Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Формирование интереса к физике у учащихся 7 класса при изучении темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Формирование интереса к физике у учащихся7 класса при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Гиллих Е.Ф., Скулов П.В.
Повышениеэффективности и качества обучения физике в школе во многом зависит от удачноговыбора и реализации путей активизации познавательной деятельности учащихся.
Средимногих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной изсамых значимых является идея формирования познавательного интереса учащихся.
Важнейшимстимулом, побуждающим школьников к активизации познавательной деятельности, кприобретению глубоких знаний, является именно интерес к изучению физики.«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принужденияубивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», — писалК.Д. Ушинский [6, с.4]. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету,становится более легким и плодотворным, способствует активному получению имиосознанных и прочных знаний. Интерес является действенным, реальным мотивомучения [7]. Проблема воспитания интереса учащихся к физике была и остаетсяактуальной в современной школе. Физика формирует творческие способностиучащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитаниювысоконравственной личности. Эта основная цель может быть достигнута толькотогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям [5, с.3].
Проблемойформирования познавательного интереса к предмету занимались и занимаются многиепедагоги. Г.И. Щукина, И.Я. Ланина, И.Л. Юфанова, А.В. Усова, Я.И. Перельман,С.А. Тихомирова и др.
И.Я.Ланина в своих работах делает акцент на формирование познавательных интересовна уроках физики и рассматривает проблемы, которые в меньшей степени освещены висследованиях других авторов. В частности, ею создана книга «100 игр пофизике», а также книги, касающиеся вопроса формирования интереса кпредмету на внеклассных мероприятиях.
С.А.Тихомирова занималась подбором шуточных задач и анекдотов по физике.
Большуюценность имеют книги Я.И.Перельмана по занимательной физике.
Наличиеу учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений,которые в большой степени определяются деятельностью учителя, егопедагогическим мастерством.
Воспитаниюинтереса учащихся к изучению физики способствуют различные приемы, выработанныев практике обучения, которые учитель может применять на уроках и других формахзанятий. Перечислим некоторые [6, с.6-7]:
1.Содержательное, интересное, живое и яркое изложение материала учителем всегдапривлекает внимание учащихся.
Дляоживления урока учитель может использовать различные интересные факты изаметки. Нами подобран ряд таких фактов и заметок по теме «Давлениетвердых тел, жидкостей и газов».
Кпримеру, рассказывая о барометрах, учитель может воспользоваться заметкой изнашей подборки о необычном «барометре», находящемся в английскойдеревне Спаслоу, который предсказывает погоду за много часов вперед и, вотличие от синоптиков, никогда не ошибается. Это колодец, который начинаетсвистеть задолго до перемены погоды. А перед приходом циклона он воет. Вбоковой стенке колодца сделано узкое отверстие, через которое проходит воздух.Т.о. по «тембру» звучания колодца жители деревни всегда точно знаютоб изменениях погоды [1, с.271].
2.Другими приемами активизации познавательной деятельности учащихся (приправильной их организации), вызывающими интерес к физике являются проблемноеобучение, поисковая деятельность и исследовательская атмосфера, разнообразиеформ самостоятельной работы и др.
Однойиз интересных форм самостоятельной работы является работа скроссвордом-наоборот. Она заключается в том, что ученики должны составитьвопросы к уже как бы разгаданному кроссворду. Такое задание способствуетразвитию навыков самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоениюотдельных понятий. Нами разработан подобный кроссворд (двух видов) повышеуказанной теме и составлены к нему предполагаемые вопросы учащихся.
Такжедля развития интереса к физике на разных занятиях можно использовать фрагментылитературных произведений (сказок, стихотворений, художественных произведений,пословиц, загадок с физическими явлениями), на основе которых можно предлагатьучащимся вопросы для обсуждения. Нами сделана довольно большая подборкаотрывков из произведений художественной литературы по теме «Давлениетвердых тел жидкостей и газов».
Вкачестве примера приведем один из них. Учитель зачитывает строки изстихотворения А.С.Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»:
Фонтанлюбви, фонтан живой!
Принеся в дар тебе две розы.
