Галина Медведева
г. Александров, Владимирская область
Рассказ «Корова»
Урок1
Рассказ«Корова» читает учитель, интонационно выделяя ключевые слова, предложения. Воставшееся время учащиеся делятся впечатлениями от прочитанного.
Примерныевопросы:
Каквы думаете, о чём этот рассказ?
Какововаше настроение после прочтения?
Очём хочется думать, говорить?
Может,вам захотелось посидеть в тишине и подумать о чём-то очень важном?
Домашнеезадание. Собрать материал о Васе (портрет, какова мечта мальчика, что мы знаемо его родителях).
Урок2
Наэтом уроке предстоит выяснить, что за герой перед нами и каковы его отношения смиром. Поэтому урок начинается с проверки домашнего задания.
—Чтовы узнали о Васе Рубцове?
(“Сынхозяина” коровы, “он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома иучился там в четвёртом классе”, “Вася любил ходить в школу”, жил он намаленьком дворе путевого сторожа. )
—Можетли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему?
(Этиобщие сведения дают право сказать, что Платонов говорит о человеке вообще, вданном случае — о ребёнке. )
—Очём мечтают дети такого возраста, как Вася? О чём мечтаете вы? Посмотрим, о чёммечтает Вася.
(“.… Слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир,которого он ещё не знал, который был, как он думал, вдали от него. Нил, Египет,Испания, Дальний Восток, великие реки… — всё это волновало Васю и влекло ксебе. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет ипридёт к ним”. )
—Этомечта обычного ребёнка. Но в чём её особенность?
(Необычнамечта мальчика по масштабам, по её наполнению, по содержанию. )
—Назовитесобытия, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому — встреча мальчика снеизвестным человеком.
(Пересказэпизода со слов “Однажды благодаря тихому ходу поезда… ” до слов “….надо было жить дальше и думать и чувствовать другое”. )
—Каковолексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это словоавтор? Какие моральные качества ценит Платонов? Запишите в тетрадь своиразмышления.
Попытаемсяпронаблюдать, проанализировать отношения Васи с миром людей и миром природы.
—Скажите,в какое время года происходит действие в рассказе?
(Учительзачитывает описание осени так, чтобы ребята услышали обилие шипящих и свистящихзвуков: “стояла осень”, “пустые, отрожавшие, отшумевшие поля, выкошенные,заглохшие, скучные”, “сейчас начинались вечерние сумерки”, “серой наволочью”,небо “смежалось тьмою”, “ветер, что весь день шевелил остья скошенных хлебов иголые кусты, омертвевшие на зиму, теперь сам улёгся в тихих, низких местахземли и лишь еле-еле поскрипывал флюгаркой”, “песнь осени”. )
—Чьимиглазами мы воспринимаем эту картину? Охарактеризуйте человека, который такглубоко чувствует природу.
(Васяживёт в гармонии с природой, в состоянии единения с ней. )
—Перескажитеэпизод встречи Васи с машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога.
(Сослов “Последние вагоны прошли мимо Васи совсем тихо” до слов “У тебя зажато —тележка под тендером”. )
Необходимообратить внимание на ключевые слова при описании паровоза: “паровоз бился втяжёлой работе”, “машине было трудно”, “Вася хотел побыть около неё, словноэтим он мог разделить её участь”, “паровоз работал с таким напряжением, что изтрубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла”,“а ты ступай помогай паровозу”, “паровоз враз… завертел колёсами на месте,точно узник, бросившийся бежать на свободу”.
—Какуючасть речи автор использует при описании паровоза? Можно ли это применить дляхарактеристики действий человека?
Назовителитературный приём, используемый Платоновым. Чьими глазами мы воспринимаемпаровоз?
(Следовательно,мир для Васи оживает, неживое видится ему живым. )
—Каквы понимаете значение слов машиниста, который называет Васю “полным человеком”?
Надоске сделана запись в помощь ученикам: полный (человек)— 1) содержащий что-то внутри (синоним); 2) наполненный (однокоренные) —наполнить, заполнить.
