Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Возникновение марксизма и его роль в развитиипедагогической науки.
Марксизмкак идеология пролетариата, как научное выражение его коренных интересов возникв 40-х годах XIX века, в то время, когда в Западной Европе сложилсякапиталистический строй, обострились классовые противоречия между буржуазией ипролетариатом и пролетариат выступил на арену борьбы как самостоятельная сила.
Основоположникамиучения научного коммунизма были Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс(1820—1895). Они создали философию революционного пролетариата — диалектическийи исторический материализм.
Возникновениемарксизма было величайшим переворотом в области философии и других наук исыграло огромную роль в развитии педагогики. К. Маркс и Ф. Энгельс критически-переработали и использовали все то лучшее, что было создано человеческоймыслью до них.
«Всягениальность Маркса состоит именно в том, — писал В. И. Ленин, — что он далответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Егоучение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайшихпредставителей философии, политической экономии и социализма».
Марксистскоемировоззрение и марксистский диалектический метод открыли перед педагогическойнаукой возможность решить на научной основе самые сложные педагогическиепроблемы, которые не могли раньше правильно решить великие умы человечества.Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании является органической частьюнаучного коммунизма. Основоположники марксизма доказали, что источникпроисхождения общественных идей и теорий следует искать не в самих идеях итеориях, а в условиях материальной жизни общества. Они установили обусловленностьобщественного сознания общественным бытием, а это дало возможность выявитьсоциальную природу воспитания и его классово-исторический характер. Они вскрылипорочность и ошибочность тех идеалистических теорий, которые рассматриваливоспитание как неизменную категорию, независимую от общественных отношений. К.Маркс и Ф. Энгельс показали, какую роль играет вооружение пролетариатазнаниями, воспитание у него социалистического сознания, высоких моральных иволевых качеств для подготовки к революционной борьбе, которая предстояла емупри выполнении исторической миссии — свержения капитализма и построениясоциалистического общества.
Пролетариат,возглавляемый коммунистической партией, является передовым общественным классоми носителем передовых идей. Коммунистическая партия организует его борьбупротив буржуазии на основе марксистской революционной теории, которая, пословам Маркса, «становится материальной силой, как только она овладеваетмассами». В этой связи он писал, что наиболее передовые рабочие вполне сознают,что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит отвоспитания подрастающего рабочего поколения».
Сознательностьмасс после победы пролетарской революции является необходимым условиемстроительства социалистического общества. Поэтому воспитание в новом обществе,основанное на подлинно научной теории, обладает огромной созидательной силой.
Основоположникимарксизма, выявив социальную сущность воспитания и обусловленность егоматериальными условиями жизни общества, вскрыли его роль и место в общественнойжизни как при капитализме, так и в условиях социалистического строя.
Классовый характер воспитания в классовом обществе.
Критикавоспитания в буржуазном обществе. В «Манифесте Коммунистической партии» К.Маркс и Ф. Энгельс показали, что воспитание определяется общественнымиотношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание кметоды изменяются в различные эпохи, а в одну и ту же эпоху различно понимаютсяразличными общественными классами.
К.Маркс и Ф. Энгельс дали глубокую и разностороннюю критику буржуазноговоспитания. Они установили, что господствующие эксплуататорские классыпревращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укреплениясвоего классового господства.
Наосновании изучения огромного фактического материала Ф. Энгельс в работе«Положение рабочего класса в Англии», К. Маркс в «Капитале» дали подлиннуюкартину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих вкапиталистическом обществе, а также ужасающих условий жизни трудящихся и членових семей.
Непосильный,изнурительный фабричный труд женщин в условиях капитализма приводит неизбежно кразрушению семьи. Не имея минимальных средств для существования,родители-пролетарии вынуждены отдавать своих детей в раннем возрасте внаем капиталистам.Маркс отмечал, что на лондонских шелковых мануфактурах девятилетние детиработали, получая гроши за свой труд. Матери отдают мальчиков внаем на любуюработу за мизерную плату.
Зачастуюдети рабочих рождались ослабленными из-за ненормальных условий, в которыхпротекала беременность матерей. Пища в рабочих семьях для маленьких детейсовсем не подходит, но у рабочих нет средств, чтобы доставить своим детямполноценное питание. Жилища рабочих расположены в кварталах с нездоровымвоздухом. Скученность живущих в одной комнате настолько велика, что ночью нечемдышать. Рабочим, писал Энгельс, «отводят сырые квартиры, подвалы, куда водапросачивается снизу, или мансарды, куда она протекает сверху. Для них такстроят дома, что испорченный воздух в них застаивается». В то время как отец имать работают на фабриках, дети остаются без надзора и поэтому часто гибнут отнесчастных случаев. Рабочие и их дети лишены настоящей медицинской помощи. Врезультате всего этого чрезвычайно велика смертность среди детей рабочих.
