1. Определение понятия психологическоготеста
Вотечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразиеопределений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них.«Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованноеизмерение выборки поведения» (2, с. 31). «Тест – стандартизованное,часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установленияколичественных (и качественных) индивидуально психологических различий»(1, с.139). «Под тестом понимается специфический инструмент для оцениванияпсихологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий иливопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявлениячастичных типов поведения» (7, с. 13). Все определения содержат следующиеобщие моменты:
во-первых, тест– один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективныеметоды (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью,аппаратурные методы и др.;
во-вторых, этометод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;
в-третьих, этометод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности,надежности и валидности.
Объективность,валидность и надежность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест.Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы.
2. Психологический тест как объективноеизмерение
Объективностьпсихологического теста означает, что первичные показатели, их оценка иинтерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора.Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполненияреспондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых«сырых баллах».
Разработказаданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляетсясогласно определенным стандартным правилам.
Добитьсяобъективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:
единообразиепроцедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже)результатов;
единообразиеоценки выполнения теста;
определениенормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результатеобработки данных тестирования (см. здесь «третий этапстандартизации»).
Этитри условия называют этапами стандартизации психологического теста.
Этапыстандартизации
Наэтапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедурастандартизации, которая включает три этапа.
Первыйэтап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразнойпроцедуры тестирования. Она включает определение следующих моментовдиагностической ситуации:
условиятестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объемкратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторенияцифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких какпосторонние звуки, голоса и т.д.
Содержаниеинструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи ит.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявлятьсячерез определенный интервал времени в секундах.
Наличиестандартного стимульного материала. Например, достоверность полученныхрезультатов существенно зависит от того, предлагаются ли респондентуизготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определеннойцветовой гаммой и цветовыми оттенками.
Временныеограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равенавзрослому респонденту дается 20 минут.
Стандартныйбланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчаетпроцедуру обработки.
Учетвлияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Подпеременными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение ит.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствиевентиляции и др.), прерывание тестирования.
Учетвлияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например,одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования можетвосприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.
Учетвлияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, которыйуже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувствонеизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например,если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагатьему его во второй раз.
Второйэтап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразнойоценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов ипредварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнениеполученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста(например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).
Третийэтап стандартизации психологического теста состоит в определении нормвыполнения теста [10].
Нормыразрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторыеиз существующих видов норм: Школьные нормы разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны. Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.). Локальные нормы устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака – возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками. Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.
Наличиенормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики являетсяих существенной характеристикой.
Нормынеобходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) вкачестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, втестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативнымIQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента вышенормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровнеразвития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, тонизком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.
Определение норм для теста
Наэтапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которойпроводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в даннойгруппе принято считать нормой. Средний результат – это не единственное число, адиапазон значений. Существуют определенные правила формирования такой группыиспытуемых, или, как ее иначе называют, выборки стандартизации.
Правилаформирования выборки стандартизации:
выборкастандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципеориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей(например, тест Амтхауэра), то и стандартизация должна происходить на детяхзаданного возраста;
выборкастандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собойуменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия,географическое распределение и т.д. Под популяцией понимается, например, группадошкольников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.
Распределениерезультатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации,можно изобразить с помощью графика – кривой нормального распределения. Этотграфик показывает, какие значения первичных показателей входят в зону среднихзначений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы. Например, на рис.1изображена кривая нормального распределения для теста «Прогрессивныематрицы Равена».
/>
Чащевсего в руководствах к тому или иному тесту можно встретить выражения нормы нев виде сырых баллов, а в виде стандартных производных показателей. То естьнормы к данному тесту могут быть выражены в виде Т-баллов, децилей,процентилей, станайнов, стандартных IQ и др. [11] Перевод сырых значений(первичных показателей) в стандартные (производные) делается для того, чтобырезультаты, полученные по разным тестам, можно было сравнивать между собой.
Производныепоказатели получаются путем математической обработки первичных показателей.
Первичныепоказатели по разным тестам нельзя сравнивать между собой по причине того, чтотесты имеют различное внутреннее строение. Например, IQ, полученный с помощьютеста Векслера, нельзя сравнивать с IQ, полученным с помощью теста Амтхауэра,так как эти тесты исследуют разные особенности интеллекта и IQ как суммарныйпоказатель по субтестам складывается из показателей разных по строению исодержанию субтестов.