—Когдаже Вася ощущает себя “полным человеком”?
Домашнеезадание. Собрать материал о корове, перечитать сочинение Васи и поставить занего оценку. Обосновать её.
Урок3
Обобщающееслово учителя. На прошлом уроке мы размышляли о том, кто такой человек, какимсодержанием наполняет это слово Платонов в рассказе «Корова». Мы пришли квыводу, что “полный человек” — это такой, который воспринимает окружающий мирживым, это человек, который не мыслит себя без связи с этим миром. А мир, всвою очередь, волнует и влечёт его. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: вчём счастье “полного человека”? (Центральный вопрос урока записан на доске. )Эпиграфом к уроку взяты слова Платонова: “… исполняется моя долгая детскаямечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется иработает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей я каждого знаю,с каждым спаяно моё сердце”.
—Давайтеобратимся к вашему домашнему заданию.
Описаниекоровы: “серая степная корова черкасской породы”, “добрые тёплые глаза,обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена и задумчива”,“нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками”, “крепкий короткий подгрудоки выступы сильных костей спереди”, “нежадный рот”.
—Какойвывод мы можем сделать?
(Платоновочеловечивает корову. )
—Какиеещё эпизоды из рассказа подтверждают нашу мысль?
(“Изодного вагона с живностью закричала чужая безвестная телушка, и тогда из сараяей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне”.“Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горетомилось в ней… ” до слов “… чтобы обессилить себя и своё горе”. )
Затемучащиеся перечисляют действия коровы, и учитель обращает их внимание насинтаксические конструкции. Какие предложения перед нами: простые или сложные?Почему автор использует такие длинные, тяжеловесные фразы? Обратите внимание,какое слово я употребила.
(Длинные,протяжные конструкции — словно плач, словно грустная мелодия. Здесь будетуместно вспомнить о “песни осени” как предвестнике страшного события — смертикоровы. )
—Какиеслова вы сами подберёте для того, чтобы описать состояние коровы?
(Онане находит себе места, мечется, не знает, куда уйти, убежать, спрятаться отэтого горя, с кем поделиться. )
Значит,в описании коровы Платонов использует прилагательные, глаголы, которые помогаютнам почувствовать всю боль, всё неуёмное горе коровы.
—Ачто же наш герой?
(“Днёми вечером к ней в гости приходил мальчик… и гладил её по шерсти окологоловы”, “Ты не скучай, твой сын выздоровеет”, “долго гладил и ласкал корову”,“взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понёс корове”, “обнял корову… чтобона знала, что он понимает и любит её”, “сидя в школе, он всё думал о ней, а изшколы бежал домой бегом”. )
—Какназвать состояние Васи одной фразой?
(Понимаетгоре коровы, заботится о ней, ласково относится. )
—Какойфразеологизм мы можем употребить для характеристики человека, который способенвместить в собственное сердце чужую боль?
(Человекс золотым сердцем. )
—Давайтеподумаем, в чём счастье людей, подобных Васе?
Вэтой части урока можно поразмышлять вместе с учениками о том, что такоесчастье, что значит быть счастливым. Счастливый —испытывающий полное и высшее удовлетворение, очень довольный, полный радости(из словаря под ред. Н. М. Шанского).
—Прочитайтесочинение Васи. Определите его тему, жанр, идею. Выставите оценку.
(Учащиесязамечают, что сочинение не по теме, написано в жанре исповеди, в нём допущенряд ошибок. Одна из них — “умерла от поезда”. )
—Почему,несмотря на ваши замечания, рука не поднимается ставить “двойку”? Почему авторне рассказал о том, как оценила учительница это сочинение?
(Неради оценки писал сочинение Вася, а ради того, чтобы рассказать всем людям отом событии, которое до глубины души потрясло его, что помогло решить оченьважный вопрос. )
—Каквы думаете, какой это вопрос?
(Какследует жить, чтобы тебя называли “полным человеком”?)
—Какответил бы на этот вопрос герой рассказа и сам автор?