Так,в промышленном округе Англии Манчестере свыше 57% детей рабочих умирало, недостигнув пятилетнего возраста, а из детей этого же возраста, принадлежащих кболее обеспеченным группам населения, умирало 20%. В этой массовой гибелипролетарских детей виновен, как справедливо указывал Энгельс, капиталистическийстрой.
Условиятруда детей ужасны, нередко малолетние рабочие трудятся 12—15 часов в день,часто в ночное время. «… Надсмотрщики вытаскивают раздетых детей из постели ипобоями загоняют их на фабрику с одеждой в руках...». Вечером дети, слишкомусталые, «чтобы уйти домой, забираются в сушильни и укладываются спать подшерстью...». Оттуда их выгоняют ударами ремней. Те же дети, когда они приходятвсе же домой, от утомления не могут есть, и родители находят их уснувшими вовремя молитвы на коленях у постелей. «… Нельзя не возмущаться, нельзя невозненавидеть этот класс (Энгельс имеет в виду буржуазию. —Н. К.), которыйкичится своей гуманностью и самоотверженностью, между тем как его единственноестремление — любой ценой набить свой кошелек».
Рабочиевынуждены отдавать своих детей на фабрики для работы в каторжных условиях,вследствие исключительно тяжелой жизни. Обвинения, которые возводили некоторыебуржуазные деятели на родителей-рабочих в злоупотреблении их родительскойвластью, были сознательной клеветой. «… Не злоупотребление родительскойвластью создало, — по словам Маркса, — прямую или косвенную эксплуатациюнезрелых рабочих сил капиталом, а наоборот, капиталистический способэксплуатации, уничтожив экономический базис, соответствующий родительскойвласти, превратил ее в злоупотребление».
Основоположникимарксизма установили, что пролетарские дети, работая с ранних лет накапиталистической фабрике, превращаются в простые машины для фабрикацииприбавочной стоимости и не имеют возможности должным образом развивать своидуховные силы.
К.Маркс и Ф. Энгельс вскрыли истинный характер того образования, которое получалидети рабочих. Они установили, что закон, изданный английским парламентом в 1834году об обязательности обучения работающих на фабрике детей, не выполнялся.Сеть фабричных школ была очень редкая, обучение в них плохое. Учителя былизачастую малограмотны, они шли работать в школу потому, что в другом месте немогли найти работы. После ряда лет занятий в таких школах дети почти не умеличитать, писать и считать. По свидетельству Маркса, мальчик 12 лет на вопросшкольного инспектора отвечал, что четырежды четыре — восемь. В отчетахпарламентской комиссии, исследовавшей быт рабочих и условия их труда,указывалось, что в результате обучения в фабричных школах дети научаются читатьс трудом. Нередко грамотными признаются знающие лишь буквы. Писать умеютнемногие, а писать грамотно — почти никто из рабочих-подростков.
Втак называемых воскресных школах детские головы набивали только церковнымидогмами и молитвами. Нравственное воспитание, которое давалось детям в школах,имело своей основной целью, по выражению Маркса, вдалбливание буржуазныхпринципов.
Подытоживаяогромный фактический материал, освещающий то убогое образование, которое детирабочих получают при капитализме, Энгельс устанавливает следующее положение:«Если, — говорит он, — буржуазия заботится о существовании рабочих лишьпостольку, поскольку это ей необходимо, то не приходится удивляться, если она иобразование дает им лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам».
К.Маркс и Ф. Энгельс установили классовый характер воспитания в классовомобществе. Показав, что при капитализме воспитание для огромного большинстваявляется не более как преобразованием в машину, они решительно возражали темпредставителям буржуазии, которые оспаривали классовую природу буржуазноговоспитания. В «Манифесте Коммунистической партии» они писали: «А разве вашевоспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественнымиотношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвеннымвмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влиянияобщества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают егоиз-под влияния господствующего класса».
