, дидактогенные неврозы (10). Термином дидактогенииобозначают, с одной стороны, психическую травму, источником которой являетсяпедагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся,прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей,грубое, унижающее порицание). С другой стороны, дидактогениями именуютпсихическое расстройство, возникающее под влиянием названной разновидности психоэмоциональногодистресса: неврозы, другие психогенные заболевания (1, 10).
Поданным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во взаимоотношениях междуучебно-образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта(4). Первый аспект — невротизирующее влияние учебно-образовательного процессана обучающегося. Второй аспект — невротизирующее влияние учебной работы напреподавателя. И третий аспект — невротизирующее действие возникающей в ходеучебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель. Неврозогенноевоздействие учителя на ученика обозначается, как мы уже говорили, терминомдидактогения, ученика на учителя — именуется как матетогения. Повседневнаялечебная практика, а также сведения из литературы позволяют считать, что учительскийтруд очень нервный (особенно в средней школе), труд, который нередко создаётситуацию хронического стресса. Очень часто приходится видеть учителей сразличными формами неврозов.
Говоряо невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимоподчеркнуть (4, 8): неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама посебе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательныйпроцесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободноговремени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксальногоотношения родителей к высоким оценкам), конфликтные отношения на разных уровняхв период обучения. Отсюда, по И.Божанову (4), отмечается при обследованииучащихся школ и училищ значительная частота невротических проявлений: большейчастью типа астенического невроза, невроза утомления (тогда на первый планвыступает сомато-вегетативная, эмоциональная лабильность, повышеннаяистощаемость интеллектуальных процессов, слабость внимания, нарушения сна) или ввиде невротических страхов (боязнь темноты, персонажей фильмов, одиночества,разлуки с близкими, тяжёлых болезней и тому подобное ). При обследованиибольшой группы учащихся (свыше 5000 человек) в возрасте 7-18 лет определяется,по И.Божанову, возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе отначального к старшим классам — от 25, 6% до 50, 5% случаев. В нашей странеситуация с нервно-психической заболеваемостью и болезненностью ещё тяжелее(12). При сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУневропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев. Выявляетсянеблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничныминервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями)во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%.Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся вдошкольных учреждениях.
Ивсё же, как показывает повседневная врачебная практика, тяжёлые формы неврозовв школьные годы, в дошкольном возрасте, — явление нечастое. Зато у студентовтехникумов и особенно вузов нередко приходится встречаться с выраженныминевротическими состояниями. Часто здесь, наряду с переутомлением, играет рольпереживание того факта, что поступили учиться не туда, куда хотелось. Если жецель поступить в какое-то престижное учебное заведение достигается, даже ценойневероятных усилий, астенический невроз, несмотря на перегрузку, как правило,не формируется (8). В общем неврозы и другие пограничные формы психопатологии,требующие лечения, реабилитационной помощи, — выявляются у 1, 93 (томские вузы)— 55,6% (Московский медицинский институт) обучающихся студентов (2, 6).
Теперьо невротизирующем влиянии поведения и высказываний учителя, — о собственнодидактогениях. Неосторожное слово, действия педагога могут вызвать болезненнуюпсихическую реакцию и у дошкольников (детей, посещающих дошкольные учреждения),и у школьников, и у студентов техникумов, вузов и тому подобное. Приведёмсоответствующие наблюдения.
Мальчик5 лет; в детском комбинате после завтрака (не переносимая им манная каша)возникает рвота. Воспитатель резко отчитывает его, называет “тошнотиком”, внаказание полураздетого заставляет долго стоять в углу в холодном помещении.После этого у мальчика нервный срыв с отказом посещать детское учреждение.
Ученица1-го класса на уроке попросилась в туалет. В ответ учительница грубо отказала.Девочка обмочилась в классе, это увидели дети. Далее у ребенка отмечаетсяневротическая реакция со слезами, беспокойством. Как следствие такого родапереживаний может потом долго беспокоить урофобия: навязчивый страх переднеожиданными повелительными позывами к мочеиспусканию.