(Вниманиеучеников обращается на эпиграф урока. Он читается, и ведётся работа с ключевымисловами. )
Домашнеезадание. Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ «Июльская гроза».Собрать материал о героях: Наташе, Антошке, их родителях, дедушке и бабушке.
РАССКАЗ «Июльская гроза»
Сегоднямы продолжаем разговор о творчестве Платонова и знакомимся с рассказом«Июльская гроза».
Когдагерой рассказа четырёхлетний Антошка “смотрел на склонённые колосья”, он“понимал, что это растёт хлеб, первое добро жизни, чем держатся люди”. Нампредстоит ответить на вопрос: “А чем ещё держится человеческая жизнь?”
—Передайтекраткое содержание рассказа.
Уточнимодну деталь: возраст героев.
(“ДевятилетняяНаташа” и “четырёхлетний Антон”. )
—Итак,герои рассказа — дети.
Проследим,как ведёт себя каждый из детей по дороге к бабушке.
(Наташа:“… несла брата на руках, когда он жалостно поглядывал на неё от усталости”;“с испугом вглядывалась в эту рожь, не покажется ли кто-нибудь из её чащи, гдеобязательно кто-нибудь живёт и таится, и думала, куда ей тогда спрятать брата,чтобы он хоть один остался живым… И старшая сестра повязала брату платок наголову, а сама пошла простоволосая, так ей было спокойнее на душе”; она“огляделась вокруг — когда же будет Панютино? — и увидела крылья мельницы,подымающиеся из-за её дальних хлебов. Девочке теперь стало не так страшнонаходиться под безлюдным солнцем, в грустном шуме ржи и в тишине ровногополуденного ветра… ”; она “понюхала воздух — пахло соломой, молоком,горячей землёю, отцом и матерью. Это было ей знакомо и мило, и девочка понеслабрата дальше”; девочка “вся согнулась от тяжести брата; одной своей рукой онаудерживала обнимавшие её руки Антоши, чтоб они не разлучились, а другойухватилась за его штанину, чтоб ноги мальчика не висели в воздухе и он несползал вниз”.
Антоша:“… он теперь обнял сестру вокруг шеи и дремал, свесив голову на плечоНаташи”. )
—Каковопсихологическое состояние Наташи? Как автор объясняет, почему успокоиласьНаташа? Охарактеризуйте состояние Антона и сделайте вывод о том, какиеотношения существуют между детьми в данный момент.
(Наташазащищает брата от солнца, ведёт себя уверенно, потому что ощущает приметыродного дома. Поэтому для автора и героев становятся однородными предметынеоднородные с точки зрения построения предложения: пахло (чем?) соломой, но(кем?) матерью и отцом. )
—Коговстречают дети по дороге? Зачитаем портрет старичка: “… из глубины хлебоввышел худой, бедный старичок с голым, ничем не заросшим незнакомым лицом,ростом он был не больше Наташи, обут в лапти, а одет в старинные холщовыепортки, заплатанные латками из военного сукна, и он нёс за спиной плетёнуюкошёлку”.
—Какиедетали в портрете старичка автор делает значимыми и почему? О чём эти деталиговорят вам?
(“Голоелицо” — он открыт для общения с детьми и не представляет опасности, “старинныелапти” — старичок принадлежит к другому поколению, он намного старше детей. )
—Посмотрим,как ведут себя дети и старичок при встрече.
(“Нестрашный!— подумала Наташа. — А пусть бы только тронул, я бы сама ему дала изо всех сил,он сразу бы умер… ”
Старичок“поглядел на Наташу бледными, добрыми глазами, снял шапку, свалянную издомашней шерсти, поклонился и прошёл мимо”. )
—Покажитес помощью ключевых слов разницу в поведении героев и скажите, с какой цельюавтор подчёркивает эту разницу.
(Людистарые уважительно относятся к другому, а следовательно, и к себе, а дети —агрессивно, так как им ещё надо объяснять, что так вести себя нехорошо, опытобщения приходит с годами. )
—Каксам автор объясняет существующую разницу в поведении?
