Всеучителя русского языка (да, впрочем, и других предметов) хотят, чтобы ихученики точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко,доказательно, грамотно. У одних детей это получается хорошо, у других — неочень, у многих — совсем плохо. Успех здесь во многом зависит от способностей,от речевой и общей культуры семьи. Школа, конечно, тоже участвует в развитии речиучащихся, предлагая им читать книги, учебные и художественные, побуждая кречевой деятельности: устному пересказу и рассуждению, составлению планов итезисов, написанию сочинений и изложений — и оценивая результаты.
Когдарезультаты нас не удовлетворяют, мы говорим: “Фактические ошибки, бедный язык,повторы; нарушена последовательность, пересказ вместо рассуждения;бездоказательно, нет опоры на текст”,-и иногда предлагаем выполнить работу надошибками или переписать все. Механически ликвидировать повторы могут многиеученики, выстраивая из “синонимов” и местоимений цепочку вроде “заяц — зверек —он — косой” или “Пушкин — он — поэт — стихотворец”, но нас и это не устраивает,а остальные учительские претензии и вовсе ставят детей в тупик и вызывают либо раздражениенепонятностью, либо ощущение бессилия и обреченности. Строго говоря, мыспрашиваем с детей то, чему их специально не учили.
Многиеучителя понимают, что речевые навыки нужно отрабатывать с учащимися специально,причем делать это необходимо, во-первых, опираясь на изученный грамматическийматериал, а во-вторых, планомерно, систематически, проявляя настойчивость,соизмеримую с усилиями, которые обычно затрачивают на трудные орфографическиеправила, например правописание безударных гласных корня. Само собой разумеется,что, как и в случае с безударными гласными, никакая продуманная система необеспечит стопроцентного успеха. Но планомерное, осмысленное выполнениепредлагаемых упражнений дает ощутимые разультаты.
Известно,что недостаточно уметь складывать буквы в слова, чтобы понимать прочитанное.Часто ученики и начальной школы, и постарше торопятся, пропускают мимо сознанияслова, особенно служебные или вводные, довольствуются приблизительным общимсмыслом. Специальные упражнения на понимание прочитанного (раздел I) состоят изтекста и некоторого количества пронумерованных утверждений. Ученики читаюттекст какое-то время — учитель, зная класс, сам решит, сколько минут нужно длятого, чтобы прочитать текст два-три раза, — откладывают его в сторону и толькопосле этого читают утверждения и дальше действуют по заданию, напримервыписывают номера правильных или неправильных утверждений или сортируютутверждения. Эти упражнения можно выполнять начиная с пятого класса.
Рассмотримпроблемы повторов и синтаксической бедности языка. Они, конечно, взаимосвязаны.Многие пяти- шестиклассники, а то и старшеклассники привыкли употреблятьпростые, короткие, однообразные по структуре предложения, обычно двусоставные,начинающиеся с обстоятельства или подлежащего и ничем не осложненные. Тогда,естественно, они вынуждены использовать в целом ряде предложений одинаковыеподлежащие-существительные, изредка перемежая их личными местоимениями. И тутбессмысленный, немотивированный повтор, если применить медицинскую терминологию,не болезнь, а симптом, то есть внешнее проявление существенного порока. Многиедети не знают, что нужно связывать мысли, или не привыкли это делать.
Упражненияна восстановление семантико-синтаксических связей (II, IV) помогут сформироватьили закрепить это важное умение. Каждое упражнение представляет собойиспорченный текст, низкое качество которого очевидно: он мог бы быть интереснымпо содержанию, но выглядит смешным и глуповатым из-за навязчивых повторений иобрубленных предложений. А ученики легко могут его улучшить, используя ужеизвестные синтаксические конструкции и союзы и другие специальные слова длясвязи. Если эти слова приводятся в упражнении, задача в том, чтобы их правильноразместить; если нет — их нужно подобрать самим.
Начинаяс пятого класса (а возможно, и раньше) дети свободно используют однородныечлены, строят сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, восстанавливаяотношения противопоставления, уступки, причинно-следственные и проч. При этомпятиклассникам, конечно, совсем не обязательно запоминать названия видовпридаточных.
Упражнениятакого рода — необходимое дополнение к тем, что традиционно даются при изучениисинтаксиса и пунктуации. Обычно ученики анализируют готовые конструкции,расставляют пропущенные знаки препинания, составляют предложения по заданнойсхеме. Здесь же они сами должны выбрать конструкцию, использование которойсделает текст понятным.
Упражненияна восстановление семантико-синтаксических связей стоит выполнять с началапятого класса и на протяжении всех последующих лет обучения русскому языку, ане только в связи с изучением синтаксиса. Естественно, учитель не должентребовать, чтобы ученик восстановил оригинальный текст: это часто невозможно,да и не нужно. Достаточно, если текст станет понятным, логичным,непротиворечивым.
Вкаком бы классе ни приступили к выполнению упражнений на восстановлениесемантико-синтаксических связей впервые, начинать нужно с первых упражнений, несмущаясь их детским, сказочным содержанием; практика показывает, что истаршеклассники восстанавливают тексты сказок своего детства с удовольствием.Теперь рассмотрим упражнения, помогающие ученикам осознать структурурассуждения (ведь текстов именно этого вида мы обычно ожидаем от детей, когдапредлагаем им сочинение по литературе или по личным впечатлениям). Очень важно,чтобы ученики различали в готовом тексте тезисы, доказательства, выводы,переходы от одной мысли к другой, замечали, когда недостает какого-нибудь изэлементов. Все упражнения на упорядочение элементов (III) рассужденияпредставляют собой испорченные тексты, в которых нарушен порядок предложенийили абзацев. Учащиеся должны понять, в каких предложениях сформулированы мысли,в каких содержатся доказательства, иллюстрации, в каких — переходы, и собрать,восстановить текст. Эти упражнения тоже можно давать начиная с пятого класса.Как и в предыдущих разделах, здесь возможны разные варианты выполнения заданий,и не нужно добиваться обязательного совпадения с текстом оригинала.
И,наконец, последний раздел (V) состоит из упражнений на литературоведческиетемы, в основном связанные с материалом девятого класса. По характеру заданийэто упражнения комбинированные, то есть в них требуется выполнить разныедействия, которые уже отрабатывались в предыдущих разделах: восстановитьсемантико-синтаксические связи, порядок предложений и абзацев, добавитьнедостающие тезисы, переходы, доказательства, исправить грамматические ошибки,изменить стиль.Есть упражнения и на понимание прочитанного — на этот раз —фрагментов литературоведческих статей, и на создание новых текстов на основеданных: требуется сравнить приведенные точки зрения на героя или произведение,написать газетную статью по материалам научной и т.п. Выполняя эти упражнения,учащиеся не только закрепляют полученные навыки и приобретают новые, но иосваивают содержание серьезных литературоведческих работ, написанных в основномизвестными учеными.
I.Упражнения на понимание текста
Ещераз напомним, что, выполняя упражнения этого раздела, учащиеся не должны видетьодновременно текст и задание. Каждый ученик получает текст и внимательноизучает его определенное время; потом закрывает текст и выполняет задание.