Вусловиях капиталистического общества рабочий класс путем организованной борьбывырывает у буржуазии некоторые уступки в области просвещения. Буржуазия нередкообъясняет введение всеобщего начального обучения своим демократизмом,стремлением «поднять культурный уровень народных масс» и т. д. Маркс и Энгельсвскрыли лицемерный характер этих заявлений, они показали, что некоторыемероприятия по образованию народных масс буржуазия принуждена проводить поддавлением рабочего движения, а также в силу того, что ей необходимы грамотные,квалифицированные рабочие. Но, давая элементарные знания рабочим, буржуазиядержит в своих руках школу и печать и стремится использовать грамотностьпролетариата для распространения в его среде своей идеологии.
Ф.Энгельс со всей силой подчеркивает огромную тягу к знанию, которая свойственнапролетариату. «… Рабочие, — пишет он, — ценят также и «солидное образование»,когда оно им преподносится без примеси корыстной мудрости буржуазии». Ониохотно посещают организуемые пролетарскими учреждениями лекции на различныенаучные и литературные темы. Объединившись, они организуют сами для себяпросветительные центры. Энгельс отмечал, что ему приходилось встречать рабочих,обнаруживших серьезные знания по геологии, астрономии и т. д., более глубокие,чем у иного образованного буржуа. «… Наиболее выдающиеся произведения новейшейфилософии, политической литературы и поэзии читаются, — по его словам, — почтиисключительно рабочими». Рабочие, указывает Энгельс, читают сочиненияГельвеция, Гольбаха, Дидро, Шелли, Байрона и других. Они организуют свои школыи читальни.
К.Маркс был убежден, как указано Ф. Энгельсом в предисловии к немецкому изданию1890 года «Манифеста Коммунистической партии», в окончательной победепринципов, сформулированных в «Манифесте», «всецело полагается наинтеллектуальное развитие рабочего класса...».
Учение о формировании человеческой личности и овсестороннем ее развитии.
Марксизм,подвергая критике буржуазное воспитание, разрешил по-новому проблемуформирования человеческой личности и вопрос о ее всестороннем развитии.
Какизвестно, французские материалисты XVIII века в лице Гельвеция выдвинулитеорию, согласно которой человек является пассивным продуктом окружающей средыи воспитания. Они отстаивали мысль о всемогуществе воспитания, о равенстведуховных способностей людей. Основоположники марксизма положительно оценивалиутверждение, что человек — продукт обстоятельств и воспитания, ониконстатировали, что у Гельвеция материализм непосредственно применяется кобщественной жизни. В то же время они признавали наличие природных различий улюдей, рассматривая эти различия как результат определенного историческогоразвития.
Основоположникимарксизма отмечали, что человек наделен от природы не готовыми способностямиили определенными свойствами ума, воли и характера, а лишь задатками, которыеявляются предпосылками для развития этих способностей. От общественных условийи воспитания зависит, что «способность, существующая в освобождающих себяиндивидах до сих пор лишь в качестве задатка, начинает функционировать какдействительная сила...».
Маркси Энгельс на конкретных примерах показали, что благоприятные условияспособствуют развитию тех или иных дарований.
«… Сущностьчеловека, — писал Маркс, — не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. Всвоей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Какизвестно, французские материалисты, а затем социалисты- утописты утверждали,что человек (его взгляды, характер и нравы) — продукт среды. Из этого вытекало,что для изменения человека надо изменить среду. В то же время они полагали, чтосама среда зависит от мнения людей, к делали отсюда вывод, что для изменениясреды надо посредством разумного воспитания изменить людей. Получался порочныйкруг. Марксизм нашел из него выход. Анализу учения французских материалистов исоциалистов-утопистов о людях как пассивном продукте обстоятельств и воспитанияпосвящен третий тезис Маркса о Фейербахе, в котором говорится:«Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств ивоспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иныхобстоятельств и измененного воспитания, — это учение забывает, чтообстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен бытьвоспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на двечасти, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна)».Таким образом, К. Маркс вскрывает односторонний, механистический характеручения метафизического материализма о том, что люди — пассивные продуктыобстоятельств и воспитания.
К.Маркс и Ф. Энгельс считали, что люди являются производителями своихпредставлений, идей и т. д., «но речь идет о действительных, действующих людях,обусловленных определенным развитием их производительных сил и —соответствующим этому развитию — общением...». Установив, что «обстоятельства втакой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства», они выдвинулиположение о том, что люди в процессе своего активного воздействия на природу иобщество одновременно изменяют свою собственную природу.
Втретьем тезисе о Фейербахе К. Маркс писал: «Совпадение изменения обстоятельстви человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понятотолько как революционная практика». Тем самым он подчеркнул важное положение обактивной роли людей как в изменении окружающего мира, так и в переделке ихсобственной природы, сделал вывод, что в своей революционной практике людикоренным образом преобразуют существующие общественные отношения и изменяютсамих себя.
К.Маркс также показал несостоятельность французских материалистов исоциалистов-утопистов в том, что они хотели избавить людей от всех их пороков ислабостей, порожденных общественными отношениями, только путем воспитательноговоздействия.
Социалисты-утопистысчитали, что посредством правильного воспитания можно выработать у людей«рациональные характеры» в рамках порочного капиталистического общества.Основоположники марксизма показали, что для формирования людей на новой основенеобходимо революционное изменение самих общественных отношений в результатеклассовой борьбы пролетариата, что только активное участие людей вреволюционной перестройке старого мира приведет к их перевоспитанию. Они считали,что «революция необходима не только потому, что никаким иным способомневозможно свергнуть господствующий класс, — но и потому, что свергающий класстолько в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способнымсоздать новую основу общества».
Отмечаяположительное влияние социалистической общественной среды на людей, Маркс иЭнгельс считали решающим фактором формирования новой личности планомерноорганизованную в новом обществе систему воспитания всесторонне развитых людей.Они выявили огромное значение и историческую необходимость всестороннегоразвития подрастающих поколений, установили, что крупная машиннаяпромышленность обладает революционным техническим базисом: применение машин ихимических процессов вызывает постоянные технические изменения производства. Ихследствием являются изменения и в функциях рабочих, возрастающаямногосторонность, которая обусловливает необходимость всестороннего развития.
Основоположникимарксизма указали на глубокое противоречие, которое имеется между потребностьюкрупной промышленности во всесторонне развитых людях и капиталистическойсистемой производства, превращающей рабочего в придаток машины. Но этопротиворечие может быть устранено только новым, социалистическим способомпроизводства, который осуществляется в плановом порядке и в общественныхинтересах. Развитие науки и техники в этих условиях должно сопровождатьсяорганизацией воспитания всесторонне развитых людей. В «Принципах коммунизма»Энгельс пишет: «чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство… недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств.Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движениеэти средства». В результате дальнейшего развития коммунистического общества навысшей его стадии будет окончательно устранена господствующая вкапиталистическом обществе противоположность между умственным и физическимтрудом; каждый человек сможет всесторонне развивать все свои силы и способностии всесторонне применять их в жизни.
Требования пролетариата в области народногообразования.
Марксизмвооружил пролетариат программными требованиями борьбы за народное образованиепри капитализме и наметил необходимые положения, которые должны явиться основойдля решения вопроса о построении народного образования при социализме.
Основоположникимарксизма считали, что в условиях буржуазного общества пролетариат долженорганизованно бороться за знания. Все начинания рабочих, направленные насоздание пролетарских просветительных учреждений, они высоко ценили и считалинеобходимым, чтобы пролетариат добивался издания законов, обеспечивающихмолодежи, работающей на фабриках, заводах и других капиталистическихпредприятиях, возможность получения образования.
Фабричноезаконодательство в Англии Маркс рассматривал как первую скудную уступку,вырванную у капитала. Он указывал на положительное значение закона 1834 года,который ограничивал рабочий день детей в возрасте от 9 до 13 летвосемью-девятью часами физического труда и вводил для них обучение в течениедвух часов в день. «Как ни жалки, — писал он, — в общем статьи фабричного актаотносительно воспитания, они объявили начальное обучение обязательным условиемтруда. Их успех впервые доказал возможность соединения обучения и гимнастики сфизическим трудом, а следовательно, и физического труда с обучением игимнастикой».
Вовлечениедетей в общественное производство Маркс рассматривал как прогрессивное явление,но считал необходимым решительно бороться с теми недопустимыми формами, которыеоно приняло при капитализме.
К.Маркс не мог лично присутствовать на конгрессе I Интернационала, которыйсостоялся 3—8 сентября 1866 года в Женеве, и составил для лондонских егоучастников «Инструкцию делегатам Временного Центрального Совета по отдельнымвопросам». В этой Инструкции Маркс подчеркивал, что при разумном общественномстрое дети с девятилетнего возраста могут принимать участие в производительномтруде с обязательным соединением его с обучением в школе. Он считал необходимымустановить при капитализме в законодательном порядке предельные нормы трудадетей и подростков. По его мнению, для детей 9—12 лет следует ограничить труддвумя часами в день; для подростков 13—15 лет установить четырехчасовой, 16—17лет — шестичасовой рабочий день с перерывом для еды и отдыха.