(“Когдаон видел лица детей, ему хотелось или тотчас умереть, чтобы не тосковать помолодой, по будущей, счастливой жизни, или уже остаться жить на светепостоянно, вечно. Ему казалось, что настоящая охота жить только и приходит встарости, а в молодых годах этого понятия нет, тогда человек живёт без памяти.… ”, “он чувствовал болящее счастье”, “чувствовал сладость в сердце,вспоминая встреченных детей… точно призвавших его к бессмертной, далёкойжизни вместе с собою”. )
—Обратимвнимание на отдельные словосочетания — “болящее счастье”, “бессмертная жизнь”,— а также на предложение с противительным союзом а. Как выпонимаете значение этих синтаксических единиц?
(Старикбогат жизненным опытом, умеет уважительно, радушно общаться с незнакомымилюдьми и рад, что есть ради кого жить, от этого и радость в сердце, “болящеесчастье”: то, что нажито, есть кому передать. )
—Врассказ Платонов вводит ещё ряд персонажей старшего поколения. Что мы знаем оних?
(ДедНаташи и Антоши: “Он только и ждёт, только и надеется, что в мире случитсячто-нибудь: либо солнце потухнет вдруг, либо чужая звезда близко подлетит кземле и осветит её золотым светом на вечное заглядение всем, или на бросовом,неудобном поле вырастет сама по себе сладкая, питательная трава, которая пойдётна пользу людям, и её не нужно будет сеять, а только жать”. )
—Каквы назовёте человека с такой мечтой? На какого героя он похож?
(Значит,дед — чудак, но мечта его, пусть и чудаковатая, но с глубоким смыслом: он рад,когда всем другим хорошо, и желает он этого всей душой. )
—Абабушка детей? Как она ведёт себя при появлении детей?
(“Ещёс утра, спозаранку она наложила солому в печь, а белое тесто стояло совчерашнего вечера… ”; “оглядела улицу и дорогу, ведущую в ржаное поле, —может, кто-нибудь покажется”. “Ульяна Петровна заметила, что Наташа, чем болееподрастает, тем делается лучше и задумчивей с лица и всё более походит на неё,когда бабушка была девушкой. Тронутая такой добротой жизни, которая сноваповторила её во внучке, чтобы каждый, посмотрев на Наташу, вспомнил бы УльянуПетровну после её смерти, утешенная, довольная, бабушка сказала:
—.… чем же мне жить-то, кроме вас!”)
Далееучащиеся по ролям читают диалог детей и бабушки до слов: “… и пошла в выходза припасами, обрадованная, что добра у неё много и есть кого кормить”.
—Давайтеподумаем, с какой целью писатель вводит в рассказ о детях несколькопредставителей старшего поколения.
(Заботао других, о ближних, о детях, в которых повторились эти люди, — главное в жизнипожилых людей. И это понимается лишь в старости, а пока Антоша и Наташа незадумываются об этом. )
—Почемуже дети не задерживаются у бабушки надолго несмотря на такую заботу о них?
(“Визбе пахло горячей землёй, сытыми печёными блинами и дымом, а за окном светилосолнце над незнакомой травою чужой деревни”. “Там было чисто, скучно… изаунывная жара светила в окно”. “Наташа подошла к окну… ей хотелось увидетьна улице что-нибудь знакомое или родственное, как у них в колхозе были ейзнакомы плетни, трава, деревья. Но под окном бабушки рос один только маленькийкуст, его листья были покрыты пылью, он слабо шевелил ветвями, он истомился отжары и суши и жил точно во сне.
—.… Я к маме хочу, — попросился Антоша”. )
—Какиедетали передают психологическое состояние детей?
(Итак,перед нами дети, им необходимо материнское присутствие, ощущение дома, тепла,уюта возле мамы. Им достаточно видеть те особые приметы, по которым мы узнаёмродину. Такие приметы у каждого свои. Не увидев ничего знакомого за окном, детирешают идти обратно. )
—Чтопроисходит в дороге? Понаблюдайте, как ведут себя дети в грозу.
