Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты

Средитипологий слушателей музыки наиболее многочисленны классификации, основанные наих музыкальных предпочтениях. Как оказалось, слушатели с общими музыкальнымивкусами часто обладают не только близкими социально-демографическимихарактеристиками, но и сходными личностными качествами. Отношение к тем илииным жанрам также обнаружило связь с такими ценностями как свобода,независимость, самоактуализация и т.п.
Так,например, социолог Х.П.Райнеке следующим образом характеризует слушателя,ориентированного на классику: его отношением к музыке руководит установка на принадлежностьк избранным; установка же эта дается неустанным стремлением к совершенству,постоянным преодолением трудностей, аскетизмом (Reineke, 1981, 7). Висследованиях Х.Реттельмейера показано, что более догматичные и интолерантныереципиенты ниже оценивали современные произведения. Различия исчезали, еслиоцениваемые произведения были традиционными (Rettelmeyer, 1967; цит.по Yimenez,1986, 383).
Недавнееисследование связи музыкальных предпочтений и личностных черт выявило тригруппы паттернов, ассоциируемых с выбором наиболее типичных видов рок-музыки, собщей широтой музыкальных интересов и с предпочтением поп-музыки (как наиболеелегкой для восприятия). Более или менее достоверно предсказывать музыкальныепредпочтения можно по таким чертам личности, как экстраверсия и открытость. Дляэкстравертов типичным оказывается выбор поп-музыки. Открытые индивидывысказывают предпочтения в широком диапазоне.  Женщины значимо чащепредпочитают популярную музыку остальным ее видам, чем мужчины (Rawlings, Ciancarelli,1997).
Способностьк адекватной оценке отраженного в музыке состояния или эмоции тоже оказаласьсвязанной с тем, какого типа музыку предпочитает обычно слушать субъект.Масштабное исследование Роберта Вагнера (800 испытуемых в возрасте 14-21 лет)подтвердило, что быстрее и точнее соотносят музыкальные произведения со спискомэмоций те, кто чаще слушает классическую музыку (Wagner, 1978). Выявились зависимости не только личностных черт икачеств, но и особенностей памяти. Так, у тех опрошенных, кто любит слушатьмузыку, оказалась хорошая вербальная и автобиографическая память, в то времякак направленная  в будущее память оказалась ниже средней; у тех же, к примеру,кто любит решать числовые задачи и головоломки, оказались высокими показателивербальной и направленной в будущее памяти, но низкие показателиавтобиографической памяти (Sehulster,1995).
М.Иллеи О.Сакмаровым выяснялись представления любителей музыки различных жанров оценности собственного мнения и достоинства, свободе дискуссий, гласности.Чащевсего максимальные ранги эти ценности получали в группах, ориентированных на«подлинный рок»  и «коммерческий рок», реже всего — вгруппе активных противников рока. Там же были получены результаты,свидетельствующие о том, что положительно относятся к классической музыке 68,9%любителей «подлинного рока», 43,6% среди его активных противников и17,6% среди потребителей эстрады и коммерческого рока. Данных об отношениилюбителей классики к року, эстраде в статье не приводится, однако делаетсявывод, что «искусство, если оно подлинное, волнует независимо отжанра» (Илле, Сакмаров, 1989, 69). На наш взгляд, положительное отношениек классике здесь может быть декларируемым, просто как к некоей традиционнойкультурной ценности. В случае же отказа от этих ценностей само их присутствие вкультуре придает больший вес такому отказу.
Вряде социологических исследований именно отношение к традиционным ценностямискусства становилось основанием для сравнения двух групп реципиентов. Так, улюбителей музыки по сравнению с любителями были выявлены более богатоевоображение, более развитые чувствительность, эмпатия, более сдержанныесамооценки, более тонкие и подробные описания отрывков музыкальных произведений(Семенов, 1988. 132). Однако неясно, связано ли это с тем, что “равнодушная илинеприязненная реакция есть всегда обедняющая и разлагающая предметреакция...”(Бахтин, 1986. 130), либо с тем, что любители музыки оказываютсяболее способными к передаче своих ощущений и впечатлений.