Приходитсявидеть детей, подростков со своего рода социофобиями, болезненнойзастенчивостью: с навязчивыми страхами несостоятельности, бурнойэмоционально-вегетативной реакцией в ответственный неподходящий момент(покраснение, потливость, дрожание рук, затруднения в речи и тому подобное).Причём соответствующие переживания возникают по типу дидактогении, после резкихзамечаний педагога при выходе учащегося для ответа “к доске”: порицание,бесцеремонные комментарии по поводу того, что учащийся потеет, краснеет, сильноволнуется в такой ситуации, допускает промедление. Обычно в подростковомвозрасте (когда начинает проявляться особенно большое внимание к своейвнешности) в результате дидактогении могут возникнуть дисморфофобии (навязчивыйстрах наличия уродства, какого-то мнимого физического дефекта, неприятного дляокружающих, дефекта, который может быть предметом насмешек).
Так,вызванного “к доске” ученика-подростка педагог при всех высмеивает: “от тебяплохо пахнет”. Соученики это подхватывают, во время перерыва называют его“одеколончиком”. Мальчик перестаёт посещать школу, у него возникает петтофобия— боязнь неудержания кишечных газов в присутствии посторонних. Другой пример(тоже речь идёт о конкретном подростке-школьнике). Учитель при ответе мальчикав классе нетактично отмечает непорядки в нижней части его костюма. С тоговремени долго у учащегося наблюдался страх того, что у него неожиданнопериодически “мошонка приходит в напряжение”, это становится заметноокружающим; чтобы ничего не было видно, начал одеваться в длинную куртку; сталзамкнутым, угнетённым.
Случается,что неделикатные высказывания преподавателя приводят к развитию родственногодисмофофобии состояния — к так называемой нервной анорексии. Так, на занятиях вспортзале учитель физкультуры высмеивал ученицу (13-ти лет) занеповоротливость, высказывался по поводу выраженности ягодичной части тела.Девочка становится тоскливой, появляются мысли, что в связи с этим на неёобращают внимание. Начинает резко ограничивать себя в пище, вызыватьискусственно рвоту. В результате — глубокое истощение (теряет половину прежнеговеса), выглядит как маленькая сухонькая морщинистая старушка. Потребовалосьпродолжительное лечение вначале в условиях детской больницы, затем впсихиатрическом стационаре.
Дидактогенныепсихические расстройства могут возникать и у студентов вузов, и не всегда этоговозможно избежать. Скажем, у студентов медицинской академии, после знакомств входе обучения с тяжело больными, порою появляются нозофобии — страх заболеть,заразиться каким-то тяжёлым заболеванием: канцерофобия, кардиофобия на 3-мкурсе, позднее — сифилофобия, диспсихофобия (боязнь “сойти с ума”) и т.д., взависимости от того, с каким контингентом больных работают студенты. Такогорода фобии приходилось наблюдать и у студентов педагогического университета,проходивших медицинскую практику.
Тяжёлыепереживания может доставлять студентам, школьникам такое ответственное,эмоционально и социально значимое событие, как экзамены (особенно утревожно-мнительных, чувствительных личностей). При этом порою возникаетпредэкзаменационное и экзаменационное напряжение, сопровождаемое выраженнымисомато-вегетативными отклонениями — так называемой психосоматической реакциейна тяжёлый стресс, нарушением адаптации (11). Жёсткое поведение преподавателяздесь может сыграть роковую роль, как в следующем наблюдении.
Студент3-го курса технического вуза. По характеру тихий, стеснительный, застенчивый,малообщительный. Пока учился в средней школе, особых затруднений не испытывал —привычные условия. Когда приступил к учёбе в институте, почувствовал себянедостаточно подготовленным к этому, не смог влиться в коллектив студентов. Приопросах, экзаменах робость усиливалась, терялся, волновался, становился “какнемым”. Бросало в пот, озноб, появлялись дрожь в руках, сердцебиение, пульсацияв висках, боли в животе; то бледнел, то краснел. На экзаменах обычно не моготвечать. Во время каникул был вынужден готовиться к пересдаче экзаменов.Появилась повышенная утомляемость, вялость. Состояние ухудшилось после того,как преподаватель грубо посмеялся над студентом (“по-мужски поговорил”): дескать,большой (юноша высокого роста), а плохо соображает. Перестал посещать вуз,заниматься, никуда не выходил, плохо ел, похудел, выглядел угнетённым,пассивным. При осмотре на кафедре психиатрии легко волнуется, весь покрываетсяпотом, тремор пальцев рук. В беседе несловоохотлив. Описывает астению. Тосклив.Пессимистически оценивает свои возможности; суицидальные мысли. В связи сналичием депрессивного невроза направлен на лечение в отделение неврозов.
