Тенденция к комплекснымисследованиям, характерная для всей науки в целом, становится объективной базойдля интеграции психологии, педагогики и других наук о человеке, его воспитаниии развитии.
Одновременно каждая из наук,участвующая в междисциплинарном исследовании, имеет свой собственный аспектизучения, в чем и проявляется ее монодисциплинарность. Обе науки, имеюсобственные предметы исследования, неразрывно связаны между собой.
Анализ образовательного стандартапо психологии и педагогике показывает, что он в большей степени направлен наутверждение монодисциплинарности, чем на взаимодействие и интегрирование. Всовременных условиях такой подход к построению стандарта вступает впротиворечие с общей тенденцией в развитии человековедческих дисциплин –тенденцией к интеграции.
Разделение педагогики и психологиив государственных стандартах носит, на ваш взгляд, условный характер, так как вэтих дисциплинах больше объединяющего, нежели разъединяющего.
Взаимосвязь, взаимозависимость ивзаимодополняемость этих наук обуславливает ориентацию преподавателя психологиина изучаемый впоследствии курс педагогики. Среди других задач он определяет,что и в какой степени необходимо знать студенту для психологического осмыслениякурса педагогики? Преподаватель педагогики, в свою очередь, обращает вниманиена понимание сути педагогических знаний с позиций усвоенного студентамипсихологического материала (педагогическое осмысление психологии). При этоминтегрирующим “полем” обеих дисциплин выступает реальный процесс личностного ипрофессионального развития студентов.
Интеграция психологии и педагогикиспособствует решению двух групп задач, взаимодополняющих и одновременно имеющихопределенную самостоятельность:
1. общечеловеческие (личностные),определяющие содержания и технологии познания, развития и актуализациисобственного “Я” человека в различных областях жизнедеятельности;
2. профессиональные(специфические), позволяющие изучить особенности педагогической (или какой-либодругой) деятельности, возможности развития и реализации профессионального “Я”.
Обозначенные группы задач требуютрассмотрения проблемы взаимоотношений категорий инвариантности и вариативности,представляющие собой два полюса противоположных и одновременно связанныхтенденций в развитии психолого-педагогических дисциплин – тенденций к егоизменению и постоянству.
Каждая из тенденций имплицитносодержит в себе противоположную, что свидетельствует об определенномпротиворечивом единстве обеих тенденций в развитии психолого-педагогическихдисциплин.
Во взаимодействии психологии ипедагогики также наблюдается несоответствие между потребностями теории ипрактики в их интеграции и дифференциации и отсутствием системыосновополагающих идей, критериев, способствующих реализации этих процессов.
Указанное несоответствие, на нашвзгляд, может быть преодолено путем определения существенных идей и критериевинтеграции и дифференциации, анализа имеющихся и построение на основевыделенных критериев вариативных программ психолого-педагогических дисциплин.
Интегрирование учебных дисциплинзачастую осуществляется на основе общей для обеих наук идеи, проблемы,отличающихся многогранностью, многоаспектностью, комплексностью и являющихсяцентром интеграции и дифференциации всех психолого-педагогических знаний.Углубленное рассмотрение отдельных аспектов объединяющих идей и проблемпозволяет установить новые связи, зависимости между сторонами изучаемогоявления.
В качестве интегрирующих факторовв педагогике и психологии могут выступать следующие: педагогическое содержание,способное проникнуть в другие учебные дисциплины, объединять их в системывысокого порядка; перспективная психолого-педагогическая концепция,направление, проблема и другие.
Наиболее значимыми, базовыми винтеграции двух дисциплин выступают следующие: самоценность личности ребенка,идея развития, объединяющая в себе все человеческие ценности (В.П. Вахтеров),“реальный педагогический процесс в его сложной и многоплановой специфике, в егореально человеческом (субъектном) исполнении и обусловленности” (В.А.Сластенин).
Таким образом, интеграцияпсихологии и педагогики базируется на следующих положениях:
1. Взаимодействие принциповсистемности, интеграции, дифференциации в процессе познания, что способствуетпереносу усвоенной системы психолого-педагогических знаний в профессиональнуюдеятельность.
2. Определение логических связей икритериев интеграции изучаемых предметов в целостном педагогическом процессе,что позволяет раскрыть значение психолого-педагогических знаний для развитияличности студента и его готовности к профессиональной деятельности.
3. Включение в процесс обученияинтегративных блоков, что преодолевает изолированность, относительнуюзамкнутость и разобщенность курсов психологии и педагогики.
4. Систематическое и согласованноевзаимодействие всех преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла врешении общих и профессиональных задач развития специалиста: совместноеобсуждение комплексных проблем, составление планов и программ, конструированиеи совершенствование технологий личностного и профессионального образования,совместная подготовка, проведение и анализ занятий, взаимодействие вруководстве практикой студентов.
Список литературы
Вьюнова Н.И. Кандидатпедогогических наук, доцент. Теоретические и методические проблемы построенияобразовательного стандарта по психологии и педагогике.