Марксписал, что родителям и предпринимателям ни в коем случае не может бытьразрешено применять труд детей и подростков, если он не сочетается с ихвоспитанием.
Подвоспитанием, говорил К. Маркс, следует понимать три вещи:
«Во-первых:умственное воспитание.
Во-вторых:физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военнымиупражнениями.
В-третьих:техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессовпроизводства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения спростейшими орудиями всех производств».
Распределениюдетей и рабочих-подростков по возрастным группам должен соответствоватьпостепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания итехнического обучения. К. Маркс указывал, что «сочетание оплачиваемогопроизводительного труда, умственного воспитания, физических упражнений иполитехнического обучения поднимет рабочий класс значительно выше уровняаристократии и буржуазии».
Борясьза право на образование для всех работающих детей и подростков, основоположникимарксизма выступали как решительные сторонники общественной организациивоспитания. Они пришли к выводу, что капиталистический способ производстваразрушает пролетарскую семью, и считали необходимым установить общественноевоспитание всех детей с того момента, как они смогут обходиться безматеринского ухода. Рассматривая общественное воспитание детей какпрогрессивную форму воспитания, они в то же время высоко оцениваливоспитательную роль новой семьи при социализме.
В«Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс пишут, чтопредставители буржуазии утверждают, будто бы коммунисты, заменяя домашнеевоспитание общественным, хотят уничтожить самые дорогие для человека отношения.«Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях междуродителями и детьми внушают тем более отвращения, чем более разрушаются всесемейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности,чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты».
Рядположений по вопросам народного образования был высказан Марксом при критикеГотской, а Энгельсом — Эрфуртской партийной программы германскойсоциал-демократии.
Впроекте Готской программы германской социал-демократической партии (1875)выдвигалась идея всеобщего равного народного образования, находящегося взависимости от прусской монархии. К. Маркс назвал эти требования«демократической трескотней». Указывая, что функции этого государства следуетограничить отпуском средств на народное образование, определением квалификацииучителей, установлением программы обучения, он в то же время стремилсяустранить идеологическое воздействие буржуазного государства и церкви на школу.Он решительно выступал также против положения Готской программы о бесплатностиповышенного образования в буржуазном государстве, подчеркивал, что это будетподарком имущим классам, дети которых только и могут получать при буржуазномстрое повышенное образование; фактически это образование стало бы осуществлятьсяза счет народных средств.
ВГотской программе было выдвинуто требование — запретить детский труд. Этотребование Маркс признал невыполнимым на практике и реакционным, так как впривлечении детей к труду, при регулировании их рабочего времени в соответствиис возрастом и соблюдении предупредительных мер для их защиты откапиталистической эксплуатации, видел одно из могущественнейших средств дляпереустройства современного ему общества.
Также последовательно, как Маркс, Энгельс подверг критике проект Эрфуртскойпрограммы германской социал-демократии, составленный в 1891 году КарломКаутским. В частности, он протестовал против оппортунистической формулировки отом, что религия есть частное дело, и требовал полного отделения церкви отгосударства и школы от церкви.
Основоположникимарксизма подвергли острой критике и взгляды на воспитание входивших в IИнтернационал анархистов, которые снижали роль науки в образовании ирассматривали мелкоремесленный труд как основное средство воспитания. Маркс иЭнгельс, напротив, подчеркивали роль науки в образовании трудящихся и указывалина необходимость соединения обучения с производительным трудом детей на базеразвитой промышленности.
В«Манифесте Коммунистической партии» основоположники марксизма сформулировали тетребования, которые должны быть осуществлены пролетариатом в области воспитаниятотчас же после завоевания им власти. Этими требованиями являются:«Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного трудадетей в современной его форме. Соединение воспитания с материальнымпроизводством и т. д.». В «Принципах коммунизма» Энгельс выдвинул положение овсеобщем общественном воспитании детей: «Воспитание всех детей с того момента,как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учрежденияхи на государственный счет». Общественное воспитание детей с раннего возрастаявлялось необходимым условием, обеспечивающим женщинам возможность участвоватьв производстве и общественной деятельности наравне с мужчинами.