«Любаянорма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностьюлюдей, для которых она вырабатывалась… Применительно к психологическим тестамони (нормы) никоим образом не абсолютны, не универсальны и не постоянны. Онипросто выражают выполнение теста испытуемыми из выборки стандартизации»
А.Анастази
3. Валидность
Всеметоды психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчиваянестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностейинтеллекта.
Каждыйметод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяетсодержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительноизмеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности. Например,методика «Кольца Ландольта» предназначена для измерения таких свойстввнимания, как концентрация, переключаемость. В психологии существуютопределения понятий концентрации внимания и его переключаемости. Считается, чтовыводы, сформулированные на основании результатов тестирования с помощью«Колец Ландольта», вполне отражают содержание определений этихсвойств внимания. Значит, эта методика действительно измеряет то, для чего онапредназначена.
Помимообщего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуютразные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведенынекоторые типы.
Практическаявалидность характеризует тест не столько со стороны его психологическогосодержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достиженияопределенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипыпрактической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокойпрогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешноиспытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест свысокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: «Каковавероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий моментвремени?»
Валидностьпо объему отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тоткласс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны бытьсделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мерепсихическое свойство отражено в методике.
Оценочнаявалидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями,полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойствасо стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность)тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычновыступают учителя.
Внешняявалидность означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов признакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования,соответствует заявленному содержанию метода.
Эффективнаяметодика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когдаприняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значениепонятия валидности выше), так и практической.
4. Надежность
Овысокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет тосвойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точностиможно отметить следующие:
Приповторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условияхчерез определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенноне различаются между собой.
Действияслучайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результатытестирования. В качестве посторонних факторов можно назвать следующие:эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемыххарактеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонниеслучайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.
Приповторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенныйинтервал времени в измененных условиях результаты обоих тестированийсущественно не различаются между собой. Под измененными имеется в видуследующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.
Существуютразличные методы оценки надежности:
Ретестовыйметод – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом черезопределенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервалзависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти втечение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.
ТЕСТ/>ИНТЕРВАЛ />РЕТЕСТ
Заиндекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двухтестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатомтренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция можетбыть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также можетсвидетельствовать о ненадежности теста.
Надежностьвзаимозаменяемых форм – повторное тестирование выборки испытуемых параллельнойформой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.
ТЕСТА />ИНТЕРВАЛ />ТЕСТ А'
Заиндекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатамитестирования двумя параллельными формами теста. Высокий коэффициент корреляциии большой интервал между двумя испытаниями свидетельствуют о высокой надежноститеста.
Возможныйобман со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие винтервале между тестированиями, не оказывают особого влияния (как в ретестовомметоде) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен притестировании параллельными формами, то эффект переноса принципа заданий частоимеет место. Эффект переноса следует учитывать при построении параллельныхформ.
Требованияк построению параллельных форм:
параллельныеформы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем жетребованиям;
должнысодержать одинаковое количество заданий со сходной степенью трудности;
эквивалентностьпараллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.
Методрасщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондентвыполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двухрезультатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетныезадания).
Заиндекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатамитестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутреннейсогласованности теста.
Валидностьи надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что онизмеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно – остается подвопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, каксодержательная, так и практическая.
5. Виды психологических тестов
Тестыинтеллекта
Понятиеинтеллекта. Проблемы тестирования интеллекта. [14] Тесты интеллекта, или тестыобщих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуальногоразвития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальныхтестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированиюинтеллекта как психической реальности. Еще в 20-х гг. возникла кризиснаяситуация в психологии интеллекта. Встал вопрос о существовании термина«интеллект» в статусе психологической категории.
Интеллекттрадиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического иэкспериментально-психологического. Суть тестологического направлениязаключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тестыинтеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.
Кризисв этом направлении заключается в том, что понятие ''интеллект''' было подмененопонятием «способность к учению». Неотестологические теории интеллектапризнают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы:восприятие, память, мышление и т.д. (см. ниже).
Экспериментально-психологическоенаправление как реакция на неконструктивность тестологических теорийпредставлено теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта наоснове учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского(влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).
Кромевышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта (8) какпример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта какпсихической реальности.
Полученныес помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в видекоэффициента интеллекта (IQ).
Итак,под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структурапознавательных свойств человека, возникающая на основе наследственнозакрепленных задатков, формирующаяся во взаимодействии с ними.
