Физический эксперимент как средствоформирования понятий «Электрическое поле. Постоянный электрическийток» образовательной линии «Физика и методы научного познания»
Менасенко Г.Н., Студент ФФ БГПУ
Внастоящее время многие городские и практически все сельские школы страдаютнедостатком оборудования в лабораториях, а также отсутствием методическойлитературы по физике, издаваемой в последний период времени. Все это создаетнеблагоприятные условия для широкого использования в процессе обучениядемонстрационного эксперимента — одного из важнейших аспектов в преподаваниифизики. В практической работе молодые учителя часто сталкиваются с тем, что физическиеопыты не получаются. Нами предлагается описание ряда демонстрационных опытов. Вэто описание входит физика процесса, техника проведения, схема демонстрацииэксперимента. Также в приложениях к каждому демонстрационному экспериментусоставлена карточка со схемами, пленка к графопроектору, а также методическиерекомендации для тех опытов, которые вызывают наибольшие затруднения. При этомосновное внимание сосредоточено на демонстрационном эксперименте,предусмотренном программой школьного курса физики в качестве обязательногоминимума. Основное внимание автора направлено на собрание максимально полногосборника демонстрационных экспериментов по темам «Электрическое поле»и «Постоянный электрический ток».
Вообщетакие сборники существуют, и в больших количествах. Такой проблемой занимались,например, Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов, С.А. Хорошавин. В своих работах они пишут отехнике и технологии демонстрационного эксперимента.
Демонстрационныйэксперимент — это показ физических явлений, закономерностей и их практическихприменений, рассчитанный на одновременное восприятие всеми учащимися класса.Здесь следует обратить внимание на слова: «одновременное восприятие всемиучащимися». Если учитель показывает явление, пронося прибор по рядам, иливызывает одного или нескольких учеников к демонстрационному столу, чтобы онипрочитали показания приборов и об увиденном сообщили своим товарищам, то этотспособ показа можно назвать как угодно, но только не демонстрационнымэкспериментом.
Длятого, чтобы изучаемое физическое явление могли одновременно наблюдать всеучащиеся класса, существует техника демонстрационного эксперимента — совокупность приборов и устройств, специально созданных и применяемых впостановке демонстрационного эксперимента.
Совокупностьприемов обращения с техникой демонстрационного эксперимента в процессеподготовки и проведения демонстраций, которые обеспечивают их успешность ивыразительность называется техникой демонстрирования.
Совокупностьметодов и приемов, обеспечивающих эффективность демонстраций, наилучшеевосприятие учащимися — называется методикой демонстрирования.
Схемадемонстрации — сочетание приборов, устройств и их взаимодействие, позволяющеепоставить конкретную демонстрацию физического явления.
Методикадемонстрационного эксперимента — отделение содержания, роли и местадемонстрационного эксперимента в преподавании физики, отбор демонстрационныхопытов, исходя из дидактических задач, которые решаются с их помощью впреподавании физики; использование демонстрационного эксперимента как методапреподавания физики, метода активизации познавательной деятельности учащихся.Все вместе взятое кратко называется методикой и техникой демонстрационногоэксперимента.
Цель,которую поставил автор: собрать максимально полный комплект демонстрационныхэкспериментов по темам «Электрическое поле», «Постоянныйэлектрический ток».
Мыпредпологаем, что данный физический эксперимент повысит уровень знаний уучащихся и интерес к предмету физика. Научная новизна заключается в том, чтопредлагается не только физический эксперимент и его физика, но и методика стехникой проведения эксперимента, а также карточки со схемами демонстраций, какна бумаге, так и на пленке, методические рекомендации для более успешногопроведения демонстрационного эксперимента.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/