Вновом обществе человек будет всесторонне развитым. К. Маркс и Ф. Энгельсглубоко разработали вопросы умственного воспитания, политехническогообразования, физического и нравственного воспитания.
Умственное воспитание.
К.Маркс, говоря о том, что он понимает под воспитанием, на первое место поставилумственное воспитание. Овладению теорией, науке, образованию основоположникимарксизма придавали огромное значение. Наука была для Маркса, по выражениюЭнгельса, исторически движущей, революционной силой. Такое же большое значение придавалтеории, науке и Энгельс.
Впроизведении «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс раскрывает свои взгляды на содержаниеобразования и методы учебной работы. Критикуя взгляды Дюринга, считавшего, чтонародная школа будущего общества будет давать своим ученикам все, что «можетобладать привлекательностью само по себе и принципиально важно для человека»,он определил содержание и вопросы методики обучения в школе.
Анализируятуманные высказывания Дюринга о том, что в школе будут учить детей «главнымвыводам наук относительно миро- и жизнепонимания», Энгельс выдвинул требованиепоследовательного, систематического обучения. Невозможно обучать детей, писалон, только тому, что может обладать привлекательностью «само по себе», какхотел Дюринг. Каждый предмет имеет свою логику и последовательность, своитрудности, которые необходимо научиться преодолевать.
Помнению Дюринга, в народной школе будущего детей должны обучать некоей«математике в целом». Такое предложение Энгельс считает совершеннонеприемлемым, справедливо полагая, что дети при таком обучении ничему ненаучатся. Он подчеркивает, что, кроме математики, в системе общего образованиябольшое внимание должно быть уделено физике, механике, астрономии и химии.Совершенно недопустимым считает Энгельс то, что Дюринг исключил из курса школыхимию. Он протестует и против того, что ботаника и зоология должныпреподаваться только в описательной форме и служить предметом легкогособеседования.
Энгельстребовал глубокого и серьезного изучения каждой науки. Он указывал на огромныеуспехи естествознания, категорически возражал против описательного егопреподавания.
Ф.Энгельс, рассматривая вопрос о преподавании литературы, критикует, какпорочную, мысль Дюринга о том, что в школе будущего общества будет отброшена тахудожественная литература прошлого, которая содержит «поэтический мистицизм»(по выражению Дюринга). По этому поводу он иронически замечает, что, видимо,самому г. Дюрингу придется создать «поэтические образцы» для будущего общества.Большое значение придавал Энгельс изучению родного и иностранных языков.Иностранные языки, говорил он, нужны как средство международного общения, чтоони помогают овладеть культурой всего человечества. Он отмечал также значениеизучения древних языков (в частности, латинского), как расширяющих кругозорчеловека. Изучение их важно не только как средство познания мира, но и дляразвития мышления.
Знанияприобретают путем настойчивого, упорного труда, недопустим поверхностный подходк овладению знаниями. «В науке нет широкой столбовой дороги, — писал Маркс, — итолько тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости,карабкается по ее каменистым тропам».
НоК. Маркс и Ф. Энгельс предупреждали, что важна «не наука для науки», а наука,тесно связанная с жизнью, с борьбой за лучшее будущее человечества. Овладениеобщеобразовательными знаниями они связывали с выработкой на их основедиалектико-материалистического мировоззрения. Они призывали активно бороться срелигией.
Впреподавании надо идти не только индуктивным путем, но и дедуктивным, так какиндукция и дедукция связаны между собой так же, как синтез и анализ. Необходимоприменять каждый метод на своем месте, «а этого можно добиться лишь в томслучае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнениедруг друга».
Политехническое образование.
Политехническоеобразование является одной из составных частей учения о всестороннем развитииличности. Маркс, говоря о техническом (или политехническом) образовании,считал, что оно должно знакомить с основными принципами всех процессовпроизводства и в то же время давать ребенку или подростку навыки обращения спростейшими орудиями всех производств.
К.Маркс установил, что крупная машинная промышленность требует всестороннеразвитых рабочих, пригодных к многообразным видам труда, к перемене труда. Этатенденция становится вполне ясной уже при капитализме. Однако лишь присоциализме и коммунизме человек из придатка к машине становится сознательнымвластелином машин, который умеет с ними обращаться, хорошо разбирается во всейсистеме современного производства и сравнительно легко переходит от однойотрасли труда к другой.
