Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности

Гипотеза о возникновении сознания.
Специфическаяформа поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимостивозникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем струдовой деятельностью человека.
Труд(трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе,собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительнаядеятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее.Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействиячеловека на природу.
Сравнениеповедения животных и трудовой деятельности человекаКритерий Поведение животных Трудовая деятельность человека 1.Средства поведения Естественные органы и объекты (лапы, зубы, палки, подставки) Орудия труда 2.Происхождение поведения Продукт биологического эволюционного развития. Необходимо для приспособления к окружающей среде. Механизмы инстинктивного поведения, научения Продукт общественного развития человека. Регулируется экономическими, моральными, правовыми законами. 3.Строение поведения
А) Инстинкт. Деятельность и операции объединены.
Б) Навык. Появляются операции – различные способы выполнения одной деятельности.
В) Интеллектуальное поведение. Решение 2-фазных задач, фаза подготовки и осуществления. Действия (мотив и цель не совпадают). Возникает разделение труда, продукты или результаты не всегда приводят непосредственно к удовлетворению нужды.
Биологическиепредпосылки трудовой деятельности:
прямохождение
уровеньразвития ЦНС
язык
использованиенекоторых аналогов орудийной деятельности
общественно-групповоеповедениеПризнаки трудовой деятельности Филогенетические предпосылки Природные ограничения. 1. Совместность; орудийность. Групповое поведение; «сообщества», средства общения Эти предпосылки не взаимосвязаны, не зависят друг от друга Функциональное использование орудий, индивидуальное 2. Возникновение действий отдельных участников труда, необходимость сознания. Возможности 2-фазного решения практических задач с учетом пространственно-временных условий их выполнения. Нет учета и обеспечения социальных условий. 3. Наличие материальной культуры, орудий труда Возможность изготовления орудий для выполнения практической задачи, для себя, но не для другого. Орудия не сохраняются. 4. Наличие духовной культуры, знакового языка, знаковой речи. Наличие сигнальной аффективной речи Нет знаков Возможность обучения животных знаковой речи В этом нет естественной необходимости
1.Совместная орудийность
Длятруда характерны 2 взаимозависимые черты:
употреблениеи изготовление орудий:
специальноизготавливаются орудия труда (орудие – преобразование внешней природы)
орудиятруда сохраняют для последующего использования (материальная культурасохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно)
орудиятруда имеют относительно устойчивое функциональное назначение
трудсовершается в условиях совместной, коллективной деятельности.
Обеэти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда поотдельности – либо одно, либо другое. Животные изготавливают орудия, но несохраняют их, нет материальной культуры. Как бы ни была сложна орудийнаядеятельность животных, она не имеет характера общественного процесса, несовершается коллективно и не определяет собой отношений общения.
Впротивоположность этому человеческий труд является деятельностью изначальнообщественной, основанной на сотрудничестве, предполагающем разделение трудовыхфункций, опосредствующей их общение.
2. Возникновение действий, необходимость сознания
Поведениеживотных биологически целесообразно и в нем мотивы и цели поведения совпадают.
Вчеловеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когдамотивы и цели не совпадают.
Примерс загонщиком. Деятельность человека в условиях коллективного труда: деятельностьзагонщика (охота) побуждается потребностью в пище, одежде, но непосредственнодействие направлено на спугивание стада животных. Это и есть результатдеятельности загонщика. Этот результат сам по себе не может привести кудовлетворению потребности в пище. Мотив, конечный результат загонщика – кусокмяса, зверь. Цель – отгонять этот кусок. Действие — процесс, конечный желаемыйрезультат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия — отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании — сознавании,понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие.Человек должен сознавать смысл своих действий:
вконтексте общего труда, трудовых отношений с другими людьми
связьсобственных действий с удовлетворением в дальнейшем своих нужд и потребностей(необходимость совместного знания, понимания смысла — сознания).
