Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Формирование у учащихся практических познавательных умений по физике

А.Е. Браун, Студент ФФ БГПУ
Впоследнее время все более проявляется необходимость постоянногосовершенствования учебного процесса, активизации познавательной деятельностиучащихся, развития их мышления и способностей в процессе обучения. Особыенадежды с решением этой проблемы связывают с проблемным обучением.
Проблеманашла отражение в работах А.В. Усовой, А.А. Боброва («Формирование учебныхумений и навыков учащихся на уроках физики»), М.М. Терентьева(«Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении»),Г.И. Малафеева («Проблемное обучение физике в средней школе», «Творческиезадания по физике в 6-7 классах»), И.Я. Лернера («Проблемноеобучение»), М.И. Махмутова («Организация проблемного обучения вшколе», «Теория и практика проблемного обучения в школе») идругих.
Однаконедостаточность методических разработок и их несогласование с меняющемсясодержанием образования, вызывают определенные затруднения в применениипроблемного обучения.
Намибыла поставлена задача разработать ситуации и задания к теме «Работа имощность. Энергия.» на основе проблемного обучения и проверить на практикевлияние самостоятельной работы учащихся с данными заданиями на формированиепрактических познавательных умений и познавательного интереса.
Мыпредполагаем, что использование при изучении темы «Работа и мощность.Энергия.» проблемных заданий позволит учащимся лучше усваивать материал ибудет позитивно влиять на развитие умственных навыков и способностей детей.
Внедрениепредполагаемой разработки в преподавание физики, по нашему мнению, позволитразнообразить учебный процесс, достичь интенсивной мыслительной деятельностиучащихся, актуализировать уже полученные знания, так как в разработанной намитетради «Мои физические открытия» содержится по три проблемныхзадания к каждому параграфу учебника по данной теме; иллюстративный материал кзаданиям для облегчения восприятия учащимися предложенных ситуаций; объясненияк каждому заданию, в которых дан вывод по решению и определены изучаемыефизические понятия и единицы измерения. При этом в выводах отсутствуют ключевыеслова, уже известные детям, и те, которые изучаются в процессе урока.Предложенные задания помогают детям самостоятельно выделять данные слова(понятия, формулы) путем анализа проделанной работы и полученных результатов.
Последнимзаданием к каждому параграфу изучаемой темы является домашнее задание, котороеотличается от проделанных в классе тем, что все объяснения и выводы учащиесядолжны сделать самостоятельно. Таким образом, учащиеся отрабатывают навыкисамостоятельной работы и учатся делать выводы на основе знаний, полученных вклассе.
Отличиеданной тетради от других, разработанных на кафедре МПФ, в том, что заданияносят проблемный характер, вызывают интерес, активизируют поиск; запись ходапроделываемой работы и объяснения.
Какуже было сказано выше, нами были разработаны качественные задачи, в которыхрассматриваются понятия работы, энергии и мощности. Данные задачи решаютсяпутем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построениячертежа, но без математических действий. При этом в задачах ставятся такиевопросы, ответы на которые в готовом виде в учебниках не содержатся. Дляполучения ответов учащиеся должны самостоятельно применять знания по теме,полученные ранее. Мы использовали данные задачи, так как они не толькоспособствуют более глубокому пониманию физических теорий, но и развиваютмыслительные процессы, сообразительность, смекалку, повышают интерес к изучениюфизики.
Длятого чтобы проверить эффективность усвоения детьми знаний по теме «Работаи мощность. Энергия.», была составлена контрольная работа на четыреварианта по шесть заданий в каждом. В контрольной работе содержатсяколичественные задачи для проверки усвоения физических формул по теме и уменийих применять при решении задач, а также ряд количественных задач для проверкиусвоения материала и умений делать выводы.
Вконце изучения темы ребятам предлагается кроссворд из 30 слов, который помогаетзакрепить изученный материал и повышает интерес к занятиям.
Такимобразом, по нашему мнению, используя данный материал на уроках физики по теме«Работа и мощность. Энергия.» мы сможем решить поставленные задачи идостичь цели.
Педагогическийэксперимент по апробации данной методики проводился в школе 122 г. Барнаула в7-е и 7-д классах. В 7-д классе методика использовалась, а в 7-е классе урокипо теме проводились без использования предложенного материала. Сравнениеактивности на уроках и сравнение знаний и умений ребят после изучения темыпозволило сделать вывод об эффективности применения в работе предложеннойразработки.
В7д классе при работе с тетрадью «Мои физические открытия» наблюдаласьбольшая активность, инициативность и эмоциональность ребят. Им был предложензачет по данной теме в виде рассказа, в котором пропущены ключевые слова. Порезультатам контрольной работы в 7-д классе оценку «отлично» получили75% учащихся, оценку «хорошо» — 17%, оценку«удовлетворительно» — 8% учащихся. В 7-е классе оценку«отлично» получили 69% учащихся, оценку «хорошо» — 0%,оценку «удовлетворительно» — 31% учащихся. Таким образом в обоихклассах процент успеваемости одинаков — 100%, а процент качества в 7-д классе92%; в 7-е классе — 69%.
Следовательнов классе, где применялась предложенная нами разработка оказался выше проценткачества знаний учащихся (на 23%).
Наосновании полученных результатов мы можем сделать вывод, что вэкспериментальном классе учащиеся лучше усвоили материал и научились работатьсамостоятельно. При этом у них проявился большой интерес и желание изучатьфизику как предмет.
Такимобразом мы подтвердили то, что наше предположение верно и данную разработкуможно использовать в работе с учащимися, при изучении темы «Работа имощность. Энергия.»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.