(Наташа:“… спешила изо всех сил, ей лишь хотелось бы только донести Антошку домой”;“она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегши на него сверху, и спрятала преждевсего его голову в своих объятиях, тесно прижав всего брата к своему телу. Градбил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошкетеперь не больно и хорошо”; “она пересадила Антошку со спины к себе на руки,чтобы в него меньше попадал дождь и чтобы молния сверху сперва не ударила внего, и снова побежала вперёд”.
Антоша:“… боялся того, что с ним будет теперь, но его интересовали туча и молния,и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное, а он бы посмотрел, но толькобы не умер. Приникнув к сестре, Антошка почувствовал, что она пахнет так же,как пахло всё в их избе — и хлеб, и сени, и деревянные ложки, и подол матери”.)
Значит,Наташа ведёт себя как “маленькая женщина”, олицетворяя для Антоши маму. Еюдвижет одно желание — спасти, уберечь, защитить Антошу от грозы. А маленькийбрат очень любопытен, ему хочется всё увидеть и ничего не пропустить. Но это доопределённого момента.
—Какэтот момент обозначен в композиции рассказа? (Кульминация рассказа, где мынаблюдаем единение детей. )
(“Наташасела возле ржи и изо всех сил прижала к себе Антошку… закричала криком, какбольшая женщина, чтоб её услышали и помогли. Но брат её, посидев немного поддождём, сказал сестре:
—Давайкопать яму, мы туда спрячемся…
Брати сестра, боясь грома, загодя схватились руками друг за друга и прильнулилицами один к другому… и прижимались друг к другу, желая согреться.
—Выктой-то? — хрипло спросил их близкий, чужой голос”.
—Поработаемсо словом писателя. “Желая согреться”. О каком тепле идёт речь? “Близкий ичужой голос”. У Платонова эти понятия однородны. Как вы понимаете иходнородность?
Итак,и Наташа, и Антон во время грозы — только дети. Наташа, оберегая брата, вдругподдаётся на его детское рассуждение. Но лишь вместе они могут выжить.
—Ктоспасает детей? Необходимо провести работу, подобную той, что уже проводилась,когда мы впервые встречались с этим персонажем: портрет, действия.
Впортрете старика привлекает повтор (“ничем не заросшим лицом”), подчёркивающийоткрытость старика.
Действия:“… он надел свою шапку на голову Антошки и, согнувшись, касаясь рукамиземли, велел ребёнку полезать к нему в кошёлку за спиной… Ещё разпригнулся, взял Наташу себе спереди на руки и пошёл под дождём… унося насебе двоих детей. У старика надулись жилы на шее, он сгорбился, дождь и потобливали его тело и лицо, но он шёл привычно и терпеливо.
—Спасибоград не пошёл. Он бывает с голубиное яйцо — побил бы детей”.
Следовательно,несмотря на свою старость, старик терпеливо несёт детей домой, переживая приэтом, что град мог побить детей, а не его.
—Давайтеподумаем, случайно ли автор акцентирует наше внимание на том, что пожилойчеловек спасает детей? Как это выражается в разговоре председателя с отцомдетей?
Зачитываетсяэпизод со слов “Егор Ефимович его знал… ” до слов “Ребятишки — делонепокупное, и для сердца они больны, как смерть, а бык не то, быка и второй разза деньги можно купить”.
Значит,заботиться нужно о детях ради будущего, передавая весь свой опыт — и общения, илюбви, и жизни — им.
—Нафоне чего разворачиваются все описанные события?
(Платоновна протяжении всего рассказа создаёт образ богатой деревни, деревни во ржи,урожайной, многохлебной. В подтверждение этому следующие цитаты: “….начиналось общее ржаное поле, и туда, в это поле, уходила дорога, ведущая вколхоз… в другие большие поля, заросшие хлебом и лиственными лесами,орошаемые светлыми реками, утекающими в тёплое море”. )
—Следовательно,всё это надо сохранить, чтобы каждый чувствовал и видел эти неяркие приметысвоей малой родины. А возможно это лишь соблюдая принцип “возлюби ближнегосвоего как самого себя”, не нарушая, а сберегая связь времён и поколений.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/