Мошкин Владимир Николаевич, ААЭП, Литвина ЕленаВалерьевна, БГПУ, г. Барнаул
Встатье на основе анализа эмпирических данных о состоянии массовойпедагогической практики изложены выводы о влиянии некоторых факторов на осознаниеподростками роли человека в возникновении опасностей. На основе анкетированиявыявлены признаки взаимосвязи между изучением литературы о безопасности, просмотромподростками телепередач о безопасности и их взглядами на причины возникновенияопасностей.
Формированиеготовности подрастающего поколения к профилактике негативного влияния вредных иопасных факторов жизнедеятельности к безопасной жизнедеятельности происходит впроцессе усвоения культуры безопасности. К наименее изученным в педагогикеотносится проблема факторов, влияющих на осознание подростками роли человека ввозникновении опасностей. В связи с этим на основе анализа результатованкетирования изложим некоторые выводы о влиянии отдельных факторов наотношение подростков к ошибкам и слабостям человека как к причине опасностей.При этом будем иметь в виду, что оценка роли самого человека в обеспечениибезопасности является составляющей его мировоззренческой готовности кобеспечению безопасности (наряду с другими элементами включает в себя взглядына причины возникновения опасностей и самооценку человеком его готовности кбезопасной жизнедеятельности). В ходе анализа результатов анкетирования будемучитывать взаимосвязь знаний, взглядов и убеждений по мировоззренческимпроблемам безопасности.
Входе анкетирования, проведенного в апреле 2002 г., изучались мнения 409 подростков 5-8 классов школ №107 и 108 г. Барнаула. Подросткам была предложена анкета, включавшая в себя (наряду с прочими) 6 следующихутверждений (их номера приведены в соответствии с текстом анкеты). Приведёмформулировки этих утверждений.
5.Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании.
6.Я смотрю телепередачи о безопасности.
7.Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо,каратэ, ушу, бокса и т.д.).
14.Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека.
43.Основам безопасности я учусь из художественных кинофильмов.
44.Основам безопасности я учусь, играя в компьютерные игры.
Учащимсяпредлагалось выбрать вариант ответа из трех («да», «нет», «затрудняюсьответить») предложенных по поводу утверждений анкеты. Статистическая обработкарезультатов анкетирования осуществлялась с применением специальных компьютерныхпрограмм, разработанных В.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской.
Ванкету были включены утверждения, призванные выяснить отношение подростков кразличным аспектам обеспечения безопасности. Утверждения направлены на то, чтобывыяснить, кто из подростков изучает литературу (утверждение 5), смотриттелепередачи о безопасности (утверждение 6), какая часть подростков посещаетспортивные секции (утверждение 7), кто из них высоко оценивает рольхудожественных кинофильмов (утверждение 43) и компьютерных игр (утверждение 44)в изучении основ безопасности. Ответы по поводу утверждения 14 позволиливыяснить, как подростки понимают причины опасности. Приводя результатыобработки анкет, мы осознаём возможность существования некоторого расхождениямежду реальностью и теми ответами, которые дали подростки.
Преждевсего, выясним, можно ли предполагать, что чтение книг о безопасности, самозащите,выживании является фактором осознания подростками роли человека в возникновенииопасностей. Результаты статистической обработки ответов подростков по поводуутверждений 14 и 5, дающих ответ на данный вопрос, включены в таблицу 1. Вданной таблице (и в последующих таблицах) результаты статистической обработкианкет сгруппированы следующим образом. В трех правых вертикальных столбцахприводятся данные о том, как подростки, согласные с приводимыми в верхнихчастях столбцов утверждениями, относятся к другим утверждениям, зафиксированнымив левых частях горизонтальных строк таблицы (содержат данные об ответахподростков по поводу других утверждений анкеты).
