Вадим Руднев
Функциональнаяасимметрия полушарий головного мозга — была открыта в ХIХ в., но лишь всередине ХХ в. нейрофизиология и нейросемиотика узнали гораздо больше оразличии в функционировании полушарий.
Известно,что левое полушарие является доминантным по речи и интеллекту. Оно управляетправой рукой (за исключением левшей). Выяснилось, однако, что левоенедоминантное полушарие также причастно к производству речи, но функции у нихпрямо противоположные. Вероятно, Ф. а. п. г. м. как раз и создает вчеловеческой деятельности принцип дополнительности, фундаментальность которогоосознавали как физики (Нильс Бор), так и семиотики (Ю. М. Лотман), а такжеименно билатеральной асимметрией опосредовано то, что мы с такойуниверсальностью в нашей картине мира и науке пользуемся именно бинарнымиоппозициями (см.; см. также фонология).
Подробнуюкартину функционирования полушарий показали эксперименты с выключевием одногоиз полушарий под воздействием электросудорожного шока. Эти экспериментыпроводились Л. Я. Балоновым и его группой в Ленинграде в 1970-е гг. Создаваяискусственную однополушарную афазию, при помощи простого опроса (человек сотключенным полушарием может разговаривать) ученые установили следующиеразличия в том, что касается производства речи.
Приугнетении доминантного левого полушария речь претерпевает такие изменения:количество слов уменьшается; высказывание в целом укорачивается; синтаксисупрощается; уменьшается количество формально-грамматических слов иувеличивается количество полнозначных слов; при этом существительные иприлагательные доминируют над глаголами и местоимениями — то есть лексикаправого полушария более предметна, менее концептуальна; обострено восприятиеконкретных явлений и предметов внешнего мира.
Когдаже угнетено правое полушарие, то происходит нечто противоположное: количествослов и длина высказывания увеличиваются (человек становится разговорчив); приэтом абстрактная лексика превалирует над конкретной, а грамматическиеформальные слова — над полнозначными; усиливается тенденция к рубрификации, кналожению абстрактных классификационных схем на внешний мир.
Инымисловами, если правое недоминантное полушарие воспринимает внешний мир со всемиего красками и звуками, то левое полушарие одевает это восприятие вграмматические и логические формы. Правое полушарие дает образ для мышления,левое мыслит.
Интересно,что человек с угнетенным доминантным левым полушарием ведет себя какреалист-сангвиник (см. характерология), а человек с угнетенным правым — какаутист-шизоид (см. аутистическое мышление, характерология). Таким образом, ХХвек — век левополушарных аутистов.
Ю.М. Лотман отметил, что чередование больших культурных стилей, так называемаяпарадигма Чижевского (см. также реализм) — ренессанс, барокко, классицизм,романтизм — тоже напоминает диалог между рассудочным левым и эмоциональнымправым полушарием.
Былатакже высказана гипотеза, в соответствии с которой человек эволюционирует внаправлении увеличения функций левого полушария, поскольку неразвитость левогои развитость правого характерна для детей и традициональных племен, а также длявысших животных, мысль же левого полушария напоминает мысль гениальногосупертеоретика. Образно говоря, человечество эволюционирует от мифа к логосу.
Список литературы
БалоновЛ.Я., Деглин Л.В. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. — Л.,1976.
ИвановВ.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. — М., 1978.
ДеглинЛ.В., Балонов Л.Я., Долинина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга //Учен. зап. Тартуского ун-та, 1983. — Вып. 635.
ЛотманЮ.М. Асимметрия и диалог // Там же.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/