Впоследние годы было проведено несколько исследований ценностей, приписываемыхреципиентами музыке в целом и отдельным ее жанрам, по методике «Ценностныйспектр» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1997). Методика представляет собой список из18 наиболее абстрактных ценностей, составленный на основе перечня бытийныхценностей А.Маслоу. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в столбцах,соответствующих оцениваемым объектам, отметить галочками, какие ценностиприсущи каждому из объектов. В качестве объектов оценивания обычно выступают«рок-музыка», «классическая музыка», «авторская песня» и «эстрадная песня», атакже общие понятия «музыка» и «жизнь».
Висследовании Ю.А.Волковой и Д.А.Леонтьева, проведенном в 1987 году, опроспроизводился среди слушателей концертов авторской и рок-музыки. Было показано, чтоаудитория рок-музыки воспринимает ее как явление, родственное не столькоискусству, сколько реальной жизни, выделяя прежде всего такие присущие ейценности, как уникальность, игра, смысл, целостность, жизненность,самодостаточность. Музыка в сознании этой группы слушателей ассоциируетсяпрежде всего с эстрадной песней и – в меньшей степени – с классикой, но не сроком.
Эстраднаяпесня для аудитории рок-музыки выступает как вид развлечения и отдыха; с нейассоциируются ценности игры и легкости. Авторская песня характеризовалась какполная смысла, истины и добра; классическая музыка – как исполненнаязавершенности и красоты. Интересно, что меньше всего любителей рокаохарактеризовали классическую музыку как простую, легкую и самодостаточную; помнению авторов исследования, она слишком тяжела и сложна для восприятияслушателей рок-музыки и не может служить самодостаточным отдыхом (Леонтьев,Волкова, 1997, 121-130).
Несколькоиные результаты были получены для аудитории классической музыки (дипломнаяработа О.Кравцовой). Ее исследование проводилось на двух концертах в МосковскойКонсерватории (московского камерного оркестра и международного камерногооркестра Лижии О’Риордан). Результаты получены на основании 53 заполненныхопросников. Возраст опрашиваемых – от 8 до 70 лет.
Вих сознании музыка прежде всего ассоциируется с классической музыкой и вменьшей степени с авторской песней. Эстрадной песне были приписаны игра илегкость; авторская песня характеризовалась как полная добра, жизненности,смысла; классическая музыка – как исполненная красоты, совершенства,уникальности. Колонку, соответствующую рок-музыке, большинство вообще оставилопустой.
Былиподсчитаны корреляции между объектами оценивания (см. таблицу 1)
Таблица1. Ранговые корреляции между жизнью, музыкой и т.д. для аудитории любителейклассической музыки Жизнь Музыка Эстрадная песня Авторская песня Классическая музыка Музыка 0,586** Эстрадная песня 0,250 0,344 Авторская песня 0,647*** 0,512* 0,700*** Классическая музыка 0,423* 0,816*** 0,039 0,200 Рок-музыка 0,022 0,334 0,789*** 0,476* 0,019
*            — корреляция значима на уровне 0,05
**          — корреляция значима на уровне 0,01
***- корреляция значима на уровне 0,005.
Вдипломной работе Г.Алексаняна (1999) проверялись следующие гипотезы:
Гипотеза1 – Музыка обладает в сознании аудитории своеобразным ценностным спектром,который частично совпадает и различается  в зависимости от музыкального жанра.
Гипотеза2 – Ценностный спектр будет изменятся в зависимости от аудитории.
Гипотеза3 – Ценностные содержания музыкального жанра обладают устойчивостью на больших временных интервалах в той мере, в какой сохраняет устойчивость сам жанр.
Исследованиепроводилось в различных аудиториях (эстрада, авторская песня, рок-музыка и классическая музыка). Опрашиваемым была предложена методика ценностногоспектра, где в качестве оцениваемых объектов выступали: эстрадная песня,авторская песня, рок-музыка, классическая музыка,  жизнь и музыка вообще.Исследования были проведены в 1998- 1999 годах. На основе результатов опросабыли составлены итоговые матрицы по каждой опрашиваемой группе:
Таблица1. Ценностный профиль аудитории любителей авторской песни (исследование Г.Г.Алексаняна).Авторская песня Жизнь Музыка Эстрада
Автор.
 песня
Класс.
музыка
Рок
музыка Добро 11 4 1 13 3 8 Единство противоположностей 6 3 2 7 2 10 Жизненность 5 3 2 13 1 7 Завершенность 1 4 2 7 Игра 8 8 10 2 2 4 Истина 2 4 11 4 7 Красота 6 6 2 4 10 3 Легкость 4 7 14 3 3 Необходимость 16 4 1 15 4 10 Полнота 2 4 5 3 3 Порядок 1 2 2 5 2 Простота 1 2 18 5 1 4 Самодостаточность 3 5 3 3 5 1 Смысл 5 3 12 8 9 Совершенство 2 1 12 Справедливость 3 3 10 7 Уникальность 8 3 9 4 4 Целостность 4 7 1 3 8 2
Таблица2. Ценностный профиль аудитории любителей эстрады (исследование Г.Г.Алексаняна). Жизнь Музыка Эстрада
Автор.
 песня
Класс.
музыка
Рок
музыка Добро 14 10 10 10 10 2 Единство противоположностей 9 5 2 2 4 7 Жизненность 9 11 11 8 2 1 Завершенность 4 8 5 5 4 1 Игра 12 9 9 4 5 8 Истина 7 9 5 7 6 5 Красота 10 11 12 5 12 2 Легкость 3 6 15 3 4 4 Необходимость 16 8 5 3 5 Полнота 8 5 3 5 5 2 Порядок 4 3 2 3 7 4 Простота 4 6 14 7 2 Самодостаточность 4 3 4 3 4 2 Смысл 12 7 9 13 8 9 Совершенство 5 8 3 1 9 2 Справедливость 13 1 2 5 2 Уникальность 9 5 4 9 8 7 Целостность 8 4 1 2 4 1
Таблица3. Ценностный профиль аудитории любителей рок-музыки (исследование Г.Г.Алексаняна).Рок-музыка Жизнь Музыка Эстрада
Автор.
 Песня
Класс.
музыка
Рок
музыка Добро 13 6 4 11 6 12 Единство противоположностей 11 3 4 1 12 Жизненность 7 5 12 2 12 Завершенность 4 1 3 11 1 Игра 14 8 7 5 3 6 Истина 5 5 11 5 12 Красота 7 6 2 13 7 Легкость 3 2 15 2 3 5 Необходимость 14 7 2 8 5 11 Полнота 4 5 3 4 7 Порядок 5 2 3 5 7 4 Простота 4 1 15 4 5 Самодостаточность 5 1 4 7 5 Смысл 12 6 1 12 4 14 Совершенство 4 3 4 13 1 Справедливость 5 3 6 1 7 Уникальность 9 8 1 11 7 13 Целостность 6 11 2 1 8 4
Таблица4. Ценностный профиль аудитории любителей классической музыки (исследование Г.Г.Алексаняна).Классика Жизнь Музыка Эстрада
Автор.
 Песня
Класс.
музыка
Рок
музыка Добро 8 9 6 6 7 3 Единство противоположностей 8 3 1 1 1 8 Жизненность 5 3 4 10 4 5 Завершенность 1 5 1 4 2 2 Игра 6 5 9 2 3 4 Истина 5 2 3 8 5 3 Красота 5 10 1 3 10 2 Легкость 1 6 10 1 4 1 Необходимость 8 9 2 6 3 4 Полнота 7 9 3 3 3 Порядок 2 3 2 2 4 4 Простота 4 5 14 5 2 3 Самодостаточность 2 4 6 6 4 Смысл 10 2 2 9 6 9 Совершенство 3 6 1 8 1 Справедливость 4 3 1 9 3 6 Уникальность 8 4 2 7 6 3 Целостность 7 5 1 2 5 2
Безподробного качественного анализа этих матриц  можно отметить схожие оценкиаудиториями авторской песни и рок музыки объекта «эстрадная песня». Никто изопрашиваемых не отметил присутствия в эстраде истины, совершенства, полноты;единицы нашли в ней смысл, необходимость, уникальность, самодостаточность,красоту. Зато большинство отметили наличие в эстрадной музыке простоты илегкости.
Фактическив этой работе были повторены более ранние исследования Ю.Волковой иД.Леонтьева, что позволило провести диахронический анализ. Сравнение матриц (поаудиториям) показало, что отношение аудитории авторской песни к рок-музыке иаудитории рок-музыки к авторской песне изменилось за эти годы, в то время какпонятие классической музыки все так же характеризовалось красотой,совершенством, отсутствием легкости и простоты.
Висследовании, проведенном в 1997-1998 году М. Авраамовой под  руководствомГ.Иванченко, для аудитории рок-музыки нашли подтверждение данные Ю.Волковой иД.Леонтьева о близости ценностных профилей «рок-музыки» и «жизни», однако и втом и другом профиле за десять лет произошли изменения: практически исчезлисамодостаточность и целостность, появилась и утвердилась с высокими рангаминеобходимость, однако остались уникальность, игра, смысл, жизненность (см.табл. 5)
Таблица5. Ценностный профиль аудитории рок-музыки (исследование М.Н. Авраамовой). Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. песня Класс. Музыка Рок-музыка Добро 13 6 4 11 6 12 Ед. Пр-й 11 3 4 1 12 Жизн. 7 5 12 2 12 Заверш. 4 1 3 11 1 Игра 14 8 7 5 3 6 Истина 5 5 11 5 12 Красота 7 6 2 13 7 Легкость 3 2 15 2 3 5 Необх. 14 7 2 8 5 11 Полнота 4 5 3 4 7 Порядок 5 2 3 5 7 4 Простота 4 1 15 4 5 Самодост. 5 1 4 7 5 Смысл 12 6 1 12 4 14 Соверш. 4 3 4 13 1 Справедл. 5 3 6 1 7 Уникальн. 9 8 1 11 7 13 Целостн. 6 11 2 1 8 4
Висследовании П.Сабадоша (дипломная работа, выполненная под руководствомД.А.Леонтьева) ставилась задача выявить ценностные профили некоторыхмузыкальных произведений и сравнить их у музыкантов и немузыкантов (Бетховен, соната №14 для фортепиано («Лунная») и симфония № 5, Танец маленьких лебедей избалета «Лебединое озеро» Чайковского,  Адажио Альбиниони,  Танец с саблями избалета «Гаянэ» Хачатуряна и  куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе).Наименее характерными для оценки музыкальных произведений оказались ценностисправедливости и необходимости. Подавляющее большинство ведущих ценностейкаждого из музыкальных объектов в группах музыкантов и немузыкантов совпадает,что подтверждает наличие характерного именно для данных произведений ценностныхпрофилей.
Развитие музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя.Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельнымиэлементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касаетсяценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой вцелом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представленийо музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянныйконтакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании принялиучастие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от16 до 20 лет,  и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет,всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.
Числооценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторскаяпесня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затемчастоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархиикаждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (поСпирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболееблизки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).