Наоснове тщательного изучения развития промышленности в Англии Маркс пришел квыводу, что соединение обучения с производительным трудом на индустриальнойоснове в условиях капитализма уже является зародышем воспитания будущего. Подэтим углом зрения он высоко оценивал опыт Р. Оуэна в Нью-Лэнарке.
К.Маркс показал в «Капитале», что благодаря фабричному законодательству в Англиипроисходит соединение с фабричным трудом только элементарного обучения. Но «неподлежит никакому сомнению, что неизбежное завоевание политической властирабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и длятехнологического обучения, как теоретического, так и практического».
Такимобразом, только в обществе будущего возможно осуществление в полной мереполитехнического образования. В социалистическом обществе подрастающеепоколение должно получить глубокие знания в области механики, физики, химии,которые помогут ему понять общие научные принципы основ индустриальногопроизводства.
Политехническоеобучение предполагает наряду с теоретическим знакомством с основамипроизводства наличие навыков обращения с простейшими орудиями всех производств,так как в основе всех, даже самых сложных, машин лежат общие, хотя и различнымобразом сочетающиеся, простые орудия.
Всоциалистическом обществе, где создаются все предпосылки для уничтоженияпротивоположности между умственным и физическим трудом, подрастающее поколениедолжно с определенного возраста участвовать в общественном производстве. Пословам Энгельса, «в социалистическом обществе труд и воспитание будут соединеныи таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено разностороннеетехническое образование...».
Физическое воспитание.
Всестороннеразвитый человек должен получить надлежащее физическое воспитание. Разделениетруда в капиталистическом производстве сделало физическое развитие рабочиходносторонним: в зависимости от профессии упражнялись или одни, или другиегруппы мышц. Лишь правильно организованная гимнастика как средство физическоговоспитания устранит эту односторонность. Маркс в «Капитале» неоднократноподчеркивал значение гимнастики как средства воспитания; большое значение онпридавал и военным упражнениям.
Встатье «Может ли Европа разоружиться?» Энгельс обстоятельно освещал вопрос офизическом воспитании молодежи. Он рекомендовал обучение в школах гимнастике ивоенному строю, считая, что это разовьет учащихся в физическом отношении ибудет способствовать их военной подготовке, а решение тактических задач вовремя военных прогулок будет способствовать и умственному развитию школьников.
Основоположникимарксизма, выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создатькрепкое, сильное и смелое молодое поколение пролетариата, которое во времягрядущих революционных боев сумеет добиться решающих побед, бороться противконтрреволюции.
Нравственное воспитание.
Проблеманравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в ученииосновоположников марксизма о происхождении и сущности морали.
Вотличие от буржуазных философов, которые рассматривают мораль как совокупностьвечных и неизменных норм, присущих человеческому сознанию, К. Маркс и Ф.Энгельс установили, что мораль есть продукт исторического развития и, как всеформы идеологии, обусловлена определенными общественными отношениями. Вусловиях классового общества мораль носит классовый характер.
Всвоем произведении «Анти-Дюринг» Энгельс писал, что в буржуазном обществесосуществуют три вида морали: мораль отживающая, оставшаяся в наследство отфеодализма, — мораль аристократического класса; мораль господствующего класса —буржуазная мораль и, наконец, мораль пролетарская — та мораль, которойпринадлежит будущее. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельсвскрыли классовую сущность буржуазной морали, в основе которой лежит интереснакопления капитала — «голый чистоган». В буржуазном обществе идет непрерывнаявойна всех против всех.
Основоположникимарксизма обосновали учение о коммунистической морали. Для коммуниста самоеважное, указывали они, чтобы революционизировать существующий мир, выступитьпротив сложившегося положения и изменить это положение. В процессе борьбы зановый общественный строй формируются и элементы новой морали. Пролетариатставит своей задачей уничтожение деления общества на классы. Поэтомупролетарская мораль, которая получит свое полное развитие после победы рабочегокласса и будет отвечать интересам всего человечества, станет общечеловеческойморалью. Уничтожение частной собственности приведет к освобождению всехчеловеческих чувств и свойств. В новом обществе человек станет общественнымсуществом и будут достигнуты подлинно человеческие отношения между людьми. Там,по словам Энгельса, прекращается борьба за отдельное существование. «Тем самымчеловек теперь — в известном смысле окончательно — выделяется из царстваживотных и из звериных условий существования переходит в условия действительночеловеческие».