Люблюнемолчный голос твой
Ипоэтические слезы.
Твоясеребряная пыль
Менякрапит росою хладной…
Затемпредлагает ребятам ответить на вопросы: «Какое условие должно соблюдаться,чтобы фонтан работал?», «На основе какой закономерности ондействует?» [3, с.36]
Обсуждениеэтих вопросов в данном случае идет значительно лучше, чем, если бы они былизаданы без использования фрагмента стихотворения. Согласитесь: было бы слишкомсухо и скучно. Физический вопрос, заданный через поэтический отрывок, почтивсегда побуждает к мышлению, а это очень важно.
3.Связь обучения физики с жизнью, практикой является могучим средством воспитанияна уроке интереса школьников. Поэтому задача учителя — раскрыть практическуюзначимость излагаемого материала.
4.Удачноеиспользование занимательного и исследовательского физического эксперимента нетолько оживляет урок, но и вызывает повышенный интерес к физике.
5.Всегдаинтересно ознакомление учащихся с достижениями современной физики. Онопобуждает глубже изучать этот предмет.
6.Удачныеисторические сведения, яркие рассказы о жизни и деятельности ученых, их работахи открытиях также благотворно воздействуют на учащихся и возбуждают у нихповышенный интерес.
7.Хорошим стимулом к изучению физики является дифференцированный подход кучащимся, положительная оценка и поощрение их работы.
8.Мощный стимул для развития интереса к физике — приобщение к творческой, а вряде случаев к исследовательской работе учащихся.
9.Использование на уроках физических игр, софизмов и парадоксов, ребусов,занимательных задач и вопросов всегда вызывает глубокий интерес учащихся. Намиразработан ряд ребусов, а также разработан и переработан применительно квышеуказанной теме ряд физических игр. Одна из них разработана впервые и вдругой литературе не встречается.
Например,разработана игра «Третий лишний», которая заключается в следующем: накарточках, предложенным ученикам, два рисунка из трех логически взаимосвязаны,а на третьем изображено явление, не связанное с двумя предыдущими. Учащимсянеобходимо определить лишний рисунок и объяснить установленную закономерность.
Науроках завершающих изучение темы, а также на внеклассных мероприятиях мырекомендуем применять сказки с физическими вопросами. Для созданияположительного эмоционального фона и осуществления эстетического воспитания вовремя их чтения полезно применять иллюстрации. Ребята с удовольствием слушаютэти сказки и стараются отвечать на содержащиеся в них вопросы [2, с.63]. Однуиз таких сказок, переработанную нами применительно к вышеуказанной теме, мыпредлагаем использовать на уроке решения задач, следующем после изучения темы«Давление жидкости на дно и стенки сосуда».
Такжена уроках решения задач мы рекомендуем использовать задачи с жизненнымсодержанием, составленные на основе обычных. По теме «Давление твердыхтел, жидкостей и газов» нами составлено 10 таких задач. Как показалпедагогический эксперимент, подобные задачи решаются учениками с большиминтересом и пониманием, чем традиционные.
Таковынекоторые практические пути воспитания интереса к физике.
Необходимолишь помнить, что средством развития интереса указанные приемы становятся лишьв том случае, если они используются в арсенале средств и методов обучения. Впротивном случае все эти приемы носят лишь развлекательный характер, недостигают цели, а порой уводят учащихся от необходимости серьезного изученияпредмета.
Список литературы
1.Глобус: Географический научно-художественный сборник / Сост. Л.Алешина.-Л.:Дет. лит., 1987.-382 с.
2.Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемыобучения.-М.: Школа-Пресс,2000.-80 с.
3.Иванова Т.А. Пушкинский урок // Физика в школе, 2000.-© 4.- с.34-36.
4.Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя.-М.Просвещение, 1995.-224 с.
5.Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на урокахфизики.-М.: Просвещение, 1985.-126 с.
6.Турышев И.К., Лукьянов Ю.И. Воспитание интереса к физике у учащихся восьмых классовпри проведении опытов по механике.-Владимир, 1980.-98 с.
7.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.:«Педагогика»,1971.-352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.