Таблица6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса(исследование Г.В. Иванченко) Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. песня Класс. музыка Рок-музыка Добро 20 16 10 19 21 15 Ед. пр-й 7 10 11 16 14 18 Жизн. 17 9 10 18 8 17 Заверш. 4 11 5 4 17 10 Игра 8 20 14 15 13 10 Истина 15 12 3 20 6 20 Красота 21 20 12 17 16 11 Легкость 13 8 22 9 15 3 Необх. 10 4 10 10 4 6 Полнота 11 12 6 11 15 7 Порядок 7 14 3 7 12 8 Простота 14 11 18 20 12 11 Самодост. 3 10 2 9 15 17 Смысл 19 17 8 16 18 18 Соверш. 6 10 11 10 17 8 Справедл. 10 8 5 20 13 20 Уникальн. 19 11 9 14 14 17 Целостн. 17 12 5 10 15 9
Таблица7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса(исследование Г.В. Иванченко)
  Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. Песня Класс. музыка Рок-музыка Добро 14 22 6 15 19 10 Ед. пр-й 9 15 5 9 10 15 Жизн. 17 17 6 14 13 16 Заверш. 6 15 9 18 7 Игра 17 19 8 17 14 8 Истина 12 16 4 12 11 13 Красота 19 22 7 11 18 9 Легкость 5 12 18 10 14 8 Необх. 14 7 10 6 8 6 Полнота 17 16 4 4 16 9 Порядок 13 18 2 5 15 7 Простота 12 13 15 15 10 9 Самодост. 7 17 5 9 13 12 Смысл 10 21 3 14 16 12 Соверш. 6 13 7 11 15 10 Справедл. 8 9 4 19 10 17 Уникальн. 21 10 9 12 12 16 Целостн. 20 5 10 9 17 7
Изценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками былиназваны: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курсамузыка — это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыкебольшинство испытуемых отметило присутствие легкости и  простоты. Менее всегоэстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность,справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников —завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истинусправедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру ипростоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те идругие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл,совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, каксправедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники),справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).
Отпервого к четвертому курсу происходят разнонаправленные изменения впредставлениях о ценностях, связанных с жизнью, в то время как музыкеприписывается существенно больше ценностей. В отношение же к отдельным видаммузыки тенденция противоположная: как правило, студенты-четверокурсникиотмечают меньше  ценностей, чем первокурсники.
Полученныерезультаты, видимо, свидетельствуют о том, что даже за относительно небольшойпромежуток времени (на который, однако, приходится профессиональное становлениемузыканта-исполнителя, звукорежиссера, актера) происходят глубокие изменения впереживании ценностей и смыслов, которые несет в себе музыка для ее слушателя.В целом эти изменения могут быть скорее охарактеризованы как дифференциацияпредставлений об отдельных видах музыки наряду с обогащением или, может быть,размыванием представлений о музыке в целом.
Хотяна протяжении многих десятилетий педагоги, музыканты, журналисты не устаюттвердить о падении интереса к классической музыке, как мы видим, не только еепостоянные слушатели относятся к ней как к ценности, но и большинство других,причем «ценностный портрет» весьма близок у любителей различных жанров.
Вполнеочевидно, что для реконструкции восприятия музыкальных жанров различнымиаудиториями требуется не только психологический, но и социологический,культурологический, музыковедческий анализ. Приведенные выше исследованияпредставляют собой только одну из первых попыток изучения ценностных профилейразличных музыкальных жанров.
Списоклитературы
Jimenez J.S. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.- 511 p.
Rawlings, D.; Ciancarelli, V. Music preference and the five-factormodel of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music. Vol 25(2),(1997). (pp. 120-132).
Reineke H.P. Das fenscher und der vermeintliche niedregang dermusikkultor // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. N 1. S.6-8.
Sehulster,-J.-R. Memory styles and related abilities inpresentation of self //American-Journal-of-Psychology; 1995 Spr Vol 108(1)67-88
Wagner,-R.  Study of the emotional and associating effects ofmusic // Psychologie-in-Erziehung-und-Unterricht; 1978 Vol 25(6) 374-376
БахтинМ.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник1984-1985. М.: Наука, 1986. С.80-160.
ИллеМ.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологическиеисследования. 1989. № 5. С.64-69.
ЛеонтьевД.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмывосприятия //  Искусство в контексте информационной культуры. Проблемыинформационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.114-131.
ЛеонтьевД.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективнойреальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2
СеменовВ.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ,1988. — 168 с.
Обавторах:
АвраамоваМаргарита Николаевна — студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана
 АлексанянГ.Г. — студент МГУ им. М.В. Ломоносова
КравцоваО. — кандидат психологических наук
 ЛеонтьевД.А., Сабадош П. Афонина Л., Иванченко Г.В. — см. сборник-2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.