Упражненияэтого раздела не связаны с изучением каких-либо языковых тем. Выбор упражнениязависит от подготовленности класса.
Нужносделать важную оговорку: это упражнения не на логику, а на понимание текста.Поэтому ложными мы будем считать не только те утверждения, которые противоречаттексту, но и те, которые в тексте не содержатся.
Образцыупражнений
1.Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи былираскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда — в красный и синий,оружие — в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому,что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.
Грекилюбили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живописьмы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее,чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям,живопись по описаниям “, — сказал один ученый.
Грекирисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красокпоначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белуюделали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую —из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигаливиноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всегопишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывалистены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались изасыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали надеревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке(этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы).(М.Гаспаров)
Задание.Запишите номера правильных утверждений
Грекираскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
Дляполучения зеленой краски пережигали виноградные косточки.
Фреска— это роспись по сырой штукатурке.
Грекиредко писали масляными красками на холсте.
Современныехудожники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
Нашеслово “мел” произошло от названия острова Мелос.
Надеревянных досках писали темперой.
Мыпривыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
Греческуюскульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
Картинупроще сохранить, чем статую.
2.Правительству России трудно было оставаться пассивным свидетелем того, что происходилона Балканском полуострове. Сербы, черногорцы, болгары и другие славяне делалиотчаянные попытки освободиться от власти турок; положение покоренных народовбыло в самом деле трудное, а европейские державы, обязанные по договору 1856 г.защищать интересы христианского населения Турции, бездействовали равнодушно,опасаясь только одного — возможного в будущем влияния русской монархии. ВнутриРоссии началось сочувственное славянам движение. 12 апреля 1877 г. Александр IIподписал манифест о войне с Турцией.
Войнабыла трудная. Приходилось воевать в Азии и в Европе. Одна Плевна стоила намогромных жертв, но в конце концов она была взята. Русские войска подошливплотную к Константинополю. На берегу Мраморного моря в местечке Сан-Стефанобыл подписан турками мир, выгодный для нас, по нему гарантирована быланезависимость балканских народов. И вот эти успехи и все эти огромные жертвыбыли тщетными или почти тщетными.
Летои осень провел царь на позициях под Плевной. Не чувствуя себя полководцем, онустранился от руководства армией, и официальные историки расточали ему похвалыза его скромность. Но косвенно его присутствие мешало военным действиям, потомучто льстецы и карьеристы пользовались его персоной и действовали из личнойвыгоды в ущерб делу. Так, например, один из безрассудных штурмов Плевны,напрасно погубивший тысячи русских солдат, был предпринят в угоду царю в деньего именин.
Ивсе же, несмотря на все ошибки, злоупотребления и преступления, русские солдатыдошли до стен Константинополя. Это вызвало бурю негодования в правящих кругахАнглии. В Мраморное море был послан английский флот. Турки под руководствомангличан строили в Константинополе новые укрепления, стягивая войска.
Наконецопротестованный Англией и Австрией Сан-Стефанский договор пришлось передать наобсуждение Берлинского конгресса. Александр II безоговорочно подчинился егорешению. Последствием этой войны было образование тройственного союза —Германии, Австрии и Италии, — направленного против России, недовольствобалканских народов, освобожденных нами, но не получивших полного удовлетворениясвоих притязаний, утрата внутри страны уверенности в моральной силеправительства Александра II. (Г.Чулков)
Задание.Запишите номера истинных утверждений
Европейскиедержавы обязаны были по договору выступить против Турции в союзе с Россией, нобездействовали.
Русскиевойска взяли Константинополь, но, подчинившись решению Берлинского конгресса,оставили город.
Царьлично возглавил армию.
Сербы,черногорцы, болгары пытались освободиться от турецкого владычества.
Англияи Франция опротестовали Сан-стефанский договор.
Балканскиенароды, освобожденные Россией, снова вернулись под владычество турок.
Русскимвойскам приходилось воевать в Азии и в Европе.
Присутствиегосударя на позициях мешало военным действиям.
Подоговору, подписанному в Сан-Стефано, балканским народам предоставляласьнезависимость. 10. Плевна была взята русскими войсками одним молниеноснымударом, но ценой тысяч солдатских жизней.
Выберитеплан, который вы считаете правильным.
Причинывойны России с Турцией.
Трудностии успехи русских войск.
Реакцияевропейских государств на договор, подписанный в Сан-Стефано.
Итогивойны.
Борьбабалканских народов за свободу.
Началовойны с турками.
ВзятиеПлевны.
Английскийфлот в Мраморном море.
Конецвойны.
II.Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей — 1
Первыеупражнения на восстановление семантико-синтаксических связей надо выполнитьвместе с учениками, чтобы они не испугались нового для них вида деятельности ипоняли, что от них требуется. Они должны увидеть, что перед ними испорченныйтекст из коротеньких почти бессвязных предложений, который можно сделатьхорошим, восстановить. Нужно предложить последовательность действий (хотянекоторые дети создают новые конструкции интуитивно, без поэтапныхрассуждений). Пусть ученики решат, между какими простыми предложениями уместнеевсего по смыслу данный союз, впишут его карандашом прямо в книге и тут жезачеркнут его в списке, который приводится в задании. Прочитав текст совставленными союзами, легко увидеть неоправданные повторы и опустить(зачеркнуть) лишние слова.
Образцыупражнений
Мартышкаи попугай ждали слоненка с большим нет… рпением. Наконец они услыш… ли.Слоненок бежит. Слышно было хорошо. Слоненок т… р… пился.
Слоненокбежал очень громко.
Задание:объедините, где нужно, простые предложения в сложные, в предложение соднородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: потому что, и, что.
Гусьсловно не слышал его. Тогда Нильс схв… тил Мартина обеими руками за шею. Нильспот… щил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в иххозяйстве. Мать раск… рмила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно.Он дот… щил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студенуюводу.
Задание:устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми;объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связислова: а, и все-таки, и, и, и.
ЛисСмирре был не из тех, кто забывает обиды. Смирре поклялся. Смирре отомститНильсу и его крылатым товарищам. Смирре был верен своей клятве. Смирреприходилось несладко. Смирре не ел и не спал. Бока у Смирре ввалились. Рыжийпушистый хвост стал похож на жалкую мочалку. Хвостом Смирре всегда такгордился. Смирре не сдавался. На острове однажды заночевали гуси. Выследивостров, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям — воронам.
Задание:устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями он икоторый; используйте предложение с однородными членами; объедините, где нужно,простые предложения в сложные; употребите для связи союзы: что, и, а, но.
Оригинал.
ЛисСмирре был не из тех, кто забывает обиды. Он поклялся, что отомстит Нильсу иего крылатым товарищам, и был верен своей клятве.