ПонятиеIQ [15] Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных наизмерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой иассоциативной памяти, др.). Например, в Гамбургской версии теста Векслера дляисследования интеллекта у детей (версия 1983 года), когда весь тест проведен,его результаты представляются в виде 11-балльных значений, по одному значениюна каждый субтест (11 субтестов). Количественная информация по теступредставляется в виде профиля результатов, состоящего из результатов по каждомусубтесту, выраженных в балльных значениях. Мерой оценки теста в целом можетбыть сумма этих значений или среднее значение данных всех субтестов. Какправило, тестологи ограничиваются тем, что представляют результаты субтестов ввиде баллов. Векслер предложил общий результат представить в виде значения IQ.
IQ– количественный показатель интеллектуального развития. Он высчитывается поформуле:
умственный возраст
IQ= –------------------------------------ *100
хронологический возраст
Помере развития математико-статистического аппарата интеллектуальных тестовколичественный показатель IQ был заменен стандартным IQ показателем. Векслерпервым вводит шкалу стандартных IQ.
Приинтерпретации общего результата нельзя целиком полагаться на соответствующийобщий показатель IQ. Существенную информацию дает интерпретация профилярезультатов по субтестам.
Следуетотметить тот факт, что область средних значений шкалы IQ не дает представленияо том, в каких субтестах результаты выше среднего, а в каких – ниже. Так,например, показатель IQ в 100 баллов может быть получен и в случае однородногопрофиля достижений (то есть когда по всем субтестам результаты выше среднегозначения), и в случае, когда по одним субтестам достигнуты результаты вышесреднего, а по другим – ниже среднего.
IQили любой другой показатель следует всегда приводить вместе с названием теста,в котором они получены. Тестовые показатели нельзя интерпретировать в отрыве отконкретного теста.
«IQне является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающейсреды. IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достиженийв обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, онскладывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплексспособностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определеннойкультуре».
А.Анастази
Фактор«G». Двухфакторная и многофакторная теории интеллекта. [16] Висследованиях Ч.Спирмана и сотр. (автора двухфакторной теории интеллекта) былоустановлено, что между любыми тестами интеллекта существуют положительныекорреляции. Ч.Спирман считал, что эти положительные корреляции обусловлены тем,что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор. Этотфактор он назвал генеральным, или фактором «G». Он полагал такжесуществование других факторов, свойственных только одному виду деятельности(S-факторы).
Висследованиях Л. Терстоуна (автора многофакторной теории) было установлено, чтокорреляции между тестами не могут быть объяснены наличием в них только одногофактора («G»). Им было выделено 12 факторов, которые он назвал«первичные умственные способности», существующие помимо генерального.
ИменноЛ. Терстоун доказывал, что нет оснований для использования коэффициентаинтеллекта. Интеллект, считал он, необходимо представлять в виде профиля оценокпо первичным факторам, в чем и состоит суть многофакторной теории интеллекта.
Тестыспособностей. [17]
Понятиеспособности. Способностями называют индивидуально-психологические особенностичеловека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности.Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуютотносительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности.Общие и частные делятся на элементарные и сложные.
.СПОСОБНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СЛОЖНЫЕ ОБЩИЕ
присущие всем людям основные формы психического отражения способности:
ощущать
воспринимать
запоминать
переживать
мыслить
в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности:
игре
учению
труду
общению ЧАСТНЫЕ
присущие не всем людям способности:
музыкальный слух
точный глазомер
настойчивость
смысловая память
присущие не всем людям способности:
профессиональные
специфические
особенные
Критериемналичия способностей можно считать уровень успешности в какой-либо деятельностипо сравнению с другими, например, меньшая затрата сил, быстрота. Если уровеньуспешности в какой-либо деятельности одинаков у двух людей, то более способнымиз них к этой деятельности будет тот, кто обладает оригинальностью приемов,своеобразием способов действий.
Способностьхарактеризуется успешностью в приобретении знаний, умений и навыков и их переносс одного класса задач на другой.
Способностьпо сути не есть одно единственное качество, а составляет целостный комплекскачеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительнаяпамять, острота зрительного восприятия и др.
Втестировании способностей выделяют тесты специальных способностей, тесты общихспособностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей.
Тестыспециальных способностей направлены на измерение способностей к определеннымвидам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора ипрофориентации.
Взарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двумоснованиям:
повидам психических функций (моторные, сенсорные),
повидам деятельности (технические и профессионализированные, то естьсоответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). Всоответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.