Таблица1
Соотношениеответов на утверждение № 14 с ответами на утверждение № 5Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности, самозащите, выживании Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 9 98 194 Нет 2 40 30 Затрудняюсь ответить 3 13 20 ИТОГО: 14 151 244 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности, самозащите, выживании. Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании. Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 64% 65% 80% Нет 14% 26% 12% Затрудняюсь ответить 21% 9% 8%
Изтаблицы следует, что среди подростков, читающих книги о безопасности, самозащите,выживании (данные размещены в первом столбце справа), 80% согласны сутверждением о том, что главная причина опасностей — ошибки и слабости самогочеловека; в то время как среди тех, кто не читает книги о безопасности, самозащите,выживании согласны с данным утверждением лишь 65% подростков (данные размещеныво втором столбце справа), т. е. на 15% меньше. Иначе говоря, процентная доляподростков, считающих, что главная причина опасностей — ошибки и слабостисамого человека в 1, 2 раза больше среди подростков, читающих книги обезопасности, самозащите, выживании, по сравнению с теми, кто не читаетлитературу о безопасности. Представленные в таблице 1 статистические данныесвидетельствуют о наличии признаков взаимосвязи между чтением литературы обезопасности и взглядами на проблемы безопасности (пониманием роли человека ввозникновении опасностей). Однако для доказательства наличия признаков такойвзаимосвязи необходимо выяснить, насколько достоверно различие процентной долиответов подростков в первом и втором столбцах.
Различиеколичества подростков, согласившихся с тем или иным утверждением анкеты, выраженов процентных числах, так как группы подростков, согласившихся (в горизонтальныхстроках) с утверждениями в вертикальных столбцах, неравнозначны по количеству.Поскольку при процентном вычислении за критерий берется двукратная, иногдатрехкратная ошибка, для доказательства достоверности различия результатовисследования, выраженных в процентах, используется метод определения разностипроцентных чисел (критическое отношение)1.
Разностьпроцентных чисел вычисляется по формуле:
D= p 2- pS
гдеp1, p 2 — процентные доли подростков, выразивших положительное (илиотрицательное) отношение по поводу утверждений анкеты в горизонтальных строках.
Средняяошибка разности процентных чисел вычисляется по формуле:
гдеmD% — средняя ошибка разности процентных чисел;
p1,p2 — процентные доли согласившихся с положительным (или отрицательным)вариантом ответа по поводу утверждений анкеты в горизонтальных строках;
Я1,Я2 — соответственно, 100 — p и 100 — p ;
n1,n2 — количество исследуемых явлений (общее количество подростков, согласившихсяс положительным и отрицательным вариантами ответов по поводу утверждения ввертикальных столбцах).
Приоценке результатов анкетирования мы учитываем, что если разность процентныхчисел D в 2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел (t > 2), различиемежду процентными числами считается доверительным; если разность процентныхчисел D в 3 раза больше средней ошибки разности процентных чисел (t > 3), различиемежду процентными числами считается безусловно доверительным.
Используемизложенную методику определения доверительности различий статистических данныхна материале таблицы 1.
Разностьпроцентных чисел вычислим по формуле:
D= p 2- p1. D = 80 — 65 = 15.
Средняяошибка разности процентных чисел вычислим по формуле:
П1П2
Произведявычисления по формуле, устанавливаем, что mD% = 4, 7.
Посколькуразность процентных чисел в данном случае D (15) в 3, 2 раза
большесредней ошибки разности процентных чисел mD% = 4, 7 (t > 3), различие междупроцентными числами является безусловно доверительным. Это свидетельствует остатистической достоверности наличия признаков взаимосвязи между чтениемподростками книг о безопасности, самозащите, выживании и осознанием ими роличеловека в возникновении опасностей.
Изменимракурс анализа соотношения чтения книг о безопасности, самозащите, выживании иосознания подростками роли человека в возникновении опасностей. В таблице 2приведены сведения о соотношении ответов по поводу утверждений 5 и 14.
Соотношениеответов на утверждение № 5 с ответами на утверждение № 14Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании 20 30 194 Я не читаю книги о безопасности, самозащите, выживании 13 40 98 Затрудняюсь ответить 3 2 9 ИТОГО: 36 72 301 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании 56% 42% 64% Я не читаю книги о безопасности, самозащите, выживании 36% 56% 33% Затрудняюсь ответить 8% 3% 3%
Изтаблицы следует, что среди тех подростков, которые согласны с утверждением«главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека», 64% читаюткниги о безопасности, самозащите, выживании (среди тех, кто не согласен сданным утверждением, только 42% читают литературу о безопасности, т.е. на 22%меньше). Произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем,что разность процентных чисел D
(22)в 3, 4 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (6, 4) (t >3), следовательно, различие между процентными числами является безусловнодоверительным. Таким образом, приведенные в таблице сведения также подтверждаютвывод о наличии признаков взаимосвязи между чтением подростками книг обезопасности, самозащите, выживании и их взглядами на проблемы безопасности(осознанием роли человека в возникновении опасностей).