Смирреприходилось несладко. Он не ел и не спал, бока у него ввалились, а рыжийпушистый хвост, которым он всегда так гордился, стал похож на жалкую мочалку. Ноон не сдавался. Выследив остров, на котором однажды заночевали гуси, Смирреотправился за подмогой к своим старым друзьям — воронам. (С.Лагерлеф)
Двесамые сильные обезьяны подхв… тили Маугли под мышки. Две обезьяны пон… слись(в)месте (с)ним по вершинам деревьев. (Без)него они могли бы двига… ся вдвоеск… рее. Мальчик своей тяжестью задерживал их. Кружилась у Маугли голова. Онвсе же насл… ждался бешеной скачкой. М… лькавшая далеко внизу земля пугалаего. Сердце зам… рало от каждого страшного рывка и толчка при перелете надпровалом с одного дерева на другое. Двое стражей взл… тали (в)месте (с)ним навершину дерева так высоко. Тонкие ветки тр… щали и гнулись (под)ними. Потомдвое стражей с кашлем и уханьем бр… сались в воздух, вперед и вниз. Онипов… сали на соседн… м дереве, ц… пляясь за нижние сучья руками и ногами.
Задание:восстановите связи между предложениями, устраните повторы, используйте длясвязи слова: как ни, и, и, и, но, хотя, а, что.
Какимисловами названы в этом отрывке главный герой и его похитители?
Оригинал.
Двесамые сильные обезьяны подхватили Маугли под мышки и понеслись вместе с ним повершинам деревьев. Без него они могли бы двигаться вдвое скорее, но мальчиксвоей тяжестью задерживал их. Как ни кружилась у Маугли голова, он все женаслаждался бешеной скачкой, хотя мелькавшая далеко внизу земля пугала его и сердцезамирало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одногодерева на другое. Двое стражей взлетали вместе с ним на вершину дерева таквысоко, что тонкие ветви трещали и гнулись под ними, а потом с кашлем и уханьембросались в воздух, вперед и вниз, и повисали на соседнем дереве, цепляясь занижние сучья руками и ногами. (Р.Киплинг)
III.Упражнения на упорядочение элементов рассуждения
Вупражнениях нужно не переделать или дополнить предложения — они остаются безизменений,- а восстановить их правильную последовательность, чтобы получилсясвязный текст.
Упражненияэтого раздела можно выполнять с учащимися разного возраста, почти всеорфографические задания даются на базе изученного в начальной школе и в 5классе.
Работаянад этими упражнениями, не обязательно записывать исправленный текст в тетради;ученики могут в книге вставить пропущенные буквы, стрелками показатьперестановку предложений и абзацев или вставлять только цифры — номера.
Оченьудобно выполнять подобные упражнения на компьютере.
Образцыупражнений
Припомощи остр… умных соображений Аристотель док… зал шар… образность Земли.
Своимавторитетом Аристотель на много веков закр… пил ложное мнение, что Земля —неподвижный центр Вселенной.
Онутв… рждал, что лунные затмения прои… ходят, когда Луна поп… дает в тень,отбрасываемую Землей.
Такимпутем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шар… образна и чтошар… образны, по-видимому, все небесные тела.
Исама Луна имеет выпуклую, скорее всего шар… образную форму.
Надиске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.
Задание:восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важномнаучном открытии. Какое предложение здесь лишнее?
Географическаякарта (н...)раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытыххимических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева — вам охотно подтвердятэто германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что(по) острову Кипр названа (по)латыни медь — купрум.
ВXVI в. испанский капитан Себастьян Кабот плыл (в)верх по течению реки в ЮжнойАмерике; пораж… ный количеством серебра, которое его матросы награбили умес… ых жителей, живших на берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е.серебр… ной ((по)испански “плата” — серебро). (От)сюда (в)последстви…произ… шло и название всей страны. (В)начале XIX века владычество Испаниикончилось, и, что(бы) н… вспоминать об этом печальном п… риоде, жителистраны латинизировали ее название. Так на географических картах появилось слово“Аргентина”.
Задание:найдите главную мысль первого абзаца и подумайте, доказывается ли она и вовтором абзаце. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которуюиллюстрирует история, рассказанная во втором абзаце.
Ответ:таких примеров много. А вот случай, когда крупная река и даже целое государствополучили название в честь металла, пожалуй, уникален. (По С.Венецкому)
I.
Ксож… лению, не все об… татели лесов и степей жизн… деятельностью своейоб… г… щают почвы и пом… гают р… сти травам и деревьям.
Доказано,что лоси и олени порт… т молодые сосн… ки, вр… дят осине и другим деревьям.
Жирафыв Африке тоже так об… дают акации, что совсем не дают им р… сти…
Ниодно ж… вотное в мире не страшно так зеленым травам и деревьям, неи… тр… бляет их с такой быстротой, как маленькая козочка.
Гибельлесов, прин… сенных в жертву козьему обж… рству,- одна из самых п… чальныхстраниц в истори… ц… вилизации…
Козыне только нач… сто ун… чтожают зеленые побеги…
Стадакоз нав… днили Сахару и саванну южнее Сахары,…
ВТурци… коз (не)вероятно много — 60 миллионов!
Там,где антикозьи законы удалось пров… ти в жизнь со всей строгостью, результатыэтих мероприятий с избытком вознагр… дили за потери.
Теперьв этих странах вновь зеленеют молодые рощи, а лесные звери и птиц…возвр… щаются в родные края, из которых изгнали их человек и его козы.
II.
Примероммогут служить Кипр, Венесуэла и Новая Зеландия, где борьба за сохр… нениеплодородных земель в… лась под лозунгом: “Даже одна-единственная коза,оставшаяся на свободе, предст… вляет национальную опа… ность”
Почтина каждом гектаре по козе! В античное время Малая Азия была цв… тущей страной,ут… павшей в рощах и садах, даже рай земной — сады Эдемские — пом… стилигде-то на ее восточных окраинах. Теперь это почти сплошь (полу)пустыня. Козыпрод… лжают пож… рать последн… ю зелень. Ежегодно они ун… чтожают вТурци… 350 тысяч гектаров леса.
…и пустыня пошла в наступление: она продвигается сейчас в глубь Африки соскоростью одного километра в год. С саванной отступили звери и птиц...,нас… лявшие ее.
…и в саваннах немало мест, где из сухой земли т… рчат только жалкие кустикиакаций, обглоданные жирафами.
Многиевр… дят полям, садам, лесам; одни ра… таскивают плоды, и… тр… бляют всходыи молодые побеги, другие вытаптывают луга, подгрызают деревья.
Там,где лосей много, ель и береза выт… сняют сосну.
…они буквально грызут землю, чтобы добыть семена трав и других растений, которыемогли бы прор… сти в бл… жайший с… зон.
Задание:сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, в какой —доказательства?
Соединитеобе части в единый связный текст.Для развития и иллюстрации мыслей первой частииспользуйте предложения второй. Для более очевидной связи употребите, гденужно, слова зато, но, пожалуй.
Ответ.
Ксожалению, не все обитатели лесов и степей жизнедеятельностью своей обогащаютпочвы и помогают расти травам и деревьям. Многие вредят полям, садам, лесам;одни растаскивают плоды, истребляют всходы и молодые побеги, другие вытаптываютлуга, подгрызают деревья.
Доказано,что лоси и олени портят молодые сосняки, вредят осине и другим деревьям. Там,где лосей много, ель и береза вытесняют сосну.
Жирафыв Африке тоже так объедают акации, что совсем не дают им расти, и в саваннахнемало мест, где из сухой земли торчат только жалкие кустики акаций,обглоданные жирафами.
Но,пожалуй, ни одно животное в мире не страшно так зеленым травам и деревьям, неистребляет их с такой быстротой, как маленькая козочка.
Гибельлесов, принесенных в жертву козьему обжорству,- одна из самых печальных страницв истории цивилизации…
Козыне только начисто уничтожают зеленые побеги, они буквально грызут землю, чтобыдобыть семена трав и других растений, которые могли бы прорасти в ближайшийсезон.
Стадакоз наводнили Сахару и саванну южнее Сахары, и пустыня пошла в наступление: онапродвигается сейчас вглубь Африки со скоростью одного километра в год. Ссаванной отступили звери и птицы, населявшие ее.
ВТурции коз невероятно много — 60 миллионов! Почти на каждом гектаре по козе! Вантичное время Малая Азия была цветущей страной, утопавшей в рощах и садах,даже рай земной — сады Эдемские — поместили где-то на ее восточных окраинах.Теперь это почти сплошь полупустыня. Козы продолжают пожирать последнюю зелень.Ежегодно они уничтожают в Турции 350 тысяч гектаров леса.
Затотам, где антикозьи законы удалось провести в жизнь со всей строгостью,результаты этих мероприятий с избытком вознаградили за потери.
Примероммогут служить Кипр, Венесуэла и Новая Зеландия, где борьба за сохранениеплодородных земель велась под лозунгом: “Даже одна-единственная коза,оставшаяся на свободе, представляет национальную опасность”
Теперьв этих странах вновь зеленеют молодые рощи, а лесные звери и птицы возвращаютсяв родные края, из которых изгнали их человек и его козы.(И.Акимушкин)
IV.Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей — 2
Вупражнениях этого раздела опять нужно устранять повторы, превращая короткиепредложения в более сложные и разнообразные синтаксические конструкции. Новыполнять их можно только после того, как ученики получили представление опричастиях и деепричастиях, т.е. не раньше 7-го класса.
Учащиесядолжны осознанно выбирать в каждом случае наиболее уместную конструкцию,например, решать, сделать ли им из двух предложений с одинаковыми подлежащимипредложение с однородными сказуемыми или одно из сказуемых превратить вовторостепенный член, выраженный причастием или деепричастием. Над такимиупражнениями стоит поразмышлять вместе с классом, обсудить, какое действиесчесть основным, какое добавочным.
Научитьправильно употреблять глагольные формы важно, но недостаточно для того, чтобытекст получился точным и красивым. Снова могут возникнуть повторы — уже неслов, а конструкций, например, текст может оказаться перегруженным причастнымиоборотами. Тут надо напомнить детям о синтаксической синонимии; даже если онине изучали еще придаточных определительных, на практике с ними знакомы все.Точно так же, чтобы избежать однообразия деепричастных оборотов — обстоятельстввремени — в начале предложений, стоит вместо них иногда использоватьпридаточные времени.
Помере изучения различных синтаксических конструкций возможности улучшениятекстов расширяются.
Образцыупражнений
а).Усатый сразу проявил такую щедрость. Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропомгосподин потребовал не больше, не меньше, как целую большую бутылку воды“Ф… алка” за восемь копеек. Вода с сиропом стоила две копейки. (2 пр.)
Мальчикдаже не поверил своим глазам. Будочник достал белую бутылку с ф… олетовойнаклейкой. Он ра… крутил тоненькую проволоку. Проволокой была пр… круч… напробочка. (1 пр.)
Бутылкавыстр… л… ла, но (не)грубо, а тоненько, упруго, деликатно. Грубо стр… лялквас. (Тот)час прозрачная вода зак… пела. Из горлышка пош… л легкий дымок.Дымок действительно распр… стр… нил нежнейший аромат наст… ящ… й ф… алк…(2 пр.)
б).Гаврик ост… рожно взял об… ими руками, как др… гоце… ость, холодныйк… пучий стакан. Гаврик стал пить. Гаврик чу… твовал, как п… хучий газ бьетчерез горло в нос. (1 пр.)
Мальчикглотал этот волшебный напиток богачей. Ему к… зал… сь, что на его триумфсмотр… т весь мир. Смотрят солнце, обл… ка, море, люди, собаки,в… л… с… педисты, деревя… ые лошадки к… русели, к… сирша городскойкупальн…
Всеони говорят: “Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду “Ф… алка”! “(2 пр.)
Маленькаяб… рюзовая ящер… чка в… села и смотрела на мальчика пр… щур… ными глазами.Ящер… чка выск… чила из бурьяна погреть на солнце бисерную спину. Ящер… чкасхв… тилась лапкой за камень. Она как бы говорила тоже: “Смотрите на этогосча… ливого мальчика, он пьет воду “Ф… алка”!” (1 пр.)
Задание:исправьте текст, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций,используя указанные средства связи и конструкции:
а)сложные предложения (что, когда, который, как, а), однородные члены, причастныеобороты;
б)сложные предложения, однородные члены с обобщающим словом; причастный идеепричастный обороты; союзы, частицу “даже”.
Вскобках указано, сколько предложений должно получиться в каждом абзаце.
Ответ.
… Усатыйсразу проявил такую щедрость, что Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропом, стоившейдве копейки, господин потребовал не больше, не меньше, как целую большуюбутылку воды “Фиалка” за восемь копеек.
Мальчикдаже не поверил своим глазам, когда будочник достал белую бутылку с фиолетовойнаклейкой и раскрутил тоненькую проволоку, которой была прикручена пробочка.
Бутылкавыстрелила, но не грубо, как стрелял квас, а тоненько, упруго, деликатно. Итотчас прозрачная вода закипела, а из горлышка пошел легкий дымок,действительно распространивший нежнейший аромат настоящей фиалки.
Гаврикосторожно взял обеими руками, как драгоценность, холодный кипучий стакан и сталпить, чувствуя, как пахучий газ бьет через горло в нос.
Мальчикглотал этот волшебный напиток богачей, и ему казалось, что на его триумфсмотрит весь мир: солнце, облака, море, люди, собаки, велосипедисты, деревянныелошадки карусели, кассирша городской купальни… И все они говорят: “Смотрите,смотрите, этот мальчик пьет воду “Фиалка”!”
Дажемаленькая бирюзовая ящеричка, выскочившая из бурьяна погреть на солнце бисернуюспину, висела, схватившись лапкой за камень, и смотрела на мальчикаприщуренными глазами, как бы говоря тоже: “Смотрите на этого счастливогомальчика, он пьет воду “Фиалка”!..” (В.Катаев)
Одноиз самых важных свойств золота — исключительно высокая химическая стойкостьзолота. На золото не действуют н… кислоты, н… щелочи. Грозная царская водка(смесь азотной и соля… ой кислот) способна ра… творить золото. Тем, чтоцарская водка способна ра… творить золото, воспользовался однажды известныйдатский физик л… уреат Нобелевской премии Нильс Бор. В 1943 году Нильс Борспасался от гитлеровских о… упантов. Нильс Бор вынужден был покинутьКопенгаген. У Нильса Бора хранились две золотые Нобелевские медали его ко… ег— немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самогоБора была вывезе… а из Дании раньше). Нильс Бор не рисковал взять медали ссобой. Ученый ра… творил медали в царской водке. Он поставил бутылку подальшена полку. Бутылка была н… чем н… примечательна. На полке пылилось многотаких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Нильс Бор вернулся послевойны в свою л… б… р… торию. Нильс Бор прежде всего нашел драгоце… уюбутылку. По просьбе Нильса Бора сотрудники выделили из ра… твора золото.Сотрудники заново изготовили обе медали.
Задание:исравьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразиесинтаксических конструкций.
Ответ.
Одноиз самых важных свойств золота — его исключительно высокая химическаястойкость. На него не действуют ни кислоты, ни щелочи. Лишь грозная царскаяводка (смесь азотной и соляной кислот) способна растворить золото. Этимобстоятельством воспользовался однажды известный датский физик лауреатНобелевской премии Нильс Бор. В 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов,он вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотыеНобелевские медали его коллег — немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка иМакса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуявзять медали с собой, ученый растворил их в царской водке и поставил ничем непримечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок ипузырьков с различными жидкостями. Вернувшись после войны в свою лабораторию,Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделилииз раствора золото и заново изготовили обе медали. (С.Венецкий)
Римлянеслишком охотно выст… вляли Спартака в качестве заурядного разбойнич… гоглаваря. Римлянам вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек был унижен имидо сост… яния гладиатора. Человек был рожден полководцем. Человек док… залэто.
Невоенная дисц… плина объед… няла массы людей. Люди сбегались к Спартаку. Людейобъед… няла единств… но лишь общая ненависть к Риму. Вместо оружия ониприносили с собой смелость и готовность дра… ся с врагами. Если бы вкр… тчайшее время их не уд… лось вооружить и орг… низовать (по)военному, тоэта толпа поденщиков и рабов была бы раздавлена железными римскими легионами,словно стадо овец.
Пр… пятствиявстали перед Спартаком. Пр… пятствия казались (не)пр… одолимыми. Он сумелра… чистить себе путь. Он умело использ… вал навыки своих пр… верженц… в.Его пр… верженцы были с детства пр… вычны самост… ятельно мастеритьразличные сельскохозяйственные орудия. Все железо и цепи рабов он пр… к… залперековать на шлемы, копья и мечи. Железо было захвачено в лагере врага наВезувии. Рабы вырвались из темниц.
Задание:исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразиесинтаксических конструкций.
Ответ.
Римлянам,слишком охотно выставлявшим Спартака в качестве заурядного разбойничьегоглаваря, вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек, униженный ими досостояния гладиатора, доказал, что был рожден полководцем.
Невоенная дисциплина объединяла массы людей, сбегавшихся к Спартаку, аединственно лишь общая ненависть к Риму, и вместо оружия они приносили с собойсмелость и готовность драться с врагами. Но если бы в кратчайшее время их неудалось вооружить и организовать по-военному, то эта толпа поденщиков и рабовбыла бы раздавлена железными римскими легионами, словно стадо овец.
Препятствия,вставшие перед Спартаком, казались непреодолимыми, однако он сумел расчиститьсебе путь. Он умело использовал навыки своих приверженцев, с детства привычныхсамостоятельно мастерить различные сельскохозяйственные орудия. Все железо,захваченное в лагере врага на Везувии, и цепи рабов, вырвавшихся из темниц, онприказал перековать на шлемы, копья и мечи.
Странныйстрах всегда сопутствовал Павлу с младенческих лет. Ему постоя… о мерещиласькакая(то) опас… ость. Хлопнет где(нибудь) дверь. Он лезет под стол, дрожа.Войдет (не)ожида… о Панин. Надо спрята… ся в угол. За обедом то и дело слезы.Дежурные к… в… леры (не)очень(то) с ним нежны. Мамушек и нянюшек нет. Ихудалили. Они рассказывают сказки. Они поют стари… ые песни. Они (во)общесуеверны. Цесаревич должен воспитыва… ся разумно. То был век Вольтера иФридриха Великого. Тогда еще Павел не увлекался коронова… ым прусскимвольнодумцем. Ему были милы сказки про бабу(ягу). Это не мешало мальчикуобн… руживать способности к наукам и остроумие. После урока истории Павелкрепко задумался. На уроке истории преподаватель перечислил до тридцати дурныхгосударей. От императрицы принесли пять арбузов. Из них один оказался хорошим.Цесаревич сказал: “Вот из пяти арбузов один оказался хорошим. Из тридцатигосударей н… одного!”
Задание:сделайте текст более связным, для этого соедините простые предложения в сложныеразных видов, в предложения с однородными сказуемыми; кроме необходимых союзовиспользуйте частицы, вводные слова, а также обстоятельства времени.
Ответ.
Странныйстрах всегда сопутствовал Павлу с младенческих лет. Ему постоянно мерещиласькакая-то опасность. Хлопнет где-нибудь дверь — он лезет под стол, дрожа; войдетнеожиданно Панин — надо спрятаться в угол; за обедом то и дело слезы, потомучто дежурные кавалеры не очень-то с ним нежны, а мамушек и нянюшек нет: ихудалили, ибо они рассказывают сказки, поют старинные песни и вообще суеверны, ацесаревич должен воспитываться разумно. Ведь то был век Вольтера и ФридрихаВеликого. Тогда еще Павел не увлекался коронованным прусским вольнодумцем, иему были милы сказки про бабу-ягу. Впрочем, это не мешало мальчику обнаруживатьспособности к наукам и остроумие. Однажды после урока истории, когдапреподаватель перечислил до тридцати дурных государей, Павел крепко задумался.В это время от императрицы принесли пять арбузов. Из них только один оказалсяхорошим. Тогда цесаревич сказал: “Вот из пяти арбузов хоть один оказалсяхорошим, а из тридцати государей ни одного!” (Г.Чулков)
ВXVIII веке Рим постепенно становился чем-то вроде всемирного города-музея. Римстановился Меккой художников всех стран. В Рим художники съезжались напоклонение его руинам. Среди живописцев появляются романтические певцы руин.Француз Гюбер Робер вдохновлялся римскими развалинами. Начаты раскопки древнихПомпей. Появилась в середине века книга Винкельмана “История искусствадревности”. Книга Винкельмана — первое научное исследование истории античнойкультуры. Раскопки Помпей и книга Винкельмана подогревали всеевропейскийинтерес к Риму. Рим — кладезь художественных сокровищ. Рим сияет отраженнымсветом своего многовекового прошлого.
Венецияв XVIII столетии еще не стала музеем. Венеция не только хранила, но ипродолжала традиции своего классического века. Венеция жила весело исравнительно привольно. Венецианской республике удалось избежать испанскогоига. Республика начисто утратила господство на Средиземном море. Венецию большене отвлекали серьезные дела. Венеция могла вволю веселиться, покуда еще несовсем обеднела. Рим превращался в город-музей. Венецию теперь можно былоназвать городом-театром. Город-театр также привлекал из всех странпутешественников. Путешественники — любители праздников. Нигде не было такоговихря карнавалов. Нигде не было таких сладкозвучных певцов. Нигде не было такихискрометных театральных представлений. Гольдони и Гоцци соперничали на сценахвенецианских театров. Гольдони и Гоцци — корифеи знаменитой итальянскойкомедии. Итальянская комедия выросла из народной комедии масок.
Задание:исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразиесинтаксических конструкций.
Ответ.
ВXVIII веке Рим постепенно становился чем-то вроде всемирного города-музея,Меккой художников всех стран, куда они съезжались на поклонение его руинам.Среди живописцев появляются романтические певцы руин, как француз Гюбер Робер,вдохновлявшийся римскими развалинами. Начатые раскопки древних Помпей,появившаяся в середине века книга Винкельмана “История искусства древности” —первое научное исследование истории античной культуры — подогреваливсеевропейский интерес к Риму — кладезю художественных сокровищ, к Риму,сияющему отраженным светом своего многовекового прошлого.
Венецияв XVIII столетии еще не стала музеем и не только хранила, но и продолжалатрадиции своего классического века. Она жила весело и сравнительно привольно —Венецианской республике удалось избежать испанского ига, хотя она начистоутратила господство на Средиземном море. Венецию больше не отвлекали серьезныедела — она могла вволю веселиться, покуда еще не совсем обеднела.
ЕслиРим превращался в город-музей, то Венецию теперь можно было назватьгородом-театром, также привлекавшим из всех стран путешественников — любителейпраздников. Нигде не было такого вихря карнавалов, таких сладкозвучных певцов,таких искрометных театральных представлений. Гольдони и Гоцци — корифеизнаменитой итальянской комедии, выросшей из народной комедии масок, —соперничали на сценах венецианских театров. (Н.Дмитриева)
V.Комбинированные упражнения на литературоведческие темы
Упражненияданного, последнего раздела объединяет прежде всего содержание текстов. Это, восновном, фрагменты серьезных литературоведческих трудов, сокращенные, но неадаптированные;более того, в учебных целях испорченные. Обращаться к ним целесообразно науроках литературы в связи с изучением соответствующих тем (главным образом вдевятом классе). Вдумываясь в тексты, их структуру, смысловые связи междучастями, ученики глубже вникают в содержание, лучше его запоминают.
Заданияк этим упражнениям разнообразны; почти все они встречались в предыдущихразделах данного пособия, и каждое поможет ученикам в выработке каких-либонавыков, необходимых для того, чтобы создать текст рассуждения на литературнуютему — сочинение.
Образцыупражнений
Попробуйтепредставить себе страшную картину. Во всем мире вдруг исчезли все изданиясочинений Пушкина. И собрания сочинений, и отдельные издания, и давние, инедавние — все до одного. Что было бы тогда? Так и осталось бы человечество безПушкина?
Напервый взгляд — да. А если подумать — нет.
Вучебнике русского языка к каждому правилу даны примеры и упражнения; по большейчасти это фразы из сочинений русских классиков. Там много фраз Пушкина. Еслипересмотреть и все учебники прошлых лет, все существующие книги по языкознанию,все словари и извлечь оттуда все цитаты из Пушкина, это будет еще больше. Вучебниках литературы много написано о Пушкине. Там много цитат. Там естьпересказы многих произведений. Это не пушкинские слова. Они помогают понятьПушкина и догадаться, какие цитаты взяты из каких произведений.
Филологсоберет этот пестрый материал. Он будет долго и бережно его сортировать игруппировать. После этого он издаст его отдельной книгой. На книге будетнаписано: “А.С. Пушкин. Отрывки”.
Кромеучебников, о Пушкине написано великое множество книг. Из них можно извлечьочень много материала. Хрестоматии и сборники по нашему условию не погибли. Онидадут нам в общей сложности несколько десятков законченных стихотворений иотрывков из поэм. Кроме русских хрестоматий, есть и иностранные; большинствостихов в них те же самые. В них может найтись английский или испанский переводкакого-нибудь стихотворения, нам еще незнакомого.
Получитьобщее представление о Пушкине по такой книге будет возможно.
Воттак, без всякого “если бы”, приходится ученым составлять издания очень многихдревнегреческих писателей. Целые произведения их не дошли до нас, а цитаты изних дошли. Из девяти великих древнегреческих лириков законченные произведения —и то далеко не все! — сохранились лишь от великого Пиндара да от веселогоАнакреонта. Всех остальных мы смогли представить себе лишь тогда, когда былисобраны их отрывки, — лет двести-триста назад.
Задание.
Восстановитеправильный порядок частей.
Стиль— живой разговор с читателем — сохранен лишь в первом и последнем абзацах.Попробуйте восстановить интонации подлинника с помощью глаголов повелительногонаклонения, слов, передающих последовательность действий, вводных слов, частиц.
Найдитепредложения с явно нарушенной смысловой связью. Восстановите ее.
Исправьтетекст, устранив повторы и однообразие синтаксических конструкций.
Сформулируйтеосновную мысль отрывка.
Ответ.
Попробуйтепредставить себе страшную картину: во всем мире вдруг исчезли все изданиясочинений Пушкина. И собрания сочинений, и отдельные издания, и давние, инедавние — все до одного. Что было бы тогда? Так и осталось бы человечество безПушкина?
Напервый взгляд — да. А если подумать — нет. Загляните в ваш учебник русскогоязыка. Там к каждому правилу даны примеры и упражнения; по большей части этофразы из сочинений русских классиков. Выберите оттуда все фразы Пушкина — высами удивитесь, как их много. А теперь представьте себе, что точно так же выпересмотрели и все учебники прошлых лет, все существующие книги по языкознанию,все словари и извлекли оттуда все цитаты из Пушкина. Это будет еще больше.Теперь перейдем к учебникам литературы: как много в них написано о Пушкине, какмного там цитат; а кроме того, там есть пересказы многих произведений — это,конечно, не пушкинские слова, но они тоже помогают понять Пушкина и, чтоважнее, догадаться, какие цитаты взяты из каких произведений. А ведь, кромеучебников, о Пушкине написано великое множество книг, из которых можно извлечьочень много материала. Потом возьмемся за хрестоматии и сборники: ведь, понашему условию, они не погибли. Они наверняка дадут нам в общей сложностинесколько десятков законченных стихотворений и отрывков из поэм. Наконец, кромерусских хрестоматий, есть и иностранные; большинство стихов в них, конечно, теже самые, но вдруг в них найдется английский или испанский переводкакого-нибудь стихотворения, нам еще незнакомого. А потом, собрав этот пестрыйматериал, филолог будет долго и бережно его сортировать и группировать и послеэтого издаст отдельной книгой, на которой будет написано: “А.С. Пушкин.Отрывки”. Уверяю вас, что получить общее представление о Пушкине по такой книгевсе же будет возможно.
Воттак, без всякого “если бы”, приходится ученым составлять издания очень многихдревнегреческих писателей. Целые произведения их не дошли до нас, а цитаты изних дошли. Из девяти великих древнегреческих лириков законченные произведения —и то далеко не все! — сохранились лишь от великого Пиндара да от веселогоАнакреонта. Всех остальных мы смогли представить себе лишь тогда, когда былисобраны их отрывки, — лет двести-триста тому назад. (М.Гаспаров)
1.Легенда о Дон Жуане и даже пьесы о нем были хорошо известны французам и доМольера. Публика толпами шли на эти представления. Каждый театр игралпо-разному, а иногда и пьесы были разные.
2.Драматические обработки легенды о Дон Жуане
3.Сам по себе сюжет комедии “Дон Жуан” Мольера был не нов. Пьеса никак неукладывалась в привычные правила классицизма. Три единства!
Пьесанастолько богата событиями, что…
Дворецв Сицилии, берег моря, лес, жилище Дон Жуана, поле вблизи города.
Жанр:Фарсовые сцены (любезный прием, оказанный г.Диманшу), сцены, достойные “высокойкомедии” (упреки отца), драматические монологи (донья Эльвира).
Язык:Изящная правильная речь аристократа, грубоватое крестьянское наречие.
Характер:Мужество, честь. Соблазнитель, нечестивец. Спешит на помощь слабейшему.Стремится унизить человека.
Задание.
Представьтесебе, что перед вами торопливая запись лекции. Ее надо развернуть в связныйправильный текст.
Дляэтого:
исправьтеречевую и грамматическую ошибки в п.1;
восстановитепредложение — п.2;
восстановитепредложения, свяжите их между собой, продолжите оборванные
мысли;добавьте формулировки мыслей к приведенным примерам — п. 3
Запишитеосновную мысль текста.
Ответ.
1.Легенда о Дон Жуане и даже пьесы о нем были хорошо известны французам и доМольера. Публика толпами шла на эти представления. Каждый театр игралпо-своему, а иногда и пьесы были разные.
2.В основе всех драматических обработок легенды о Дон Жуане лежала испанскаяпьеса “Севильский соблазнитель”, написанная в начале XVII века Тирсо доМолиной; ее сюжет восходит к средневековым испанским народным преданиям.
3.Итак, сам по себе сюжет комедии “Дон Жуан” Мольера был не нов, но пьеса никакне укладывалась в привычные правила классицизма, требовавшие соблюдения трехединств: времени, места и действия. Пьеса настолько богата событиями, что онине могут уместиться в двадцать четыре часа. Единство места нарушено совершеннооткровенно: действие происходит во дворце в Сицилии и на берегу моря, в лесу, вжилище Дон Жуана, в поле вблизи города. Нет и чистоты жанра, фарсовые сцены,например любезный прием, оказанный господину Диманшу, перемешиваются сосценами, достойными “высокой комедии” (упреки отца) и подлинно драматическимимонологами доньи Эльвиры. Неоднороден язык пьесы: то это изящная правильнаяречь аристократа, то грубоватое крестьянское наречие.
Характерглавного героя очень сложен и противоречив: Дон Жуан наделен чувством чести,мужеством, а вместе с тем он соблазнитель, нечестивец; стремится унизитьчеловека — и спешит на помощь слабейшему.
Сюжеткомедии Мольера “Дон Жуан” не нов, но это новаторская пьеса: в ней нарушены всеправила классицизма, а главное — очень сложен характер главного героя. Дон Жуани порочен, и благороден, и обаятелен одновременно.
I.Осенью 1730 г. двадцатисемилетний Василий Тредиаковский, только что вернувшийсяиз Парижа, издал свой перевод романа третьестепенного французского писателяXYII в. Поля Тальмана “Езда в остров любви”.
Впереводе, как и в оригинале, стихи перемежаются прозой. “Езда” имела огромныйуспех. Образованные люди впервые читали любовные стихи на русском языке. Помимопереводов, в книгу вошли оригинальные стихотворения Тредиаковского на русском ифранцузском языках. Преодолевая традицию назидательности, Тредиаковский положилначало русской любовной лирике, поэзии в современном понимании этого словавообще. Стихи выражают разные чувства и разную степень чувств: смущение,грусть, робкую мечту, надежду, счастье любовника, отчаяние отвергнутого послеизмены возлюбленной и скорое его утешение.
Стольсчастливо начавшееся, творчество Тредиаковского продолжалось и за пределами“Езды в остров любви”. Им введен жанр идиллии, широко распространенный в поэзииевропейских народов, начиная с древних греков и римлян. Обжитой дом посредичуждого мира, своя семья, чадородие, чадолюбие, природа, которая дает человекувсе необходимое для жизни, — вот некоторые из идиллических тем. Первую русскуюидиллию написал Тредиаковский, дав вольное подражание Горацию. У него всевидимо, слышимо, осязаемо, конкретно.
Оннашел слова и интонации, чтобы выразить любовь к родине.
II.
1.
Частоднями ходит при овине,
Прискирдах, то инде, то при льне;
Топролазов смотрит нет ли в тыне
Ичто делается на гумне.
2.
Асей остров есть Любви, и так он зовется,
Кудавсякой человек в свое время шлется.
3.
Начнуна флейте стихи печальны,
Зряна Россию чрез страны дальны:
Ибовсе днесь мне ее доброты
Мыслитьумом есть много охоты.
Россиямати! Свет мой безмерный!
4.
Безлюбви и без страсти
Вседни суть неприятны:
Вздыхатьнадо, чтоб сласти
Любовныбыли знатны.
5.Тредиаковский положил начало и патриотической лирике.
6.Любовной лирикой он не ограничивался.
7.В русской литературе идиллия как особый жанр не привилась, но ее мироощущениестало важной частью многих художественных систем и школ, например, к разрушениюидиллии сводится сюжет “Бедной Лизы” Карамзина и “Старосветских помещиков”Гоголя.
8.В 1907 академик Пыпин напечатал в “Истории русской литературы”:”Не будемостанавливаться на стихотворстве Тредиаковского, неудовлетворительностькоторого видели уже его современники”. Но вспомним другую оценку :”Вообщеизучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изучение прочих нашихписателей”. Она принадлежит Пушкину.
9.В этом отношении Тредиаковский проложил путь многим поколениям своихпреемников; достаточно вспомнить пушкинские поэмы и “Евгения Онегина”, гдестихотворный текст сопровождается прозаическими примечаниями, а также “ДоктораЖиваго” Пастернака.
Задание.
Восстановитеправильную последовательность предложений в тексте, дополнив тезисы первойчасти переходами, разъяснениями и иллюстрациями из второй.
Ответ.
Осенью1730 г. двадцатисемилетний Василий Тредиаковский, только что вернувшийся изПарижа, издал свой перевод романа третьестепенного французского писателя XYIIв. Поля Тальмана “Езда в остров любви”.
Впереводе, как и в оригинале, стихи перемежаются прозой. В этом отношенииТредиаковский проложил путь многим поколениям своих преемников; достаточновспомнить пушкинские поэмы и “Евгения Онегина”, где стихотворный текстсопровождается прозаическими примечаниями, а также “Доктора Живаго” Пастернака.
“Езда”имела огромный успех. Образованные люди впервые читали любовные стихи нарусском языке. Помимо переводов, в книгу вошли оригинальные стихотворенияТредиаковского на русском и французском языках. Преодолевая традициюназидательности, Тредиаковский положил начало русской любовной лирике, поэзии всовременном понимании этого слова вообще.