Ксожалению, дидактогенные психические расстройства у студентов возникают нетолько на экзаменах, но и в ходе текущих учебных занятий. К примеру, у студента4-го курса при обследовании больного появилось волнение, задрожали руки,голова. Преподаватель вместо того, чтобы ободрить студента, бросает реплику:“Пить надо меньше”. И у студента развивается психогенное расстройство сдепрессией, с опасениями, что в трудный момент у него снова появится дрожание(“невроз ожидания неудачи”). Понадобилось продолжительное амбулаторное лечение.В другом подобном случае дрожание пальцев рук возникло у студента 1-го курса вовремя ответа преподавателю, который поспешил по этому поводу пошутить, реакциятоже зафиксировалась по типу “невроз ожидания неудачи”. Кто-то посоветовалстуденту перед учебными занятиями принимать барбамил (сильное снотворное иседативное средство, относимое сейчас к наркотическим веществам). Барбамилпомогал на время устранить тремор, но в конечном итоге сформироваласьнаркоманическая зависимость, которая отрицательно сказалась на всём жизненномпути этого человека.
Иещё одно (тоже о серьёзных последствиях) наблюдение. Студент 1-го курса. Вдетстве страдал заиканием. После лечения речь практически нормализовалась,бывали затруднения лишь при быстром разговоре. Поэтому приучил себя говорить неспеша. Отвечал на занятии в привычном темпе. Преподаватель повёл себя оченьнетерпеливо, резко “прошёлся” по поводу особенностей речи студента (а это дляюноши “ключевое”, говоря языком Э.Кречмера, переживание). В результате устудента развивается выраженная депрессия с заторможенностью. Месяц пролежалдома, пока мать не доставила его на консультацию на кафедру психиатрии ЯГМА.
Речьшла до сей поры в основном о традиционных, обыденных для учебного процессаобстоятельствах, которые могут сыграть для учащегося неврозогенную роль.Приходится встречаться с последствиями и совсем неэтичного поведения педагогов,воспитателей. Например, преподаватель вуза студента, имеющего большуюакадемическую задолженность, приглашает вместе посетить баню, где пытаетсясклонить юношу к гомосексуальным отношениям. Другой случай: во времяпрофессионального тренинга преподаватель активно возбуждает у студенткисексуальные чувства, далее добивается с ней близости, вовлекает её в групповойсекс (плюрализм). После этого девушка в течение месяца лечитсяантидепрессантами и транквилизаторами по поводу депрессивного невроза.Подросток с трудным поведением направляется в трудовой лагерь. Тамвоспитательница (студентка старшего курса вуза) активно добивается с нимблизких отношений (парень до этого сексуальных встреч не имел), заражает еговенерической болезнью — гонореей. После таких “воспитательных” воздействийподросток оказывается на консультации венеролога, затем психиатра. Вмедицинской литературе на этот счёт можно найти описания и более грубых отклонений.Так, в сексопатологии (3) в качестве садистского сексуального извращениявыделяют так называемый диппольдизм: по фамилии Диппольда, студента,выполнявшего обязанности домашнего учителя, который применял столь жестокиенаказания сексуального плана, что довёл своего воспитанника до смерти.
Донастоящего времени мы говорили главным образом о неврозах как расстройстве,которое может развиваться у учащихся в процессе обучения. Но чаще, чем кневрозам, рассмотренные выше неблагоприятные факторы учебного процесса приводяту школьников (особенно подросткового возраста) к характерологическим ипатохарактерологическим реакциям (5, 8). Развитие их тоже может происходить врезультате “непедагогических действий воспитателей и учителей” (5. С.191). Типэтих реакций зависит от своеобразий характера человека (отсюда и название).
Водних случаях (характерологическая или острая аффективная реакция) — это ещё неболезнь, а предболезнь, то есть вариант нормы, пусть крайний (продолжается 1-2суток, не сопровождается дезадаптацией). В других случаях(патохарактерологическая реакция) необычное поведение продолжается недели,месяцы, нарушается адаптация, появляются отдельные невротические симптомы.Характерологическая реакция может смениться патохарактерологической. К характерологическимреакциям относят следующие формы поведения: агрессивную (экстрапунитивную)реакцию; аутоагрессивную (интрапунитивную) реакцию (суицидальные попытки);импунитивную аффективную реакцию (бегство от психотравмирующей ситуации, чтобыостаться безнаказанным, — уход из дома, интерната и тому подобное );демонстративную реакцию (демонстративный приём лекарств, порезы вен на руках,аггравация имеющихся болезней, вызывание у себя новых неопасных заболеваний).