Пролетариатв условиях капитализма не имеет отечества, но, вырвав отечество из рукбуржуазии, став во главе его, рабочий класс создаст свое государство, свое«действительное отечество, действительный очаг». И в случае, если враждебныекоммунизму государства станут воевать с социалистической страной, то пролетариат«будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью...», защищая своеотечество, писал Ф. Энгельс в 1845 году в «Эльберфельдских речах». В то жевремя они тесно связывали социалистический патриотизм с пролетарскиминтернационализмом. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — ведущий лозунгкоммунистов.
Важнейшейчертой новой морали К. Маркс и Ф. Энгельс считали коллективизм. В буржуазномобществе существует лишь мнимая коллективность, так как на самом деле тамподлинной свободой пользуются лишь представители господствующего класса. Тольков социалистическом обществе будет настоящий коллективизм. И только в коллективеполучит индивидуум средства, дающие ему возможность всестороннего развитиясвоих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
Рабочийкласс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастье всему человечеству.Только коммунистическое воспитание — подлинно нравственное воспитание.
Карл Маркс о просветительной политике Парижскойкоммуны.
Основоположникимарксизма считали Парижскую коммуну первым опытом установления диктатурыпролетариата. Коммуна впервые в истории, говорил Маркс, «была, по сути дела,правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного классапротив класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой,при которой могло совершиться экономическое освобождение труда».
Какизвестно, Коммуна просуществовала всего лишь 72 дня, но в эти дни былипроведены подлинно революционные преобразования, в том числе и в областинародного образования. Передовым французским рабочим, многим руководителямКоммуны были известны произведения Маркса и Энгельса. Среди коммунаров былонемало участников I Интернационала, знакомых с положениями основоположниковмарксизма. Это наложило определенный отпечаток на мероприятия Коммуны и вобласти просвещения. Коммуна декларировала бесплатное светское и всестороннееобразование. Рассматривая охрану материнства и младенчества как важнейшуюгосударственную задачу, Коммуна разработала проект организации яслей, создаларяд закрытых учреждений для детей-сирот — жертв франко-прусской и гражданскойвойн. Воспитанники были окружены большой заботой. В них стремились развитьлюбовь к родине, преданность революции, любовь к труду. В пределах возможного былаперестроена и школа, она стала демократической. На первое место была выдвинутаидея научного и всестороннего образования. Из школьных программ был исключенрелигиозный материал, школа была отделена от церкви, стала светской. Коммунаприняла меры к осуществлению идеи соединения обучения с производительнымтрудом.
Коммунарыстремились сделать науку доступной всем трудящимся. Как показываетпросветительная деятельность Парижской коммуны, строительство просвещения винтересах народа возможно только после завоевания пролетариатом политическойвласти. К. Маркс о просветительной политике Парижской коммуны писал, что она«немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения, «силупопов»… Все учебные заведения стали бесплатными для народа и были поставленывне влияния церкви и государства. Таким образом, не только школьное образованиесделалось доступным всем, но и с науки были сняты оковы, наложенные на нееклассовыми предрассудками и правительственной властью».
Парижскаякоммуна была предтечей республики Советов, установленной после победы ВеликойОктябрьской социалистической революции.
Значение учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании.
Основоположникимарксизма разработали учение о воспитании, которое является неразрывнойсоставной частью научного коммунизма. Они вскрыли сущность воспитания какобщественного явления, выявили его роль в общественном развитии в различныхисторических формациях: при капитализме и при социализме; установили классовыйхарактер воспитания в классовом обществе и подвергли глубокому критическомуанализу воспитание в буржуазном обществе, показали его противоречия.
К.Маркс и Ф. Энгельс создали подлинно научное учение о формировании человеческойличности и всестороннем развитии человека. Они разработали проблему умственногообразования и нравственного воспитания, впервые выдвинули и подробно обосновалитеорию политехнического образования, глубоко осветили вопросы физическоговоспитания. Ими была разработана программа борьбы пролетариата за улучшениевоспитания трудящихся при капитализме и намечена программа осуществлениявоспитания и образования подрастающих поколений при социализме.
Учениеосновоположников марксизма о воспитании вооружило пролетариат всего мира наборьбу за просвещение и школу для народа. Впервые неполно оно было осуществленоПарижской коммуной. Творчески развитое В. И. Лениным, Коммунистической партиейСоветского Союза применительно к новым историческим условиям учение К. Маркса иФ. Энгельса о воспитании претворено в жизнь в СССР и других социалистическихстранах.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.