Комплексныебатареи способностей направлены на измерение относительно независимыхспособностей. Используются при решении задач в области образования ипрофориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализациив образовании или профессии.
Тестыдостижений [18]
Если«тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения тойили иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохожденияиндивидом того или иного курса специального обучения или для предсказанияуровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, тотесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершенииобучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делатьк настоящему времени».
Выделяютдве группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений, тестыдостижений по конкретным учебным предметам.
Широкоориентированныетесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения(например, тесты на понимание научных принципов).
Тестыдостижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике)ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем,уровня владения навыками (например, счетными).
Такиетесты выполняют несколько функций:
выступаюткак средство оценки знаний,
выявляютнедостатки обучения,
подсказываютнаправление последующего обучения,
обеспечиваютмотивацию учащегося,
помогаютприспособить обучение к потребностям индивида,
даютинформацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
Тестыличности [19]
Впсихологии выделяют следующие направления исследования личности:
L – данные
(Life record data) информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни;
Q – данные
(questionnaire data) информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок (см. Тема 4);
T – данные
(Tests data) информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов.
Следуеттакже отметить проективный метод исследования личности, речь о котором пойдет вТеме 5.
Тестыличности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действияпредставляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнениекакой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его непросят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цельэтих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действийоценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом ихпринципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках. Большинствотестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при которой ондолжен стараться дать «правильный» ответ (в отличие от проективныхметодик, в которых любой ответ «хорош»).
Существуетнесколько подходов в рамках тестов действия: исследование когнитивного стиля(типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления,запоминания), исследование эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц, оценкаинтересов и установок.
Ситуационныетесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальнойжизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий,вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (втестах на стресс).
Критериально-ориентированныетесты (КОТ) [20]
Критериально-ориентированныетесты отличаются от традиционных тестов тем, что в традиционных оценкаосуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с групповыми(ориентация на статистическую норму), а в критериально-ориентированных – оценкаосуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с некоторымкритерием. В качестве такого критерия выступает уровень владения навыком,умениями, знаниями.
КОТиспользуются в образовании. Цель тестирования с помощью КОТ – оценка владениянавыком. Итоговый показатель фиксирует степень владения навыком и не включает всебя индивидуальные различия, что является слабым местом КОТ. Поэтому ихиспользование возможно для оценки элементарных навыков.
Отечественнымпримером КОТ является Школьный Тест Умственного Развития – ШТУР (1).
Список литературы
Словарь-справочникпо психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б.Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.
АнастазиА. Психологическое тестирование. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. С. 114-119.
АнастазиА. Психологическое тестирование. Т. II. – М.: Педагогика, 1982.
ШванцараЙ. Диагностика психического развития. – Прага: медицинское изд-во«Авиценум», 1978. С. 46.
НоэльЭ. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М.: Прогресс, 1978.
ГильбухЮ.З. Актуальные вопросы валидации психологических тестов / Вопросы психологии,N 5. – M.: Педагогика, 1978. С. 108-118.
ГайдаВ.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-воЛГУ, 1982. С. 13-18.
ХолоднаяМ.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / Вопросы психологии,N 5. – М.: Педагогика, 1990. С. 121-128.
ВыготскийЛ.С. О психологических системах / Сбор. соч. – М., 1982. С. 109-131.
ПиажеЖ. Экспериментальная психология. Вып. 5. – М.: Прогресс, 1975.
Психология.Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского; «2-е»изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990.
СтоунсЭ. Психопедагогика. – М.: Педагогика. Гл. 15, 16.
Дополнительнаялитература:
АванесовВ.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 1982.
ГуревичК.М., Акимова А.К., Козлова В.Т. Статистическая норма илисоциально-психологический норматив? // Психологический журнал, 1986, N 3.
МельниковВ.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.:Просвещение, 1985. Гл. 4.
Психологическаядиагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.:Педагогика, 1981. Гл. 2, 3, 5.
ГорбачеваВ.И. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностикиумственного развития школьников: Дисс. Канд. психол. наук. – М., 1987.
АкимоваМ.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. – М.: Изд-воМГУ. С. 122-128.
БлейхерВ.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта личности. – Киев: Выщашкола, 1978.
БлейхерВ.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
ТалызинаН.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. – М.:Изд-во МГУ, 1987.
АйзенкГ.Ю. Проверьте свои способности. – М.: Мир, 1972.
БеловаО.В. Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)