Патохарактерологическиереакции проявляются тоже по-разному: делинквентность (мелкие правонарушения ипроступки); побеги из дома и бродяжничество; ранняя алкоголизация, употреблениедругих дурманящих средств; суицидальное поведение; преходящие сексуальныедевиации; реакция отказа (отказ от притязаний, потеря перспективы, отчаяние,пассивность). Некоторые формы реакций в одних случаях могут оставаться науровне характерологических, в других — достигать степенипатохарактерологических реакций. Это: хобби-реакции; реакции протеста,оппозиции (отказ от еды, избирательный или тотальный мутизм — молчание и др.);реакции имитации (подражание вредным привычкам, асоциальному поведениюокружающих); реакции компенсации (например, уход в мир фантазий у терпящейнеудачи в школе девочки) и гиперкомпенсации (грубости, расторможенное,вызывающее поведение у робкого по характеру подростка) и др. Рядхарактерологических и патохарактерологических реакций (а их вместе называют ещёаномальными реакциями) может быть не только у детей и подростков, но и увзрослых, и, в частности, у студентов вузов. Так, нам приходилось оказыватьмедицинскую помощь студентке 4-го курса вуза, обнаружившей своеобразную реакциюпротеста: после конфликта с преподавателем девушка продолжала посещать занятия,но на занятиях с преподавателем не говорила, сидела с закрытыми глазами.
Термин“дидактогения” был введён вслед за другим обозначением — “ятрогения” (О.Бумке,1925). Ятрогения — тоже психическая травма, но причиняемая врачом. Всовременной медицинской литературе употребляют также наименование “ятропатии”(7). Под ятропатиями понимаются отрицательные для больного действия врача, ноне психологического, а физического и тому подобного порядка. Описываютятропатии травматические (скажем, при неправильно выполненной хирургическойоперации), интоксикационные (например, лекарственная болезнь), инфекционные(нарушения режима, приведшие к распространению инфекции), организационные(несвоевременное оказание медицинской помощи из-за промедления врачей) и томуподобное. С нашей точки зрения, по аналогии с ятропатиями можно и нужно (впрофилактических целях) говорить о дидактопатиях, к числу которых следует, кпримеру, отнести физические травмы, получаемые учащимися на уроках физкультуры(да и во время перемен). Или: у ребёнка в классе появились явные признакифизического неблагополучия (высокая температура тела и др.). Несмотря наочевидную ситуацию, учитель не отпускает школьника домой до окончания учебногодня. В результате соматическое заболевание ребёнка получает необычно тяжёлоетечение, с осложнениями. Это тоже дидактопатия.
Взаключение хотелось бы сказать: приведённые “клинические случаи” дидактогений —во многом, быть может, казуистика. Но об этом нужно знать, это надо помнить,чтобы казуистика не превратилась в повседневную реальность. К. И. Платонов,которому мы обязаны распространению понятия дидактогении, писал: “Дидактогения”проявляется в школьной педагогике чаще, чем можно предполагать, так как в делеобразования и воспитания приходится иметь дело с внушаемостью, особенноприсущей детскому и юношескому возрасту” (10. С.256).
Список литературы
1.Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж,1995.
2.Богомолова Е.Л., Побрус Ю.М. К оценке состояния здоровья студентов I ММИим.Сеченова // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974.С. 8-9.
3.Имелинский К.И. Сексология и сексопатология. М., 1986.
4.Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. М., 1990.
5.Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). М., 1979.
6.Красик Е.Д., Положий Б.Д., Крюков Е.А. Нервно-психические заболеваниястудентов. Томск, 1982.
7.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.
8.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. Л., 1985.
9.Петраков Б.Д. Основные закономерности распространения психических болезней всовременном мире и в Российской Федерации // Материалы 12-го съезда психиатровРоссии. М., 1995. С.98-99.
10.Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор (вопросы теории ипрактики психотерапии на основе учения И.П.Павлова). М., 1957.
11.Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Горохов В.И. Психосоматические расстройства: место всовременной классификации болезней, принципы диагностики, ведения больных.Ярославль, 1996.
12.Шеметова Л.Я., Потапкин И.А. Состояние психического здоровья детей дошкольноговозраста // Материалы 12-го съезда психиатров России. М., 1995. С. 416-417.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.