Приступимк рассмотрению соотношения ответов подростков по поводу утверждений 14 и 6.Результаты статистической обработки соотношения ответов по данным утверждениямпредставлены в таблице 3.
Соотношениеответов на утверждение № 14 с ответами на утверждение № 6Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не смотрю телепередачи о безопасности Я смотрю телепередачи о безопасности Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 1 154 146 Нет 1 50 21 Затрудняюсь ответить 3 29 4 ИТОГО: 5 233 171 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не смотрю телепередачи о безопасности Я смотрю телепередачи о безопасности Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 20% 66% 85% Нет 20% 21% 12% Затрудняюсь ответить 60% 12% 2%
Изтаблицы следует, что 85% подростков, смотрящих телепередачи о безопасности, согласныс утверждением «главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека»(среди тех, кто не смотрит телепередачи о безопасности, согласны с даннымутверждением только 66%, т.е. на 19% меньше). Произведя вычисления сиспользованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентныхчисел D (19) в 6, 8 раза больше средней
ошибкиразности процентных чисел mD%=2, 8 (t > 3), следовательно, различие междупроцентными числами является безусловно доверительным. Таким образом, представленныестатистические данные обнаруживают признаки взаимосвязи между просмотромтелепередач о безопасности и пониманием подростками роли человека ввозникновении опасностей.
Изменимракурс анализа, выясним, какая доля подростков, признающих роль самого человекав возникновении опасностей, смотрит телепередачи о безопасности. Эти данныепредставлены в таблице 4.
Таблица4
Соотношениеответов на утверждение № 6 с ответами на утверждение № 14Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 1 2 3 4 7 1 2 3 4 Я смотрю телепередачи о безопасности 4 21 146 Я не смотрю телепередачи о безопасности 29 50 154 Затрудняюсь ответить 3 1 1 ИТОГО: 36 72 301 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека Я смотрю телепередачи о безопасности 11% 29% 49% Я не смотрю телепередачи о безопасности 81% 69% 51% Затрудняюсь ответить 8% 1% 0%
Изтаблицы следует, что 49% от числа опрошенных подростков, смотрящих телепередачио безопасности, признают положение о роли человека в возникновении опасностей, а29% не признают данное положение (т.е. на 20% меньше). Произведя вычисления сиспользованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разность процентныхчисел D (20) в 3, 3 раза больше средней
ошибкиразности процентных чисел mD% (6, 1) (t > 3), т.е. различие междупроцентными числами является безусловно доверительным. Следовательно, в данномслучае обнаружены признаки взаимосвязи между просмотром телепередач обезопасности и осознанием подростками роли человека в возникновении опасностей.
Выясним,имеется ли связь между занятиями подростков в спортивных секциях (самбо, каратэ,ушу, бокса и т.д.) и взглядами подростков на проблемы безопасности. Соотношениеответов по поводу утверждений 14 и 7 представлено в таблице 5.
Таблица5
Соотношениеответов на утверждение № 14 с ответами на утверждение № 7Содержание ответов Затрудняюсь ответить
Я не
занимаюсь в спортивной секции Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, ушу, бокса и т.д.) 1 2 3 4 Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 4 162 135 Нет 1 38 33 1 2 3 4 Затрудняюсь ответить 3 16 17 ИТОГО: 8 216 185 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не занимаюсь в спортивной секции Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, ушу, бокса и т.д.) Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 50% 75% 73% Нет 13% 18% 18% Затрудняюсь ответить 38% 7% 9%
Каквидим из таблицы, подростки, занимающиеся в спортивных секциях (73%) и незанимающиеся в спортивных секциях (75%), почти в равной мере признают положениео роли самого человека в возникновении опасностей. Кроме того, отметим, чтосреди тех, кто не занимается в спортивных секциях, согласны с утверждением«причина опасностей — ошибки и слабости самого человека» на 2% больше, чемсреди тех, кто занимается в спортивных секциях. Таким образом, анкетирование невыявило признаков взаимосвязи между занятиями в спортивных секциях и пониманиемподростками роли человека в возникновении опасностей.
