Профессиональное обучение делится на производственное итеоретическое.
Рассмотрим структуру производственного обучения. Все работывыполняемые рабочим любой профессии и квалификации, можно разделить нанесколько групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовыеоперации или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, рабочий выполняетработу по своей специальности.
Этим определяется структура производственного обучения. Вначале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции,затем их комбинации.
В связи с этим производственное обучение делится на три периода:
период упражнений, когда показываются, осваиваются изакрепляются
типичные приемы и операции;
Период выполнение учебно-производственных заданий, когда спомощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенноусложняющихся заданий и их комбинаций;
Период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняетработы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается ксамостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационнымиспытанием.
При производственном обучении инструктор передает свойопыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своегообучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность,переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственной обучение сопровождается теоретическимобучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые длясознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшемрабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии,понимания смысла и правил выполнения работы.
Для теоретических знаний организуются группы рабочих,обучающихся одной или родственным специальностям.
Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры илитехники по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончаниетеории к моменту начала третьего периода производственного обучения. Обучаемыйвыполняет самостоятельную работу, понимая ее теоретические основы, приучаетсяиспользовать полученную теорию на практике.
Основным документом, определяющим содержание, объем ицелесообразную последовательность обучения, являются учебная программа. Ейпредусматривается систематическое, последовательное освоение техники итехнологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то естьувязка производственного и теоретического обучения.
Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ.Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру,или лицу исполняющему его обязанности.
Учебные программы разрабатываются как наиболееквалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами надоговорных началах.
Заводские программы для рабочих, связанных с обслуживаниеми ремонтом оборудования должны согласовываться с технадзором. Для того, чтобыобучение было для обучаемого посильным, программа в целом и каждый ее раздел,построены так, что все новое основывается на уже известном, и обучаемыйпостепенно переходит от простого к сложному.
Каждая программа содержит:
объяснительную записку;
производственно-квалификационную характеристику по даннойпрофессии и квалификации;
тематический план и программу теоретического обучения;
тематический план и программу производственного обучения;
перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru