Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Типичные ошибки при разрешении конфликтов

Владимир Дмитриевич Дopoфeeв, доктор технических наук,профессор, заведующий кафедрой экономики и экономических информационных системРоссийского государственного университета инновационных технологий ипредпринимательства.
Дажеесли проведена диагностика компонентов конфликта, нельзя исключить вероятностьошибки в определении предмета конфликта и его реальных оппонентов. Конфликтувсегда сопутствуют большая напряженность и эмоциональные переживания. Этиявления, как правило, существенно меняют и восприятие, и деятельность сторон.Опыт показывает, что наиболее эффективно сочетание разнообразных мер разрешенияконфликта, которое позволяет актуализировать разноуровневые мотивы оппонирующихсторон.
Приняторазличать два основных подхода к конфликту. В рамках первого подхода конфликтопределяется как столкновение интересов, противоречие, борьба ипротиводействие. Истоки этого подхода предложены социологической школой Т.Парсонса, одним из лейтмотивов которой является гармонизация организационныхструктур. С позиции второго подхода (Г. Зиммель, Л. Козер) конфликтрассматривается как процесс развития взаимодействия. Представители первогоподхода рекомендуют гасить конфликты; представители же второго считают, чтоблокада конфликт хуже конфликта, а сам конфликт обладает рядом неоценимыхпреимуществ с точки зрения развития организации.
Ктиповым ошибкам при разрешении конфликтов относятся:
1.Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, т.е. безпроведения диагностики
Частопопытки администрации погасить конфликт на личном уровне, добиться замиренияоппонентов не приводят к положительным результатам вследствие того, что нерешается базовая проблема, приведшая к конфликту. Вынужденные взаимодействоватьоппоненты каждый раз вновь «спотыкаются» о базовую проблему и воспроизводятконфликт.
2.Преждевременное «замораживание» конфликта
Простое«разведение» сторон и разграничение областей их деятельности могут датьопределенный положительный эффект. Но даже замена действующих субъектов присохранении объективных причин конфликта приведет к его возобновлению уже вдругом действующем составе. Преждевременное «замораживание» конфликта — этоостановка, не меняющая сути объективной ситуации, поэтому его ни в коей меренельзя принимать за разрешение конфликта. Преждевременное «замораживание»чревато возобновлением конфликта в еще более острой форме. Имеет смысл лишь«замораживание», проводимое после содержательного разрешения конфликта или, кпримеру, подписания соответствующего договора между сторонами.
3.Неверно определены предмет конфликта и оппоненты
Дажеесли проведена диагностика компонентов конфликта, нельзя исключить вероятностьошибки в определении предмета конфликта и его реальных оппонентов. Иногдаактивно выступающие оппоненты на самом деле не являются самостоятельнымиигроками и действуют по наводке реальных оппонентов, предпочитающих по тем илииным причинам находиться в тени. Для того чтобы избежать такой ошибки, диагностикуследует проводить по максимально развернутой схеме, в которой главным вопросом,требующим ответа, является: кому это выгодно?
4.Запаздывание с принятием мер
Дажеесли конфликт был задан объективными причинами, он имеет тенденциюраспространяться на межличностные отношения. Если по этому показателю конфликтперешел в хроническую форму, то и эффективных организационных решений бываетнедостаточно для его разрешения. Оппоненты еще долгое время в той или инойстепени продолжают испытывать личную неприязнь друг к другу.
5.Некомплексность, односторонность мер — силовых или дипломатических
Опытпоказывает, что наиболее эффективно сочетание разнообразных мер разрешения конфликта,которое позволяет актуализировать разноуровневые мотивы оппонирующих сторон.
6.Неудачный выбор посредника
Выборпосредника, ведущего переговоры с обеими сторонами, не может быть случайным.Посредник должен быть равноудален от оппонентов и одновременно равноприближен кним. Лучше всего, если какой-либо частью своей биографии он соприкасается собеими сторонами и может считаться своим каждой из сторон. Если положениепосредника асимметрично относительно оппонентов, это снижает доверие к нему уодной из сторон.
7.Попытки посредника разыграть свою собственную карту
Оппонентыдолжны быть уверены в том, что помыслы посредника направлены исключительно наразрешение конфликта. Если он даст повод даже отчасти усомниться в своеймотивации, переговоры по урегулированию конфликта могут немедленно зайти втупик.
8.Пассивность оппонентов
Оппонентыне достигнут желаемого компромисса, если в его поисках будут ограничивать своюактивность. Некоторые конфликтологи считают, что более активную позицию должназанимать сторона, находящаяся в менее выгодной ситуации. Наверное, правильнеебудет сказать, что активными должны быть обе стороны. При этом потери отбескомпромиссной позиции в стратегическом плане не могут быть выгодны ни однойиз сторон. В очевидно конфликтной ситуации нельзя отсидеться, переждать. Раньшеили позже инцидент может привести к еще более драматическим потерям для обеихсторон.
9.Отсутствие работы с эмоциями и напряженностью
Конфликтувсегда сопутствуют большая напряженность и эмоциональные переживания. Этиявления, как правило, существенно меняют и восприятие, и деятельность сторон.Очень опасно, если эмоции возьмут верх над разумом. Так может произойти, еслипереговоры по содержанию конфликта не сопровождаются психологической работой поснижению уровня напряженности и эмоционального фона. При этом в отличие отпереговоров, в которых участвуют три стороны — те и другие оппоненты ипосредник, — в психологической стадии переговоров посредник работает раздельнос каждой из сторон.
10.Отсутствие работы со стереотипами
Эмоциональныеперегрузки могут приводить к активизации стереотипного восприятия, упрощающегокартину мира и социальных отношений. Иногда проявляется так называемый эффект«туннельного» видения, при котором из поля зрения оппонентов выпадают целыеобласти реальности, видимое лишается оттенков, становится черно-белым.Необходимо использование техники расширения поля сознания, смены точек зрения, рефлексивногопонимания ситуации, например с позиции противоположной стороны.
11.Генерализация конфликта (отсутствие мер по его ограничению, локализации)
Естественноестремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций. Одно изнаправлений такого усиления — привлечение на свою сторону сильных сторонников.Если этого не остановить, может произойти качественное расширение зоныконфликта, в него будут вовлекаться все новые оппоненты. Поэтому одной изпервых должна стать договоренность об ограничении зоны конфликта и числаоппонентов.
12.Ошибки в договоре
Содержаниедоговоренности должно быть зафиксировано в письменном виде независимо отмасштаба конфликта. Работа над письменным текстом договора существеннопреобразует процесс переговоров, делает его более рациональным и значимым. В тоже время ошибки в таком тексте могут обесценить весь трудный процесс достижениядоговоренностей. Речь идет об ошибках содержательных, из-за которых стороны ипосредники не предусмотрели каких-либо аспектов ситуации. Такие ошибки обычноприводят к тому, что одна из сторон успешно нарушает непредусмотренные пунктыдоговоренности и делает это на вполне законном основании. О таких пунктах онане договаривалась и посему свободна от каких-либо обязательств.
Позитивныефункции конфликтов
Ихможно систематизировать следующим образом:
Группообразование,установление и поддержание нормативных и физических границ групп. Внешний врагможет помочь усилению консолидации между членами группы.
Установлениеи поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповыхотношений; интеграция, социализация и адаптация как индивидов, так и групп.Позитивным следствием конфликта может стать более ясный свод правилмежгруппового взаимодействия, демаркация границ между группами илиподразделениями, сферами их компетенции и ответственности.
Получениеинформации об окружающей социальной среде. Конфликт может использоваться какинструмент для более глубокого понимания ситуации.
Созданиеи поддержание баланса сил и социальный контроль. Конфликт может привести кперераспределению власти, законодательной констатации новых реалий, новогобаланса сил, более адекватно отвечающего сложившейся ситуации.
Нормотворчество.При позитивном разрешении конфликта фиксируются новые правила взаимоотношениймежду субъектами конфликта и между третьими силами, чьи интересы такжефигурировали в его ходе.
Созданиеновых социальных институтов. Конфликт является одним из «родоначальников» новыхорганизаций и направлений деятельности. Именно конфликт позволяет новым группами организациям сплотиться и осознать отличия своих интересов от интересов их прежнихсослуживцев и руководителей.
Качественныепреобразования. В результате разрешения конфликта могут возникать новыеструктуры, не имевшие аналогов в доконфликтной ситуации. Это касается каксоциальных и организационных систем, так и технических решений.
Интенсификациярефлексии. В процессе конфликта активизируются личностные и интеллектуальныесилы оппонентов. Они могут привести к новым неординарным решениями. Некоторыерешения, для кристаллизации которых в обычных условиях потребовались бы годы, достигаютсвоей зрелости за гораздо более короткие интервалы времени.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.