Изменимракурс анализа, выясним, какая доля подростков, признающих роль самого человекав возникновении опасностей, занимается в спортивных секциях. Эти данныепредставлены в таблице 6.
Таблица6
Соотношениеответов на утверждение № 7 с ответами на утверждение № 14Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 1 2 3 4 Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, ушу, бокса и т.д.) 17 33 135 Я не занимаюсь в спортивной секции 16 38 162 Затрудняюсь ответить 3 1 4 ИТОГО: 36 72 301 1 2 3 4 Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, ушу, бокса и т.д.) 47% 46% 45% Я не занимаюсь в спортивной секции 44% 53% 54% Затрудняюсь ответить 8% 1% 1%
Изтаблицы 6 следует, что независимо от того, признают или не признают подросткиположение о роли человека в возникновении опасностей, почти половина (45-46% отчисла опрошенных) из них занимается в спортивных секциях. Следовательно, и вданном случае не обнаруживаются признаки взаимосвязи между деятельностью(занятия в секциях) и взглядами на причины опасностей.
Выясним,имеется ли связь между просмотром художественных кинофильмов и взглядамиподростков на проблемы безопасности. Результаты статистической обработкиответов по поводу утверждений 14 и 43 представлены в таблице 7.
Таблица7
Соотношениеответов на утверждение № 14 с ответами на утверждение № 43Содержание ответов Затрудняюсь ответить
Я не учусь основам безопасности
из художественных кинофильмов Основам безопасности я учусь из художественных кинофильмов Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 12 177 112 Нет 1 52 19 Затрудняюсь ответить 2 31 3 ИТОГО: 15 260 134 Содержание ответов Затрудняюсь ответить
Я не учусь основам безопасности
из художественных кинофильмов Основам безопасности я учусь из художественных кинофильмов Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 80% 68% 84% Нет 7% 20% 14% Затрудняюсь ответить 13% 12% 2%
Изтаблицы 7 следует: подростки, утверждающие, что учатся основам безопасности изхудожественных кинофильмов, в большей степени признают роль самого человека ввозникновении опасностей: среди тех, кто основам безопасности учится изхудожественных кинофильмов, на 16% больше подростков, признающих роль человекав возникновении опасностей, чем среди тех, кто не учится основам безопасности изкинофильмов. Среди тех, кто основам безопасности учится из художественныхкинофильмов, процентная доля подростков, признающих роль человека ввозникновении опасностей, больше в 1, 2 раза (84: 68 = 1, 2). Произведявычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, чторазность процентных чисел D (16) в 3, 7 раза
большесредней ошибки разности процентных чисел mD% (4, 3) (t > 3), следовательно, различиемежду процентными числами является безусловно доверительным. Таким образом, естьстатистически достоверные признаки взаимосвязи между изучением основбезопасности из художественных кинофильмов и пониманием подростками роличеловека в возникновении опасностей.
Изменимракурс рассмотрения соотношения ответов подростков по поводу утверждений 43 и14, представим эти данные в таблице 8.
Таблица8
Соотношениеответов на утверждение № 43 с ответами на утверждение № 14Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека Основам безопасности я учусь из художественных кинофильмов 3 19 112 Я не учусь основам безопасности из художественных кинофильмов 31 52 177 Затрудняюсь ответить 2 1 12 ИТОГО: 36 72 301 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека Основам безопасности я учусь из художественных кинофильмов 8% 26% 37% Я не учусь основам безопасности из художественных кинофильмов 86% 72% 59% Затрудняюсь ответить 6% 1% 4%
Подростки,признающие положение об ошибках и слабостях человека как основную причинуопасностей, более склонны основам безопасности учиться из художественныхкинофильмов: среди признающих роль человека в возникновении опасностейпроцентная доля изучающих основы безопасности по художественным фильмам на 11%больше, чем среди тех, кто не признаёт роль человека в возникновенииопасностей. Произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем,что разность процентных чисел D (11) в 1, 87 раза больше средней ошибкиразности процентных чисел mD% (5, 87) (t
Длявыяснения взаимосвязи между отношением подростков к утверждению о главнойпричине опасностей и увлечением подростками компьютерными играми рассмотримрезультаты обработки ответов по поводу утверждений 14, 44, которые представленыв таблице 9.