Пример:Когда паук устремляется к вибрирующей паутине, то его деятельность подчиняетсяестественному соотнесению вибрации с пищей Þвибрация ® биологический смысл пищи. Ноотношение между вибрацией и пищей скрыта для паука, поэтому он устремляется ккамертону.
Загонщиктоже подчиняет свое действие определенной связи, но в основе этой связи лежитуже не естественное, а общественное отношение — трудовая связь загонщика сдругими участниками колективной охоты. Для этого нужно, чтобы смысл егодействия открылся ему, был осознан Þсознательная цель. Психическое отражение в трудовой деятельности – сознательноеи разумное.
Уволков – групповой инстинкт совместной охоты, они руководствуютсябиологическими законами. Когда животное удаляясь сначала от добычи, потомсхватывает ее, эта деятельность подчиняется воспринимаемым животнымпространственным отношением ситуации (2-фазная задача). Животное заранееучитывает условия своего двигательного акта. Это – предпосылка действия.Спланировал, потом организовал и учел ПВУ. Внешне – объективно загоняют жертвув тупик (разумно). Всё проявляется на последней стадии. Нечто вродесоревнования – кто первый схватит жертву, т.е. мотив (зверь) совпадает с целью.У того, кто победит, мотив совпадет с целью. А это значит – что это уже нечеловеческое действие. Человек загнал – может отдохнуть, ему уже гарантированнодолжен достаться кусочек мяса.
Вспугиваниедичи загонщиком лишает его возможности овладеть ею. Непосредственный результатэтой деятельности и ее конечный результат соединяют человека с другими членамиколлектива. Эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей (т.о.деятельность человека подчиняется связям общественным). Спугивание дичи само посебе бессмысленно биологически, она приобретает смысл лишь в условияхколлективной охоты. Это условие и сообщает действию человеческий разумныйсмысл. Отдельный человек представляет себя частью социального целого.Коллективный субъект – общество. Сознание обеспечивает совместную жизньиндивидуальных участников труда. Такое разделение предмета деятельности и еемотива возможно в условиях совместного, коллективного процесса. Продукт этогопроцесса приводит к удовлетворению потребности отдельного индивида.
Перваяформа сознания — общественно сознание. “Я”, входящее в коллективное “Мы”:общественное сознание, общественное чувство.
3.Материальная культура.
Культура- преобразованная природа. Признаки культуры: орудия труда, захоронения,наскальные рисунки и т.д. Культура — средство преобразования природы. Культуранеобходима при совместной деятельности. Культурный опыт может быть толькообщественным, его передача закреплена генетически, т. е. он — исторический(общественно-исторический опыт). 3 вида человеческого опыта.
1.видовой, врожденный, генетический опыт (общее с животными).
2.индивидуально изменчивый, преобразованный опыт (общее с животными).
3.опыт, полученный совместно и передаваемый особыми средствами из поколения впоколение.
4.Духовная культура.
Трудоваядеятельность невозможна без особого вида коммуникаций — знаков, необходимыспециальные приспособления для сохранения совместных знаний, необходимысредства совместного управления и коммуникации совместных знаний. Знаки — средствасовместной деятельности, обеспечивающие взаимодействие участников труда. Знаки- средства сохранения и воспроизведения сознания. Знак заменяет предмет идействие с ним, позволяет оперировать с объектом мысленно. Знаки позволяютоперировать предметами без материального контакта с ними — помимо реального,объективного мира появляется мир мысленный — возможность мышления, построениязнаний о мире. Мир удваивается. Возможность познавательной деятельности –приобретение, передача и сохранение знаний. С появлением знаков появляетсявозможность познания как самостоятельной деятельности, а с появлением речипоявляется мышление.
Уживотных предпосылки речи – сигнальная, аффективная речь – отражаетнепосредственное эмоциональное состояние, но нет знака.
Обучениеживотных знаковой речи с помощью жестов. Средства обучения — знаки.
Животное® знак, речь ® может говорить и создавать новые знаки для обозначенияпредметов.
Знаки- начало мышления, обобщения, абстракции.
Безчеловека, в другой среде не будет использовать и забудет.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.