Асей остров есть Любви, и так он зовется,
Кудавсякой человек в свое время шлется.
Стихивыражают разные чувства и разную степень чувств: смущение, грусть, робкуюмечту, надежду, счастье любовника, отчаяние отвергнутого после изменывозлюбленной и скорое его утешение.
Безлюбви и без страсти
Вседни суть неприятны:
Вздыхатьнадо, чтоб сласти
Любовныбыли знатны.
Стольсчастливо начавшееся, творчество Тредиаковского продолжалось и за пределами“Езды в остров любви”. Любовной лирикой он не ограничивался. Им введен жанридиллии, широко распространенный в поэзии европейских народов, начиная сдревних греков и римлян. Обжитой дом посреди чуждого мира, своя семья,чадородие, чадолюбие, природа, которая дает человеку все необходимое для жизни,— вот некоторые из идиллических тем. Первую русскую идиллию написалТредиаковский, дав вольное подражание Горацию. У него все видимо, слышимо,осязаемо, конкретно.
Частоднями ходит при овине,
Прискирдах, то инде, то при льне;
Топролазов смотрит нет ли в тыне
Ичто делается на гумне.
Врусской литературе идиллия как особый жанр не привилась, но ее мироощущениестало важной частью многих художественных систем и школ, например, к разрушениюидиллии сводится сюжет “Бедной Лизы” Карамзина и “Старосветских помещиков”Гоголя. Тредиаковский положил начало и патриотической лирике. Он нашел слова иинтонации, чтобы выразить любовь к родине.
Начнуна флейте стихи печальны,
Зряна Россию чрез страны дальны:
Ибовсе днесь мне ее доброты
Мыслитьумом есть много охоты.
Россиямати! Свет мой безмерный!
В1907 академик Пыпин напечатал в “Истории русской литературы”: “Не будемостанавливаться на стихотворстве Тредиаковского, неудовлетворительностькоторого видели уже его современники”. Но вспомним другую оценку: “ Вообщеизучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изучение прочих нашихписателей”. Она принадлежит Пушкину. (С.Баевский)
Стихотворение“Памятник” написано Пушкиным месяцев за пять до смерти и по содержаниюпредставляет как бы его поэтическую исповедь или звещание. О смысле этойисповеди у нас никогда не возникало споров; напротив, все понимают ее одинаковои убеждены, что понимают верно. Пушкин с законной гордостью говорит здесь озавоеванном им бессмертии и тут же перечисляет те заключенные в его поэзиинепреходящие ценности, которые дают ему право на это бессмертие. Так он сампонимал свою деятельность и так определял ее значение; и эта завершительнаясамооценка бросает свет на весь пройденный им путь. “Памятник” с полной ясностьюоткрывает нам, какие сознательные цели Пушкин ставил себе в своем творчестве.Так искони объясняют “Памятник” биографы и комментаторы Пушкина.
Ясразу выскажу свою мысль, чуждую всяких ученых соображений, внушеннуюединственно простым чтением пушкинских строк; я полагаю, что только так, иникак не иначе, должен понять эти строки всякий разумный человек, которыйпрочтет их без предубеждения и внимательно.
Мнекажется, что традиционное истолкование “Памятника” всецело искажает смысл этойпьесы. Пушкин в 4-й строфе говорит не от своего лица, напротив, он излагаетчужое мнение — мнение о себе народа. Эта строфа — не самооценка поэта, аизложение той оценки, которую он с уверенностью предвидит себе.
Следовательно,первые четыре строфы содержат в себе не два мотива, как обыкновенно думают(один объективный — констатирование своей обеспеченной славы, другойсубъективный — самооценку своего подвига), но один, состоящий из двух частей иодинаково объективный в обеих, именно предвидение: предвидение, во-первых, своейпосмертной славы и, во-вторых, содержания этой своей посмертной славы. Пушкинговорит:”Знаю, что мое имя переживет меня; мои писания надолго обеспечивают мнеславу. Но что будет гласить эта слава? Увы! она будет трубным гласом разглашатьв мире клевету о моем творчестве и о поэзии вообще. Потомство бедет чтитьпамять обо мне не за то подлинно ценное, что есть в моих писаниях и что я одинзнаю в них, а за их мнимую и жалкую полезность для обиходных нужд, для грубыхпотребностей толпы”
Яутверждаю, что лишь при таком понимании первых четырех строф становитсяпонятной пятая, последняя строфа “Памятника”, совершенно бессмысленная втрадиционном истолковании, хотя комментаторы наперекор здравому смыслуобъявляют ее естественным заключением пьесы. Ее смысл — смирение перед обидой.
Поэткак бы подавляет свой невольный вздох. Горька обида, но таков роковой закон —“Божье веление”; покорись Божьей воле — вот что говорит эта строфа.
Пушкиннаписал первоначально: “Призванью своему, о муза, будь послушна”, т.е. идисвоим путем наперекор обиде — потом изменил этот стих, сообразно всему замыслустихотворения, дав ему не положительный смысл, а отрицательный смыслпокорности, смирения. Хвала толпы и клевета ее — одной цены: обе равноничтожны. И не силься опровергать клевету, т.е. объяснять толпе ее ошибку.
Пушкинв прежние годы не раз пытался “оспоривать глупца” относительно подлиннойценности искусства — потому что только об этом об одном идет здесь речь; теперьон признает эти попытки тщетными и ненужными, так устроено высшей волею.
Вчастности, только при таком понимании объясняются и те две замены в рукописи —во-первых, стих: “Что звуки новые для песен я обрел”.
Пушкинотверг эту строку, потому что она приписывала народу такое суждение о поэзии,до которого он едва ли способен возвыситься: он видит и ценит в поэзии гораздоболее деловые ценности — “Что чувства добрые я лирой пробуждал”. Вторая замена— чисто формальная:”Что вслед Радищеву восславил я свободу”. Это суждениеподходит народу, только Пушкин предпочел потом выразить его в более общейформе. Но как могли комментаторы влагать этот стих в уста самого Пушкина приего достаточно известном отрицательном отношении к Радищеву — этого нельзяобъяснить.
Таков,по-моему, смысл стихотворения, который неминуемо и естественно складывается всознании при простом чтении этой пьесы
Задание.
Прочитавтекст внимательно, отложите его. Найдите неправильные утверждения, запишите ихномера.
1.Чтобы понимать стихи Пушкина, недостаточно читать их внимательно и непредвзято,нужно знать мнения комментаторов.
2.Во второй строфе Пушкин говорит не от своего лица, а предвидит, что о нем будутговорить после смерти.
3.Нельзя прощать клевету, нужно объяснять толпе ее ошибку, полагает Пушкин.
4.Достаточно известно отрицательное отношение Пушкина к Радищеву.
5.“Памятник” ясно называет сознательные цели, которые Пушкин ставил в своемтворчестве.
6.Считая, что Пушкин писал о посмертной славе, которая исказит смысл еготворчества, легче объяснить замены
Н.А.Шапиро
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.edu.nsu.ru/