Таблица9
Соотношениеответов на утверждение № 14 с ответами на утверждение № 44Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не учусь основам безопасности, играя в компьютерные игры Основам безопасности я учусь, играя в компьютерные игры Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 49 120 132 Нет 9 37 26 Затрудняюсь ответить 6 20 10 ИТОГО: 64 177 168 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не учусь основам безопасности, играя в компьютерные игры Основам безопасности я учусь, играя в компьютерные игры Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека 77% 68% 79% Нет 14% 21% 15% Затрудняюсь ответить 9% 11% 6%
Изтаблицы 9 следует, что среди подростков, утверждающих, что они учатся основамбезопасности, играя в компьютерные игры, 79% признают ошибки и слабости самогочеловека главной причиной опасностей; в то время как среди тех, кто не призналроли компьютерных игр в обучении основам безопасности, 68% согласны с даннымутверждением. Произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем,что разность процентных чисел D
(11)в 2, 3 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (4, 7) (t >2), следовательно, различие между процентными числами является доверительным.Это свидетельствует о наличии признаков взаимосвязи между изучением основбезопасности в ходе компьютерных игр и мнением подростков о главной причинеопасностей. Для проверки данного предположения изменим ракурс анализарезультатов анкетирования. Соотношение ответов по поводу утверждений 44 и 14представлены в таблице 10.
Таблица10
Соотношениеответов на утверждение № 44 с ответами на утверждение № 14Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека Основам безопасности я учусь, играя в компьютерные игры 10 26 132 Я не учусь основам безопасности, играя в компьютерные игры 20 37 120 Затрудняюсь ответить 6 9 49 ИТОГО: 36 72 301 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Нет Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека Основам безопасности я учусь, играя в компьютерные игры 28% 36% 44% Я не учусь основам безопасности, играя в компьютерные игры 56% 51% 40% Затрудняюсь ответить 17% 13% 16%
Изтаблицы 10 следует, что среди подростков, которые согласны с утверждением обошибках и слабостях человека, 44% изучают основы безопасности, играя вкомпьютерные игры (в то время как среди отвергающих положение о причинахопасностей лишь 36% утверждают, что учатся безопасности в ходе компьютерныхигр). Произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем,что разность процентных чисел D (8) в 1, 3 раза больше средней ошибки разностипроцентных
чиселmD% (6, 3) (t
Подводяитоги анализа факторов осознания подростками роли человека в возникновенииопасностей, сформулируем основные выводы. Результаты анкетированиясвидетельствуют о наличии признаков взаимосвязи между чтением книг обезопасности, просмотром телепередач о безопасности и осознанием подросткамироли человека в возникновении опасностей. При изменении ракурса анализасоотношения деятельности (просмотр художественных кинофильмов, увлечениекомпьютерными играми) и осознания подростками роли человека в возникновенииопасностей мы выяснили, что признаки взаимосвязи между ними имеются, но они неявляются статистически достоверными. Не обнаружены признаки взаимосвязи междузанятиями в спортивных секциях и взглядами подростков на причины опасности.
Изложенныев статье выводы основаны на изучении состояния массовой педагогической практики,носят предварительный характер и нуждаются в дальнейших проверке и уточнении.Также требует дополнительных исследований вопрос о том, что оказывает влияние — деятельность (занятия в секциях, чтение книг о безопасности и т.д.) на взглядыо причинах опасностей, или, наоборот, мировоззренческие взгляды влияют наактивность подростков в различных видах деятельности. На основе новых фактов, полученныхв ходе формирующего педагогического эксперимента, с использованием болеесовершенных методик статистической обработки данных возможно не тольковыявление признаков взаимосвязей между явлениями в процессе совершенствованияготовности к безопасной жизнедеятельности, но и выявление факторовположительной динамики данного процесса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/